Великий князь Киевский Ярослав Мудрый (1019–1054) глубоко почитал своих братьев, святых мучеников Бориса (+1015; память 24 июля/6 августа) и Глеба (+1015; память 5/18 сентября). Было известно, что убиенный князь Борис погребён в Вышгороде, близ Киева.
Вскоре были найдены святые мощи благоверного князя Глеба на Смядыни, неподалеку от Смоленска, откуда их перевезли по Днепру в Киев.
Киевский Митрополит Иоанн I (1008–1035) с собором духовенства торжественно встретили нетленные мощи святого страстотерпца и положили в Вышгороде у храма святого Василия Великого, где находились мощи мученика Бориса.
Вскоре место погребения прославилось чудотворениями. Тогда мощи святых братьев Бориса и Глеба были извлечены из земли и положены в специально устроенной часовне. 24 июля 1026 года был освящён построенный Ярославом Мудрым пятиглавый храм в честь святых мучеников.
В последующие годы Вышгородский Борисоглебский храм с мощами святых страстотерпцев становится семейным храмом Ярославичей, святилищем их братской любви и совместного служения Родине. Символом их единения стало празднование перенесения мощей Бориса и Глеба 2/15 мая. История его установления связана с предшествовавшими событиями русской истории.
2 мая 1069 года вошёл в Киев великий князь Изяслав, изгнанный с княжения за семь месяцев до этого (в сентябре 1068 года) в результате восстания киевлян. В благодарность за Божие содействие в установлении мира на Русской земле князь построил вместо обветшавшего храма, воздвигнутого в 1026 году, новый, «в верх один». На освящении его присутствовали два митрополита, Георгий Киевский и Неофит Черниговский, с епископами, игуменами и духовенством. Перенесение мощей, в котором участвовали все трое Ярославичей (Изяслав, Святослав, Всеволод), было приурочено ко 2/15 мая, это число и было утверждено для ежегодного празднования.
Святослав Ярославич, княживший в Киеве в 1073–1076 гг., предпринял попытку сделать Борисоглебский храм каменным, но успел довести кладку стен лишь до восьми локтей. Всеволод (+1093) достроил церковь, но она в ту же ночь обрушилась.
Почитание святых Бориса и Глеба сильно развилось в эпоху внуков Ярослава, приводя нередко к своеобразному благочестивому соревнованию между ними.
Сын Изяслава Святополк (+1113) устроил святым серебряные раки, сын Всеволода Владимир Мономах (+1125) в 1002 году тайно, ночью прислал мастеров и оковал серебряные раки листами золота.
Но их превзошел сын Святослава Олег (+1115), знаменитый «Гориславич», упоминаемый в «Слове о полку Игореве». Он «умыслил воздвигнуть сокрушившуюся каменную (церковь) и, приведя строителей, дал в обилии всего, что нужно». Церковь была готова в 1011 году. Расписав её, Олег «много понуждал и молил Святополка, чтобы перенести в неё святые мощи». Святополк не хотел, «зане не он создал ту церковь».
Смерть Святополка Изяславича (+1113) вызвала в Киеве новый мятеж, который едва умирил Владимир Мономах, ставший в этом году великим князем.
Решив скрепить дружбу со Святославичами совместным торжеством перенесения мощей в Олегов храм, он дал знать Олегу и Давыду (+1123).
«Владимир, собрав сыновей, и Давыд и Олег со своими сыновьями пришли к Вышгороду. И все святители, игумены, черноризцы, поповство сошлось, наполнив весь город и по стенам градским не уместились».
Наутро, 2 мая 1115 года, в Неделю жён-мироносиц, начали петь утреню в обеих церквах – старой и новой, началось перенесение мощей. При этом произошло своеобразное разделение: «и повезли на санях сначала Бориса, с ним шли Владимир, митрополит и духовенство». За ним на других санях повезли святого Глеба: «с ним шел Давыд с епископами и духовенством». (Олег ждал всех в церкви.)
Это разделение соблюдалось и в дальнейших поколениях. Святой Борис считался небесным покровителем преимущественно Мономашичей, святой Глеб – преимущественно Ольговичей и Давыдовичей. Доходило до того, что Владимир Мономах в своем «Поучении», говоря о Борисе, не упоминает Глеба, а в роду Ольговичей, наоборот, ни одного княжича не назвали именем Борис.
Вообще же имена Борис и Глеб так же, как Роман и Давид, были излюбленными во многих поколениях русских князей.
Братья Олега Гориславича носили имена Роман (+1079), Глеб (+1078), Давыд (+1123), один из сыновей его носил имя Глеб (+1138).
У Мономаха были сыновья Роман и Глеб, у Юрия Долгорукого – Борис и Глеб, у святого Ростислава Смоленского – Борис и Глеб, у святого Андрея Боголюбского – святой благоверный Глеб (+1174), у Всеволода Большое Гнездо – Борис и Глеб.
Среди сыновей Всеслава Полоцкого (+1101) – полный набор «борисоглебских» имен: Роман, Глеб, Давид, Борис.
Вышгородские святыни были не единственным центром литургического церковного почитания святых страстотерпцев Бориса и Глеба, распространённого по всей Русской земле. Прежде всего, существовали храмы и монастыри в конкретных местностях, связанных с мученическим подвигом святых и их чудесной помощью людям: храм Бориса и Глеба на Дорогожиче, на пути в Вышгород, где святой Борис, по преданию, испустил дух; Борисоглебский монастырь на Тме, близ Твери, где конь Глеба повредил ногу; обители того же имени на Смядыни – на месте убиения Глеба и на реке Тверце, близ Торжка (основан в 1030 году), где хранилась глава святого Георгия Угрина. Борисоглебские храмы были воздвигнуты на Альте – в память победы Ярослава Мудрого над Святополком Окаянным 24 июля 1019 года, и на Гзени, в Новгороде – на месте победы над волхвом Глеба Святославича.
Ольговичи и Мономашичи состязались в создании великолепных храмов святым мученикам.
Сам Олег, кроме Вышгородского храма, воздвиг в 1115 году Борисоглебский собор в Старой Рязани (почему и епархия называлась позже Борисоглебской).
Его брат Давыд строит такой же в Чернигове (в 1120 году).
В 1132 году Юрий Долгорукий построил церковь Бориса и Глеба в Кидекше на реке Нерли, «где было становище святого Бориса».
В 1145 году святой Ростислав Смоленский «зяложи церковь каменну на Смядыни», в Смоленске.
В следующем году возник первый (деревянный) Борисоглебский храм в Новгороде.
В 1167 году на смену деревянному закладывается каменный, оконченный и освящённый в 1173 году. Строителем церкви новгородские летописи называют Сотко Сытинича - былинного Садко.
Святые страстотерпцы Борис и Глеб были первыми русскими святыми, канонизованными Русской и Византийской Церквами. Служба им была составлена вскоре после их кончины, составителем её был святитель Иоанн I, митрополит Киевский (1008–1035), что подтверждают записи в Минеях XII века.
Свидетельством особого почитания на Руси святых мучеников Бориса и Глеба служат многочисленные списки житий, сказаний о мощах, чудесах и похвальных слов в рукописных и печатных книгах XII–XIX веков.
|