Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

Ежегодно в пятницу Светлой седмицы Святая Церковь совершает празднество иконе Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник»

События по теме:
Архив событий:
КАЛЕНДАРЬ:
21 апреля

Церковные праздники


 

Икона Божьей Матери «Живоносный Источник» (переходящее празднование в пятницу Светлой седмицы)

Ежегодно в пятницу Светлой седмицы Святая Церковь совершает празднество иконе Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник»



Икона Божьей Матери Живоносный Источник

Появление этого образа связано с чудесным событием — исцелением Богоматерью слепца, происшедшим в середине V века у источника близ Константинополя. Воин Лев Маркелл, бывший свидетелем этой Богоматерней милости, став впоследствии императором (455— 473), воздвиг на месте источника храм и назвал его «Живоносный Источник», имея в виду чудодейственную силу источника. В дальнейшем этот храм неоднократно перестраивался и благоукрашался. Но после падения Константинополя он был разрушен. И только в 1834—1835 гг. над Живоносным источником вновь был воздвигнут православный храм.

 Иконографически образ Божией Матери «Живоносныи Источник» связан с древним византийским изображением типа «Никопея Кириотисса» — «Владычица Победодательница».

 Первоначально этот образ распространялся в списках без изображения источника. Затем в композицию была включена чаша (фиала). В более поздние времена стали изображать на иконе также водоём и фонтан. Образ Божией Матери «Никопеи Кириотиссы» в свою очередь восходит к одному из первоначальных Богородичных изображений — «Знамению».

 Одно из древних изображений, напоминающих образ Божией Матери «Живоносный Источник», относится к концу XIII — началу XIV веков. На глиняном блюде, найденном в Крыму, Божия Матерь изображена в чаше в образе Оранты, с воздетыми в молитве руками.

Изображение Богоматери «Живоносный Источник» середины XIV века описывает церковный историк Никифор Каллист, составитель службы этой иконе.

Он повествует, что в середине фиалы, похожей на крещенскую купель, установленной над источником, была изображена Богоматерь с Младенцем Христом на лоне. Иногда такая икона называется «Живоносная Источница», иногда — «Живоприемный Источник» и даже просто «Источная». Богоматерь есть Источник жизни, ибо от Неё произошел Христос, Путь, Истина, Сама Жизнь.

Изображение «Живоносного Источника», относящееся к 1-й половине XV века, находится на Святой Горе Афон. Здесь, в приделе во имя великомученика Георгия Победоносца в монастыре святого Павла, находится фреска письма Андроника Византийца. Образ Божией Матери с благословляющим Младенцем представлен в широкой фиале. По сторонам читается надпись по-гречески: «Живоносный Источник».

 Без сомнения, не без влияния афонской духовности, начиная с XVI столетия в России утверждается обычай, подобный греческому, освящать источники, находящиеся в монастырях и вблизи них, посвящать их Божией Матери и писать иконы Божией Матери, именуемой «Живоноспый Источник». В России они получили особенно широкое распространение. Ранее XVII века русских композиций на эту тему неизвестно.

Глубоко почитал этот образ преподобный Серафим Саровский. Всех приходивших к нему он увещевал молиться и искать утешения и исцеления перед этой Богородичной иконой.

В середине прошлого столетия иеросхимонах Иоанникий принес из Константинополя в Саровскую обитель чтимую икону, изображающую Явление Богоматери на Живоносном источнике. В 1873 году в Серафимо-Понетаевском Скорбященском монастыре был устроен великолепный храм в честь иконы «Живоносный Источник».

Кроме Саровской обители, известны подобные иконы в храмах многих епархий Русской Церкви.

 На Руси иконы типа «Живоносный Источник» представляют собой дальнейшее усложнение композиции. Появляется деревянный кладезь, из которого бьёт водная струя, по сторонам его изображаются вселенские святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Они черпают живоносную воду и раздают стоящим вокруг людям. На переднем плане изображены одержимые различными недугами.

 Представление об источниках, как символе Богоматерней помощи и благодати Божией, достаточно древнее. На многих Богородичных иконах, например «Водительницы», Жировицкой, иконы «Благовещения Божией Матери у кладезя», неизменно присутствует изображение источника. Само название источника потеряло свое прежнее узкое значение. Оно стало употребляться в более широком смысле. Его относят и к самому источнику, у которого была засвидетельствована Богоматерняя милость, и к Богоматери — Первоисточнику Живоносному, и к храму, построенному на месте источника. Соответственно и обновление храма «Живоносного источника», которое воспоминается в светлый пяток (пятницу), подобно обновлению храма Воскресения в Иерусалиме и освящению храма в честь великомученика Георгия Победоносца в Лидде, тоже вышло за рамки местного события. И каждую икону Богоматери в этом широком смысле можно назвать «Живоносный Источник», имея в виду Богоматеринскую помощь и Её богатую милость.

 Со временем композиция иконы усложнилась настолько, что самостоятельный образ Божией Матери «Живоносный Источник» стал лишь составляющим в общей сложной композиции. Так, в 1668 году известный русский иконописец Симон Ушаков с одним из своих учеников написал икону Живоносный Источник «с чудесами». В шестнадцати клеймах он изобразил чудеса Богоматери, совершившиеся у Живоносного источника.

 Особенно сложен композиционно образ «Живоносного Источника» из Ильинского храма в Черкизове в Москве. Изображение собственно «Живоносного Источника» частично вписано в полукруг, венчающий всю икону. У полей, слева, находятся Цареградская икона Божией Матери, происходящая, как и образ «Живоносный Источник», из Константинополя, изображение святителя Иерусалимского Кирилла, неутомимо обличавшего арианскую ересь, которою Пресвятая Дева лишалась Богоматеринского достоинства, и икона Божией Матери «Умягчение злых сердец».

