Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
События по теме:
Николай Коперник

19 февраля

Польский астроном Н. Коперник (1473-1543)

Имя Н. Коперника занесено на карту Луны и Марса

(См. далее...)

22 февраля

Польский композитор и пианист Ф. Шопен (1810-1849)

День рождения: Февраль 22 (?) День памяти: Октябрь 17

(См. далее...)

Архив событий:
КАЛЕНДАРЬ:
22 апреля

Выдающиеся личности


 

Русский писатель-фантаст И.А. Ефремов (1907-1972)



И.А. Ефремов в экспедиции, 1932 (крайний справа)

Иван Антонович Ефремов родился 22 апреля 1907 (1908?) года в купеческой семье в селе Вырица Царско-Сельского уезда Петербургской губернии.

Всё в доме было под стать хозяину-лесоторговцу – основательное и массивное; первыми игрушками мальчика были медные ступки, утюги и часовые гири, залитые свинцом; даже во дворе вместо собаки на цепи сидел медведь. Ничто в купеческом доме не способствовало развитию творческих способностей мальчика – ни жестокий деспотизм отца, ни царившая в семье атмосфера – «самая что ни на есть мещанская», «внутренне глубоко некультурная», как вспоминал Ефремов.

С раннего детства он был предоставлен самому себе. Мать много внимания уделяла младшему брату, росшему слабым и болезненным. Отец же занимался торговыми делами, а в свободное время хаживал с рогатиной на медведя – один на один. Впрочем, в кабинете отца стояли массивные шкафы, заполненные книгами, и своим видом показывавшие посетителям, что у Ефремовых «всё как у людей» За их пыльными дверцами таился неведомый мир, притягивавший к себе мальчика, рано выучившегося читать.

Уже в шесть лет он прочитал «Двадцать тысяч лье под водой» Ж. Верна. Книга произвела оглушающее впечатление. Он взахлеб перечитывал её несколько раз. С той поры фантастика стала его неизменным спутником. Она будила воображение, заставляла забывать о тусклой реальности, уносила в далёкие миры, полные тайн. Именно эта тяга к неведомому стала решающей силой, вырвавшей его из привычного круга жизни в творчество.

Вскоре ему попался роман Ж. Верна «Путешествие к центру Земли». Из него он вынес интерес к минералам. В марте 1916 года с матерью он попал на выставку самоцветных камней известного ювелира и художника Денисова-Уральского, проходившую в Петербурге. Красота, блеск самоцветов и минералов окончательно покорила его. С той поры появилось новое увлечение – коллекционирование камней причудливой раскраски, которое в будущем сыграло важную роль в возникновении серьёзного интереса к геологии и в последующем научном творчестве.

Состояние здоровья младшего брата не улучшалось, и в 1916 году семья Ефремовых по рекомендации врачей переехала на юг, в Бердянск.

Здесь в жизнь романтически настроенного подростка вошла еще одна тайна – море. Шипение волн, запахи водорослей, шум и толчея в порту манили его, будили неясные, и от того еще более желанные мечты.

По-прежнему его внутренний мир был открыт для книг об удивительном и неведомом. Рони-старший, Г. Уэллс, Дж. Лондон, А. Конан-Дойл – каждый из них оставил в его душе неизгладимый след. Ефремов считал, что его мировоззрение во многом определил Уэллс.

Решение стать моряком, вероятно, не обошлось без морских рассказов и повестей Дж. Лондона.

Повесть А. Конан-Дойла «Затерянный мир» - как когда-то «Путешествие к центру Земли» - перенесла его в далекое прошлое, в мир динозавров. Так он впервые узнал о существовании палеонтологии – науки о вымерших обитателях древней Земли, ставшей впоследствии главным делом жизни. Вскоре ему попалась тоненькая научно-популярная книжонка, раскрывавшая перед ним палеонтологию как науку. Мысль о том, что по фрагментарным останкам можно восстанавливать цельную картину необычного, диковинного мира далекого прошлого, захватила дух, бередила воображение. Интерес к палеонтологии усиливался жаждой путешествий в дальние неведомые страны. Книги Ш. Депре «Превращения животного мира» и Р. Ланкастера «Вымершие животные» увлекательно описывали вымерших животных и были снабжены множеством прекрасных иллюстраций.

