Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

День рождения: Февраль 22 (?)
День памяти: Октябрь 17

События по теме:
Я.А. Коменский

28 апреля

Великий чешский педагог Я.А. Каменский (1592-1670)

Ян Амос Коменский (Komensky, Comenius) [28.3.1592, Нивнице, ныне близ Угерске-Градиште (Чехия), —15.11.1670, Амстердам] - чешский мыслитель, педагог, общественный деятель. Родился в...

(См. далее...)

28 апреля

Русская писательница В.А. Осеева (1902-1969)

«Доброй и честной, смелой и рыцарски благородной» - такой запомнил писатель А. Алексин Валентину Александровну Осееву. В 21 год юная Валя Осеева пошла работать в Трудовой комитет для безнадзорных...

(См. далее...)

Архив событий:
КАЛЕНДАРЬ:
22 февраля

Выдающиеся личности


 

Польский композитор и пианист Ф. Шопен (1810-1849)

День рождения: Февраль 22 (?)
День памяти: Октябрь 17



Фредерик Шопен

Фредерик Францишек Шопен (фр. Chopin, Fréderic François; польск. Szopen, Fryderyk Franciszek) (1810–1849) – польский композитор и пианист, долгое время живший и работавший во Франции (поэтому закрепилась французская транскрипция его имени).


Шопен – один из немногих композиторов, сочинявших практически только для фортепиано. Он не написал ни оперы, ни симфонии, его не привлекал хор, в его наследии нет ни одного струнного квартета. Но его многочисленные фортепианные пьесы в самых разных формах – мазурки, полонезы, баллады, ноктюрны, этюды, скерцо, вальсы – это всеми признанные шедевры. Шопен был новатором, часто отходившим от классических правил и норм. Он создал новый гармонический язык и открыл формы, призванные вместить в себя новое, романтическое содержание.


Фридерик Шопен родился в 1810 году, вероятно, 22 февраля, в Желязовой Воле под Варшавой. Его отец Николá (Миколай) Шопен, французский эмигрант, служил гувернёром и школьным учителем, мать воспитывалась в дворянской семье.

Уже ребёнком Шопен проявил яркие музыкальные способности: в 7 лет его начали учить игре на фортепиано, и в том же году был издан сочинённый им маленький полонез соль минор. Вскоре он стал баловнем всех аристократических салонов Варшавы. В богатых домах польской знати он приобрёл вкус к роскоши и подчёркнутую изысканность манер.

В 1823 году Шопен поступил в Варшавский лицей, продолжая заниматься музыкой частным образом с Иосифом Эльснером, директором Варшавской консерватории. Эльснер очень скоро понял, что его ученик не просто талантлив, а гениален. Среди его заметок сохранилась краткая характеристика, данная им юному музыканту: «Изумительные способности. Музыкальный гений».

В годы учения проявились разносторонние способности будущего композитора. Юноша хорошо рисовал, особенно ему удавались карикатуры. Его мимический талант был настолько ярким, что он мог бы стать театральным актёром.

Уже в юные годы Шопен отличался остротой ума, наблюдательностью и большой любознательностью.

В 1825 году его пригласили выступить перед российским императором Александром I, и после концерта он получил награду – бриллиантовый перстень.

В 16 лет Шопен был принят в консерваторию. Её окончание в 1829 году формально завершило музыкальное образование Шопена.

В том же году, стремясь познакомить со своим искусством издателей и публику, Шопен дал два концерта в Вене, где критики высоко оценили его произведения, а дамы – превосходные манеры.

В 1830 году Шопен сыграл три концерта в Варшаве, а затем отправился в поездку по Западной Европе. Друзья подарили ему на прощание кубок, наполненный польской землей.

Находясь в Штутгарте, Шопен узнал о подавлении польского восстания. Считается, что падение Варшавы стало поводом для сочинения до-минорного этюда, который иногда называют «революционным». Это произошло в 1831 году. После этого композитор никогда не возвращался на родину.

В 1831 году Шопен поселился в Париже. Он любил выступать в домах своих друзей и покровителей, хотя нередко отзывался о них с иронией. Его очень ценили как пианиста, особенно когда он исполнял собственную музыку в небольших домашних собраниях. За всю свою жизнь он дал не более трёх десятков публичных концертов.

Его исполнительский стиль был весьма своеобразен: по отзывам современников, его отличала необычайная ритмическая свобода. Он был пионером т.н. «рубато»: артикуляции музыкальной фразы, продления одних звуков за счёт сокращения других.

