Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

...Одна из заслуг Городецкого – введение в русскую литературу детского фольклора. В 1910-1920-х годах он писал много книг для детей, собирал детские рисунки, вынашивал планы создания своей детской газеты. В 1911 году Городецкий выступил в роли учёного-литературоведа и подготовил к печати первое собрание сочинений И.С. Никитина, снабдив его обстоятельной вступительной статьёй и комментариями...

События по теме:
Я.А. Коменский

28 апреля

Великий чешский педагог Я.А. Каменский (1592-1670)

Ян Амос Коменский (Komensky, Comenius) [28.3.1592, Нивнице, ныне близ Угерске-Градиште (Чехия), —15.11.1670, Амстердам] - чешский мыслитель, педагог, общественный деятель. Родился в...

(См. далее...)

28 апреля

Русская писательница В.А. Осеева (1902-1969)

«Доброй и честной, смелой и рыцарски благородной» - такой запомнил писатель А. Алексин Валентину Александровну Осееву. В 21 год юная Валя Осеева пошла работать в Трудовой комитет для безнадзорных...

(См. далее...)

Архив событий:
КАЛЕНДАРЬ:
17 января

Выдающиеся личности


 

Русский поэт С.М. Городецкий (1884-1967)

День рождения: 5/17 января 1884 г.
День памяти: 7 июня 1967 г.



С.М. Городецкий

Cергей Митрофанович Городецкий (1884 - 1967) – русский поэт, прозаик, переводчик, драматург.

Родился 5 (17) января 1884 года в Петербурге в семье с прочными культурными традициями. Его отец служил в земском отделе министерства внутренних дел, но был известен и как литератор, автор статей по истории археологии, этнографии, фольклору. В доме родителей бывали видные писатели и художники.

В Городецком, щедро одарённом от природы, рано проявились склонности к рисованию и стихотворчеству.

Окончив 6-ю Санкт-Петербургскую гимназию, он в 1902 году поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, где познакомился и сблизился с А.А. Блоком. Городецкий увлечённо изучал славянские языки, историю искусств, русскую литературу, рисовал. Как он позже признавался в автобиографии:

«Погнался за тремя зайцами: наукой, живописью и поэзией. Ни одного ещё не догнал, но и ни один ещё не убежал от меня».

Проучившись до 1912 года, Городецкий так и не окончил университета.

Первая книга «Ярь» (конец 1906 года) отразила интерес поэта к народному творчеству, к воспроизведению древней славянской мифологии в близких современной литературе формах и принесла ему известность.

Эту тематику продолжает второй сборник стихов «Перун» (1907), встреченный уже не так восторженно.

Третий сборник - «Дикая воля» (1908) – почти не замечен ни критиками, ни читателями. К этому времени относятся и первые прозаические опыты, работы в драматургии: «Повести. Рассказы» (1910), «На земле», «Старые гнёзда» (оба 1914), «Адам» (1915), трагедия «Марит» (1908), комедия «Тёмный ветер» и др., но не принесшие ему явного успеха.

Одна из заслуг Городецкого – введение в русскую литературу детского фольклора. В 1910-1920-х годах он писал много книг для детей, собирал детские рисунки, вынашивал планы создания своей детской газеты.

В 1911 году Городецкий выступил в роли учёного-литературоведа и подготовил к печати первое собрание сочинений И.С. Никитина, снабдив его обстоятельной вступительной статьёй и комментариями.

С 1912 года вместе с Гумилёвым начинает, выступая с докладами, активно прокламировать акмеизм, участвует в создании «Цеха поэтов». Сборники «Ива» (1912), «Цветущий посох» (1914) отражают акмеистические настроения. «Деятельное любование миром» в его «прекрасной сложности» и при этом ясность и чёткость поэтической мысли — вот цель, которую ставил перед собой поэт на путях акмеистического совершенствования.

В годы первой мировой войны Городецкий оказался во власти крайних националистических настроений, что привело его к «ссоре с передовой русской литературой». Это отражает сборник «Четырнадцатый год» (1915).

Весной 1916 года, поссорившись с Вяч. Ивановым и А. Блоком, разочарованный в литературной деятельности, Городецкий едет корреспондентом газеты «Русское слово» на Кавказский фронт.

«Когда я, лихо оседлавший коня с экзотической кличкой Курд, очутился на дороге, покрытой трупами наших солдат, и увидел колеи, забитые ранцами, окровавленными бинтами и шинелями,- я впервые понял, куда привело меня петербургское легкомыслие. Я понял, чем расплачивается Россия за участие в этой войне»,

- вспоминал Городецкий. Он пишет проникнутые болью стихи (сборник «Ангел Армении», 1918).