Спокойную и размеренную жизнь семьи Ефремовых разметали трагические для России события 1917 года.

Давно зревший в семье разлад завершился разводом родителей. В 1919 году мать с детьми переехала в Херсон. Там она вышла замуж за красного командира и уехала, оставив детей у тетки. Вскоре тетка заболела тифом и умерла.

Началась холодная и голодная жизнь беспризорника, и вряд ли кто из работников отдела народного образования, снабжавшего беспризорников бесплатными талонами в столовую, подозревал, что один из них впоследствии станет выдающимся ученым и писателем.

Даже в это смутное время в городской библиотеке Ефремов открывал для себя книги. Хаггард распахнул перед ним таинственный загадочный мир Африки. В будущем романтический интерес к Африке пройдет через всё творчество писателя.

В соседнем доме разместилась вторая авторота 6-й Красной армии. Автомобили приковали его внимание, а красноармейцам полюбился любознательный беспризорник. Его взяли воспитанником автороты, и с ней он дошел до Перекопа. Он научился вождению и стал неплохо разбираться в устройстве автомобиля. Впоследствии это обеспечивало заработок на жизнь, а ещё позднее пригодилось в экспедициях.

В 1921 году, четырнадцати лет, Ефремов демобилизовался из армии. Детство оборвалось внезапно, и он принимает решение ехать в Петроград и продолжать прерванную гражданской войной учебу.

В Петрограде заморенному недоеданием подростку, вернувшемуся в дом отца, сперва пришлось очень туго. На рабфак, где платили стипендию, его не приняли – нет трудового стажа. Устроиться на работу в городе, полном безработных, было невозможно. Оставалось одно – перебиваться случайными заработками и учиться.

В 6-й единой трудовой школе подобрался прекрасный коллектив учителей. Например, известный популяризатор науки В.М. Усков преподавал природоведение; блестящими были уроки истории, преподававшиеся молодым ученым А.И. Андреевым, впоследствии членом-корреспондентом Академии наук; старый школьный учитель математики Василий Александрович Давыдов приметил в подростке сильную тягу к знаниям и поддержал её. С его помощью Ефремов интенсивно наверстывал упущенное, оканчивая в год по два класса. В благодарность к старому учителю И.А. Ефремов, уже зрелый учёный, приезжая в Ленинград, обязательно шел к дому на Большой Серпуховской, чтобы почтить его память…

Не по годам рослый, прибавивший себе в метрику год, Ефремов ходил в поношенной, с многочисленными заплатами, шинели, за что школьные товарищи окрестили его «царём Иваном Пёстрым». А «царь» разгружал вагоны и баржи с дровами, подряжался по дворам пилить, колоть и укладывать дрова; устраивался шофёром в ночную смену и слыл среди сверстников «богачом»; большую часть денег тратил на книги и помощь друзьям.

И так было до конца жизни.

За всеми заботами он не забывал про палеонтологию. Ефремову порекомендовали обратиться за помощью к профессору Н.Н. Яковлеву, президенту Русского палеонтологического общества. Он написал письмо с просьбой помочь советом. Профессор принял его, выслушал и написал экстравагантную записку в Центральную геологическую библиотеку: «Дать этому щенку книги и пускать в читальный зал».

Однако прекрасно изданные книги показались Ефремову скучными и непонятными.

Однажды ему посчастливилось за большие деньги купить в букинистической лавке учебник «Курс палеонтологии» А.А. Борисяка. По издававшемуся в то время справочнику «Наука и научные работники» разыскал адрес автора учебника и решил встретиться с ним. Они встретились дома у профессора, долго беседовали. Борисяк пообещал привезти из Германии известный в то время справочник по палеонтологии Циттеля, но рассказ профессора о своей науке показался Ефремову слишком сухим, академичным: он не узнавал «свою» палеонтологию. В душе постепенно накапливалось отчаяние – неужели его представления об этой науке лишь игра воображения?

