Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
События по теме:
И.С. Соколов-Микитов

30 мая

Русский писатель-путешественник И.С. Соколов-Микитов (1892-1975)

Русский писатель-путешественник Иван Сергеевич Соколов-Микитов родился в урочище Осеки Калужской губернии 30 (18) мая 1892 года в семье приказчика купца-лесоторговца. Детство...

(См. далее...)

30 мая

Русский поэт Л.И. Ошанин (1912-1996)

Ошанин Лев Иванович (1912–1997) - русский поэт. Родился 17 (30) мая 1912 года в Рыбинске Ярославской губернии, с 10 лет жил в Москве. С 16 лет начал трудиться – был чернорабочим, экскурсоводом,...

(См. далее...)

Архив событий:
КАЛЕНДАРЬ:
10 апреля

Выдающиеся личности


 

Русский писатель, поэт, историк К.С.Аксаков (1817- 1860)



К.С. Аксаков

Константин Сергеевич Аксаков—один из известных идеологов и основателей славянофильства, философ, публицист, литератор, политический мыслитель. Родился в Петербурге в семье знаменитого писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, в семье «с пламенной любовью к Отечеству и ко всему русскому», что, несомненно, не могло не отразиться на характере и мировоззрении Константина Сергеевича и его младшего брата Ивана Сергеевича.

Его детство прошло в родовом поместье в Багрово, описанном его отцом в «Семейной хронике».

В 1832 году он становится студентом филологического факультета Московского университета. Вскоре вступает в кружок Н.В. Станкевича, в который входили В.Г. Белинский, М.А. Бакунин, В.П. Боткин.

Белинский оказал огромное влияние на Аксакова. В кружке изучали Канта, Фихте, Гегеля, Шеллинга. Особенно сильным было увлечение Гегелем. Аксаков с большим энтузиазмом занимался гегелевской философией с полным убеждением, что не только он, но и русский народ перед всеми другими призван понять Гегеля, чтобы изменить «гнусную российскую действительность» (выражение Белинского). В духе гегелевского закона отрицания отрицания, полагал он, Россия «может возродиться в высшей форме первоначального положения».

Эта мысль в полной мере соответствовала идеям славянофильства о возврате старых форм Древней Руси как идеала человеческого общежития. Хомяков, Киреевский, Самарин оказались ближе по духу Аксакову. После смерти Станкевича (1840 год) он разрывает связь с кружком из-за различий во взглядах.

В своих научных исследованиях Аксаков большое внимание уделял древности, древним грамотам, старым формам государственного правления в Новгороде и Москве. Он находил в русской традиции то, что соответствовало славянофильским взглядам и подтверждало факт совершенства образов правления (особенно московского государства), единства самодержавия и народа.

Главным фактором разрешения всех противоречий, считал Аксаков, является крестьянская община с ее общинным землевладением. Мудрая система политического управления рождается в союзе царя и народа. Совещательная форма соединяет свободомыслие народа с царской волей. В итоге вывод: «Нам нечему учиться у Запада, в Древней Руси все было», и только при Петре I преступное подражательство со стороны высших слоев русского народа привело к отрыву политической власти от традиционных форм политической жизни.

Большой интерес К.С. Аксаков проявлял и к проблеме личности и свободы; как философ, он обнаруживает собственный подход к ней. Согласно его концепции, личность проявляет свою двойственную природу: негативную и позитивную. С одной стороны, развиваясь своим индивидуалистическим путём, путём самообособления и исключительности, она доводит себя до крайнего эгоизма и саморазрушается, с другой, путём самосовершенствования, самоограничения, самопожертвования, альтруизма во имя блага общественного, целого, личность находит в этом удовлетворение и смысл жизни.

Важнейшим условием ее истинного развития является русская община. «Личность в русской общине,—писал Аксаков, — не подавлена, но только лишена своего буйства, исключительности, эгоизма…. личность поглощена в общине только своей эгоистической стороной, но свободна в ней, как в хоре, где каждый певец поёт своим голосом, но подчиняясь задачам, которые выполняет хор в целом» (Сочинения: В 7 т. М., 1898. Т. 1. С. 43).

