Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
События по теме:
Я.А. Коменский

28 апреля

Великий чешский педагог Я.А. Каменский (1592-1670)

Ян Амос Коменский (Komensky, Comenius) [28.3.1592, Нивнице, ныне близ Угерске-Градиште (Чехия), —15.11.1670, Амстердам] - чешский мыслитель, педагог, общественный деятель. Родился в...

(См. далее...)

28 апреля

Русская писательница В.А. Осеева (1902-1969)

«Доброй и честной, смелой и рыцарски благородной» - такой запомнил писатель А. Алексин Валентину Александровну Осееву. В 21 год юная Валя Осеева пошла работать в Трудовой комитет для безнадзорных...

(См. далее...)

Архив событий:
КАЛЕНДАРЬ:
14 января

Выдающиеся личности


 

Русский художественный и музыкальный критик, историк искусства В.В. Стасов (1824-1906)



Портрет Стасова работы И.Е. Репина, 1883 г.

Владимир Васильевич Стасов (1824–1906) - русский музыкальный и художественный критик, историк искусства.

Родился в Петербурге 2 (14) января 1824 в семье архитектора Василия Петровича Стасова (1769–1848); брат В.В.Стасова – адвокат Дмитрий Васильевич Стасов (1828–1918).

Окончил в 1843 году Училище правоведения, обучался игре на фортепиано у известного педагога А.Л. Гензельта.

Служил в Сенате, в Министерстве юстиции.

С 1856 года работал в Публичной библиотеке (ныне Российская национальная библиотека, РНБ) в Петербурге, с 1872 года до конца жизни заведовал её художественным отделом. На этом посту постоянно консультировал писателей, художников, композиторов, собирал рукописи русских деятелей искусства, в особенности композиторов (во многом благодаря Стасову РНБ располагает ныне самыми полными архивами композиторов петербургской школы).

Во второй половине 1870-х годов Стасов начал выступать в печати со статьями о литературе, живописи и музыке.

Большое значение имело для него знакомство с Глинкой (1849). Впоследствии Стасов много писал о музыке Глинки, занимался распространением его творчества, в особенности оперного. Он - автор первой документированной биографии Глинки (1857).

В первой половине 1850-х годов Стасов провёл несколько лет в Италии, где получил широкие познания в области старинной европейской музыки. По возвращении в Россию сблизился сначала с А.С. Даргомыжским и М.А. Балакиревым, а потом с Ц.А. Кюи, А.П. Бородиным, М.П. Мусоргским, Н.А. Римским-Корсаковым. При деятельном участии Стасова этот кружок оформился в художественное объединение и стал известен под именем «Могучая кучка», придуманным Стасовым.

Стасов не только всячески поддерживал в печати появлявшиеся новые произведения членов кружка, добивался их исполнения, но и нередко сам был автором их идей – в частности, Стасовым подсказаны сюжеты «Хованщины» Мусоргского, «Князя Игоря» Бородина, симфонической поэмы (впоследствии оперы) «Садк»о Римского-Корсакова и др.

Он был консультантом всех оперных либретто по исторической части, а также личным другом всех «кучкистов» (особенно тёплые отношения связывали Стасова с Мусоргским). После кончины Мусоргского и Бородина Стасов первым опубликовал их развёрнутые, основанные на документах биографии.

Позже, в 1880-х годах Стасов сблизился с Беляевским кружком, который наследовал традиции «Могучей кучки» и стал убеждённым пропагандистом творчества А.К. Глазунова и А.К. Лядова.

В конце жизни он восторженно приветствовал восхождение новой звезды – А.Н. Скрябина.

В западноевропейской музыке Стасову были особенно близки такие фигуры, как И.С. Бах (в среде «Могучей кучки» за Владимиром Васильевичем закрепилось прозвище «Бах»), Бетховен, а также Ф. Лист, Г. Берлиоз, Р. Шуман.

Наряду с новой русской музыкой Стасов всячески поддерживал новую русскую живопись, в частности, принимал участие в деятельности «Артели художников» (впоследствии «Товарищество передвижных художественных выставок» – «передвижники»). Он создал ряд монографий о русских художниках.