Как-то в начале 1923 года он просматривал в библиотеке подшивку журнала «Природа» за 1922 год и встретил статью П.П. Сушкина об уникальной коллекции ящеров с Северной Двины. Статья раскрывала перед читателем необъятную перспективу времени в 170 миллионов лет и огромное количество нерешённых вопросов – интереснейших загадок науки. Перед ним словно открылась «зелёная дверь» в науку. Возникло сильное желание разыскать этого человека и поговорить с ним. Выяснилось, что Пётр Петрович Сушкин – известный зоолог и палеонтолог, живет здесь же, в Петрограде. Ефремов написал ему письмо. Вскоре пришёл ответ: «Приходите, но не на квартиру, а в Геологический музей. Мы побеседуем, а кстати, вы кое-что увидите…».

18 марта 1923 года встретились будущие Учитель и ученик.

Ефремов шёл с некоторой опаской – поговаривали, что у Сушкина крутой нрав. Но опасения были напрасны. В течение длительной беседы Пётр Петрович убедился в подлинности интереса Ефремова к палеонтологии. Он водил его по залам музея, показывал настоящие скелеты динозавров, а главное, разрешил приходить к нему для занятий в любое время! К огромному удивлению сотрудников музея, в кабинете академика никому не известному мальчишке выделили стол. Он запросто приходил сюда и читал подобранные Сушкиным книги. Сушкин постепенно вводил его в мир науки: рассказывал о новейших гипотезах в палеонтологии, обучал основам препараторского искусства – умению аккуратно отделять окаменевшие и хрупкие как стекло кости от породы, в которой они находились. Но мечта о море не отпускала Ефремова.

Весной 1924 года он поехал во Владивосток – один из красивейших приморских городов, нанялся старшим матросом на парусно-моторное судно «III Интернационал». Здесь, неожиданно для себя, романтически настроенный юноша оказался в компании со всякой шпаной. Благодаря природной силе и некоторым боксёрским навыкам, он сумел отстоять свое достоинство. Грязь и рыбные запахи мало способствовали возвышенному настроению, но за бортом был великий и постоянно изменчивый Тихий океан.

Во время кратких стоянок в Японии, когда команда «рассыпaлась» по портовым кабакам, он бродил в окрестных парках, где познакомился с удивительной гармонией человека и природы, свойственной японской архитектуре и образу жизни. Именно тогда он впервые осознал значение чувства прекрасного в воспитании и жизни человека, позднее обоснованное в романах «Лезвие бритвы» и «Таис Афинская».

Вернувшись осенью в Петроград, он поступил на биологические отделение физико-математического факультета Ленинградского университета и с головой окунулся в премудрости палеонтологии под руководством П.П. Сушкина.

Однако в 1925 году Ефремов переходит в Горный институт на геологическое отделение. Работает, учится вечерами, защищает диплом с отличием.

В 1935 году, он, автор 35 опубликованных работ, без процедуры защиты получает учёную степень кандидата наук за исследование эволюции древнейших земноводных. Однако диплом об окончании Горного института он получает лишь в 1937 году и поступает на работу к заведующему лабораторией низших животных в Паленонтологическом институте АН СССР.

В 17 лет он принял участие в геологической экспедиции и позднее сам руководит более сорока экспедициями на Кавказе, в Средней Азии, Якутии, Восточной Сибири, Дальнем Востоке и Монголии.

В 1940 году Ефремов защищает степень доктора биологических наук, а с 1944 года он обретает известность как писатель.

По вкладу в науку имя Ефремова стоит в ряду наиболее выдающихся палеонтологов мира. В 1943 году окончательно сформировалась та новая отрасль исторической геологии и палеонтологии – тафономия, которая в 1952 году была отмечена Государственной премией СССР. Ефремов был мастером анализа эволюции природы на протяжении миллионов лет, он осмысливал процесс взаимодействия природы и общества, предвосхищая их глубокие противоречия в случае сохранения того характера отношений, который культивировался в последние столетия. Фактически Ефремов установил новые закономерности – теорию Инферно, закон Рамголя, стрелу Аримана, имеющие ценность научного открытия. Благодаря его экспедициям открыты огромные запасы угля, меди, железа, алмазов, ртути на Востоке России.

В творчестве Ефремова-писателя есть несколько высокопродуктивных периодов, три цикла рассказов (1944, 1945, 1959 гг.), где он популяризует необыкновенные явления и открытия.

Так в «Звёздных кораблях» он опирается на концепцию множественности обитаемых миров и общности мыслящих существ Вселенной, что было смелым для исключительно материалистического стиля мышления его времени.