К.С. Аксаков считал, что Россия, в отличие от Запада, может избегать конфликтов народа с властью, благодаря существующей самобытности социального уклада русской жизни. Основа этого уклада—русская община, защищающая и сохраняющая своеобразие и свободу личности в своих внутренних пределах от внешней сферы, государственной. Государство - в соответствии с внешним законом - создает и внешние правила поведения, которые оказываются чуждыми личности, её внутренней жизни. Поэтому, противопоставляя социальную форму жизнедеятельности государственной, Аксаков высшей ценностью считает первую. Именно в сфере социальной личность приобретает свободу, которая закрепляется религиозным началом. И если на Западе, вследствие чрезмерного развития государственных форм бюрократии, полиции «душа убывает», «совесть заменяется законом», «внутренние побуждения — регламентом», то в России, благодаря общине, личность приобретает подлинную свободу и внутреннее восполнение.

Главная причина превосходства русского народа перед народами Запада, по мнению Аксакова, заключена в особом его национальном складе характера: во-первых, в нём более всего развиты общечеловеческие принципы, «дух христианской гуманности» и высоко-нравственной жизни; во-вторых, в его природе отсутствуют такие негативные черты как чувство национального эгоизма, национальной исключительности, враждебности к другим народам; в-третьих, в нём есть неиспорченное цивилизацией чувство справедливости в решении социальных вопросов, общинная взаимопомощь, исключающая подавление интересов каждого общим, духовная цельность, основанная на религиозно-нравственном мировоззрении, духовная свобода индивидуума; в-четвертых, принадлежность к единому славянскому племени, с его единомыслием, основанном на любви, братстве и патриотизме.

Свои политические взгляды Аксаков наиболее полно изложил в «Записке о внутреннем состоянии России», подготовленной им для Александра II, царя, «умевшего слушать истину», навеявшего либеральные настроение обществу после длительного деспотического правления Николая I. Именно в этот период распространялись идеи ограниченного самодержавия, введения в России конституционной монархии и установления духовной свободы.

Из «Записки» ясно, что Аксаков не только противник ограниченного самодержавия, но и выступает против популярной идеи политической свободы, которая могла бы породить нежелательные стремления достигнуть её революционным путем, что наверняка бы разрушило веками установившуюся самобытность русского народа, развивающуюся по своим собственным внутренним законам. Поэтому Аксаков, критикуя правительство за деспотизм, за подавление нравственной свободы и возлагая на него ответственность за деградацию нации, писал: «Нарушение со стороны правительства русского гражданского устройства, похищение у народа нравственной его свободы, одним словом, отступление правительства от истинных русских начал — вот источник всякого зла в России».

Будучи сторонником духовной свободы, Аксаков, как и все славянофилы, был горячим поклонником самодержавия, выступая против его ограничения. Соединённое с православием, как свободным сотрудничеством верующих христиан, и народностью, уходящими глубокими корнями в традиционные формы общественной жизни допетровского периода, самодержавие в них имеет свою опору и жизненную силу.

Однако ничто не вызывало такого большого спора, возмущения и озадаченности, особенно со стороны либералов-западников, как афористическая формула в «Записке» Аксакова, что «русский народ есть народ негосударственный, т. е. не стремящийся к государственной власти, не желающий для себя политических прав, не имеющий в себе даже зародыша народного властолюбия».

Однако из контекста «Записки» явствует, что Аксаков имеет в виду негосударственность, неполитичность - в смысле отсутствия стремления русского народа к государственной власти по ряду причин: во-первых, государство для русского народа не цель, а средство («под державою хранимы благоденственное и мирное житие поживем»), во-вторых, создав самое могущественное государство в мире, он не хочет сам государствовать, а блюдет крепость власти. В нём нет рабского поклонения перед государством, народ русский «никогда не подменял религиозно-нравственные идеалы политическими, совесть—внешним законом. Бога в пользу Кесаря»; в-третьих, русский народ по природе чужд всяческому формализму, хотя и понимает необходимость внешней юридической формы.

В отличие от немцев и французов, с гордостью почитающих чиновничью форму, русский народ не приемлет её, пишет Аксаков, с презрением и недоверием воспринимает поклонение форме и до вредной крайности проявляет халатное отношение к исполнению формальных обязанностей; в-четвертых, Россия - страна села, а не города, где менее проявляется склонность жить политической жизнью; что касается города, то здесь, начиная с петровской эпохи, прививается политическое властолюбие, как западное влияние, не имеющее ничего общего с народной традицией, с народным самосознанием.

