На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте      В е р а    и    В р е м я:    Персоналии
| Главная | | Библиотека | | Фотогалерея | | События | | Лица | | Контакты |

К О М Е Н С К И Й

Коменский
Ян Амос

 

Персоналии

 

 

Коменский (Komensky, Comenius) Ян Амос (1592-1670), чешский мыслитель-гуманист, педагог, общественный деятель. Деятельность Коменского была посвящена проблемам образования и воспитания, исправления общества в целях взаимопонимания и сотрудничества между народами для "достижения лучшей жизни во всём мире". Философия Коменского (пансофия - обучение всех всему), его программа всеобщего воспитания, вера в непрерывность процесса усовершенствования всех и всего посредством творческого труда, стремление к созданию комплексного метода формирования личности и общества представлялись в то время утопическими и заслуженную оценку получили лишь в 20 в.

Теорию всеобщего универсального образования Коменский изложил в "Дидактике" на чешском языке (1628-30, опубликована в 1849). Переработанная, расширенная и переведённая на латинский язык "Дидактика" под названием "Великая дидактика" (1633-38) стала основной теоретической базой средней ступени образования. Отдавая вначале предпочтение предметному принципу преподавания, Коменский подготовил ряд предметных учебников по физике, геометрии, геодезии, географии, астрономии, истории. Затем он пришёл к убеждению, что человек должен получить систему знаний о мире. Примером такого собрания важнейших знаний о мире, природе, человеке, общественном устройстве и духовной области стал учебник "Открытая дверь языков" (1631).

В 1640-х гг. Коменский был приглашён в Швецию для проведения реформы шведских школ. Подготовил ряд учебников. С 1650 проводил реформу школ в Венгрии, где в Шарошпатаке пытался частично реализовать свою идею устройства пансофической школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня Коменский изложил в сочинении "Пансофическая школа" (1651). Подготовил иллюстрированный учебник "Мир чувственных вещей в картинках" (1658) - упрощённый вариант книги "Открытая дверь языков", который стал первой учебной книгой, созданной на основе психологических принципов обучения (в несколько переработанном виде учебник использовался в некоторых странах Европы до 2-й половины 19 в.). Стремясь сделать учение для школьников более интересным, составил учебную книгу "Школа - игра" (1656), которая представляла собой драматизацию "Открытой двери языков" и предназначалась для постановки на сцене школьного театра.

С 1654 жил в Амстердаме, где подготовил 4-томное собрание своих латинских педагогических сочинений. Творчество Коменского оказало огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Рассматривая вопросы воспитания и обучения в неразрывном единстве, Коменский призывал к широкому (универсальному) образованию на основе родного, а затем и латинского языка - языка науки и культуры того времени. Цель воспитания Коменский видел не только в приобретении знаний, но и в системе моральных качеств, из которых наиболее важными считал справедливость, мужество, умеренность.

 

Источник:

Словарь.ru


КОМЕНСКИЙ (Komensky, Comenius) Ян Амос [28.3.1592, Нивнице, ныне близ Угерске-Градиште (Чехия), —15.11.1670, Амстердам], чешский мыслитель-гуманист, педагог, общественный деятель. Родился в семье члена протестантской об­щины Чешских братьев. Получил первоначальное образование в братской школе, в 1608—10 учился в латинской школе, затем в Херборнской академии и Гейдельбергском университете (1611—14), куда был направлен общиной для подготовки к проповеднической деятельности. В 1614—20 преподавал и был проповедником в Пршерове, затем в Фульнеке (Моравия).

Деятельность Коменского была посвящена проблемам образования и воспитания, исправления общества в целях взаимопонимания и сотрудничества между народами для «достижения лучшей жизни во всём мире».

Философские взгляды Коменского сложились под влиянием идей Аристотеля, Платона, Ф. Бэкона, Вивеса. Философия Коменского (пансофия — обучение всех всему), его программа всеобщего воспитания, вера в непрерывность процесса усовершенствования всех и всего посредством творческого труда, стремление к созданию комплексного метода формирования личности и общества представлялись в то время утопическими и заслуженную оценку получили лишь в 20 веке.

В творчестве Коменского получает развитие предшествующая традиция чешской реформации и гуманизма, связанная с гуситским движением, а затем с общиной Чешских братьев (см. в ст. Чехия).