Особый пласт деятельности Стасова составляют его исторические и археологические исследования – в том числе, работы о народном орнаменте, о происхождении былин, а также о древнерусском пении. По всем этим темам им были собраны обширные материалы, которые он нередко передавал для использования другим учёным.

Стасов всегда был деятелем «крайних», радикальных взглядов, и его нередко обвиняли (и обвиняют) в односторонности. Например, он очень высоко ставил оперное творчество Глинки и всей петербургской школы, но Чайковского ценил почти исключительно как симфониста, а не оперного композитора (что не мешало ему поддерживать с Чайковским тёплые личные отношения). Он также довольно долго выступал против системы консерваторского образования, считая, что она нивелирует национальное своеобразие русских талантов. В горячо любимом им творчестве петербургской школы Стасов полностью принимал всё сделанное Мусоргским и Бородиным, но, например, не сразу оценил эволюцию искусства Римского-Корсакова.

Это было связано с основными «принципами» Стасова, которым он сохранял верность в течение всей жизни: понятиями «реализма» (под которым подразумевался, прежде всего, выбор актуальных для современности тем, «антиакадемизм») и «народности» (эту категорию Стасов считал совершенно обязательной при оценке произведения искусства; в новой русской музыке, основанной на национальном материале, он видел будущее всего европейского искусства).

Его особым предпочтением пользовались художественные концепции, основанные на подлинном историческом материале. Он исключительно высоко оценивал опыты Даргомыжского и Мусоргского по передаче в музыке интонаций живой речи. Также особый «конек» Стасова составляла «восточная тема», которая была для него неотъемлемой составляющей нового русского искусства.

Жёсткость установок Стасова и категоричность его выступлений уравновешивались, однако, его глубокой преданностью интересам науки и искусства, искренностью стремления к «новым берегам», артистичностью натуры. Стасов нередко бывал несправедлив и резок, однако всегда благороден и великодушен, до конца предан своим друзьям.

Умер Владимир Васильевич Стасов в Петербурге 10 (23) октября 1906 года. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь мастеров искусств).



Кругосвет

Последние публикации:
Святейший Патриарх Кирилл в день Радоницы в Архангельском соборе Кремля, 17.04.2018

17 апреля 2018

Святейший Патриарх Кирилл:

«Сегодня вместе с нами, несомненно, присутствуют и те, кто похоронен здесь». Проповедь в день Радоницы в Архангельском соборе Кремля

...Сегодня особый день — день поминовения усопших пасхальным чином в период Святой Пасхи. Неслучайно мы в пасхальную радость включаем поминовение тех, кто умер, потому что для них, как и для нас, Пасха, Воскресение Христово...

(См. далее...)

16 апреля 2018

Инок Григорий (Пенкнович):

Исполин духа. К 90-летию со дня рождения архимандрита Ипполита (Халина)

18 апреля 2018 года исполняется 90 лет со дня рождения архимандрита Ипполита (Халина; (1928–2002) – афонского старца, настоятеля Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря, «самого доброго батюшки», по словам архимандрита Кирилла (Павлова). Могилка старца в Рыльском монастыре...

(См. далее...)

16 апреля 2018

Великая княгиня Мария Владимировна:

Никто не имеет права быть судьей над Россией

Глава Российского Императорского Дома рассказала о своих взглядах на положение дел в РФ.

(См. далее...)

13 апреля 2018

Святейший Патриарх Кирилл:

Причащаться нужно чаще. Слово во вторник Светлой седмицы в Свято-Троицкой Сергиевой лавре

...Пасха наполнена величайшими духовными смыслами. Но, наверное, все эти смыслы должны быть направлены на самое главное — мы через Свет Воскресения должны лучше почувствовать Божественное присутствие в нашей жизни, в жизни нашего народа, в человеческой истории....

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Анонсы
Фотоальбомы

4 сентября 2016

Дорогами паломников: Москва - Пюхтицы - Новый Валаам

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов по маршруту Москва – Санкт-Петербург – Пюхтицы – Таллинн – Хельсинки – Новый Валаам – Санкт-Петербург.

(См. далее...)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2018