Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
События по теме:
В.Ф. Тендярков

1 декабря

Русский писатель В.Ф. Тендряков (1923-1984)

Владимир Фёдорович Тендряков (родился 05.12.1923, деревня Макаровская Вологодской области — умер 03.08.1984, Москва) — русский писатель. Детство Тендрякова прошло в деревне. Память об этом времени...

(См. далее...)

1 декабря

Русский актёр, режиссёр и педагог М.И. Царёв (1903-1987)

Михаил Иванович Царев – русский советский актёр, режиссёр и педагог, театральный деятель, народный артист СССР (1949). Родился 18 ноября (1 декабря) 1903 года в Твери. В 1919-...

(См. далее...)

Архив событий:
КАЛЕНДАРЬ:
25 ноября

Выдающиеся личности


 

Русский поэт, драматург А.П. Сумароков (1717-1777)



А.П. Сумароков

Александр Петрович Сумароков, (1717–1777) - русский поэт, драматург.

Родился 14 (25) ноября 1717 года в Петербурге в дворянской семье. Отец Сумарокова был крупным военным и чиновником при Петре I и Екатерине II.

Сумароков получил хорошее домашнее образование, его педагогом был учитель наследника престола, будущего императора Павла II.

В 1732 году был отдан в специальное учебное заведение для детей высшего дворянства – Сухопутный шляхетный корпус, который называли «Рыцарской академией». Ко времени окончания корпуса (1740) были напечатаны две Оды Сумарокова, в которых поэт воспевал императрицу Анну Иоанновну.

Ученики Сухопутного шляхетного корпуса получали не слишком глубокое образование, но блестящая карьера была им обеспечена. Не стал исключением и Сумароков, который был выпущен из корпуса адъютантом вице-канцлера графа М. Головкина, а в 1741 году, после воцарения императрицы Елизаветы Петровны, стал адъютантом её фаворита графа А. Разумовского.

В этот период Сумароков называл себя поэтом «нежной страсти»: сочинял модные любовные и пасторальные песенки («Негде, в маленьком леску» и др., всего около 150), которые имели большой успех. Писал он также пастушеские идиллии (всего 7) и эклоги (всего 65). Характеризуя эклоги Сумарокова, В.Г. Белинский писал, что автор «не думал быть соблазнительным или неприличным, а, напротив, он хлопотал о нравственности». Критик основывался на посвящении, написанном Сумароковым к собранию эклог, в котором автор писал: «В эклогах моих возвещается нежность и верность, а не злопристойное сластолюбие, и нет таковых речей, кои бы слуху были противны».

 

Работа в жанре эклоги способствовала тому, что у поэта выработался лёгкий, музыкальный стих, близкий к разговорному языку того времени. Основным размером, который использовал Сумароков в своих эклогах, элегиях, сатирах, эпистолах и трагедиях, был шестистопный ямб – русская разновидность александрийского стиха.

 

В одах, написанных в 1740-е годы, Сумароков руководствовался образцами, данными в этом жанре М.В. Ломоносовым. Это не помешало ему полемизировать с учителем по литературно-теоретическим вопросам. Ломоносов и Сумароков представляли два течения русского классицизма. В отличие от Ломоносова, Сумароков считал главными задачами поэзии не постановку общенациональных проблем, а служение идеалам дворянства. Поэзия, по его мнению, должна быть в первую очередь не величественной, а «приятной». В 1750-е годы Сумароков выступил с пародиями на оды Ломоносова в жанре, который сам называл «вздорными одами». Эти комические оды были в известной степени и автопародиями.

 

Сумароков пробовал свои силы во всех жанрах классицизма, писал сафические, горацианские, анакреонтические и другие оды, стансы, сонеты и т.д. Кроме того, он открыл для русской литературы жанр стихотворной трагедии. Сумароков начал писать трагедии во второй половине 1740-х годов, создав 9 произведений этого жанра: «Хореев» (1747), «Синав и Трувор» (1750), «Димитрий Самозванец» (1771) и др. В трагедиях, написанных в соответствии с канонами классицизма, в полной мере проявились политические взгляды Сумарокова. Так, трагический финал «Хорева» проистекал из того, что главный герой, «идеальный монарх», потворствовал собственным страстям – подозрительности и недоверчивости. «Тиран на престоле» становится причиной страданий многих людей – такова главная мысль трагедии «Димитрий Самозванец».

 

Созданию драматических произведений не в последнюю очередь способствовало то, что в 1756 году Сумароков был назначен первым директором Российского театра в Петербурге. Театр существовал во многом благодаря его энергии. После вынужденного ухода в отставку в 1761 году (высокопоставленные придворные чины были недовольны Сумароковым) поэт полностью посвятил себя литературной деятельности.

 

В конце царствования императрицы Елизаветы Сумароков выступил против установившегося образа правления. Его возмущало то, что дворяне не соответствуют идеальному образу «сыновей отечества», что процветает взяточничество.