Таким образом, по мнению Аксакова, основы высоконравственной жизни, внутренней справедливости присущи неиспорченному цивилизацией сельскому населению, крестьянству, и, в отличие от Запада, преобладание их над внешними законодательными, политическими формами вполне очевидно. Об этом свидетельствует история образования государственного начала у русских славян, где общественная структура общественно-политический строй опирались на волю народа.

Неприятие всего западного, тлетворно влияющего на русское общество, противопоставлялось Аксаковым высоким качествам русского народа, космополитизм Запада — социальному альтруизму России. «Россия — идеал общежития», - это выработанная им «формула».

Н.О. Лосский в своем очерке о К.С. Аксакове в «Истории русской философии» писал: «Ненависть Аксакова к Западной Европе была такой же сильной, как и любовь к России. Киреевский, Хомяков, указывая на пороки западной цивилизации, в то же время признавали ее достоинства. Они любили западную цивилизацию и настаивали на необходимости синтезирования ценных элементов западного и русского духа. К. Аксаков видел только тёмные стороны западной цивилизации: насилие, враждебность, ошибочную веру (католицизм и протестантизм), склонность к театральным эффектам, слабость».

Вся жизнь К.С. Аксакова, которого называют идеологом славянофильства, была посвящена главной задаче—развенчать чары петровской эпохи и пробудить традиционный религиозно-нравственный дух русского народа допетровского времени Аксаков верил в его активную силу, способную защитить свою свободу, крестьянскую общину («внутреннюю правду») от разрушительных факторов внешней формы государства («внешней правды»), заражённой разлагающим духом Запада.

Политические и философские воззрения К. Аксакова оказали большое влияние на сторонников славянофильской идеологии.


Мир политической мысли. Хрестоматия по политологии. В 4 ч. Русская политическая мысль. Кн. 5. XIX век. Под ред. А.К. Голикова, Б.А. Исаева, В.Е. Юстузова. СПб., 2001



Институт бизнеса

Последние публикации:
Вознесение Господне

28 мая 2020

Митрополит Антоний (Паканич):

На Вознесение можно услышать Ангелов

...Для Господа важно не наше приношение в этот день, а внутреннее расположение, отречение от суетных забот мира, сосредоточение на высших глубинах и смыслах жизни. Такое отречение требует сверхусилий и сверхволи, которая уже будет не человеческой природы, а Божественной...

(См. далее...)

27 мая 2020

Протоиерей Андрей Ткачёв:

Вертикальная координата

...Христос возносится, и люди смотрят в небо. Вот знаменательная картина. Ничего великого и интересного в этот час нет для апостолов на земле. Всё самое важное для них там, куда Христос восходит...

(См. далее...)

25 мая 2020

Святейший Патриарх Кирилл:

Что же произошло с нашим народом, что враг дошёл до Москвы? О духовном смысле преодоления Смуты

...и сегодня мы должны, в первую очередь, заботиться о том, чтобы не допускать смуты в сознании, смуты в умах. Ведь и сегодня есть люди, которые, подобно некоторым московским боярам, предлагают неприемлемые рецепты для модернизации нашей жизни и для улучшения...

(См. далее...)

22 мая 2020

Протоиерей Дмитрий Смирнов:

Восполнить недостаток любви в мире. Проповедь в день памяти святителя Николая чудотворца

...хотя у нас ещё и нет любви к ближним, но мы всё-таки стараемся эту любовь оказывать, всячески им послужить, чем-то их порадовать, умягчить их сердце, восполнить недостаток любви в мире, – и Он поможет нам приобрести любовь и прочие христианские добродетели. Когда...

(См. далее...)

Знаменательные даты:
И.С. Соколов-Микитов

30 мая

Русский писатель-путешественник И.С. Соколов-Микитов (1892-1975)

Русский писатель-путешественник Иван Сергеевич Соколов-Микитов родился в урочище Осеки Калужской губернии 30 (18) мая 1892 года в семье приказчика купца-лесоторговца. Детство и ранняя юность писателя прошли на Смоленщине. В 1910 году он поступил на сельскохозяйственные...

(См. далее...)

Анонсы
Фотоальбомы

22 июня 2018

Родная земля. Дорогами паломников: Кострома - Нерехта - Плёс

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов в Кострому 22-24 июня 2018 года.

(См. далее...)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2020