Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

...Многие современные родители говорят о том, чтобы их детям не навязывали религиозные убеждения – мол, вырастут – сами разберутся. Однако святитель Феофан писал о том, что непростой период взросления, который он сравнивал с «домом без ограды» и «сухим хворостом в огне», проходится гораздо беспреткновеннее, если в детские годы уже заложены христианские нравственные основы. Самое надёжное руководство в этом возрасте, по мнению святителя Феофана, есть разумная строгость и авторитет воспитателя...

Сообщения по теме:
Святитель Иоанн Златоуст толкует Павловы Послания

8 февраля 2019

Священник Иоанн Валентин Истрати. Один день в мире святого Иоанна Златоуста

...какая колоссальная разница в стиле жизни, какая пропасть лежит между нашим и святых отцов способом существования?! Сколько шума по пустякам здесь, в XXI веке, какой вопль земли...

(См. далее...)

1 февраля 2019

Памяти Марины Владимировны Захарченко. «Это был интереснейший человек, оптимист, мудрец и настоящая монахиня»

31 января 2019 года в одной из больниц Санкт-Петербурга на 60-м году жизни после тяжелого онкологического заболевания скончалась монахиня Александра...

(См. далее...)

Архив событий:
Сообщения:
24 января 2015

Святыни и святые | Образование и наука


 

Варвара Каширина. «Воспитание из всех святых дел – самое святое»: к 200-летию со дня рождения святителя Феофана, Затворника Вышенского

Варвара Каширина пишет о педагогических воззрениях святителя Феофана Затворника.
24 января 2015 г.



Школа. Миниатюра из «Жития Антония Сийского». XVIIв. Государственный Исторический музей

23 января отмечается день памяти святителя Феофана, Затворника Вышенского. Наступивший 2015 год – юбилейный. Ровно 200 лет назад вышенский подвижник появился на свет. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в 2015 году празднование юбилея будет отмечаться на общецерковном уровне. Поэтому в течение всего года мы будем знакомить читателей с духовным обликом и наследием святителя

***

В Древней Руси детей воспитывали на образцах жизни праведников и угодников Божиих, сначала дети научались читать Псалтирь и Часослов, а потом уже брались и за другие книжки.

«Между истинными христианами, – писал святитель Феофан,всегда была и есть потребность иметь под руками святоотеческие писания о духовной жизни… Она и была всегда удовлетворяема как изданиями сих писаний в полном их составе, например святых Макария, Исаака и Ефрема Сириан, Лествичника и других многих…»

Сам святитель был воспитан в благочестивой семье священника и с юных лет возлюбил храм Божий. Пример благочестивой жизни родителей навсегда остался у него в памяти и служил нравственным ориентиром в течение всей жизни. По своему жизненному опыту святитель отмечал, что церковность – самое сильное средство правильного воспитания детей. Христианские образы, с которыми соприкасаешься в детстве, остаются в памяти на всю жизнь, служат твердым основанием во всех встречающихся невзгодах и испытаниях:

«Большое влияние имеет на детей частое ношение в церковь, прикладывание к святому кресту, Евангелию, иконам, накрывание воздухами; также и дома – частое поднесение под иконы, частое осенение крестным знамением, окропление святою водою, курение ладаном, осенение крестом колыбели, пищи и всего прикасающегося к ним, благословение священника, приношение в домы икон из церкви и молебны; вообще – всё церковное чудным образом возгревает и питает благодатную жизнь дитяти и всегда есть самая безопасная и непроницаемая ограда от покушения невидимых темных сил».

Получив в раннем возрасте христианское устроение, святитель писал о важности воспитания в семье. Развивая ум ребенка, родителям надо дать доступные понятия о христианских началах жизни, добре, зле, о том, что хорошо и что плохо. Именно взрослые смогут сформировать у малыша эти понятия. Феофан Затворник рекомендовал настраивать детей так, чтобы они боялись своей воли, чтобы без разрешения родителей не предпринимали никаких серьезных дел.

