Фоторепортаж о праздничных мероприятиях в селе Козлово Тверской области в память священномученика Алексия Сибирского, прошедших 12-13 ноября 2016 года |
| | | | О.Димитрий, А.М.Леонов
| «А из нашего окна...»
| О.Димитрий, Л.И.Сауткина
| Снежная зима
|
12-13 ноября 2016 года в селе Козлово Спировского района Тверской области прошли мероприятия, посвящённые памяти священномученика Алексия Сибирского (13.11.1937).
В субботу, 12 ноября, накануне дня памяти о. Алексия, в Козловской средней общеобразовательной школе состоялся круглый стол на тему «Память рода» с участием учителей, студентов, педагогов и учёных из Козлово, Спирово, Санкт-Петербурга и Москвы. Москвичи познакомились с системой работы школы по патриотическому, духовно-нравственному и трудовому воспитанию, услышали рассказ об участии в социокультурном проекте «Наследие», о работе педагогического коллектива по краеведение и сохранению культуры тверских карел. Об этом рассказали директор школы Татьяна Васильевна Кичкина и педагоги Ольга Николаевна Орлова и Антонина Алексеевна Цветкова.
В ходе обсуждение прозвучало предложение студентки Колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга №26 (26КАДР) Дарьи Мотовниковой об установке памятного знака в селе Козлово в память переселения карелов на Тверскую землю: в 2017 году будет праздноваться 400-летие этого события.
О переселении карел во Введенский приход села Козлово
Среди местных жителей до сих пор бытуют легенды, связанные со смутным временем: об ушедших под землю церквях и часовнях, исчезнувших деревнях, борьбе местного населения с захватчиками, древних битвах и зарытых сокровищах. Много бед и страдания принесло Смутное время в эту землю, были стёрты с лица земли сёла и деревни, разграблены храмы, поля зарастали травой и кустарником, там где некогда кипела жизнь, теперь была «мерзость запустения».
Но задолго до этого между Россией и Швецией разгорелась борьба за Корельский уезд с городом Корелой. Давние и прочные связи объединяли два народа русских и карел, но выгодное экономическое и стратегическое положение уезда не давало покоя северным соседям. С наступлением Смутного времени Швеция попыталась снова захватить Корельский уезд. 4 июля 1610 г. подошли вплотную к Кореле и в сентябре приступили к осаде города. Карелы оказали сопротивление, осада затянулась на целый год. В это время в тылу шведов действовали партизанские отряды, наносившие сильный урон врагу. Но, не смотря на упорное сопротивление 2 марта 1611 г. город пал. Началась эвакуация оставшихся в живых жителей в пределы Русского государства.
Но Швеция не оставляла мысль о завоевании русского севера, лишь 23 февраля 1617 г. в д. Столбово, близ Тихвина был подписан мирный договор. Швеции отошли Ижорская земля с городами Ивангородом, Ямом, Копорьем и Орешком. Во владение Швеции перешёл и Корельский уезд с городом Корелой. Так начался почти столетний период власти Шведов над карелами.
Но самое страшное было впереди. Шведы стали насаждать чуждую карельскому народу протестанскую религию. Карелов ждало притеснение, поборы и наконец изгнание со своей земли. В 1627 г. камрер Эрик Трана писал: «Подати в этих провинциях весьма огромны, увеличение же их способствовало бы только усилению ухода населения в Россию». Земли Корельского уезда активно стали раздаваться шведским и немецким дворянам, а те в свою очередь превращали крестьян фактически в свою собственность.
Вот строки из жалобы 1643 г.: «Несмотря на то, что мы большими платежами налогов ежегодно выкупаем наше хозяйство, многие безжалостные люди приобретают наши участки и дома … и, получив нас от государства покупкой или иными способами в своё владение, совершенно не удовлетворяются тем, сколько должно получать от нас государство, а мучают и изнуряют нас сбором подарков и повседневной подёнщиной и всякими другими насилиями, вследствие чего мы вынуждены покидать свои насиженные места и отцовское наследство».
Вдобавок ко всему начавшееся закрытие и уничтожение православных церквей и монастырей, только усилили отток карельского населения в Россию. Переселение карел проходило в два этапа, первый начался в 1617 и закончился в 1655 гг., во время Русско – Шведской войны начался второй этап переселения (1656 – 1658 гг.), который закончился почти полным переселением карел в Россию. Оставшаяся часть карел продолжала твёрдо хранить устои православной веры и связи с Россией.