Композиторская техника Шопена весьма нетрадиционна и во многом отступает от принятых в его эпоху правил и приёмов. Шопен был непревзойдённым творцом мелодий, он одним из первых привнёс в западную музыку неизвестные ей дотоле славянские ладовые и интонационные элементы и таким образом подорвал незыблемость классической ладогармонической системы, сложившейся к концу 18 в.

То же касается ритма: используя формулы польских танцев, Шопен обогатил западную музыку новыми ритмическими рисунками. Композитор разработал сугубо индивидуальные – лаконичные, замкнутые в себе музыкальные формы, которые наилучшим образом соответствовали природе его столь же самобытного мелодического, гармонического, ритмического языка.

Шопен сочинил около трёх десятков этюдов, цель которых – помочь пианисту в преодолении специфических художественных или технических трудностей (например, в исполнении пассажей параллельными октавами или терциями). Эти упражнения принадлежат к высшим достижениям композитора: подобно «Хорошо темперированному клавиру» И.-С. Баха, этюды Шопена – прежде всего, гениальная музыка, притом блестяще раскрывающая возможности инструмента. Дидактические же задачи уходят здесь на второй план, часто о них и не вспоминают.

Композитор поразил Париж своими оригинальными мазурками и полонезами – жанрами, в которых нашли отражение славянские танцевальные ритмы и гармонический язык, типичный для польского фольклора. Как уже отмечалось, эти очаровательные, красочные пьесы впервые привнесли в западноевропейскую музыку славянский элемент, что постепенно, но неотвратимо изменило те гармонические, ритмические и мелодические схемы, которые великие классики 18 века оставили своим последователям.

Шопен сочинил более полусотни мазурок (их прототип – польский танец с трёхдольным ритмом, похожий на вальс) – небольших пьес, в которых типичные мелодические и гармонические обороты звучат по-славянски, а иной раз в них слышится и нечто восточное. Как почти всё, написанное компоитором, мазурки весьма «пианистичны» и требуют от исполнителя большого искусства – даже если не содержат явных технических трудностей.

Полонезы крупнее мазурок и по протяжённости, и по фактуре. Полонеза-фантазии и полонеза, известного под названием «военного», вполне хватило бы, чтобы обеспечить Шопену одно из первых мест в ряду самых оригинальных и искусных авторов фортепианной музыки.

Хотя Шопен сначала освоил жанры фортепианной миниатюры, он ими не ограничился. Им был создан цикл из 24 прелюдий во всех мажорных и минорных тональностях. Цикл построен по принципу «от малого к большому»: первые прелюдии – лаконичные виньетки, последние – настоящие драмы, диапазон настроений – от полной безмятежности до яростных порывов.

Шопен написал 4 скерцо: эти масштабные пьесы, исполненные мужества и энергии, занимают почётное место среди шедевров мировой фортепианной литературы.

Его перу принадлежит более двадцати ноктюрнов – прекрасных, мечтательных, поэтичных, глубоко лирических откровений.

Композитор – автор нескольких баллад (это единственный у него жанр программного характера). В его творчестве представлены также экспромты, рондо; особой популярностью пользуются его вальсы.

Шопен обращался также и к крупным музыкальным формам. Многие специалисты наивысшим его достижением в этой области считают фантазию фа минор, сочинённую в 1840–1841 годах. В этом сочинении Шопен нашёл модель формы, полностью отвечавшую характеру избранного им тематического материала, и таким образом разрешил задачу, которая оказывалась не под силу многим его современникам.

В баркароле, единственном шопеновском произведении данного жанра (1845–1846), прихотливая, гибкая мелодия в размере 6/8, характерном для песен венецианских гондольеров, варьируется на фоне неизменной фигуры сопровождения (в левой руке).

Шопен создал три фортепианных сонаты. Первая, до минор (1827), – юношеское произведение, которое ныне редко исполняется. Вторая, си минор, появилась десятилетие спустя. Её третья часть – известный во всём мире похоронный марш, а финал – вихрь октав, подобный «ветру, воющему над могилами». Считавшаяся неудачной по форме Вторая соната в исполнении великих пианистов предстаёт как поразительно цельное произведение.

Последняя шопеновская соната, си-бемоль минор (1844), имеет сквозную структуру, объединяющую её четыре части, и является одним из высших достижений композитора.