Ещё в период учёбы Коменский собрал огромный языковой материал к книге «Клад чешского языка» (рукопись сгорела в 1656 г.), пытался создать своего рода универсальную энциклопедию «Театр всевозможного» («Theatrum universitatis rerum»), пробовал себя в духовной поэзии, занимался теорией чешского стихосложения.

Коменский — ведущий представитель чешской реформаторской церкви, в ходе 30-летней войны он вынужден был скрываться в Чехии и Моравии. В этот период Коменский написал ряд исторических работ и литературно-философский трактат «Лабиринт света и рай сердца» («Labirint sveta a raj srdce», 1623), в котором отразилась общественно-критическая позиция Коменского. Острая обществ, сатира в «Лабиринте...» дополняется оптимистичной картиной гармоничного общества («Рай сердца»).

Под влиянием неоплатонизма Коменский пришёл к убеждению, что устранить недостатки общества можно лишь исходя из общих проблем мироустройства. Один из путей исправления мира Коменский видел в совершенствовании системы воспитания и образования людей. Теорию всеобщего универсального образования он изложил в «Дидактике» на чешском языке (1628—30, опубликована в 1849 г.), в которой частные вопросы образования рассматривал в связи с общими проблемами воспитания и ставил цели и методы воспитания в зависимость от положения человека в обществе, его предназначения. Образование, по Коменскому, должно помогать человеку правильно ориентироваться в мире в поисках смысла жизни. Широкая трактовка проблемы и требование образования для всех детей и молодёжи обусловили  отрицательное отношение к «Дидактике».

В 1631—32 Коменский переработал «Дидактику», назвав её «Рай церкви или рай чешский», и сделал составной частью первого проекта реформы образования и воспитания в Чехии. Он предполагал также в дополнение к «Дидактике» создать учебники и методическую литературу. Закончил Коменский лишь «Информаторий материнской школы», ставший первой теорией дошкольного воспитания детей до 6 лет. В сочинении раскрывались специфика воспитания на каждом этапе жизни ребёнка, соотношение физического и нравственного воспитания, взаимосвязь активной деятельности детей с нравственным и религиозным воспитанием, умственного развития и формирования речи ребёнка. Отмечая многообразное значение детских игр, Коменский подчёркивал и необходимость систематического, соразмерного с возрастом ребёнка, ненасильственного ознакомления детей с самыми простыми знаниями о мире.

В г. Лешно (Польша), занимаясь только педагогической деятельностью, Коменский в 1633—38 переработал, расширил и перевёл на латинский язык «Дидактику». Так возникла «Великая дидактика» («Didactica magna»), ставшая основной теоретической базой средней (латинской) ступени образования. Коменский создал единую систему образования и наметил его структуру — от дошкольного воспитания до высшего образования. От рождения до 6 лет дети воспитываются в семье (материнская школа), с 6 до 12 лет обучаются в элементарной школе (родной язык, арифметика, элементы геометрии, географии, природоведения, Священное Писание). Коменский считал, что в «школе родного языка» не­обходимо знакомить детей с ремёслами. На следующей ступени обучения — в латинской школе или гимназии (с 12 до 18 лет) Коменский вводит, наряду с традиционными семью свободными искусствами, естествознание, историю, географию. Высшее образование (с 18 до 24 лет) осуществляется в академии. Коменским были разработаны понятия целей, содер­жания и методов воспитания. Вначале Коменский отдавал предпочтение предметному принципу и был автором ряда предметных учебников по физике, геометрии, геодезии, географии, астрономии, истории. Затем он пришёл к убеждению, что человек должен получить систему знаний о мире. Примером такого собрания важнейших знаний о мире, природе, человеке, обществ, устройстве и духовной области является учебник «Открытая дверь языков» («Janua linguarum reserata», 1631). Учебник представлял собой пособие нового типа, он отвергал традиционный догматический путь изучения грамматики и синтаксиса, предлагал метод усвоения языка на основе познания элементов реального мира. Содержал 8 тыс. лат. слов, из которых были составлены сравнительно простые предложения, сгруппированные в небольшие, постепенно усложняющиеся рассказы-статьи о важнейших явлениях окружающей действительности.