Центр интереса в поздних рассказах переместился с явлений природы на людей в обстановке далекого будущего («Эллинский секрет», «Лезвие бритвы»), их мышление, интеллект и мораль.

Его произведения стали подлинной научно-художественной прогностикой будущего, моделями социального развития на тысячелетия вперед, чему посвящены его романы «Туманность Андромеды», «Лезвие бритвы», «Час Быка», «Таис Афинская».

«Туманность Андромеды» – прекрасное видение будущего во всей мировой научной фантастике, гимн безграничным возможностям человеческого разума, красоте человеческих отношений в объединенном мире Земли, освобождённой от гнёта, корысти, ненависти, зависти и вражды.

Центром философских размышлений Ефремова является понимание человека: «Человек – та же вселенная, глубокая, таинственная, неисчерпаемая. Самое главное – найти в человеке всё, что ему нужно теперь же, не откладывая это на сотни лет в будущее!»

На основе собственного понимания сущности человека, Ефремов формулирует как главную задачу – воспитание, а образование трактует как часть воспитания. Выработать стремление, жажду знаний, жадность и вкус к наукам, далёким от окончательных ответов – главное в воспитании, согласно Ефремову.

Не менее важной стороной воспитания он считал «развитие острого восприятия природы и тонкого с ней общения». Притупление внимания к природе Ефремов оценивал как остановку в развитии человека. Писатель справедлив в утверждении, что глобальных проблем современности – экологической, термоядерной, сырьевой, энергетической, демографической – на разобщённой Земле не решить.

Выше всего Ефремов ставил красоту мира. В сущности он предлагал теорию красоты как высшую степень целесообразности, включающую не только вершину физического совершенства всего живого, но и духовно-нравственные вершины совершенства человека и человечества. Несовершенное по законам эволюции деградирует и отмирает, следовательно, условием и гарантией цивилизации является всестороннее совершенствование самого человека и общества.

Завершение человека разумного произошло с появлением фантазии – главного мотора выживания и совершенствования цивилизации. Значима также страсть к непознанному, ожидаемому, предстоящему, то есть к будущему. Человек властен только над будущим. Над прошлым мы бессильны, настоящее – эфемерно и неумолимо перетекает в прошлое, и только будущее возможно в виде планов, мечтаний, грёз, проектов, идеалов. В современных условиях будущее приобретает необычайную значимость, ценность.

Хотя в романах Ефремова изображены мирная Земля и мирный космос, они в своем контексте содержат отчётливое предупреждение о возможной опасности небытия, которую может создать сам человек. По Ефремову, взрыв безнравственности гораздо опаснее ядерной войны, нравственность же существеннее шпаг и пикирующих бомбардировщиков. Все разрушения империй, государств происходят через утерю нравственности, – весьма справедливо пишет Ефремов Э.К. Олсону.

Итак, перед нами - один из интереснейших представителей отечественного космизма, точнее, синтеза его естественно-научного и художественно-литературного направлений.

Ефремов – учёный-энциклопедист, биолог, палеонтолог, его учёной эрудиции не было чуждо ни одно из русел общечеловеческой культуры.

Ефремов – философ, способный проникнуть и в тонкую сущность явлений, и в их масштабное, общеприродное единство, видевший - как никто другой в его время - связь научных открытий с запросами практики, жизни, народа, создавший оригинальное отнологическое понимание мира и человека, природы и общества.

Ефремов – мыслитель, «панорамный» с точки зрения пространства и времени: ничто не останавливало его «крейцеровского характера» и «пионерской фантазии».

Ефремов – интереснейший из футурологов, смелость и оригинальность которого дополнена уникальным художественным даром. Полёт его воображения и интуиция создают систему достоверных координат для взгляда в будущее.

Следует признать, что фигура И.А.Ефремова в палитре русских космистов заметна благодаря необычности его биографии, своеобразия личности.

Уже при жизни он, казалось, получил полное признание, о его литературном творчестве писали книги, диссертации, статьи и очерки.

