Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
События по теме:
Я.А. Коменский

28 апреля

Великий чешский педагог Я.А. Каменский (1592-1670)

Ян Амос Коменский (Komensky, Comenius) [28.3.1592, Нивнице, ныне близ Угерске-Градиште (Чехия), —15.11.1670, Амстердам] - чешский мыслитель, педагог, общественный деятель. Родился в...

(См. далее...)

28 апреля

Русская писательница В.А. Осеева (1902-1969)

«Доброй и честной, смелой и рыцарски благородной» - такой запомнил писатель А. Алексин Валентину Александровну Осееву. В 21 год юная Валя Осеева пошла работать в Трудовой комитет для безнадзорных...

(См. далее...)

Архив событий:
КАЛЕНДАРЬ:
16 января

Выдающиеся личности


 

Писатель В.В. Вересаев (1867-1945)



В.В. Вересаев

Викентий Викентьевич Вересаев (1867–1945), настоящая фамилия Смидович, - прозаик, литературовед, поэт-переводчик.

Родился 4 (16) января 1867 года в семье известных тульских подвижников. Отец, врач В.И. Смидович, сын польского помещика, участника восстания 1830–1831 гг., был основателем Тульской городской больницы и санитарной комиссии, одним из создателей Общества тульских врачей, гласным Городской Думы. Мать открыла у себя в доме первый в Туле детский сад.

В 1884 году Вересаев с серебряной медалью окончил Тульскую классическую гимназию и поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, по окончании которого получил звание кандидата.

Семейная атмосфера, в которой воспитывался будущий писатель, была проникнута духом Православия, деятельного служения ближним. Этим объясняется, как ни странно, увлечение Вересаева в студенческие годы идеями народничества, трудами Н.К. Михайловского и Д.И. Писарева. Под влиянием этих идей Вересаев поступил в 1888 году на медицинский факультет Дерптского университета, считая врачебную практику лучшим средством узнать жизнь народа, а медицину – источником знаний о человеке.

В 1894 году он несколько месяцев практиковал на родине в Туле и в том же году, как один из лучших выпускников университета, был принят на работу в Петербургскую Боткинскую больницу.

 

Писать Вересаев начал в четырнадцать лет (стихи и переводы). Сам он считал началом своей литературной деятельности публикацию рассказа «Загадка» (журнал «Всемирная иллюстрация», 1887, № 9).

 

В 1895 году Вересаева увлекли более радикальные политические взгляды: писатель завязал тесные контакты с революционными рабочими группами. Работал в марксистких кружках, на его квартире проходили собрания социал-демократов.

Участие в политической жизни обусловило темы его творчества. Художественную прозу Вересаев использовал для выражения общественно-политических и идейных взглядов, показывая в своих повестях и рассказах ретроспективу развития собственных духовных исканий. В его произведениях заметно преобладание таких форм повествования, как дневник, исповедь, споры героев на темы общественно-политического устройства.

Герои Вересаева, как и автор, постепенно разочаровывались в идеалах народничества. Но писатель старался показать возможности дальнейшего духовного развития своих персонажей. Так, герой повести «Без дороги» (1895), земский врач Троицкий, утратив свои прежние верования, выглядит полностью опустошённым. В противоположность ему, главный герой повести «На повороте» (1902) Токарев находит выход из душевного тупика и спасается от самоубийства, несмотря на то, что не имеет определённых идейных взглядов и идёт «в темноту, не зная куда». В его уста Вересаев вкладывает многие тезисы, критикующие идеализм, книжность и догматизм народничества.

 

Придя к выводу о том, что народничество, несмотря на декларируемые им демократические ценности, не имеет никакой почвы в реальной жизни и зачастую не знает её, в рассказе «Поветрие» (1898) Вересаев создает новый человеческий тип: революционера-марксиста.

Однако и в марксистском учении писатель видит недостатки: бездуховность, слепое подчинение людей экономическим законам.

 

Имя Вересаева часто упоминалось в критической прессе конца 19 – начала 20 вв. Лидеры народников и марксистов использовали его произведения как повод для публичной полемики по общественно-политическим вопросам (журналы «Русское богатство» 1899, № 1–2, и «Начало» 1899, № 4).

 

Не ограничиваясь художественным изображением идей, распространённых в среде интеллигенции, Вересаев написал несколько рассказов и повестей о тяжёлом быте и безотрадном существовании рабочих и крестьян (повести «Конец Андрея Ивановича», 1899 и «Честным трудом», другое название – «Конец Александры Михайловны», 1903, которые впоследствии переработал в повесть «Два конца», 1909, и рассказы «Лизар», «К спеху», «В сухом тумане», все 1899 г.).

 

В начале века общество потрясли вересаевские «Записки врача» (1901), в которых писатель изобразил картину состояния врачебного дела в России. Выход «Записок» вызвал многочисленные критические отзывы в печати. В ответ на обвинения в неэтичности вынесения на общественный суд профессиональных медицинских проблем писатель вынужден был выступить с оправдательной статьей по поводу этой своей работы «Ответ моим критикам» (1902).

