Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
События по теме:

28 января

Русский философ, публицист, поэт В.С. Соловьёв (1853-1900)

Владимир Сергеевич Соловьёв родился 16 (28) января 1853 в Москве. Сын С.М.Соловьева, ученого-историка, автора монументальной Истории России с древнейших времен. По материнской...

(См. далее...)

29 января

Русский писатель А.П. Чехов (1860-1904)

День рождения: Январь 17 (29) День памяти: Июль 1 (15)

(См. далее...)

Архив событий:
КАЛЕНДАРЬ:
14 января

Выдающиеся личности


 

Русский художественный и музыкальный критик, историк искусства В.В. Стасов (1824-1906)



Портрет Стасова работы И.Е. Репина, 1883 г.

Владимир Васильевич Стасов (1824–1906) - русский музыкальный и художественный критик, историк искусства.

Родился в Петербурге 2 (14) января 1824 в семье архитектора Василия Петровича Стасова (1769–1848); брат В.В.Стасова – адвокат Дмитрий Васильевич Стасов (1828–1918).

Окончил в 1843 году Училище правоведения, обучался игре на фортепиано у известного педагога А.Л. Гензельта.

Служил в Сенате, в Министерстве юстиции.

С 1856 года работал в Публичной библиотеке (ныне Российская национальная библиотека, РНБ) в Петербурге, с 1872 года до конца жизни заведовал её художественным отделом. На этом посту постоянно консультировал писателей, художников, композиторов, собирал рукописи русских деятелей искусства, в особенности композиторов (во многом благодаря Стасову РНБ располагает ныне самыми полными архивами композиторов петербургской школы).

Во второй половине 1870-х годов Стасов начал выступать в печати со статьями о литературе, живописи и музыке.

Большое значение имело для него знакомство с Глинкой (1849). Впоследствии Стасов много писал о музыке Глинки, занимался распространением его творчества, в особенности оперного. Он - автор первой документированной биографии Глинки (1857).

В первой половине 1850-х годов Стасов провёл несколько лет в Италии, где получил широкие познания в области старинной европейской музыки. По возвращении в Россию сблизился сначала с А.С. Даргомыжским и М.А. Балакиревым, а потом с Ц.А. Кюи, А.П. Бородиным, М.П. Мусоргским, Н.А. Римским-Корсаковым. При деятельном участии Стасова этот кружок оформился в художественное объединение и стал известен под именем «Могучая кучка», придуманным Стасовым.

Стасов не только всячески поддерживал в печати появлявшиеся новые произведения членов кружка, добивался их исполнения, но и нередко сам был автором их идей – в частности, Стасовым подсказаны сюжеты «Хованщины» Мусоргского, «Князя Игоря» Бородина, симфонической поэмы (впоследствии оперы) «Садк»о Римского-Корсакова и др.

Он был консультантом всех оперных либретто по исторической части, а также личным другом всех «кучкистов» (особенно тёплые отношения связывали Стасова с Мусоргским). После кончины Мусоргского и Бородина Стасов первым опубликовал их развёрнутые, основанные на документах биографии.

Позже, в 1880-х годах Стасов сблизился с Беляевским кружком, который наследовал традиции «Могучей кучки» и стал убеждённым пропагандистом творчества А.К. Глазунова и А.К. Лядова.

В конце жизни он восторженно приветствовал восхождение новой звезды – А.Н. Скрябина.

В западноевропейской музыке Стасову были особенно близки такие фигуры, как И.С. Бах (в среде «Могучей кучки» за Владимиром Васильевичем закрепилось прозвище «Бах»), Бетховен, а также Ф. Лист, Г. Берлиоз, Р. Шуман.

Наряду с новой русской музыкой Стасов всячески поддерживал новую русскую живопись, в частности, принимал участие в деятельности «Артели художников» (впоследствии «Товарищество передвижных художественных выставок» – «передвижники»). Он создал ряд монографий о русских художниках.