Февральскую революцию Городецкий встретил в Иране, работая в лагере для тифозных больных (воспоминания в романе «Алый смерч», 1927). Он чудом не погиб, а в печати даже появилось извещение о его героической смерти.

Октябрьские события застали Городецкого в Тифлисе, где он читал курс эстетики в Тифлисской консерватории, работал редактором журнала «Арс» и организовал местный «Цех поэтов».

Осенью 1921 года переехал в Москву, где работал в литературном отделе газеты «Известия» и вместе с Н. Асеевым руководил литчастью Театра революции. В 20-е годы часто менял свою литературную позицию, много печатался: повести «Памятник восстания», «Чёрная шаль» (1921), книга «Серп», сборники «Миролом» (1923), «Из тьмы к свету» (1926), «Грань» (1929), поэма «Красный Питер» (1928).

С начала 30-х годов стал меньше писать, а больше переводил, создавал оперные либретто (именно им был создан новый текст к опере Глинки «Иван Сусанин», 1937-1945).

Великая Отечественная война застала Городецкого в Ленинграде, где он работал над либретто оперы «Орлеанская дева». В первый день войны он написал и прочёл по радио стихотворение «В ответ врагу» (позже названное «22-VI-41»).

Патриотическим пафосом проникнуты стихотворения военных лет («Древняя Русь», «1812 год», «Родной город», «Партизанам», «Иван Иванов» и др.). С чтением своих стихов («Московская ночь» и др.) поэт не раз выступал на призывных пунктах, собраниях и митингах. Позже они вошли в сборник «Думы», изданный в 1942 году в Ташкенте, где автор был в эвакуации.

В послевоенные годы Городецкий выступал в качестве переводчика, автора оперных либретто, мемуариста.

Умер Cергей Митрофанович Городецкий в июне 1967 года на 84-м году жизни. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

 

Должно быть, жизнь переломилась,

И полпути уж пройдено,

Всё то, что было, с тем, что снилось,

Соединилося в одно.

 

Но словно отблеск предрассветный

На вешних маковках ракит,

Какой-то свет, едва заметный,

На жизни будущей лежит.

1913

 

 

ПО МАТЕРИАЛАМ САЙТОВ: Литература,


Костёр

Последние публикации:
Святейший Патриарх Кирилл в день Радоницы в Архангельском соборе Кремля, 17.04.2018

17 апреля 2018

Святейший Патриарх Кирилл:

«Сегодня вместе с нами, несомненно, присутствуют и те, кто похоронен здесь». Проповедь в день Радоницы в Архангельском соборе Кремля

...Сегодня особый день — день поминовения усопших пасхальным чином в период Святой Пасхи. Неслучайно мы в пасхальную радость включаем поминовение тех, кто умер, потому что для них, как и для нас, Пасха, Воскресение Христово...

(См. далее...)

16 апреля 2018

Инок Григорий (Пенкнович):

Исполин духа. К 90-летию со дня рождения архимандрита Ипполита (Халина)

18 апреля 2018 года исполняется 90 лет со дня рождения архимандрита Ипполита (Халина; (1928–2002) – афонского старца, настоятеля Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря, «самого доброго батюшки», по словам архимандрита Кирилла (Павлова). Могилка старца в Рыльском монастыре...

(См. далее...)

16 апреля 2018

Великая княгиня Мария Владимировна:

Никто не имеет права быть судьей над Россией

Глава Российского Императорского Дома рассказала о своих взглядах на положение дел в РФ.

(См. далее...)

13 апреля 2018

Святейший Патриарх Кирилл:

Причащаться нужно чаще. Слово во вторник Светлой седмицы в Свято-Троицкой Сергиевой лавре

...Пасха наполнена величайшими духовными смыслами. Но, наверное, все эти смыслы должны быть направлены на самое главное — мы через Свет Воскресения должны лучше почувствовать Божественное присутствие в нашей жизни, в жизни нашего народа, в человеческой истории....

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Анонсы
Фотоальбомы

4 сентября 2016

Дорогами паломников: Москва - Пюхтицы - Новый Валаам

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов по маршруту Москва – Санкт-Петербург – Пюхтицы – Таллинн – Хельсинки – Новый Валаам – Санкт-Петербург.

(См. далее...)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2018