Григ Эдвард (Grieg, Edvard Hagerup) (1843–1907) - крупнейший норвежский композитор.
Родился 15 июня 1843 года в Бергене.
Его отец, коммерсант и британский консул в Бергене, происходил из шотландского рода Грейг (Greig).
В возрасте шести лет Эдвард начал заниматься музыкой с матерью. По совету знаменитого норвежского скрипача У. Булля пятнадцатилетнего Грига отправили учиться в Лейпцигскую консерваторию. Консерваторские занятия не оказали определяющего воздействия на художественную индивидуальность музыканта. Гораздо большее значение имело знакомство Грига с молодым норвежским композитором, автором национального гимна Р. Нурдроком (1842–1866), состоявшееся в 1863 году, после возвращения из Германии.
«Покровы спали с моих глаз, – рассказывал Григ впоследствии, – и только благодаря Нурдроку я познакомился с норвежскими народными мелодиями и осознал самого себя».
Объединившись, молодые музыканты начали поход против «вялой» скандинавской музыки Н. Гаде, находившегося под влиянием Ф. Мендельсона, и поставили своей целью создание более сильного и самобытного «северного стиля».
В 1865 году Григ заболел туберкулёзом и вынужден был уехать в Италию. Там он восстановил силы, но всю последующую жизнь не отличался крепким здоровьем.
В Риме Григ подружился с уже немолодым в ту пору Ф. Листом, который выразил полный восторг по поводу сочиненного норвежцем великолепного фортепианного концерта ля минор (1868).
По возвращении на родину Григ некоторое время дирижировал симфоническими концертами в Кристиании (ныне Осло), основал там Норвежскую музыкальную академию (1867).
С 1873 года он обрёл материальную независимость благодаря государственной стипендии и гонорарам за сочинения и смог полностью посвятить себя творчеству.
В 1885 году он поселился в «Трольхаугене» – прекрасной загородной вилле под Бергеном, которую покидал только во время концертных поездок.
Григ выступал во Франции, Англии, Германии, Польше и Венгрии и пользовался большим уважением как за рубежом, так и в родной стране. Кембриджский и Оксфордский университеты присвоили ему звание почётного доктора музыки; он был избран в члены Института Франции и Берлинской академии.
В 1898 году Григ организовал в Бергене первый Норвежский музыкальный фестиваль, имевший большой успех.
Смерть Грига 4 сентября 1907 года оплакивала вся Норвегия. Его останки были захоронены в скале недалеко от любимого дома композитора.
***
Григ был композитором ярко национального типа. Он не столько использовал фольклор, сколько пытался запечатлеть в своем творчестве атмосферу Норвегии, её пейзажи.
Он выработал специфические мелодические и гармонические приёмы, которыми, быть может, иногда злоупотреблял. Поэтому особенно удавались Григу малые, преимущественно лирические инструментальные формы, в каких и написано большинство его фортепианных и оркестровых пьес, а также сочинения песенного жанра.
Десять тетрадей «Лирических пьес для фортепиано» (Lyriske Stykker, 1867–1901) – вершина творчества композитора.
Песни Грига, числом 240, были написаны главным образом для жены композитора Нины Хагеруп, превосходной певицы, иногда выступавшей с мужем в концертах. Они отличаются глубиной выразительности и тонкой передачей поэтического текста.
Хотя Григ максимально убедителен в миниатюре, он проявил свой талант также в камерно-инструментальных циклах и создал три скрипичных сонаты (ор. 8, фа мажор, 1865; ор. 13, соль минор, 1867; ор. 45, до минор, 1886–1887), виолончельную сонату ля минор (ор. 36, 1882) и струнный квартет соль минор (ор. 27, 1877–1878).
Среди наиболее известных сочинений Грига – упомянутый выше фортепианный концерт и музыка к драме Ибсена «Пер Гюнт» (Peer Gynt, 1876). Она первоначально предназначалась для фортепианного дуэта, но позже была оркестрована и собрана в две сюиты, состоящие из небольших характерных пьес (ор. 46 и 55). Такие части, как «Смерть Озы», «Танец Анитры», «В пещере горного короля», «Арабский танец» и «Песня Сольвейг», отличаются исключительной красотой и совершенством художественной формы.
Среди сочинений, которые, подобно музыке к «Пер Гюнту», существуют в двух версиях – фортепианной (в четыре руки) и красочной оркестровой, можно назвать концертную увертюру «Осенью» (I Höst, ор. 11, 1865; новая оркестровка – 1887), три оркестровых пьесы из музыки к трагедии Б. Бьёрнсона «Сигурд Крестоносец» (Sigurd Jorsalfar, ор. 22, 1879; ор. 56, 1872, вторая редакция – 1892), «Норвежские танцы» (ор.35, 1881) и «Симфонические танцы» (ор. 64, 1898).
Аранжировки наиболее известных мелодий Грига были использованы в появившейся в 1940-е годы популярной оперетте «Песнь Норвегии», основанной на истории жизни композитора.
|