Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

...В начале Великого поста 388 года святитель начал толкование книги Бытия. За Четыредесятницу он произнёс 32 беседы. На Страстной седмице говорил о предателе и о Кресте, на Пасхальной седмице и до Пятидесятницы ежедневно прихожане наставлялись его пастырским словом...

События по теме:
Феодор Студит

24 ноября

Преподобный Феодор Студит, исповедник (826)

...царствование императрицы Ирины преподобный был возвращён из ссылки и получил в управление запустевший Студийский монастырь. Скоро в обители собралось до тысячи иноков. Для управления монастырем...

(См. далее...)

25 ноября

Святитель Иоанн Милостивый, Патриарх Александрийский (616-620)

...Святитель никогда не отказывал просящим. Однажды по дороге в больницу он встретил нищего и велел дать ему 6 сребреников. Нищий, переменив одежду, обогнал Патриарха и снова...

(См. далее...)

Архив событий:
КАЛЕНДАРЬ:
26 ноября

Святые


 

Святитель Иоанн Златоуст (407)

Дни памяти: Январь 27 (9 февраля), Январь 30 (3 святителей) (12 февраля), Сентябрь 14 (27), Ноябрь 13 (26)



Святитель Иоанн Златоуст

Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, один из трёх Вселенских святителей, родился в Антиохии около 347 года, в семье военачальника.

Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына.

Мать святого Иоанна, Анфуса, оставшись в двадцать лет вдовой, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию сына в правилах христианского благочестия. Юноша учился у лучших философов и риторов. Но, пренебрегая суетными знаниями язычников, будущий святитель рано обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию.

Святитель Мелетий, епископ Антиохийский (память 12/25 февраля), полюбивший Иоанна, как сына, наставил его в вере и в 367 году крестил. Через три года святой Иоанн был поставлен во чтеца.

После того, как святитель Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом в 372 году, Иоанн совместно с Феодором (впоследствии - епископом Мопсуетским) учился у опытных наставников подвижнической жизни, пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского. Особенное влияние на юношу оказал высокообразованный Диодор. Когда скончалась мать Иоанна, он принял иночество, которое называл «истинной философией». Вскоре Иоанна и Феодора сочли достойными кандидатами для занятия епископских кафедр, и друзья решили удалиться в пустыню, избегая назначения.

Однако святой Иоанн, сам уклонившись из смирения от архиерейского сана, тайно содействовал посвящению Василия. В это время святой Иоанн написал «Шесть слов о священстве», великое творение православного пастырского Богословия.

Четыре года провёл святой в трудах пустыннического жительства, подвизаясь под руководством опытного духовного наставника. Здесь были им написаны три книги «Против вооружающихся на ищущих монашества» и сочинение «Сравнение инока с царем» («Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни»), проникнутые высоким представлением о достоинстве иноческого звания.

Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединённой пещере.

Для восстановления здоровья Иоанн должен был возвратиться в Антиохию.

В 381 году святой епископ Мелетий Антиохийский посвятил его во диакона. Последующие годы были посвящены работе над новыми богословскими творениями: «О Провидении» («К Стагирию подвижнику»), «Книга о девстве», «К молодой вдове» (два слова), «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников».

В 386 году святой Иоанн был хиротонисан епископом Антиохийским Флавианом во пресвитера. На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Святой Иоанн оказался блестящим проповедником, и за редкий дар Богодохновенного слова получил от паствы наименование «Златоуст». Двенадцать лет святой, при стечении толп народа, обычно дважды в неделю, а иногда - каждодневно, проповедовал в храме, глубоко потрясая сердца слушателей.

В пастырской ревности о наилучшем усвоении христианами Священного Писания святой Иоанн обращается к священной герменевтике - науке о толковании Слова Божия. Среди его экзегетических творений - толкования на целые книги Священного Писания (Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания апостола Павла) и множество бесед на отдельные тексты святой Библии, а также поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические (против аномеев, иудействующих и язычников).

Иоанн-пресвитер ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нём Антиохийская Церковь питала каждый день до 3000 дев и вдовиц, не считая заключённых, странников и больных.

В начале Великого поста 388 года святитель начал толкование книги Бытия. За Четыредесятницу он произнёс 32 беседы. На Страстной седмице говорил о предателе и о Кресте, на Пасхальной седмице и до Пятидесятницы ежедневно прихожане наставлялись его пастырским словом. Толкование книги Бытия было закончено в конце октября.

С Пасхи следующего года святой начал изъяснение Евангелия от Иоанна, а в конце 389 года перешёл к Евангелию от Матфея.

В 391 году антиохийские христиане слушали его толкование на Послания святого апостола Павла к Римлянам и к Коринфянам.

С 393 года он обратился к Посланиям к Галатам, Ефесянам, Тимофею, Титу и псалмам. В беседе на Послание к Ефесянам святой Иоанн обличал антиохийский раскол:

«Говорю и свидетельствую, что раздирать Церковь не менее значит, как и впадать в ересь. Церковь есть дом Отца Небесного, Единое Тело и Единый Дух».

Росла слава святого проповедника, и в 397 году, по преставлении Константинопольского архиепископа Нектария, преемника святителя Григория Богослова, он был вызван из Антиохии для поставления на Константинопольскую кафедру.

В столице святой архипастырь не мог проповедовать так часто, как в Антиохии. Множество дел ожидало решения святителя, он начал с главного - с духовного совершенствования священства. И здесь лучшим примером был он сам. Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Архипастырь довольствовался скудной пищей, отказывался от приглашений на обеды.

Ревность святителя к утверждению христианской веры распространялась не только на жителей Константинополя, но и на Фракию, включая славян и готов, Малую Азию и Понтийскую область.

