Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

...Одна из заслуг Городецкого – введение в русскую литературу детского фольклора. В 1910-1920-х годах он писал много книг для детей, собирал детские рисунки, вынашивал планы создания своей детской газеты. В 1911 году Городецкий выступил в роли учёного-литературоведа и подготовил к печати первое собрание сочинений И.С. Никитина, снабдив его обстоятельной вступительной статьёй и комментариями...

События по теме:
Архив событий:
КАЛЕНДАРЬ:
17 января

Выдающиеся личности

 

Русский поэт С.М. Городецкий (1884-1967)

День рождения: 5/17 января 1884 г.
День памяти: 7 июня 1967 г.



С.М. Городецкий

Cергей Митрофанович Городецкий (1884 - 1967) – русский поэт, прозаик, переводчик, драматург.

Родился 5 (17) января 1884 года в Петербурге в семье с прочными культурными традициями. Его отец служил в земском отделе министерства внутренних дел, но был известен и как литератор, автор статей по истории археологии, этнографии, фольклору. В доме родителей бывали видные писатели и художники.

В Городецком, щедро одарённом от природы, рано проявились склонности к рисованию и стихотворчеству.

Окончив 6-ю Санкт-Петербургскую гимназию, он в 1902 году поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, где познакомился и сблизился с А.А. Блоком. Городецкий увлечённо изучал славянские языки, историю искусств, русскую литературу, рисовал. Как он позже признавался в автобиографии:

«Погнался за тремя зайцами: наукой, живописью и поэзией. Ни одного ещё не догнал, но и ни один ещё не убежал от меня».

Проучившись до 1912 года, Городецкий так и не окончил университета.

Первая книга «Ярь» (конец 1906 года) отразила интерес поэта к народному творчеству, к воспроизведению древней славянской мифологии в близких современной литературе формах и принесла ему известность.

Эту тематику продолжает второй сборник стихов «Перун» (1907), встреченный уже не так восторженно.

Третий сборник - «Дикая воля» (1908) – почти не замечен ни критиками, ни читателями. К этому времени относятся и первые прозаические опыты, работы в драматургии: «Повести. Рассказы» (1910), «На земле», «Старые гнёзда» (оба 1914), «Адам» (1915), трагедия «Марит» (1908), комедия «Тёмный ветер» и др., но не принесшие ему явного успеха.

Одна из заслуг Городецкого – введение в русскую литературу детского фольклора. В 1910-1920-х годах он писал много книг для детей, собирал детские рисунки, вынашивал планы создания своей детской газеты.

В 1911 году Городецкий выступил в роли учёного-литературоведа и подготовил к печати первое собрание сочинений И.С. Никитина, снабдив его обстоятельной вступительной статьёй и комментариями.

С 1912 года вместе с Гумилёвым начинает, выступая с докладами, активно прокламировать акмеизм, участвует в создании «Цеха поэтов». Сборники «Ива» (1912), «Цветущий посох» (1914) отражают акмеистические настроения. «Деятельное любование миром» в его «прекрасной сложности» и при этом ясность и чёткость поэтической мысли — вот цель, которую ставил перед собой поэт на путях акмеистического совершенствования.

В годы первой мировой войны Городецкий оказался во власти крайних националистических настроений, что привело его к «ссоре с передовой русской литературой». Это отражает сборник «Четырнадцатый год» (1915).

Весной 1916 года, поссорившись с Вяч. Ивановым и А. Блоком, разочарованный в литературной деятельности, Городецкий едет корреспондентом газеты «Русское слово» на Кавказский фронт.

«Когда я, лихо оседлавший коня с экзотической кличкой Курд, очутился на дороге, покрытой трупами наших солдат, и увидел колеи, забитые ранцами, окровавленными бинтами и шинелями,- я впервые понял, куда привело меня петербургское легкомыслие. Я понял, чем расплачивается Россия за участие в этой войне»,

- вспоминал Городецкий. Он пишет проникнутые болью стихи (сборник «Ангел Армении», 1918).

Февральскую революцию Городецкий встретил в Иране, работая в лагере для тифозных больных (воспоминания в романе «Алый смерч», 1927). Он чудом не погиб, а в печати даже появилось извещение о его героической смерти.

Октябрьские события застали Городецкого в Тифлисе, где он читал курс эстетики в Тифлисской консерватории, работал редактором журнала «Арс» и организовал местный «Цех поэтов».