Особый пласт деятельности Стасова составляют его исторические и археологические исследования – в том числе, работы о народном орнаменте, о происхождении былин, а также о древнерусском пении. По всем этим темам им были собраны обширные материалы, которые он нередко передавал для использования другим учёным.

Стасов всегда был деятелем «крайних», радикальных взглядов, и его нередко обвиняли (и обвиняют) в односторонности. Например, он очень высоко ставил оперное творчество Глинки и всей петербургской школы, но Чайковского ценил почти исключительно как симфониста, а не оперного композитора (что не мешало ему поддерживать с Чайковским тёплые личные отношения). Он также довольно долго выступал против системы консерваторского образования, считая, что она нивелирует национальное своеобразие русских талантов. В горячо любимом им творчестве петербургской школы Стасов полностью принимал всё сделанное Мусоргским и Бородиным, но, например, не сразу оценил эволюцию искусства Римского-Корсакова.

Это было связано с основными «принципами» Стасова, которым он сохранял верность в течение всей жизни: понятиями «реализма» (под которым подразумевался, прежде всего, выбор актуальных для современности тем, «антиакадемизм») и «народности» (эту категорию Стасов считал совершенно обязательной при оценке произведения искусства; в новой русской музыке, основанной на национальном материале, он видел будущее всего европейского искусства).

Его особым предпочтением пользовались художественные концепции, основанные на подлинном историческом материале. Он исключительно высоко оценивал опыты Даргомыжского и Мусоргского по передаче в музыке интонаций живой речи. Также особый «конек» Стасова составляла «восточная тема», которая была для него неотъемлемой составляющей нового русского искусства.

Жёсткость установок Стасова и категоричность его выступлений уравновешивались, однако, его глубокой преданностью интересам науки и искусства, искренностью стремления к «новым берегам», артистичностью натуры. Стасов нередко бывал несправедлив и резок, однако всегда благороден и великодушен, до конца предан своим друзьям.

Умер Владимир Васильевич Стасов в Петербурге 10 (23) октября 1906 года. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь мастеров искусств).



Кругосвет

Последние публикации:
Митрополит Антоний (Паканич)

24 января 2020

Митрополит Антоний (Паканич):

Что скрывают святые: три секрета

...Можно забыть о чём угодно, но нельзя забыть о Боге. Искать Его нужно сердцем. Как ошибаются интеллектуалы, тщетно стараясь найти Бога только умом, пытаясь дойти до Него логическим путем...

(См. далее...)

23 января 2020

Святитель Феофан Затворник:

50 советов и изречений

...Лекари говорят: «Натощак не выходи наружу». В отношении к душе это исполняется утреннею молитвою и чтением. Напитается ими душа — и уже не тощею выходит на дела дня...

(См. далее...)

19 января 2020

Святейший Патриарх Кирилл:

День торжества милости Божией. Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Крещения Господня в Богоявленском кафедральном соборе в Москве

...в день Богоявления Дух нисходит не только на Сына Божиего и Сына Человеческого, не только на человеческую природу Христа Иисуса, но и на воды Иорданские, а значит, на всё творение, на весь Божий мир. И это...

(См. далее...)

18 января 2020

Протоиерей Андрей Ткачёв:

Что услышим сердцем? Крещение Господне

...Пришедши за водой, примем Дух, а вместе с Духом – страх ко исправлению. Представим, что нам, а не кому-то другому, сказано устами Иоанна: «Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния»...

(См. далее...)

Знаменательные даты:

28 января

Русский философ, публицист, поэт В.С. Соловьёв (1853-1900)

Владимир Сергеевич Соловьёв родился 16 (28) января 1853 в Москве. Сын С.М.Соловьева, ученого-историка, автора монументальной Истории России с древнейших времен. По материнской линии отдаленный родственник украинского философа Г.С.Сковороды. Блестяще окончив гимназию, поступил...

(См. далее...)

Анонсы
Фотоальбомы

22 июня 2018

Родная земля. Дорогами паломников: Кострома - Нерехта - Плёс

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов в Кострому 22-24 июня 2018 года.

(См. далее...)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2020