Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
События по теме:
Архив событий:
КАЛЕНДАРЬ:
16 января

Выдающиеся личности

 

Писатель В.В. Вересаев (1867-1945)



В.В. Вересаев

Викентий Викентьевич Вересаев (1867–1945), настоящая фамилия Смидович, - прозаик, литературовед, поэт-переводчик.

Родился 4 (16) января 1867 года в семье известных тульских подвижников. Отец, врач В.И. Смидович, сын польского помещика, участника восстания 1830–1831 гг., был основателем Тульской городской больницы и санитарной комиссии, одним из создателей Общества тульских врачей, гласным Городской Думы. Мать открыла у себя в доме первый в Туле детский сад.

В 1884 году Вересаев с серебряной медалью окончил Тульскую классическую гимназию и поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, по окончании которого получил звание кандидата.

Семейная атмосфера, в которой воспитывался будущий писатель, была проникнута духом Православия, деятельного служения ближним. Этим объясняется, как ни странно, увлечение Вересаева в студенческие годы идеями народничества, трудами Н.К. Михайловского и Д.И. Писарева. Под влиянием этих идей Вересаев поступил в 1888 году на медицинский факультет Дерптского университета, считая врачебную практику лучшим средством узнать жизнь народа, а медицину – источником знаний о человеке.

В 1894 году он несколько месяцев практиковал на родине в Туле и в том же году, как один из лучших выпускников университета, был принят на работу в Петербургскую Боткинскую больницу.

 

Писать Вересаев начал в четырнадцать лет (стихи и переводы). Сам он считал началом своей литературной деятельности публикацию рассказа «Загадка» (журнал «Всемирная иллюстрация», 1887, № 9).

 

В 1895 году Вересаева увлекли более радикальные политические взгляды: писатель завязал тесные контакты с революционными рабочими группами. Работал в марксистких кружках, на его квартире проходили собрания социал-демократов.

Участие в политической жизни обусловило темы его творчества. Художественную прозу Вересаев использовал для выражения общественно-политических и идейных взглядов, показывая в своих повестях и рассказах ретроспективу развития собственных духовных исканий. В его произведениях заметно преобладание таких форм повествования, как дневник, исповедь, споры героев на темы общественно-политического устройства.

Герои Вересаева, как и автор, постепенно разочаровывались в идеалах народничества. Но писатель старался показать возможности дальнейшего духовного развития своих персонажей. Так, герой повести «Без дороги» (1895), земский врач Троицкий, утратив свои прежние верования, выглядит полностью опустошённым. В противоположность ему, главный герой повести «На повороте» (1902) Токарев находит выход из душевного тупика и спасается от самоубийства, несмотря на то, что не имеет определённых идейных взглядов и идёт «в темноту, не зная куда». В его уста Вересаев вкладывает многие тезисы, критикующие идеализм, книжность и догматизм народничества.

 

Придя к выводу о том, что народничество, несмотря на декларируемые им демократические ценности, не имеет никакой почвы в реальной жизни и зачастую не знает её, в рассказе «Поветрие» (1898) Вересаев создает новый человеческий тип: революционера-марксиста.

Однако и в марксистском учении писатель видит недостатки: бездуховность, слепое подчинение людей экономическим законам.

 

Имя Вересаева часто упоминалось в критической прессе конца 19 – начала 20 вв. Лидеры народников и марксистов использовали его произведения как повод для публичной полемики по общественно-политическим вопросам (журналы «Русское богатство» 1899, № 1–2, и «Начало» 1899, № 4).

 

Не ограничиваясь художественным изображением идей, распространённых в среде интеллигенции, Вересаев написал несколько рассказов и повестей о тяжёлом быте и безотрадном существовании рабочих и крестьян (повести «Конец Андрея Ивановича», 1899 и «Честным трудом», другое название – «Конец Александры Михайловны», 1903, которые впоследствии переработал в повесть «Два конца», 1909, и рассказы «Лизар», «К спеху», «В сухом тумане», все 1899 г.).

 

В начале века общество потрясли вересаевские «Записки врача» (1901), в которых писатель изобразил картину состояния врачебного дела в России. Выход «Записок» вызвал многочисленные критические отзывы в печати. В ответ на обвинения в неэтичности вынесения на общественный суд профессиональных медицинских проблем писатель вынужден был выступить с оправдательной статьей по поводу этой своей работы «Ответ моим критикам» (1902).

 

В 1901 году Вересаева выслали в Тулу. Формальным поводом к этому послужило его участие в протесте против подавления властями студенческой демонстрации.

Следующие два года его жизни были заняты многочисленными поездками, встречами с известными русскими писателями.

В 1902 году писатель уезжает в Европу (Германия, Франция, Италия, Швейцария), а весной 1903 года – в Крым, где знакомится с А.П. Чеховым. В августе того же года посетил Л.Н. Толстого в Ясной Поляне.

