Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
События по теме:
Преподобный Сергий благославляет великого князя Дмитрия Донского

3 ноября

Димитриевская родительская суббота (переходящее празднование в субботу перед днём памяти вмч. Димитрия Солунского)

Димитриевская суббота, бывшая первоначально днем поминовения православных воинов, установлена великим князем Димитрием Иоанновичем...

(См. далее...)

4 ноября

Казанская икона Божьей Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году)

...Образ торжественно перенесли в приходскую церковь Николы Тульского, настоятелем которой был тогда благочестивый иерей, будущий патриарх Гермоген...

(См. далее...)

Архив событий:
КАЛЕНДАРЬ:
18 января

Церковные праздники


 

Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник)



Иордань

Крещение Господне или Богоявление совершается 19 января (6 января по старому стилю). Накануне праздника Церковью предписан строгий пост, так же как и в Рождественский сочельник.

В Крещенский сочельник утром совершается литургия Василия Великого, в начале которой торжественно читаются пророчества о первом Пришествии Господа Иисуса Христа. Также в этот день происходит первое Великое освящение воды - Агиасма. Именно поэтому крещенская вода называется Великая Агиасма. Она обладает удивительными свойствами - прежде всего духовными, укрепляющими и просветляющими человека. Крещенской водой освящают жилища и иконы.

Крещенская вода приобретает определённые физические свойства и не портится под воздействием времени. В народе существовало поверье, что если в полночь с 18 на 19 января прийти на реку и вырубить прорубь, вода как бы вскипает: это Дух Святой сходит на неё.

На Руси в канун праздника принято было делать «иордань» (от реки Иордан): на реках вырубали большие крестообразные проруби, в верхней части которых строили ледяные скульптуры в виде креста, голубя, других христианских символов.

Такая практика распространена и сегодня. Например, на Московском подворье Оптиной Пустыни после Крещенского богослужения освящается вода Останкинского пруда, после чего прихожане, в том числе и дети, купаются в нём.

Литургия Василия Великого, совершаемая в этот день, основывается на древней литургии, составленной, по преданию, апостолом Иаковом, которая была в IV веке переработана св. Василием Великим и св. Иоанном Златоустом. В дальнейшем чин Василия Великого неоднократно дополнялся: в V веке в чин литургии было введено пение «Трисвятого» и «Символа веры».

Литургия Василия Великого более продолжительна, чем Литургия Иоанна Златоуста. Она совершается накануне праздников Рождества Христова и Богоявления, в день памяти св. Василия Великого - 14 января (1 января ст. ст.), в первые пять воскресений Великого поста, в Великий Четверток и Великую Субботу.

18 января всегда почитался на Руси как канун одного из величайших праздников года. Этот день являлся подготовкой к Богоявлению, а потому большинство традиций и обычаев подводят итог двенадцатидневного святочного цикла. В первую очередь, в знак завершения святочного периода, в канун Крещения из дома удалялись все символы рождественских праздников, украшения и символы плодородия, такие как солома, обрядовый хлеб. У восточных и западных славян из избы выносили сено, пролежавшее на столе все святки, сербы и болгары собирали с пола рождественскую солому и развешивали ее по постройкам, в садах и огородах, иногда на плодовых деревьях и на полях, украинцы и русские развязывали и выносили из дома рождественский сноп.

Во многих местах в сочельник снимали святочные украшения, выносили из дома накопившийся святочный мусор и пепел из очага, а также вытаскивали не успевшую сгореть до этого дня часть бадняка (обрядового полена, горевшего все святки) и зарывали её в землю посреди поля, либо прятали в укромное место и хранили до следующего Рождественского сочельника. Обрядовый хлеб, лежавший в «красном углу» в продолжение святок, скармливали скоту и домашней птице, кое-где то же самое делали и с остатками святочной пищи.

В русских селах в канун Крещения воду освящали в храмах, в колодцах или прямо на реке.

Воду, освящаемую в церкви накануне праздника Богоявления, приносили домой и окропляли ею жилые здания, людей, хлева, домашних животных, разные хозяйственные принадлежности и подсобные.

Совершались накануне Богоявления и другие ритуалы, в основном из числа тех, которые приурочивались также к кануну Рождества и Нового года. Например, во многих местах принято было в «Крещенский вечерок» ходить по домам колядовать. В Македонии и в некоторых других местах в это время совершались заключительные обходы т.н. «русалий». У восточных славян в Крещенский сочельник славили плуг. Этот обряд должен был благотворно воздействовать на плодородие земли.

Языческими всегда признавались Церковью гадания, совершаемые в сочельник (как на Рождество, так и на Крещение).

Несмотря на многочисленные и многообразные народные традиции, имеющие свои корни в языческом и околохристианском мире, можно со всей определённостью говорить о том, что русский народ, как и все славянские народы, несомненно считал гораздо более важной и значимой религиозную сторону этого праздника. А потому большую часть сочельника православные старались провести в храме - на необыкновенно красивых, духовно всеобъемлющих службах кануна Крещения Господня.



Завет.ру

Последние публикации:
Митрополит Антоний Сурожский

16 октября 2018

Митрополит Сурожский Антоний:

Самые короткие молитвы

...что бы ни случилось за этот день – ничто не чуждо воле Божией; всё без исключения – обстоятельства, в которые Господь нас пожелал поставить, чтобы вы были Его присутствием, Его любовью, Его состраданьем, Его творческим разумом, Его мужеством… И, кроме того, всякий раз как вы встречаетесь с той или иной ситуацией, вы – тот, кого...

(См. далее...)

13 октября 2018

Николай Головкин:

«Только о России, о русском человеке…». К 145-летию писателя И.С. Шмелёва

В творчестве Ивана Сергеевича Шмелёва (1873-1950), возродившего православный, народный дух в отечественной литературе, раскрываются глубинные моменты русской души, создаются яркие образы людей, жизнь которых была пронизана евангельскими заповедями, духом Христовой любви и простой...

(См. далее...)

11 октября 2018

Святейший Патриарх Кирилл:

«Добрые дела — это кислород, без которого не может возгораться пламя веры». Слово в Марфо-Мариинской обители

...Если мы не будем споспешествовать в добрых делах, то вера наша будет угасать, ибо добрые дела — как кислород, необходимый для того, чтобы пламя горело; а когда нет кислорода, пламя затухает, сколько бы горючего ни было. Точно так же и жизнь...

(См. далее...)

3 октября 2018

Протоиерей Андрей Ткачёв:

Ненужный стыд

...веру апостольскую, это семечко, могущее разрастись до масштабов большого дерева, способны разносить по миру все христиане без исключения, а не только одно лишь духовенство на воскресных службах...

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Анонсы
Фотоальбомы

22 июня 2018

Родная земля. Дорогами паломников: Кострома - Нерехта - Плёс

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов в Кострому 22-24 июня 2018 года.

(См. далее...)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2018