Смысл поста заключается не просто в отказе от мясо-молочной пищи, но в первую очередь в глубоком самопознании, покаянии и борьбе со страстями.
«Расторгнем всякий союз неправды»,
- призывают нас в эти дни церковные песнопения.
«Если мы воздерживаемся от мяса, но поедаем своих ближних, это насмешка над постом»,
- говорит святоотеческая мудрость.
Подлинное значение поста ярко раскрывается в одной их стихир:
«Оставим телесное сладострастие, возрастим душевные дарования…».
«Весной покаяния» называют церковные люди великопостное время.
Первая великопостная неделя (седмица) - наиболее строгая. Так, по Уставу, первое вкушение пищи разрешается лишь в среду после Литургии. Разумеется, для слабых, больных, престарелых людей, беременных или кормящих женщин эти требования по благословению духовника ослабляются.
Однако и самое строгое телесное воздержание, подобно вспаханному, но не засеянному полю, без молитвы принесёт лишь сорняки.
Во время Великого Поста на богослужениях вспоминается история падения и спасения рода человеческого. Оживляя перед мысленным взором горестные картины странствия человечества «в стране чуждей» по «путям погибели», Церковь яснее дает почувствовать горечь плодов греха.
Первые четыре дня Великого Поста вечером в православных храмах читается Великий Канон преподобного Андрея Критского - вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца святого человека. Вслушиваясь в слова Канона, христианин как бы заново проживает жизнь всего мира и соотносит ее со своей собственной жизнью. Из глубины души, из глубин падения возносится покаянный, слезный голос:
«Помилуй мя, Боже, помилуй мя!»
Православные люди всегда стараются не пропустить этих поразительных по силе воздействия на душу служб.
Также по этой теме:
|