Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
События по теме:
Великая Пятница. Снятие со Креста. Книжная миниатюра

26 апреля

Великий Пяток (Пятница). Воспоминание святых спасительных Страстей Господних

Отче! прости им, ибо не знают, что делают. Лк. 23, 34

(См. далее...)

27 апреля

Великая Суббота (Суббота Страстной седмицы Великого поста)

Сия суббота есть преблагословенная, в ней же Христос уснув воскреснет тридевен. Заключительная строка кондака и икоса

(См. далее...)

Архив событий:
КАЛЕНДАРЬ:
18 января

Церковные праздники


 

Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник)



Иордань

Крещение Господне или Богоявление совершается 19 января (6 января по старому стилю). Накануне праздника Церковью предписан строгий пост, так же как и в Рождественский сочельник.

В Крещенский сочельник утром совершается литургия Василия Великого, в начале которой торжественно читаются пророчества о первом Пришествии Господа Иисуса Христа. Также в этот день происходит первое Великое освящение воды - Агиасма. Именно поэтому крещенская вода называется Великая Агиасма. Она обладает удивительными свойствами - прежде всего духовными, укрепляющими и просветляющими человека. Крещенской водой освящают жилища и иконы.

Крещенская вода приобретает определённые физические свойства и не портится под воздействием времени. В народе существовало поверье, что если в полночь с 18 на 19 января прийти на реку и вырубить прорубь, вода как бы вскипает: это Дух Святой сходит на неё.

На Руси в канун праздника принято было делать «иордань» (от реки Иордан): на реках вырубали большие крестообразные проруби, в верхней части которых строили ледяные скульптуры в виде креста, голубя, других христианских символов.

Такая практика распространена и сегодня. Например, на Московском подворье Оптиной Пустыни после Крещенского богослужения освящается вода Останкинского пруда, после чего прихожане, в том числе и дети, купаются в нём.

Литургия Василия Великого, совершаемая в этот день, основывается на древней литургии, составленной, по преданию, апостолом Иаковом, которая была в IV веке переработана св. Василием Великим и св. Иоанном Златоустом. В дальнейшем чин Василия Великого неоднократно дополнялся: в V веке в чин литургии было введено пение «Трисвятого» и «Символа веры».

Литургия Василия Великого более продолжительна, чем Литургия Иоанна Златоуста. Она совершается накануне праздников Рождества Христова и Богоявления, в день памяти св. Василия Великого - 14 января (1 января ст. ст.), в первые пять воскресений Великого поста, в Великий Четверток и Великую Субботу.

18 января всегда почитался на Руси как канун одного из величайших праздников года. Этот день являлся подготовкой к Богоявлению, а потому большинство традиций и обычаев подводят итог двенадцатидневного святочного цикла. В первую очередь, в знак завершения святочного периода, в канун Крещения из дома удалялись все символы рождественских праздников, украшения и символы плодородия, такие как солома, обрядовый хлеб. У восточных и западных славян из избы выносили сено, пролежавшее на столе все святки, сербы и болгары собирали с пола рождественскую солому и развешивали ее по постройкам, в садах и огородах, иногда на плодовых деревьях и на полях, украинцы и русские развязывали и выносили из дома рождественский сноп.

Во многих местах в сочельник снимали святочные украшения, выносили из дома накопившийся святочный мусор и пепел из очага, а также вытаскивали не успевшую сгореть до этого дня часть бадняка (обрядового полена, горевшего все святки) и зарывали её в землю посреди поля, либо прятали в укромное место и хранили до следующего Рождественского сочельника. Обрядовый хлеб, лежавший в «красном углу» в продолжение святок, скармливали скоту и домашней птице, кое-где то же самое делали и с остатками святочной пищи.

В русских селах в канун Крещения воду освящали в храмах, в колодцах или прямо на реке.

Воду, освящаемую в церкви накануне праздника Богоявления, приносили домой и окропляли ею жилые здания, людей, хлева, домашних животных, разные хозяйственные принадлежности и подсобные.

Совершались накануне Богоявления и другие ритуалы, в основном из числа тех, которые приурочивались также к кануну Рождества и Нового года. Например, во многих местах принято было в «Крещенский вечерок» ходить по домам колядовать. В Македонии и в некоторых других местах в это время совершались заключительные обходы т.н. «русалий». У восточных славян в Крещенский сочельник славили плуг. Этот обряд должен был благотворно воздействовать на плодородие земли.

Языческими всегда признавались Церковью гадания, совершаемые в сочельник (как на Рождество, так и на Крещение).

Несмотря на многочисленные и многообразные народные традиции, имеющие свои корни в языческом и околохристианском мире, можно со всей определённостью говорить о том, что русский народ, как и все славянские народы, несомненно считал гораздо более важной и значимой религиозную сторону этого праздника. А потому большую часть сочельника православные старались провести в храме - на необыкновенно красивых, духовно всеобъемлющих службах кануна Крещения Господня.



Завет.ру

Последние публикации:
Святейший Патриарх Кирилл в Храме Христа Спасителя, 21.04.2019

22 апреля 2019

Святейший Патриарх Кирилл:

«Сегодняшний день должен всех нас научить правильному отношению к человеческой славе». Проповедь в праздник Входа Господня в Иерусалим

...Никто не должен предаваться чувству восторга от того, что знаменит, прославлен, что сослуживцы, знакомые, родные, соседи относятся к тебе с большим уважением, чем к другим. Всё это нужно принимать с благодарностью...

(См. далее...)

22 апреля 2019

Протоиерей Андрей Ткачёв:

«Концентрированное Евангелие». Беседа о Страстной седмице

...Страстная неделя требует отнятия внимания от второстепенного. Если и возрождать что-то в церковной традиции, то делать это нужно не с точки зрения «священного» быта, а начинать надо с Литургики, Евангелия, с глубоких переживаний христианской общиной всех событий относительно Страстей Христовых...

(См. далее...)

19 апреля 2019

Протоиерей Андрей Ткачёв:

Литераторские мостки. (В канун Лазаревой субботы)

...В советские годы это кладбище должно было играть роль грустной каменной мелодии, звучащей день и ночь под открытым небом в честь различных писак и мыслителей, приближавших (как им казалось) всемирное счастье. Там есть целый уголок, специально заселённый спящими телами, принадлежавшими отчаянным атеистам...

(См. далее...)

18 апреля 2019

Протоиерей Андрей Ткачёв:

У тех, кто недостоин святынь, святыни отнимаются

...именно за отказ молиться Тому Богу, во имя Которого сей храм построен, за желание молиться кому угодно (включая природу и судьбу), только не Ему, храмы и отбираются у людей...

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Анонсы
Фотоальбомы

22 июня 2018

Родная земля. Дорогами паломников: Кострома - Нерехта - Плёс

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов в Кострому 22-24 июня 2018 года.

(См. далее...)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2019