В 1959 году Ефремов вынужден был завершить свою научную карьеру и посвятить себя писательству. Причинами резких изменений в жизни стало состояние здоровья и атмосфера завистливого выживания успешного учёного. Однако именно в оставшиеся 13 лет жизни Ефремов создает лучшие из крупных романов «Лезвие бритвы», «Час быка», «Таис Афинская».

Роман «Час быка» после кончины автора как бы перестал существовать, упоминания о нём были запрещены вплоть до перестройки, впервые в стране он был опубликован лишь в 1988 году. Опасность возвращения тоталитаризма, вспышки расизма, шовинизма, национализма, фундаментализма, антиглобализма имеют одну природу – человеконенавистиничество, культурный вандализм, оскудение морали и отсутствие ответственности перед будущим. Образы всех этих социальных зол были ярчайшими в романе.

И в конце жизни судьба не баловала писателя: спустя месяц после его кончины в доме был проведён тринадцатичасовой обыск с целью найти идеологически вредную литературу, поползли слухи о его «принадлежности» к английской разведке, был задержан выход шеститомного собрания сочинений Ефремова, а на ХХ сессии Всесоюзного палеонтологического общества доклады о Ефремове были отменены.

Тем не менее, признание заслуг учёного и писателя И.А. Ефремова, его популярность, любовь к нему не знали границ и пределов времени. До сих пор идут письма на имя И.А. Ефремова, создан центр ноосферных знаний и культуры его имени, проведён I международный научно-художественный симпозиум «Иван Ефремов – учёный, мыслитель, писатель. Взгляд в третье тысячелетие. Предвидения и прогнозы», его именем – именем великого знатока Земли – названа одна из малых планет Солнечной системы – Ефремиана.

Оглядывая в целом жизнь, оценивая биографию И.А. Ефремова, понимаешь, что более всех внешних его заслуг всё же важнее другое. Уделом человека является постоянная работа над собой - творческая, с полной отдачей физических и духовных сил. Этот удел, образ мышления и жизни был свойственен писателю и учёному Ивану Ефремову. Он сотворил себя сам, как некогда М.В. Ломоносов, К.Э. Циолковский, другие выдающиеся люди. И этот его опыт особенно бесценен для нас.

Н.Г. Апухтина



София

Последние публикации:
Святейший Патриарх Кирилл в Успенском соборе Московского Кремля в праздник Сретения Господня, 15.02.2019

17 февраля 2019

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы очень нуждаемся в том, чтобы чувствовать Божие присутствие в своей жизни». Проповедь в праздник Сретения Господня в Успенском соборе Кремля

...без этой встречи с Богом, реальной встречи, верующий человек и не может существовать. Потому что ему нужно, при всей глубине и силе его веры, некое доказательство. И самым ярким и сильным доказательством того...

(См. далее...)

16 февраля 2019

Архимандрит Андрей (Конанос):

Я лучше других?

...цель любого дара, какой бы он у тебя ни был в жизни, – это единство. Чтобы ты общался с другими, связал себя с другими. Святой апостол Павел говорит, что мы – одно тело, мы все – члены друг для друга...

(См. далее...)

15 февраля 2019

Протоиерей Андрей Ткачёв:

«Видеста очи мои…»

...Мало сказал Симеон, но вся будущая история мира нашла отображение в его словах. Он предсказал, что Христос просветит язычников; что в Израиле, для которого Он – слава, Ему предстоит стать «предметом пререкания». Из-за Него многие падут и многие поднимутся. Слова эти вряд ли можно было понять заранее, но последующая история оправдала...

(См. далее...)

14 февраля 2019

Святейший Патриарх Кирилл:

«Встреча с Господом должна коренным образом изменить нашу жизнь». Обращение по случаю празднования Дня православной молодёжи

...Согретые любовью Христовой, мы призваны являть эту любовь другим людям, призваны творить дела милосердия. Это под силу каждому — напитать алчущего, помочь нуждающемуся, сказать слово ободрения унывающему, утешить плачущего,...

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Николай Коперник

19 февраля

Польский астроном Н. Коперник (1473-1543)

Имя Н. Коперника занесено на карту Луны и Марса

(См. далее...)

Анонсы
Фотоальбомы

22 июня 2018

Родная земля. Дорогами паломников: Кострома - Нерехта - Плёс

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов в Кострому 22-24 июня 2018 года.

(См. далее...)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2019