 

В 1901 году Вересаева выслали в Тулу. Формальным поводом к этому послужило его участие в протесте против подавления властями студенческой демонстрации.

Следующие два года его жизни были заняты многочисленными поездками, встречами с известными русскими писателями.

В 1902 году писатель уезжает в Европу (Германия, Франция, Италия, Швейцария), а весной 1903 года – в Крым, где знакомится с А.П. Чеховым. В августе того же года посетил Л.Н. Толстого в Ясной Поляне.

После получения права въезда в столицу Вересаев переехал в Москву и вошёл в литературную группу «Среда». С этого времени началась его дружба с Л. Андреевым.

 

В качестве военного врача Вересаев участвовал в русско-японской войне 1904–1905 гг., события которой в присущей ему реалистической манере изобразил в рассказах и очерках, составивших сборник «На японской войне» (полностью опубликованы в 1928 г.). Описание подробностей армейской жизни писатель совмещал с размышлениями о причинах поражения России.

 

События революции 1905–1907 годов убедили Вересаева в том, что насилие и прогресс несовместимы. Писатель разочаровался в идеях революционного переустройства мира.

В 1907–1910 гг. Вересаев обратился к осмыслению художественного творчества, которое он понимал как защиту человека от ужасов бытия. В это время писатель работает над книгой «Живая жизнь», первая часть которой посвящена анализу жизни и творчества Толстого и Достоевского, а вторая – Ницше. Сравнивая идеи великих мыслителей, Вересаев стремился показать в своем литературно-философском исследовании моральную победу сил добра над силами зла в творчестве и в жизни.

 

С 1912 года Вересаев - председатель правления организованного им «Книгоиздательства писателей в Москве». Издательство объединяло литераторов, входящих в кружок «Среда».

С началом Первой мировой войны писателя вновь мобилизовали в действующую армию, и с 1914 по 1917 годы он руководит военно-санитарным отрядом Московской железной дороги.

 

После революционных событий 1917 года Вересаев полностью обращается к литературе, оставаясь сторонним наблюдателем жизни. Диапазон его творческих устремлений очень широк, литературная деятельность чрезвычайно плодотворна. В этот период им написаны романы «В тупике» (1924) и «Сёстры» (1933).

Его документальные исследования «Пушкин в жизни» (1926), «Гоголь в жизни» (1933) и «Спутники Пушкина» (1937) открыли в русской литературе новый жанр – хронику характеристик и мнений.

Перу Вересаева также принадлежат «Воспоминания» (1936) и дневниковые «Записи для себя» (опубл. 1968), в которых жизнь писателя предсталёт во всём богатстве мыслей и душевных исканий.

Вересаев сделал также многочисленные переводы памятников древнегреческой литературы, среди которых «Илиада» (1949) и «Одиссея» (1953) Гомера.

 

Умер Викентий Викентьевич Вересаев в Москве 3 июня 1945 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.


Кругосвет

Последние публикации:
Святейший Патриарх Кирилл в день Радоницы в Архангельском соборе Кремля, 17.04.2018

17 апреля 2018

Святейший Патриарх Кирилл:

«Сегодня вместе с нами, несомненно, присутствуют и те, кто похоронен здесь». Проповедь в день Радоницы в Архангельском соборе Кремля

...Сегодня особый день — день поминовения усопших пасхальным чином в период Святой Пасхи. Неслучайно мы в пасхальную радость включаем поминовение тех, кто умер, потому что для них, как и для нас, Пасха, Воскресение Христово...

(См. далее...)

16 апреля 2018

Инок Григорий (Пенкнович):

Исполин духа. К 90-летию со дня рождения архимандрита Ипполита (Халина)

18 апреля 2018 года исполняется 90 лет со дня рождения архимандрита Ипполита (Халина; (1928–2002) – афонского старца, настоятеля Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря, «самого доброго батюшки», по словам архимандрита Кирилла (Павлова). Могилка старца в Рыльском монастыре...

(См. далее...)

16 апреля 2018

Великая княгиня Мария Владимировна:

Никто не имеет права быть судьей над Россией

Глава Российского Императорского Дома рассказала о своих взглядах на положение дел в РФ.

(См. далее...)

13 апреля 2018

Святейший Патриарх Кирилл:

Причащаться нужно чаще. Слово во вторник Светлой седмицы в Свято-Троицкой Сергиевой лавре

...Пасха наполнена величайшими духовными смыслами. Но, наверное, все эти смыслы должны быть направлены на самое главное — мы через Свет Воскресения должны лучше почувствовать Божественное присутствие в нашей жизни, в жизни нашего народа, в человеческой истории....

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Анонсы
Фотоальбомы

4 сентября 2016

Дорогами паломников: Москва - Пюхтицы - Новый Валаам

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов по маршруту Москва – Санкт-Петербург – Пюхтицы – Таллинн – Хельсинки – Новый Валаам – Санкт-Петербург.

(См. далее...)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2018