 Образ Божией Матери «Умягчение злых сердец» иногда называют «Симеоново проречение». Он сходен с «Семистрельным». И в том, и в другом Божия Матерь изображается с семью стрелами, пронзившими Её сердце и означающими страдания, предреченные святым праведным Симеоном Богоприимцем (Лк. 2, 35).

 В правых клеймах — Иерусалимская икона Божией Матери, образ святителя Иерусалимского Софрония, составившего стихиры и молитву на водоосвящение в день Богоявления, когда освящаются все воды, все источники, и икона Божией Матери с одним из древнейших названий, данным ей верующим русским народом,— «Взыскание погибших».

В основании общей композиции — изображение явления Богоматери и Святителя Николая пономарю Георгию у соснового кладезя (источника).

Центральное место в иконе (средник) занимает икона Богоматери «О Всепетая Мати», вписанная в круг, обрамленный полоской декоративного орнамента. Фон круга — звёздное небо. По краю мафория надпись — одно из величайших творений преподобного Иоанна Дамаскина — гимн-молитва «О Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, нынешнее приемши приношение, от всякия избави напасти и грядущия изми муки о Тебе вопиющих: Аллилуиа».

Идея Богоматеринского врачевства подчеркивается мыслью о Богоматеринской защите, покровительстве. Композиционно эта икона близка к Цареградской. Очень важно отметить, что символ — три звезды на раменах и челе,— указывающий приснодевство Божией Матери, заменен образным указанием на её нетленную ангельскую чистоту: на месте звёзд изображены юные лики Ангелов и на нимбах написано: «по Рождестве Дева» (на правом плече), «в Рождестве Дева» (на головном покрывале) и «до Рождества Дева» (на левом плече).

 Богословское содержание иконы «Живоносный Источник» догматично. Наиболее ярко проявляется оно в службе этой иконе. В каждом молитвословии центральное место занимает идея всемирного заступничества Богоматери, Её неустанного ходатайства перед Божественным Сыном, Её всесильной и обильной помощи всем нуждающимся. Смысл иконы раскрывается двояко: подчеркивается рождение Пресвятой Девою Жизни Присносущной — Сына Божия во плоти и в отношении Её к миру — врачевство от всяких недугов.

 С древнейших времен весь христианский мир связывал с Богоматерью представление о чудесных исцелениях и помощи в болезнях. И ныне, как и прежде, к Ней припадают, Её молят, «на Нее надеются, Ею хвалятся».

 В службе иконе Богоматери «Живоносный Источник», как и в других Богородичных службах, эти две стороны Богоматеринского величия различаются и раскрываются достаточно ясно. С одной стороны, Богоматерь предстает перед нами как «Храм Владыки» «рождшая несказанно Предвечное Слово Отчее» (кондак, икос) и «Бессмертную Жизнь»; с другой стороны, Она — «Источник воистину воды живыя» «источающий благодать верным» и подающий«различное врачевство...».

 Все дни Светлой седмицы предстают перед нами как единый светлый пасхальный день. Пятница Светлой седмицы выделяется особо: тем, что в этот день впервые после Великой агиасмы на Богоявление совершается освящение воды во всех храмах Русской Православной Церкви, и тем, что в самом богослужебном чине этого дня к пасхальным стихирам и тропарям присоединяют песнопения службы иконе Божией Матери «Живоносный Источник».

 То, что композиция иконы «Живоносный Источник» представляет собой совокупность нескольких Богородичных икон, имеет свой глубокий смысл.

Можно думать также, что не случайно празднование в честь этого образа совершается в пятницу. Пятница — день Крестных страданий Господа Иисуса Христа. Это день страданий и Самой Божией Матери (вспомним икону «Симеоново проречение»). В этот же день страданиями Христовыми совершалось величайшее спасительное дело Божие о человеке, и весь род человеческий чрез апостола Иоанна был усыновлён Божией Матери (Ин. 19, 26—27). Воскресением же Христовым смерть умертвилась (6-я песнь канона праздника Пасхи) и печаль Матери Божией преложилась в радость (Ин. 16. 20).

Эта мысль в отношении к Богоматери особенно ярко выражена в тропаре 8-й песни канона «Живоносному Источнику»: «Вся смерти держава Тебе ради разорися внезапу, о Царице и Госпоже! Ибо Бессмертную Жизнь, и Воду, и Манну Ты источила еси — Царя Христа вовеки!».


Живоносный источник

Последние публикации:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора.

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший...

(См. далее...)

2 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Традиционные ценности помогают сохранить жизнеспособность в условиях теряющей свой гуманизм цивилизации». Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Всемирном фестивале молодежи

2 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Всемирный фестиваль молодежи, проходящий на федеральной территории «Сириус» в Краснодарском крае...

(См. далее...)

9 февраля 2024

Президент России В.В. Путин:

«Мы защищаем своих людей, себя, свою Родину и наше будущее». Интервью Президента России Владимира Путина Такеру Карлсону

9 февраля 2024 года в Кремле Президент России Владимир Владимирович Путин ответил на вопросы Такера Карлсона, американского журналиста, основателя видеоплатформы Tucker Carlson Network. 10 февраля 2024 г.

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Я.А. Коменский

28 марта

Чешский педагог Я.А. Коменский (1592-1670)

Яна Амоса Коменского относят к корифеям педагогической науки - на том основании, что в центре его интересов стояла проблема переустройства школы. Как всякий крупный мыслитель, занимавшийся проблемами становления личности, Коменский, безусловно, является и ярким психологом. Его идеи предвосхитили...

(См. далее...)

Анонсы
Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Вера и Время    2024