Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

...Русский народный характер воспитывался в течение целых веков под руководством Церкви, а потому отпадение от Церкви для русского человека и является почти непременно отпадением от России...

Сообщения по теме:
Преподобный Алексий, человек Божий

30 марта 2023

Священник Сергий Бегиян. Разрушитель стереотипов: об Алексии, человеке Божием

...Как добрый сын, он желал совершенства не только для себя, но и для своих родителей и супруги. Невольные страдания закаляют и очищают душу, как огонь золото. С невольными скорбями...

(См. далее...)

22 марта 2023

«Завещание» святых 40 мучеников Севастийских

...слава мира (сего) не крепка, а переменчива: она на короткое время цветёт, но немедленно засыхает, подобно траве; заканчивается, ещё не начавшись. Но более возжелайте прибегать к Человеколюбцу Богу, Который...

(См. далее...)

Архив событий:
Сообщения:
28 декабря 2022

Святыни и святые | Московский Патриархат | Общие проблемы и вопросы


 

«Кто верен Церкви — тот верен России, тот — воистину русский». Священномученик Иларион и его изречения

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский, — яркая личность, талантливый богослов, самый молодой в свое время архимандрит и профессор, имя которого значилось на Поместном Соборе 1917–18 гг. в числе кандидатов на патриаршество, ближайший помощник священноисповедника Тихона, Патриарха Московского, активнейший борец с обновленческим расколом, узник Соловецких лагерей, один из наиболее авторитетных представителей «соловецкого епископата»
28 декабря 2022 г.



Священномученик Иларион (Троицкий)

Основной характер жизни священномученика Илариона можно определить двумя словами: служение Церкви. Оно было основным мотивом и главным смыслом его жизни. Церкви были посвящены его богословские сочинения, его деятельность в должности инспектора и преподавателя Московской Духовной Академии и в архиерейском сане.

Неоценимую помощь Патриарху Тихону владыка Иларион оказал в разоблачении обновленческого раскола и возвращении отпавших в Церковь. За верность единой, святой, соборной и апостольской Церкви священномученик Иларион готов был претерпеть любые скорби.

«Я скорее сгнию в тюрьме, а своему направлению не изменю»,

— отвечал он на предложения примкнуть к раскольникам.

Выпавшие на долю исповедника Христова испытания не озлобили и не сломили его, но лишь закалили характер и усовершенствовали добрые качества его души.

«Любовь его ко всякому человеку, внимание и интерес к каждому, общительность были просто поразительными, — вспоминал соузник Владыки по лагерю, — Он доступен всем, он такой же, как и все, с ним легко всем быть, встречаться и разговаривать».

Сохранив верность Христу и Его Церкви, претерпев за это от большевистской власти гонения, заключения, ссылку и шесть лет Соловецкого лагеря, новомученик скончался в тюремной больнице. Незадолго до смерти он произнес:

«Вот теперь-то я совсем свободен, никто меня не возьмёт...»

 

ВЫСКАЗЫВАНИЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ИЛАРИОНА

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

 

ВРАТА АДА НЕ ОДОЛЕЮТ ЦЕРКВИ

«Верим, непоколебимо верим: никаким ветрам, никаким бурям не потопить корабля Иисусова!»

«Надо верить, что Церковь устоит. Без этой веры жить нельзя».

 

ИСТИННОЕ БОГОСЛОВИЕ

«Истины догматические имеют нравственное значение, и христианская мораль основана на догматах»

«Только чистые сердцем Бога узрят, и потому истинное богословие должно быть благочестием и только тогда принесет оно плод по роду своему».

«Наше богослужение прямо насыщено богословием — и богословием притом самым чистым и возвышенным».

 

АБСТРАКТНОЕ ХРИСТИАНСТВО

«Христианства нет без Церкви».

«Христианство и Церковь не совпадают друг с другом только тогда, когда под христианством мы будем понимать сумму каких-то теоретических положений, ни к чему никого не обязывающих. Но такое понимание христианства можно назвать только бесовским. Христианами тогда следует признать и бесов, которые тоже веруют и от этого только трепещут. Знать систему христианской догматики, соглашаться с догматами — неужели значит это быть истинным христианином? Раб, знающий волю господина своего и не исполняющий ее, «биен будет много» и, конечно, справедливо».

«Христианская жизнь возможна только в Церкви; только Церковь живет Христовой жизнью».

«В девятом члене Символа веры человек исповедует свою связь с видимым обществом последователей Христовых — и тем самым уже в этих кратких словах исповедания он соглашается со всеми истинами, преподаваемыми Церковью, которая признается хранительницей Христова учения».

«Вера — основной нерв человеческой жизни, самое драгоценное сокровище души. И если в этом пункте нет единения, то всякое другое единение — культурное, научное, политическое — будет уже подорвано и ненадежно».

