Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

...Кто бы ни были герои В.В. Мельникова – ничем не примечательная малярша («Мама вышла замуж») или загадочная княжна Тараканова («Царская охота») – речь идёт о том, что значимо во все времена: о любви и предательстве, о долге перед государством и близким человеком...

События по теме:
А.А. Брусилов

31 марта

Генерал, русский военный деятель А.А. Брусилов (1853-1926)

Родился - 1853, Тифлис; умер - 1926, Москва.

(См. далее...)

31 марта

Писатель К.И. Чуковский (1882-1969)

(Родился - 1882, Петербург; умер - 1969, Кунцево)

(См. далее...)

Архив событий:
КАЛЕНДАРЬ:
1 мая

Выдающиеся личности


 

Русский кинорежиссёр В.В. Мельников (1928–2022)

Режиссёр Виталий Мельников родился 1 мая 1928 года в Амурской области...



Кинорежиссёр В.В. Мельников

Мельников Виталий Вячеславович (01.05.1928–21.03.2022 кинорежиссёр, сценарист.

Родился 1 мая 1928 года в селе Мазаново Амурской области.

После окончания в 1952 году режиссёрского факультета ВГИКа, где учился у С. Юткевича и М. Ромма, долгое время работал на Ленинградской студии научно-популярных фильмов (среди работ того периода фильмы «В колхозном клубе», «Новая мелиоративная машина», «За новые луга и пастбища» и т.п.).

Новый этап в его творчестве начинается в 1963 году, когда Мельников переходит на киностудию «Ленфильм». Работа вторым режиссером на съемках фильма И. Хейфица «День счастья», а затем сделанная совместно с М. Шамковичем короткометражка «Барбос в гостях у Бобика» стали пробой сил в игровом кино.

Уже первая самостоятельная работа Мельникова «Начальник Чукотки» свидетельствовала о своеобразном режиссёрском почерке. Здесь определились основные черты его кинематографа: точно выверенный конфликт, умело построенный сюжет, интерес к современности, даже если события происходят в исторических декорациях.

Приключения паренька, в силу обстоятельств ставшего начальником огромного края, можно рассматривать и как фантасмагорию революционных лет, и как ироническую вариацию на тему «хождений за три моря».

Элементы притчи присутствуют и в фильме «Семь невест ефрейтора Збруева», хотя, как всегда у Мельникова, за современным сюжетом проглядывают культурные схемы – знакомство «по фотографии» напоминает о волшебных сказках, где герой влюбляется в красавицу, увиденную на портрете. Вставные музыкальные номера в исполнении трио «Ярославские ребята», подчеркивают, что это балаган, лубок средствами кинематографа.

Фильм «Две строчки мелким шрифтом» иллюстрирует мысль, что связь времен - не абстрактная выдумка. Конфликт, отделённый десятилетиями, способен изменить характеры и судьбы тех, кто живёт сейчас, предательство (подлинное или мнимое) бросает тень на детей и внуков. Режиссёр в очередной раз доказывает: для него важен не избранный материал (революционное движение), а его разработка, осмысление.

Кто бы ни были герои В.В. Мельникова – ничем не примечательная малярша («Мама вышла замуж») или загадочная княжна Тараканова («Царская охота») – речь идёт о том, что значимо во все времена: о любви и предательстве, о долге перед государством и близким человеком.

Именно эти проблемы заставили режиссера обратиться к драматургии А. Вампилова. И если «Отпуск в сентябре» (по пьесе «Утиная охота») можно считать лишь добротной экранизацией, то «Старший сын» (приз Интервидения на Международном кинофестивале в Праге, 1976) стал одним из высших его достижений.

Мысль драматурга о том, что семейные связи зачастую оказываются не столь крепкими, сколь неожиданно обретенное духовное родство, исследуется на малом пространстве, с минимальным количеством героев. Драматургия, где соблюдаются три классических единства, не обеднила фильм, а придала ему динамическую напряжённость и замкнутость трагедии.

Особую роль в повествовании играет музыка. Музыкальная тема с особой экспрессией представлена в финале, когда герои проделали путь разочарований и надежд и очередной цикл их жизни завершён.

Роль Бусыгина, сына-самозванца, можно считать лучшей киноролью Н. Караченцева. Режиссёр раскрывал в актёрах неожиданные интонации и краски – в разное время с ним работали Е. Леонов, С. Крючкова, М. Боярский, С. Любшин, О. Ефремов и Н. Бурляев. Даже критически оценивавший сделанное О. Даль отмечал, что сыгранная им роль Зилова получилась.

Столь же охотно сотрудничали с Мельниковым сценаристы: для него писали Ю. Клепиков, В. Валуцкий, В. Мережко.

Желанием попробовать силы в гротеске рождены фильмы «Женитьба» (по пьесе Н.В. Гоголя) и «Чужая жена и муж под кроватью» (вариации на тему ранних рассказов Ф.М.Достоевского).

Прекрасно чувствующий форму, режиссёр знал специфику телевидения, для которого характерны не только особый ритм рассказа, но принципиально иное состояние аудитории, сидящей перед домашним экраном.

Много полезного сделал В.В. Мельников на посту художественного руководителя Третьего телеобъединения киностудии «Ленфильм», который занимал с 1973 года.

Умелую работу Мельникова и в интерьерных драмах, и в дорогих постановочных картинах высоко оценивали профессионалы; среди его наград призы «Созвездие» и «Ленфильм» (1992, 1994).

В.В. Мельников являлся Заслуженным деятелем искусств РСФСР (1977), народным артистом РСФСР (1987).

***

Виталий Вячеславович похоронен на Комаровском кладбище Санкт-Петербурга.

Евгений Перемышлев

***

СНЯТЫЕ ФИЛЬМЫ:

1959 — Русский народный оркестр

1959 — Чудесное озеро

1959 — Божьи свидетели

1961 — Искусство живописи

1961 — Ломоносов

1962 — Кибальчич

1963 — День счастья (2-й режиссёр)

1964 — Барбос в гостях у Бобика

1966 — Начальник Чукотки

1969 — Мама вышла замуж

1970 — Семь невест ефрейтора Збруева

1972 — Здравствуй и прощай

1974 — Ксения, любимая жена Федора

1975 — Старший сын

1977 — Женитьба

1979 — Отпуск в сентябре

1981 — Две строчки мелким шрифтом

1983 — Уникум

1984 — Чужая жена и муж под кроватью

1985 — Выйти замуж за капитана

1987 — Первая встреча, последняя встреча

1990 — Царская охота

1991 — Чича

1994 — Последнее дело Варёного

1997 — Царевич Алексей

2000 — Луной был полон сад

2003 — Бедный, бедный Павел

2007 — Агитбригада «Бей врага!»

2012 — Поклонница


  •  

Кругосвет

Последние публикации:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора.

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший...

(См. далее...)

2 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Традиционные ценности помогают сохранить жизнеспособность в условиях теряющей свой гуманизм цивилизации». Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Всемирном фестивале молодежи

2 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Всемирный фестиваль молодежи, проходящий на федеральной территории «Сириус» в Краснодарском крае...

(См. далее...)

9 февраля 2024

Президент России В.В. Путин:

«Мы защищаем своих людей, себя, свою Родину и наше будущее». Интервью Президента России Владимира Путина Такеру Карлсону

9 февраля 2024 года в Кремле Президент России Владимир Владимирович Путин ответил на вопросы Такера Карлсона, американского журналиста, основателя видеоплатформы Tucker Carlson Network. 10 февраля 2024 г.

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Анонсы
Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Вера и Время    2024