В 1640-х гг. Коменский по предложению шведского правительства занялся в Эльблонге подготовкой реформы школ для Швеции и разработкой методики преподавания латинского языка. После Вестфальского мира (1648) Коменский возвратился в Лешно, где по заказу Швеции подготовил учебники: «Преддверие латинского языка» («Vestibuluai latinae linguae»), «Зал латинизма» («Atrium linguae latinae», 1643—49, опубликован в 1649 г.), а также «Новейший метод языков» («Linguarum methodus novissima», 1649).

В 1650 г. Коменский был приглашён для органи­зации школ в Венгрию, где в Шарошпатаке пытался частично реализовать свою идею устройства пансофической школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменским в сочинении «Пансофическая школа» (1651). Коменский предложил также решение проблемы взаимоотноше­ния факторов, участвующих в образовательном процессе (например, лиц, участвующих в обучении, места, времени, методов обучения). Уделял большое внимание роли воспитателя, учителя (а также родителей), особенно его моральному облику.

Конфликт между планами создания пансофической школы и реальным положением необразованного большинства народа в Венгрии побуждал Коменского к дальнейшей разработке проблемы лёгкого, быстрого, радостного и глубокого учения. Написанный им иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» («Orbis sensualium pictus», 1658), упрощённый вариант книги «Открытая дверь языков», был первой успешной попыткой создания учебной книги на основе психологических принципов. Этот учебник в несколько переработанном виде использовался в некоторых странах Европы до 2-й половины 19 века. Стремясь сделать учение для школьников более интересным, Коменский составил учебную книгу «Школа — игра» («Schola — ludus», 1656), которая представляла собой драматизацию содержания «Открытой двери языков» и предназначалась для постановки на сцене школьного театра.

В 1654 г. Коменский вновь вернулся в Лешно. С 1657 г. жил в Амстердаме. Здесь он подготовил четырёхтомное собрание своих латинских педагогических сочинений «Opera didactica omnia», среди которых впервые увидела свет и «Великая дидактика». В Амстердаме Коменский работал также над начатым в 1644 трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» («De rerum humanarum emendatione consultatio catholica»), который явился итогом его философско-педагогических и общественных планов по исправлению общества. «Всеобщий совет ...» включает несколько частей. «Всеобщее пробуждение» («Панегерсия») призывает к всесторонней активной деятельности, направленной на исправление людей; «Всеобщее просвещение» («Панавгия») анализирует основные методы по исправлению; «Всеобщая мудрость» («Пансофия»), называется также «Всеобщее устройство» («Пантаксия»), содержит философское ядро «Всеобщего совета» — собрание общих и конкретных сведений о мире в целом. Опираясь на свою философию природы и развития человека и человечества, Коменский в рамках неоплатонизма дал концепцию структуры и развития космического процесса. Главное место в ней занимает человек — творец, от активности которого зависит, в какой мере это развитие будет означать как совершенствование мира, так и материальное и духовное воспроизведение человечества. Для этого всех людей следует обучать и воспитывать. «Всеобщее воспитание» («Панпедия») содержит теорию универсального образования и воспитания всех людей, везде, в течение всей жизни на основе равноправия. К первоначальным ступеням обучения и воспитания Коменский присоединяет и другие «школы жизни», которые, в свою очередь, делит на этапы развития— «классы». Таким образом, система всеобщего воспитания Коменского включает «школу рождения», подготовку к супружеству, пренатальный этап (рождение детей), «школу раннего детства» (дошкольное воспитание), «школу детства» (элементарное школьное обучение на родном языке), «подростковую школу» (средняя ступень), «школу молодости» (высшее образование). На следующем этапе — в «школе старости» — должны преобладать мудрость, жизненный опыт и пр. Уважение к жизни, забота о её сохранении и совершенствовании — апофеоз труда Коменского.