Осенью 1921 года переехал в Москву, где работал в литературном отделе газеты «Известия» и вместе с Н. Асеевым руководил литчастью Театра революции. В 20-е годы часто менял свою литературную позицию, много печатался: повести «Памятник восстания», «Чёрная шаль» (1921), книга «Серп», сборники «Миролом» (1923), «Из тьмы к свету» (1926), «Грань» (1929), поэма «Красный Питер» (1928).

С начала 30-х годов стал меньше писать, а больше переводил, создавал оперные либретто (именно им был создан новый текст к опере Глинки «Иван Сусанин», 1937-1945).

Великая Отечественная война застала Городецкого в Ленинграде, где он работал над либретто оперы «Орлеанская дева». В первый день войны он написал и прочёл по радио стихотворение «В ответ врагу» (позже названное «22-VI-41»).

Патриотическим пафосом проникнуты стихотворения военных лет («Древняя Русь», «1812 год», «Родной город», «Партизанам», «Иван Иванов» и др.). С чтением своих стихов («Московская ночь» и др.) поэт не раз выступал на призывных пунктах, собраниях и митингах. Позже они вошли в сборник «Думы», изданный в 1942 году в Ташкенте, где автор был в эвакуации.

В послевоенные годы Городецкий выступал в качестве переводчика, автора оперных либретто, мемуариста.

Умер Cергей Митрофанович Городецкий в июне 1967 года на 84-м году жизни. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

 

Должно быть, жизнь переломилась,

И полпути уж пройдено,

Всё то, что было, с тем, что снилось,

Соединилося в одно.

 

Но словно отблеск предрассветный

На вешних маковках ракит,

Какой-то свет, едва заметный,

На жизни будущей лежит.

1913

 

 

ПО МАТЕРИАЛАМ САЙТОВ: Литература,


Костёр

Последние публикации:
Святейший Патриарх Кирилл в Елоховском соборе. 19.01.2018

19 января 2018

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы не одни в этом мире. С нами Бог». Проповедь в праздник Крещения Господня в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове

...Сила Божественной благодати не действует по принуждению или вопреки нашей воле, ибо Бог создал нас со свободной волей. Но когда мы просим Господа помочь нам, мы ведь по сути просим Его ограничить нашу свободу, воздействуя на логику...

(См. далее...)

18 января 2018

Святейший Патриарх Кирилл:

«Присутствие Бога в человеческой истории является самым существенным фактором, сохраняющим мир от самоуничтожения»

...Нам очень часто не хватает духовного зрения, чтобы видеть присутствие Божественной благодати, действие Святого Духа. И, может быть, для того чтобы по крайней мере раз в год мы особенным образом почувствовали это действие, Церковь и установила...

(См. далее...)

17 января 2018

Старец Паисий Святогорец:

«Святые чувствуют на себе обязанность нам помогать…»

...Внимательное чтение житий святых согревает душу, побуждает следовать их примеру и мужественно продолжать борьбу за стяжание добродетелей. В житии каждого святого видно одно и то же святое безумие, только в каждом оно проявляется по-разному...

(См. далее...)

10 января 2018

Владимир Легойда:

«Главное в Церкви — общение человека с Богом». Интервью газете «Аргументы и факты»

Какова роль Церкви в политической и общественной жизни страны, как относиться к банкирам, называющим себя православными и при этом ворующим миллиарды, и что такое правильная благотворительность? Об этом накануне Крещения корреспондент газеты «Аргументы и факты» говорил...

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Военные инженеры на испытаниях боевого оружия

21 января

День инженерных войск

Свою историю инженерные войска ведут со времени Указа Петра I от 21 января 1701 года о создании в Москве «Школы пушкарского приказа». В этой школе готовили офицеров артиллерии и военных инженеров. Выпускниками «Школы пушкарского приказа» с 1702 года стали комплектоваться первые минёрные подразделения регулярной...

(См. далее...)

Анонсы
Фотоальбомы

4 сентября 2016

Дорогами паломников: Москва - Пюхтицы - Новый Валаам

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов по маршруту Москва – Санкт-Петербург – Пюхтицы – Таллинн – Хельсинки – Новый Валаам – Санкт-Петербург.

(См. далее...)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2018