Им был поставлен епископ для Церкви Боспора, находившейся в Крыму. В Финикию, Персию, к скифам для обращения ко Христу язычников святой Иоанн направлял ревностных миссионеров, писал послания в Сирию, чтобы вернуть Церкви маркионитов, и добился этого.

Храня единство Церкви, святой не позволил могущественному готскому военачальнику, диктовавшему свои условия императору, открыть в Константинополе арианский храм.

Много трудов положил святитель на устроение благолепного Богослужения: составил чин Литургии, ввёл антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения.

Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Когда императрица Евдоксия распорядилась о конфискации последней собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой встал на их защиту. Гордая императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря. Ненависть Евдоксии к святителю разгорелась с новой силой, когда недоброжелатели сказали ей, будто святитель в своём поучении о суетных женщинах имел в виду её.

Суд, составленный из иерархов, справедливо обличаемых ранее Златоустом: Феофила Александрийского, Севериана, Гевальского епископа, незадолго перед тем изгнанного из столицы за беспорядки, и других - постановил низложить святого Иоанна и за оскорбление императрицы предать казни. Император заменил казнь изгнанием.

У храма толпился возбуждённый народ, решивший защищать своего пастыря. Святитель, чтобы избежать волнений, сам отдал себя в руки властей. Той же ночью в Константинополе произошло землетрясение. Дворец содрогнулся. Испуганная Евдоксия просила императора срочно вернуть святого и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться.

И вновь в столичном храме святитель в краткой речи благословляет Господа «за все пути Его». Клеветники бежали в Александрию.

Но уже через два месяца новый донос пробуждает гнев Евдоксии. В марте 404 года состоялся неправедный Собор, постановивший изгнать святого Иоанна. По удалении его из столицы, пожар обратил в пепел храм Святой Софии и здание сената. Вскоре последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 года умерла Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия.

Находясь в Армении, святитель ещё более старался укрепить своих духовных чад. В многочисленных письмах (их сохранилось 245) епископам Азии, Африки, Европы и особенно своим друзьям в Константинополе святой Иоанн утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев.

Зимой 406 года святитель Иоанн был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришёл приказ перевести святого Иоанна в глухой Питиус (в Абхазии). Истощённый болезнями святитель в сопровождении конвоя три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. У склепа святого Василиска (память 22 мая), утешенный явлением мученика («Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе»), причастившись Святых Тайн, вселенский святитель со словами «Слава Богу за всё!» отошел к Господу 14/27 сентября 407 года.

Святые мощи Иоанна Златоуста торжественно были перенесены в Константинополь в 438 году.

Ученик святого Иоанна, преподобный Исидор Пелусиотский (память 4/17 февраля), писал:

«Дом Давидов укрепляется, а дом Саулов слабеет, как ты видишь: он победил бурю жизни и переселился в Небесный покой».


Православный календарь


Также по этой теме:


«Сделай свой дом небом!». Анна Сапрыкина размышляет об одной фразе святителя Иоанна Златоуста. 08.02.2017
Последние публикации:
Святейший Патриарх Кирилл в Храме Христа Спасителя, 20.11.2017

21 ноября 2017

Святейший Патриарх Кирилл:

«К сожалению, значительная часть нашей интеллигенции повторяет губительную ошибку своих предшественников...». Слово в Храме Христа Спасителя

...Искусство, которое призвано культивировать человеческую личность, обогащать её, поднимать её к небу, становится гирей, которая не даёт человеку взлететь. Конечно, я имею в виду не всё искусство, но то, которое...

(См. далее...)

18 ноября 2017

Протоиерей Андрей Ткачев:

Библейские требования к власти

...Святым не было всё равно, кто правит народом и как правит. Уже одно то, что Иоанн Предтеча, больший из всех рождённых женщинами, обличал Ирода за незаконный брак с женою брата, говорит об этом. Оно ему надо, вроде бы, кто с кем спит и кто кому изменил? Кто от кого ушёл и к кому пришёл? Оказывается, надо. Потому что разврат...

(См. далее...)

15 ноября 2017

Старец Паисий Святогорец:

Начинай с сострадания…10 поучений о молитве

...Чтобы духовная жизнь стала легкой, нам не надо на себя давить. Мы должны спрашивать наш ум: «Хочешь, совершим богослужение суточного круга? Хочешь, почитаем Псалтирь? Или погуляем по тропинке, творя Иисусову молитву? Или, может быть, споём молебный канон Пресвятой Богородице с великими поклонами?»...

(См. далее...)

14 ноября 2017

Протоиерей Валериан Кречетов:

«Воспитание без православной основы просто невозможно»

...Новомученики помогают – конечно, без сомнения. Просто дело в том, что наша молитва, как вы говорите, – писк комариный. А нужно взывать-то как. Как Господь сказал Моисею: ты что вопиешь ко мне?..

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Александр Васильевич Суворов

24 ноября

Русский полководец, генералиссимус А.В. Суворов (1730 - 1800)

...Жизнь Суворова была трудной жизнью воина, он бывал много раз ранен, терпел лишения и обиды. Был необыкновенно трудолюбив. Невзгоды переносил мужественно, его прямой характер не позволял мириться с несправедливостью...

(См. далее...)

Анонсы
Фотоальбомы

4 сентября 2016

Дорогами паломников: Москва - Пюхтицы - Новый Валаам

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов по маршруту Москва – Санкт-Петербург – Пюхтицы – Таллинн – Хельсинки – Новый Валаам – Санкт-Петербург.

(См. далее...)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2017