Александр Александрович Алябьев (15.08.1787 - 06.03.1851) - русский композитор.
Наибольшую популярность приобрел как автор вокальных произведений, в том числе знаменитого «Соловья».
Родился в семье тобольского губернатора 4 (15) августа 1787 года, с 1804 года жил в Москве.
Получил хорошее домашнее образование, возможно, брал уроки фортепиано у знаменитого Джона Филда (1782–1837).
В 1810 году опубликовал первые музыкальные сочинения.
В 1812–1814 годах участвовал в Отечественной войне (вступил добровольцем в гусарский полк) и заграничных походах русской армии. Был ранен и награждён орденами за боевые заслуги.
После войны жил некоторое время в Петербурге.
В 1823 году вернулся в Москву, где вскоре приобрел славу певца-тенора и пианиста.
На открытие здания Большого театра (6 января 1825 г.) написал (совместно с другими авторами) музыку к прологу «Торжество муз».
Здесь же были поставлены его комическая опера «Лунная ночь, или Домовые», водевиль «Деревенский философ», комический балет «Волшебный барабан».
В марте 1825 года Алябьев был арестован по обвинению в убийстве партнёра во время карточной игры и, несмотря на недоказанность обвинения, лишён чинов и дворянства, а в начале 1828 года сослан в Сибирь – в Тобольск.
Здесь Алябьев организовал оркестр, устраивал концерты, выступал как пианист.
В 1832–1835 годах жил на Кавказе.
Вернулся в Россию в 1835 году, в начале 1840-х годов – в Москву.
Умер Александр Александрович Алябьев в Москве 22 февраля (6 марта) 1851 года.
Яркая фигура Алябьева многократно запечатлена в воспоминаниях современников и в художественных произведениях.
Наследие Алябьева велико по объёму и разносторонне. Центральное место в нём занимает вокальная лирика – более 180 романсов и песен, некоторые из которых стали классическими (прежде всего, «Соловей», по преданию, сочиненный во время заключения в крепости в 1827 году).
Среди камерно-инструментальных сочинений – квинтеты, квартеты, трио, сонаты, вариации и т.д.
Перу Алябьева принадлежит также пять одночастных симфоний, ряд концертных увертюр, произведений для солирующих инструментов с оркестром, танцевальных сюит и т.д.
Его театральное наследие охватывает все бытовавшие в ту эпоху жанры: оперу (шесть опер, из которых полностью завершены три, а поставлена только «Лунная ночь»), балет, музыку к водевилям (около двадцати, в том числе десять опер-водевилей), сценическую кантату, музыку к драматическим спектаклям (трагедиям, комедиям, драмам, в том числе к московской премьере «Русалки» Пушкина, к «Буре» и «Виндзорским проказницам» Шекспира и т.д.).
Алябьев составил, аранжировал и опубликовал несколько сборников народных песен и инструментальных мелодий – как русских и украинских, так и кавказских, татарских, среднеазиатских.
Алябьев - автор духовной музыки – более ста произведений, среди которых выделяется масштабная «Литургия концертного типа».
Но всё же именно песни и романсы принесли композитору славу «русского Шуберта».
|