В 1759 году он начал издавать журнал «Трудолюбивая пчела», посвящённый жене наследника престола, будущей императрице Екатерине II, с которой он связывал надежды на устроение жизни по истинно нравственным принципам. В журнале содержались нападки на вельмож и подъячих, из-за чего он был закрыт через год после основания.

 

Оппозиционность Сумарокова не в последнюю очередь была основана на его тяжёлом, раздражительном характере. Житейские и литературные конфликты – в частности, конфликт с Ломоносовым – отчасти также объясняются этим обстоятельством.

Приход Екатерины II к власти разочаровал Сумарокова тем, что кучка её фаворитов в первую очередь взялась не за служение общему благу, а за удовлетворение личных потребностей.

Собственное положение Сумароков охарактеризовал в трагедии «Димитрий Самозванец»: «Язык мой должен я притворству покорить; / Иное чувствовать, иное говорить, / И быти мерзостным лукавцам я подобен. / Вот поступь, если царь неправеден и злобен».

 

В годы царствования Екатерины II Сумароков уделял большое внимание созданию притч, сатир, эпиграмм и памфлетных комедий в прозе («Тресотиниус», 1750, «Опекун», 1765, «Рогоносец по воображению», 1772 и др).

 

По своим философским убеждениям Сумароков был рационалистом, он сформулировал свои взгляды на устройство человеческой жизни следующим образом: «Что на природе и истине основано, то никогда премениться не может, а что другие основания имеет, то похваляется, похуляется, вводится и выводится по произволению каждого и без всякого рассудка». Его идеалом был просвещённый дворянский патриотизм, противостоящий некультурному провинциализму, столичной галломании и чиновничьей продажности.

 

Одновременно с первыми трагедиями Сумароков начал писать литературно-теоретические стихотворные произведения – эпистолы. В 1774 году издал две из них – «Эпистолу о российском языке» и «О стихотворстве» в одной книге «Наставление хотящим быти писателями».

Одной из важнейших идей эпистол Сумарокова была идея о величии русского языка. В «Эпистоле о российском языке» он писал: «Прекрасный наш язык способен ко всему». Язык Сумарокова гораздо ближе к разговорному языку просвещённых дворян, чем язык его современников Ломоносова и Тредиаковского.

 

Творчество Сумарокова оказало большое влияние на современную ему русскую литературу. Просветитель Н. Новиков брал эпиграфы к своим антиекатерининским сатирическим журналам из притч Сумарокова: «Они работают, а вы их труд ядите», «Опасно наставленье строго, / Где зверства и безумства много» и др.

Радищев называл Сумарокова «великим мужем».

Пушкин считал его главной заслугой то, что «Сумароков требовал уважения к стихотворству» в пору пренебрежительного отношения к литературе.

 

При жизни Сумарокова не было издано полное собрание его сочинений, хотя выходило много стихотворных сборников, составленных по жанровому признаку. После смерти поэта Новиков дважды издавал Полное собрание всех сочинений Сумарокова (1781, 1787).

 

Умер Александр Петрович Сумароков в Москве 1 (12) октября 1777 года.


Кругосвет

Последние публикации:

26 ноября 2022

Татьяна Петракова:

Межрегиональный проект «Алтарь Отечества»: воспитать патриотов России

Доклад на онлайн семинаре «Защита Отечества в русской истории и современном воспитании» Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования 22 ноября 2022 года.

(См. далее...)

21 ноября 2022

Протоиерей Александр Шаргунов:

«В имени ангелов – радостная тайна...». Проповедь в день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

...Дивная тайна: непостижимые по своим силе и величию существа общаются с нами и служат нам, несовершенным и грешным. Бог, ставший человеком, сказал: «Больший из вас да будет всем слуга», - и в эту тайну желают проникнуть ангелы...

(См. далее...)

18 ноября 2022

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы благодарим Собор за замечательные мысли, идеи, деяния…». Слово в день 100-летия открытия Священного Собора 1917-1918 гг.

...То были годы огромных искушений и соблазнов, в том числе для верующих, которые не могли понять, что происходит, — почему многие вполне благочестивые ещё вчера люди вдруг потеряли всякую ориентацию и вырвались из системы духовных...

(См. далее...)

18 ноября 2022

Протоиерей Владимир Воробьёв:

«Патриарх Тихон является символом эпохи». Беседа накануне празднования Актового дня ПСТГУ

...Непередаваемо, как люди любили Патриарха Тихона. Когда он приезжал служить в какой-нибудь подмосковный городок, там останавливались фабрики и заводы, все рабочие выходили встречать Патриарха Тихона и не работали, пока он не уедет...

(См. далее...)

Знаменательные даты:
В.Ф. Тендярков

1 декабря

Русский писатель В.Ф. Тендряков (1923-1984)

Владимир Фёдорович Тендряков (родился 05.12.1923, деревня Макаровская Вологодской области — умер 03.08.1984, Москва) — русский писатель. Детство Тендрякова прошло в деревне. Память об этом времени воплотилась позднее в романе «Свидание с Нефертити» (в автобиографическом герое Федоре Материне...

(См. далее...)

Анонсы
Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2022