Для повышения эффективности всеобщего воспитания, обеспечения мира и сотрудничества между народами Коменский предлагал создать универсальный язык, на котором будет развиваться национальная культура, — «Всеобщий язык» («Панглотия»), «Всеобщее исправление» («Панортосия») завершает проект всеобщего и полного преобразования, в первую очередь главных сфер деятельности человека (философии, политики, религии). При этом Коменский подчёркивал связь между самоисправлением каждого отдельного человека и исправлением главных социальных институтов (семьи, школы, церкви, государства), требовал соблюдения правильного соотношения между свободой и порядком. Осуществлению всеобщего исправления должны помочь всемирные институты, обеспечивающие сотрудничество и мир между народами: междунарная организация учёных для сотрудничества в области науки и воспитания, международная консистория (некий всемирный совет церквей) и международный суд для мирного решения спорных политических вопросов. Заключительная часть «Всеобщего Совета» — «Всеобщее поощрение» («Паннутесия») призывает к работе, направленной на универсальное социальное исправление. Коменскому удалось издать лишь вступительную часть своего труда-утопии, ряд глав рукописи не были завершены (в полном объёме издана в 1966 г. в Праге).

Творчество Коменского оказало огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Его труды содержат ряд продуктивных идей: единство общего и особенного, целого и частного, развития и воспитания, общественной системы образования и естественного, постепенного свободного развития целостной личности, индивидуального и социального развития и т. д. Цель воспитания, по Коменскому, — подготовка человека к вечной жизни. Путь к вечному блаженству он видел в познании внешнего мира, в умении владеть вещами и самим собой, в возведении себя к источнику всех вещей — Богу. Таким образом, Коменский выделял 3 составные части воспитания — научное образование, нравственное воспитание и религиозное воспитание. Понимание Коменским задач воспитания являлось выражением его гуманистического стремления к всестороннему развитию личности. Согласно Коменскому, человек — дитя природы, и поэтому все педагогические средства должны быть природосообразными. Принцип природосообразности воспитания предполагает при этом изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий. Идея универсального параллелизма, т. е. признания общности главных принципов, управляющих природой, человеком и его деятельностью, легла в основу сравнит, метода, который использовал Коменский в своей педагогической системе.

Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Он призывал к широкому (универсальному) образованию на основе родного, а затем и латинского языка —языка науки и культуры того времени. Основные требования к обучению: раннее начало обучения, соответствие учебного материала возрасту ребёнка. Коменский считал, что разум человека способен охватить всё при последовательном и постепенном продвижении вперёд, следуя от близкого к далёкому, от известного к неизвестному, от целого к частному. При этом сначала у ребёнка надо пробудить интерес к учению, используя для этого различные методы. Признавая 3 источника познания — чувства, разум и веру, главное значение Коменский придавал чувственному восприятию, которое должно подкрепляться затем разъяснением.

Цель воспитания Коменский видел не только в приобретении знаний, но и в системе моральных качеств, из которых наиболее важными считал справедливость, мужество, умеренность. Стремление К. выработать интегрированную систему познания, позже развитую Лейбницем и др. мыслителями, наметить основную линию эволюции человека и общества определило важное направле­ние в развитии европейской культуры.

 

Сочинения  в русском переводе: Избранные педагогические сочинения, т. 1— 2, М., 1982.

 

Лит.: Красновский А.А., Я. А. Коменский, М., 1953; Мат-лы науч. сессии АПН РСФСР, посв. 300-летию опубликова­ния Собр. дидактич. трудов Я. А. Коменского, М., 1959; Джибладзе Г. Н., Филосо­фия Коменского, М., 1982; Кратохвил М. В., Жизнь Яна Амоса Коменского, пер. с чеш., М., 1991; Р о р е 1 о v a  J., Коmenskeho cesta k vsenaprave, Praha, 1958; Blekastad M., Comenius, Praha — Oslo, 1969; Capkova D., Nektere zakladni principy pedagogickeho mysleni' J. A. Komenskeho, Praha, 1977; Otazky soucasne komeni-logie, Praha, 1981; Sympozium Comenianum 1982, Uhersky Brod, Comenius Institute od Education Praha, Comenius Muzeum in Uher­sky Brod, 1984; Acta comeniana, Praha, 1940.

Д. Чапкова.

 

Источник:

Российская педагогическая энциклопедия. М.: Издательство «БРЭ», 1993, с. 454-455

 

 

См. тж. Хронос. Биографический указатель. Коменский Ян Амос.

 

Персоналии
 

 

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет В е р а     и      В р е м я    2007