Святителя часто спрашивали: «Как правильно воспитать ребенка? Как заложить в его душе основные нравственные понятия?» – и он давал такие советы:

«Полюбите детей, и они вас полюбят»;

но при этом любовь всегда необходимо сочетать с разумной строгостью:

«Растворяй строгость власти кротостью, старайся любовью заслужить любовь, истинная доброта не чуждается и строгого слова».

Именно любовь к Богу, к окружающим людям должна лечь в основу воспитания. Как и жизнь любого христианина, стремящегося идти спасительным путем, невозможна без каждодневного укоренения и плодотворного проявления этих заповедей, так в особенности воспитатель, научающий юную душу христианским добродетелям, не может осуществить свои задачи без любви:

«Детей вразумлять есть долг родителей – стало быть, и ваш. И бояться чего? Слово любовное никогда не раздражает. Командирское только никакого плода не производит. Чтобы детям благословил Господь избежать опасностей, надо молиться и день, и ночь. Бог милостив! Он имеет много средств предотвращать – какие нам и в голову не придут. Бог всем правит».

Для преподавателей существует опасность пренебрежения христианскими основами воспитания, такие наставники, по мысли святителя, «не видят цели спереди – не видят пути к ней. Отсюда, при всей заботе о современнейшем образовании, ничего более не делают, как только раздувают пытливость, своеволие и жажду наслаждений». Чтобы избежать этого, «необходимо перестроить по новым, истинным началам школьное воспитание, внести в него христианские элементы, неисправное исправить; главное – держать во всё время воспитания воспитываемого под обильнейшим влиянием Святой Церкви, которая всем своим устроением спасительно действует на созидание духа».

С особым опасением родители встречают период взросления детей. Это так называемый «переходный возраст», когда вчерашний мальчик стремительно становится юношей, у него неожиданно появляются новые друзья, увлечения, очень часто в это время он несколько отстраняется от родителей, становится более дерзким, непослушным. Многие современные родители говорят о том, чтобы их детям не навязывали религиозные убеждения – мол, вырастут – сами разберутся. Однако святитель Феофан писал о том, что непростой период взросления, который он сравнивал с «домом без ограды» и «сухим хворостом в огне», проходится гораздо беспреткновеннее, если в детские годы уже заложены христианские нравственные основы. Самое надежное руководство в этом возрасте, по мнению святителя Феофана, есть разумная строгость и авторитет воспитателя.

«Река жизни нашей пресекается волнистою полосою юности. Это время вскипения телесно-духовной жизни. Тихо живет дитя и отрок, мало быстрых порывов у мужа, почтенные седины склоняются к покою; одна юность кипит жизнию. Надобно иметь очень твердую опору, чтобы устоять в это время от напора волн… Что сказать о том, кто не только не любил христианской жизни и истины, но даже никогда и не слыхал о них?.. Он – дом без ограды, преданный разграблению, или сухой хворост, преданный горению в огне… Юноша живет сам по себе, и кто исследует все движения и уклонения его сердца? Это то же, что исследовать путь птицы в воздухе или бег корабля в море! Что брожение вскисающей жидкости, что движение стихий при разнородной их смеси, то сердце юности. Все потребности так называемой природы в живом возбуждении, каждая подает голос, ищет удовлетворения. Как в природе нашей наблюдается расстройство, так и совокупность этих голосов то же, что беспорядочные крики шумной толпы. Что ж будет с юношею, если он вперед не приучен влагать в некоторый строй свои движения и не наложил на себя обязательства хранить их в строгом подчинении некоторым высшим требованиям? Если сии начала глубоко запечатлены в сердце в первоначальном воспитании и потом сознательно приняты в правило, то все волнения будут происходить как бы на поверхности, переходно, не сдвигая основания, не колебля души».