«Совершенно безумна мысль соединить людей на почве какого-либо учения; для этого потребна особая сверхъестественная сила, которой и обладает единая святая, соборная Церковь Христова».

 

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

«Вне Церкви Священного Писания и нет и быть не может. Не может быть вне Церкви Слова Божия, живого и действенного, потому что нет вне Церкви благодати Святого Духа».

«Священное Писание есть неприкосновенная и неотчуждаемая собственность Церкви, как одно из проявлений ее благодатной жизни».

«Писание — лишь для того, кто причастен к церковной жизни. А вне Церкви и без Церкви нет и Священного Писания».

«Не Священным Писанием, как книгой, спасается человек, а благодатию Духа Святого, живущего в Церкви»

«Внецерковное отношение к Писанию неизбежно приводит к абсурду и к потере самого Священного Писания».

 

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ

«Жизнь духовная может быть только при органической связи со Вселенской Церковью: порвется эта связь — непременно иссякнет и жизнь христианская».

«Покаяние — сущность христианской жизни. Вся жизнь христианина есть покаяние»

«В православной Церкви покаяние — врачебница, из которой люди выходят со светлым, озаренным надеждой лицом, потому что в руках они несут лекарства для уврачевания их тяжёлых и гнетущих совесть греховных недугов».

«Насколько христианин должен осознавать свои грехи и скорбеть о них, настолько же он должен радоваться бесконечной милости и благодати Божией и никогда не сомневаться и не отчаиваться в своем жизненном подвиге».

«Вот истинная психология монашеского обета: смиренное сознание высоты общехристианского обета и недостатка своих сил для его осуществления...»

«На лучшее не надеюсь, от худшего не отрекаюсь. Какова есть о мне воля Божия — так пусть и будет».

«Всё сором счесть и только единому Богу и Его святой Церкви служить — выше этого нет и быть ничего не может!».

 

КАНОНИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ЦЕРКВИ

«У нас многие говорят уже о «канонической субботе», и каноны признаются тяжелым и даже ненужным игом... Без внимания оставлены те глубокие нравственные истины, которые в изобилии рассеяны в канонах повсюду, забыт тот общий дух Церкви, который дышит в соборных и отеческих правилах, тот православный церковный взгляд на жизнь, который в этих правилах проповедуется».

«Мы не можем не восстановить патриаршества; мы должны его непременно восстановить, потому что патриаршество есть основной закон высшего управления каждой Поместной Церкви».

 

ЦЕРКОВНОЕ БЛАГОЛЕПИЕ И БОГОСЛУЖЕНИЕ

«Православных храмов без церковного благолепия я совершенно не признаю и никак не могу одобрить, например, большинства петроградских храмов».

«Рационализм совершенно не терпит церковного благолепия; он желает, чтобы и храмы были так же сухи и безжизненны, как логические схемы, а загнанное и задавленное чувство обращается в чахлый сантиментализм».

«Невежество и полная невоспитанность в церковном смысле — вот единственные причины высокомерного отношения к богослужебным уставам Православной Церкви».

«Наше богослужение — это живая стихия древнецерковного святоотеческого возвышенного богословия».

«Упрощение богослужения есть самоограбление».

«Для богослужебного пения нужно благочестивое сердце, которому ведомо покаяние, молитва и умиление. А без этого что остается? Остается музыкальная техника, разные piano да pianissimo».

«Для меня лично в сравнении с богослужением прямо жалкими и бедными кажутся всякие оперы, концерты и т.п.»

«Видно, артистам богослужебное пение не по плечу. Для этого пения нужно иметь особые качества. В операх да в концертах ведь поют про разные земные чувства и привязанности. Эти вещи артистам хорошо знакомы, и о них они могут петь с искренним чувством».

 

КАТОЛИЦИЗМ И ПРОТЕСТАНТИЗМ

КАТОЛИЦИЗМ

«Папство — символ материализации христианства; в папстве все грубо, гордо, плотяно».

«Истина и спасение даны любви, то есть Церкви, — таково церковное сознание. Латинство, отпав от Церкви, изменило этому сознанию и провозгласило: истина дана отдельной личности папы... и папа же заведует спасением всех».

«За последнее время у нас чаще, нежели нужно, вспоминают Франциска Ассизского. Но я лично прямо не выношу сентиментализма этого западного мистика с его «сестрами ласточками» и т.п. Наши святые были свободны от болезненного мистицизма и слащавой сентиментальности».

 

ПРОТЕСТАНТИЗМ

«Запад не восстановил истинного христианства, но разорвал живую связь с целыми веками древней Церкви».