Шопену принадлежит также ряд произведений для фортепиано с оркестром и немногочисленные камерные пьесы.

В 1836 году Шопен направился в Чехию повидаться с родителями. Находясь в Мариенбаде, он увлёкся юной полькой Марией Водзиньской. Однако их помолвка была вскоре расторгнута.

Осенью того же года в Париже он познакомился с выдающейся женщиной – баронессой Дюдеван, которая приобрела к тому времени широкую литературную известность под псевдонимом Жорж Санд. Шопену было 28 лет, мадам Санд – 34. Их союз продолжался восемь лет. Большую часть этого времени они провели в семейном поместье писательницы в Ноане.

Сложным периодом жизни для композитора, который никогда не отличался крепким здоровьем, стала зима 1838–1839 года, прожитая с Жорж Санд на Майорке (Балеарские острова). Сочетание плохой погоды с бытовой неустроенностью губительным образом подействовало на его уже затронутые туберкулёзом легкие.

В 1847 году отношения Шопена с Жорж Санд обострились. Это обстоятельство, вместе с прогрессирующей болезнью, повергло Шопена в состояние чёрной меланхолии. Последний раз он выступил в Париже 16 февраля 1848 года.

Через восемь дней разразилась революция, свергнувшая короля Луи Филиппа. Друзья композитора отвезли его в Англию, где он, уже очень больной, играл у королевы Виктории и дал несколько концертов.

Последний состоялся 16 ноября 1848 года.

Через неделю композитор вернулся в Париж. Не в силах более давать уроки, он вынужден был принять щедрую помощь от своей шотландской почитательницы Джейн Стирлинг. Ухаживать за больным приехала из Польши сестра композитора – Людвика. Не оставляли его вниманием и французские друзья.


Фредерик Шопен умер в своей парижской квартире на Вандомской площади 17 октября 1849 года. В соответствии с его желанием на отпевании в церкви св. Мадлен прозвучали фрагменты реквиема Моцарта. О Шопене глубоко скорбел весь музыкальный мир. На его похороны собрались тысячи поклонников творчества великого композитора.


На кладбище Пер-Лашез прах Шопена покоится между могилами Керубини и Беллини. Сердце Шопена было, согласно его воле, отправлено в Варшаву, где оно замуровано в колонну Церкви Святого Креста.


ПО МАТЕРИАЛАМ САЙТОВ: Классическая музыка,



Кругосвет

Последние публикации:
Святейший Патриарх Кирилл в Храме Христа Спасителя, 21.04.2019

22 апреля 2019

Святейший Патриарх Кирилл:

«Сегодняшний день должен всех нас научить правильному отношению к человеческой славе». Проповедь в праздник Входа Господня в Иерусалим

...Никто не должен предаваться чувству восторга от того, что знаменит, прославлен, что сослуживцы, знакомые, родные, соседи относятся к тебе с большим уважением, чем к другим. Всё это нужно принимать с благодарностью...

(См. далее...)

22 апреля 2019

Протоиерей Андрей Ткачёв:

«Концентрированное Евангелие». Беседа о Страстной седмице

...Страстная неделя требует отнятия внимания от второстепенного. Если и возрождать что-то в церковной традиции, то делать это нужно не с точки зрения «священного» быта, а начинать надо с Литургики, Евангелия, с глубоких переживаний христианской общиной всех событий относительно Страстей Христовых...

(См. далее...)

19 апреля 2019

Протоиерей Андрей Ткачёв:

Литераторские мостки. (В канун Лазаревой субботы)

...В советские годы это кладбище должно было играть роль грустной каменной мелодии, звучащей день и ночь под открытым небом в честь различных писак и мыслителей, приближавших (как им казалось) всемирное счастье. Там есть целый уголок, специально заселённый спящими телами, принадлежавшими отчаянным атеистам...

(См. далее...)

18 апреля 2019

Протоиерей Андрей Ткачёв:

У тех, кто недостоин святынь, святыни отнимаются

...именно за отказ молиться Тому Богу, во имя Которого сей храм построен, за желание молиться кому угодно (включая природу и судьбу), только не Ему, храмы и отбираются у людей...

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Анонсы
Фотоальбомы

22 июня 2018

Родная земля. Дорогами паломников: Кострома - Нерехта - Плёс

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов в Кострому 22-24 июня 2018 года.

(См. далее...)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2019