Козловский приход на карте Менде. 1850 г.В переписной книге Ивана Колычева и Якова Фёдорова за 1646 г. значится значительное число карел, живущих на помещичьих землях. По переписной книге 1650 г. у 24 помещиков владели 78 карельскими деревнями (всего 333 двора). Но чаще земли на которые приходили карельские крестьяне были государевыми, или иначе - дворцовыми. Переселенцы получали льготы от государства, денежную и хлебную ссуду. В 1659 – 1662 гг. в дворцовые села переселились 1600 семей, в Осечинской волости – 1340 семей, в Егорьевском погосте – 122 семьи, в Никольском погосте 107 семей и т.д.
Сохранившиеся записи и акты указывают на появление карел в слободе Толмачи в 1636 – 1665 гг. По данным переписи 1663, 1668 гг. в Бежецком, Новоторжском, Ярославском и Угличском уездах значилось 273 деревни с 1605 дворами карельских переселенцев. В 1669 г. в Бежецком уезде значилось 152 деревни с 900 дворами, в Новоторжском – 32 деревни с 241 двором.
Карелы были приняты местным населением, русский народ всегда терпимо относился к любым соседям, и вскоре карелы и русские стали братьями не только по вере, но и по крови. Карелы нашли в Тверской губернии вторую родину. Такой землёю была и Козловская сторона, история которой с этих пор навсегда оказалась связанной с карельским народом. (Более полную информацию см. на портале с. Матвеево).
Возглавил обсуждение заведующий кафедрой Колледжа предпринимательства №11 города Москвы, кандидат педагогических наук Анатолий Мартемьянович Леонов.
В сам день праздника, 13 ноября, Божественную Литургию в храме священномученика Алексия Сибирского совершил его настоятель протоиерей Димитрий Лихачев.
Мероприятия организованы участниками проекта «Наследие», приходом храма при участии Козловской средней общеобразовательной школы.
В мероприятиях приняли участие представители общественного объединения «Алтарь Отечества» и Ассоциации учителей православной культуры города Москвы.
***
Мы всегда с особым чувством едем в Козлово. Здесь нас ждут друзья, коллеги, соратники - участники социокультурного проекта «Наследие»: Александр Иванович Парамонов, Анатолий Мартемьянович Леонов, Дмитрий Валерьевич Тузов. Здесь храм в честь священномученика Алексия Сибирского, бывшего настоятелем Воскресенского собора, пострадавшего за веру православную в годину испытаний в 1937 году. Храм построен участниками проекта «Наследие». И в престольный праздник Козловского храма мы не можем здесь не помолиться.
Всегда интересной бывает встреча с коллегами из Козловской школы, директором которой является Татьяна Васильевна Кичкина, которые не утратили лучшие традиции российского образования: внимание не только к патриотическому и духовно-нравственному, но и трудовому воспитанию. Много делается в школе по сохранению наследия тверских карел. Вместе с тем, существуют большая проблема в преподавании карельского языка учащимся, т.к. нет учебников для средней школы.
Особый центр притяжения в Козлово - храм во имя священномученика Алексия Сибирского, настоятелем которого является протоиерей Димитрий Лихачев. Батюшка с любовью принимает каждого из нас, приехавших из разных городов и весей России. Он является координатором проекта «Наследие» и духовником общественного объединения «Алтарь Отечества». Не только мы, москвичи, ездим в Козлово осенью на день памяти св. Алексия Сибирского и летом на фестиваль ремёсел, но и о. Димитрий раз в месяц бывает в Москве, проводит с нами беседы по Евангелию.
О. Димитрию, всем нашим друзьям по Козлово - низкий поклон и огромная благодарность. Благодаря им для нас открылась другая Россия и другие люди. Бог помощь вам в ваших прекрасных начинаниях!
Круглый стол «Память рода» в Козловской средней школе... | | | | | Организаторы конференции
| До начала заседания
| Выставка учебной литературы
| Учебник карельского языка
| | | | | | Директор Т.В.Кичкина
| | | | | | | А.А. Цветкова
| | | Е.М. Поройкова
| | | | | О.Н.Смирнова
| | | Т.И.Петракова
| | | | | Алексей Сахоненко
| | | О.Димитрий подводит итоги
| Награждение | | | | | | | | | Библиотека - центр школьной жизни | | | | | | | | | ...и вечером в доме притча у печки | | | | | | | | | Всенощное бдение в храме священномученика Алексия Сибирского | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | |
| Праздничная Божественная Литургия в день памяти священномученика Алексия Сибирского | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | «Вот моя деревня…»: село Козлово | | | | | | | | | | | | | | | | | Портреты и сюжеты | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
|