Находясь на различных церковно-административных должностях, святитель Феофан всегда с большим вниманием относился к вопросам воспитания, основывал духовные училища, церковные библиотеки, всячески поощрял произнесение проповедей. Ему принадлежат слова о высокой цели воспитания и образования:

«Воспитание из всех святых дел – самое святое… Надобно так расположить дух учеников, чтобы у них не погасло убеждение, что главное у нас дело есть Богоугождение, а научность есть придаточное качество, случайность, годная только на время настоящей жизни. И потому никак не должно ставить ее так высоко и в таком блестящем виде, чтобы она занимала всё внимание и поглощала всю заботу. Нет ничего ядовитее и гибельнее для духа христианской жизни, как эта научность и исключительная забота о ней. Она прямо ввергает в охлаждение и потом навсегда может удержать в нем…»

В трудах затворника, аскета, подвижника-монаха была разработана целая педагогическая система православного воспитания. По мнению жизнеописателя святителя П.А. Смирнова, «мы находим в сочинениях епископа Феофана немало указаний по постановке школьного образования, и в этом отношении он является педагогом-новатором, далеко опередившим свое время… Суть воспитывающего обучения сводится к стремлению давать в школе не только знания, не только развивать и обогащать ум, но и развивать все душевные способности ученика, нравственно воспитывать и облагораживать его. Вся педагогическая система святителя коренится именно в идее нравственно воспитывающего обучения. По его глубокому убеждению, каждая здоровая русская школа должна неизменно иметь в своей основе начала религии и нравственности».

Взгляды о воспитании обобщены в нескольких трудах святителя Феофана, прежде всего в одной из самых известных его книг – «Путь ко спасению», которая есть во многих домашних библиотеках. Именно с нее очень часто начинается знакомство с духовным наследием вышенского подвижника. В этой книге четко сформулированы порядок, правила и законы, применяемые к воспитанию личности, начиная от младенчества.

«Тут всё, что мною писалось, пишется и будет писаться»,

– говорил Феофан Затворник об этой книге, подчеркивая центральность ее темы для всей своей литературно-богословской деятельности. В «Начертании христианского нравоучения» раскрыты понятия христианской нравственности. Теме воспитания посвящены и письма святителя, обращенные к многочисленным духовным чадам.

Варвара Каширина

23 января 2015 года


Православие.ru

Последние публикации:
Святейший Патриарх Кирилл в Успенском соборе Московского Кремля в праздник Сретения Господня, 15.02.2019

17 февраля 2019

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы очень нуждаемся в том, чтобы чувствовать Божие присутствие в своей жизни». Проповедь в праздник Сретения Господня в Успенском соборе Кремля

...без этой встречи с Богом, реальной встречи, верующий человек и не может существовать. Потому что ему нужно, при всей глубине и силе его веры, некое доказательство. И самым ярким и сильным доказательством того...

(См. далее...)

16 февраля 2019

Архимандрит Андрей (Конанос):

Я лучше других?

...цель любого дара, какой бы он у тебя ни был в жизни, – это единство. Чтобы ты общался с другими, связал себя с другими. Святой апостол Павел говорит, что мы – одно тело, мы все – члены друг для друга...

(См. далее...)

15 февраля 2019

Протоиерей Андрей Ткачёв:

«Видеста очи мои…»

...Мало сказал Симеон, но вся будущая история мира нашла отображение в его словах. Он предсказал, что Христос просветит язычников; что в Израиле, для которого Он – слава, Ему предстоит стать «предметом пререкания». Из-за Него многие падут и многие поднимутся. Слова эти вряд ли можно было понять заранее, но последующая история оправдала...

(См. далее...)

14 февраля 2019

Святейший Патриарх Кирилл:

«Встреча с Господом должна коренным образом изменить нашу жизнь». Обращение по случаю празднования Дня православной молодёжи

...Согретые любовью Христовой, мы призваны являть эту любовь другим людям, призваны творить дела милосердия. Это под силу каждому — напитать алчущего, помочь нуждающемуся, сказать слово ободрения унывающему, утешить плачущего,...

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Родная речь

21 февраля

Международный день родного языка

Международный день родного языка отмечается ежегодно 21 февраля в целях содействия признанию и использованию родных языков во всем мире, прежде всего языков национальных меньшинств. Он был учрежден в 1999 году решением 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО.

(См. далее...)

Анонсы
Фотоальбомы

22 июня 2018

Родная земля. Дорогами паломников: Кострома - Нерехта - Плёс

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов в Кострому 22-24 июня 2018 года.

(См. далее...)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2019