«Протестантизм — христианство без Христа, Сына Божия, это религия Иисуса из Назарета».

«Протестантизм надел папскую тиару на каждого немецкого профессора и со своим бесчисленным количеством пап совершенно уничтожил идею Церкви...».

«Будучи по существу церковным анархизмом, чистый протестантизм, как и всякий анархизм, оказался совершенно неосуществим на деле и тем самым засвидетельствовал перед нами ту непреложную истину, что душа человеческая по природе церковна».

«Протестантизм пришелся весьма по сердцу человеческому себялюбию и своеволию всех родов».

«Как же гордый европеец примет учение о Церкви, когда для того, чтобы принять это учение, прежде всего следует отрешиться от себялюбия и своеволия, подчиниться Церкви и научиться любить людей, смиренно себя поставляя ниже других?»

 

ЗАПАДНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ И КУЛЬТУРА

«В отношении богослужения Запад впал в нищету и убожество».

«Если в готическом храме, например, в Кельнском соборе, проложить рельсы и пустить паровозы с вагонами, то, в сущности, не будет никакого оскорбления религиозного чувства. А попробуй то же сделать у нас в Троицком или Успенском соборе — да просто ужасно и представить такое кощунство!»

«Готика — это схоластика в камне. Схоластика у западных еретиков заменила религиозную жизнь с ее разнообразными цветами чувства, с ее прекрасными порывами воли».

«Католики чувственны в своих храмах. У них Мадонны, написанные с натурщиц, у них статуи, иногда одетые чуть ли не в модное платье».

«Разве это не замечательно, что при всем богатстве западной культуры, при постоянном усложнении жизни, богослужение западное становится все более и более бедным, безличным, упрощенным, бесцветным!»

«В западном богослужении нет богословия, мало вообще мысли. Зато в нем слишком много крайне для меня противного сентиментального какого-то фамильярничания с «Иисусом»».

«Запад отбросил прекрасное наследство древности и заменил его своим убожеством».

 

РОССИЯ

«Русская болезнь имеет в основе грех против Церкви».

«Для излечения разъедающих русскую душу ран необходимо раскаяться в двухвековом грехе против Церкви, возвратиться к вере отцов и дать Православной Церкви прежнее место в жизни государственной и общественной».

«Русский народный характер воспитывался в течение целых веков под руководством Церкви, а потому отпадение от Церкви для русского человека и является почти непременно отпадением от России».

«Никакой человек, может быть, так не заглядывал в бездны отрицания, как человек русский»

«Вся культурная и политическая деятельность русскому кажется только поделием, на которое грешно отдавать свою душу целиком».

«Отношение к Церкви — вот пробный камень русского человека. Кто верен Церкви — тот верен России, тот — воистину русский».

«Россию можно представить без парламента, без университетов, но Россию нельзя представить себе без Церкви».

Священномученик Иларион (Троицкий)

Подготовил Андрей Горбачев

Иллюстрации: Антон Поспелов

28 декабря 2015 года


Православие.ru

Последние публикации:
Протоиерей Александр Шаргунов

26 марта 2023

Протоиерей Александр Шаргунов:

«Господь устраивает нашу жизнь так, чтобы мы восходили по лествице совершенства». Неделя Четвертая Великого поста: память преподобного Иоанна Лествичника

...«Лествица» ― классика святоотеческой литературы, духовные скрижали, в которых собраны сокровища опытного богословия о подвиге преподобничества, рассыпанные в изречениях святых от I-го до XXI-го...

(См. далее...)

21 марта 2023

Иерей Александр Шумский:

«Они верно служили земному царю, так неужели предадут Царя Небесного?» Проповедь в день памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся

...Пламенная вера этих воинов оказалась горячее земного тепла. Господь словно положил севастийскую льдину на Свою тёплую ладонь и согрел Своих верных сыновей Своим благодатным дыханием. Воины простояли на льду всю...

(См. далее...)

19 марта 2023

Протоиерей Андрей Ткачёв:

Радость оная...

...Очевидно, что тогдашнее веселье было неким эталоном для многих будущих веселий. Та радость стала навеки образцом всякой чистой христианской радости. В ней есть место страху, потому что искуплен Кровью Христа не кто-то, а я. И не абстрактные грехи ближних, а конкретные грехи мои смыты этой Кровью...

(См. далее...)

17 марта 2023

Святейший Патриарх Кирилл:

«Он достигал целей кротостью, смирением, спокойствием, верой». Слово в день памяти благоверного князя Даниила Московского

...Но никогда князь Даниил не участвовал в интригах и в междоусобной брани, он старался миром и любовью воздействовать на окружающих. И это ему удавалось. Никто его не убил, никто не сверг, никто не разорил Московское княжество....

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Анонсы
Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2023