После получения права въезда в столицу Вересаев переехал в Москву и вошёл в литературную группу «Среда». С этого времени началась его дружба с Л. Андреевым.

 

В качестве военного врача Вересаев участвовал в русско-японской войне 1904–1905 гг., события которой в присущей ему реалистической манере изобразил в рассказах и очерках, составивших сборник «На японской войне» (полностью опубликованы в 1928 г.). Описание подробностей армейской жизни писатель совмещал с размышлениями о причинах поражения России.

 

События революции 1905–1907 годов убедили Вересаева в том, что насилие и прогресс несовместимы. Писатель разочаровался в идеях революционного переустройства мира.

В 1907–1910 гг. Вересаев обратился к осмыслению художественного творчества, которое он понимал как защиту человека от ужасов бытия. В это время писатель работает над книгой «Живая жизнь», первая часть которой посвящена анализу жизни и творчества Толстого и Достоевского, а вторая – Ницше. Сравнивая идеи великих мыслителей, Вересаев стремился показать в своем литературно-философском исследовании моральную победу сил добра над силами зла в творчестве и в жизни.

 

С 1912 года Вересаев - председатель правления организованного им «Книгоиздательства писателей в Москве». Издательство объединяло литераторов, входящих в кружок «Среда».

С началом Первой мировой войны писателя вновь мобилизовали в действующую армию, и с 1914 по 1917 годы он руководит военно-санитарным отрядом Московской железной дороги.

 

После революционных событий 1917 года Вересаев полностью обращается к литературе, оставаясь сторонним наблюдателем жизни. Диапазон его творческих устремлений очень широк, литературная деятельность чрезвычайно плодотворна. В этот период им написаны романы «В тупике» (1924) и «Сёстры» (1933).

Его документальные исследования «Пушкин в жизни» (1926), «Гоголь в жизни» (1933) и «Спутники Пушкина» (1937) открыли в русской литературе новый жанр – хронику характеристик и мнений.

Перу Вересаева также принадлежат «Воспоминания» (1936) и дневниковые «Записи для себя» (опубл. 1968), в которых жизнь писателя предсталёт во всём богатстве мыслей и душевных исканий.

Вересаев сделал также многочисленные переводы памятников древнегреческой литературы, среди которых «Илиада» (1949) и «Одиссея» (1953) Гомера.

 

Умер Викентий Викентьевич Вересаев в Москве 3 июня 1945 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.


Кругосвет

Последние публикации:
Святейший Патриарх Кирилл в Елоховском соборе. 19.01.2018

19 января 2018

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы не одни в этом мире. С нами Бог». Проповедь в праздник Крещения Господня в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове

...Сила Божественной благодати не действует по принуждению или вопреки нашей воле, ибо Бог создал нас со свободной волей. Но когда мы просим Господа помочь нам, мы ведь по сути просим Его ограничить нашу свободу, воздействуя на логику...

(См. далее...)

18 января 2018

Святейший Патриарх Кирилл:

«Присутствие Бога в человеческой истории является самым существенным фактором, сохраняющим мир от самоуничтожения»

...Нам очень часто не хватает духовного зрения, чтобы видеть присутствие Божественной благодати, действие Святого Духа. И, может быть, для того чтобы по крайней мере раз в год мы особенным образом почувствовали это действие, Церковь и установила...

(См. далее...)

17 января 2018

Старец Паисий Святогорец:

«Святые чувствуют на себе обязанность нам помогать…»

...Внимательное чтение житий святых согревает душу, побуждает следовать их примеру и мужественно продолжать борьбу за стяжание добродетелей. В житии каждого святого видно одно и то же святое безумие, только в каждом оно проявляется по-разному...

(См. далее...)

10 января 2018

Владимир Легойда:

«Главное в Церкви — общение человека с Богом». Интервью газете «Аргументы и факты»

Какова роль Церкви в политической и общественной жизни страны, как относиться к банкирам, называющим себя православными и при этом ворующим миллиарды, и что такое правильная благотворительность? Об этом накануне Крещения корреспондент газеты «Аргументы и факты» говорил...

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Военные инженеры на испытаниях боевого оружия

21 января

День инженерных войск

Свою историю инженерные войска ведут со времени Указа Петра I от 21 января 1701 года о создании в Москве «Школы пушкарского приказа». В этой школе готовили офицеров артиллерии и военных инженеров. Выпускниками «Школы пушкарского приказа» с 1702 года стали комплектоваться первые минёрные подразделения регулярной...

(См. далее...)

Анонсы
Фотоальбомы

4 сентября 2016

Дорогами паломников: Москва - Пюхтицы - Новый Валаам

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов по маршруту Москва – Санкт-Петербург – Пюхтицы – Таллинн – Хельсинки – Новый Валаам – Санкт-Петербург.

(См. далее...)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2018