Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

...Современный человек боится забвения, как когда-то его благочестивый предок боялся ада. Духовная жизнь, наоборот, не терпит чужих глаз и всегда сокровенна. Все святые как огня бежали публичности и откровений о своей внутренней жизни...

Сообщения по теме:
Святитель Нектарий Эгинский: «Просите каждодневно любви у Бога», ноябрь 2015 г.

22 ноября 2023

«Счастье находится в нас самих...». Святитель Нектарий Эгинский и его наставления

...Благодаря молитвам святителя Нектария на острове прекратились разбой и грабежи и даже изменился климат – он стал более благоприятным для земледелия. Во время войны солдаты...

(См. далее...)

11 ноября 2023

Роман Савчук. Святая мученица Анастасия Римляныня: терпение, чистота, кротость

...Лишь чистота мыслей и отсутствие озлобленности на жестокий мир свидетельствовали о мужестве юной христианки. Она, вопреки ожиданиям Прова, говорила не о необходимости борьбы...

(См. далее...)

Архив событий:
Сообщения:
25 сентября 2020

Святыни и святые | Московский Патриархат


 

Денис Ахалашвили. Святой праведный Симеон Верхотурский: «маленький» святой «маленьких» людей

Денис Ахалашвили рассказывает о святом праведном Симеоне Верхотурском, чья память празднуется 25 мая и 31 декабря
25 сентября 2020 г.



Святой праведный Симеон Верхотурский

12/25 мая, 12/25 сентября и 18/31 декабря Церковь чтит святого Симеона Верхотурского. В богоугодной жизни святого, простой и обыденной, не было ничего чудесного. И все же с именем святого связано не одно чудо. И всегда скора его помощь тем, кто прибегает к нему с молитвой

***

Когда люди поверили в свои 15 минут славы, о которых им рассказал Энди Уорхолл, они перестали смотреть на Небо и стали смотреть в экраны, надеясь увидеть там себя. Едва проснувшись, современный человек спешит написать в социальных сетях: «Я проснулся!», «Вот я пью кофе, а вот спешу на работу!», «Посмотрите, какая у меня грязная машина!» «А это я в храме! Смотрите, я исповедуюсь!», «Ах, вы еще не видели моих котиков!»

Современный человек боится забвения, как когда-то его благочестивый предок боялся ада. Духовная жизнь, наоборот, не терпит чужих глаз и всегда сокровенна. Все святые как огня бежали публичности и откровений о своей внутренней жизни. Просвещенные Богом, они опытно знали, что жизнь напоказ делает духовные подвиги невозможными и смертельно вредными для души, отравляя ее гордыней и тщеславием. Как говаривал преподобный Амвросий Оптинский:

«Только рот открыл – туда галка и залетела!»

Святые считали лучшим для себя прослыть невеждами и чудаками, чем быть прославленными среди людей. На Афоне до сих пор жива традиция, когда монахи, о чьих добрых делах узнают окружающие, несут за эти дела покаяние, как за совершенный грех. Ибо свою жизнь и дела они посвятили Христу, сказавшему:

«Когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая. Чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6: 2–4).

О жизни святого праведного Симеона Верхотурского неизвестно почти ничего. Соблазн для скептиков и безумие для циников разбивается о тысячи тысяч исполненных молитв и воздыханий верующих – святой праведный Симеон известен скорой помощью и заступничеством о всякой просящей душе. Мы не знаем, как звали его родителей и где он учился, но точно знаем, что стоит от сердца ему помолиться – молитва будет услышана…

Монастырей и храмов, посвященных праведнику, по всей России множество, один из них – в селе Обуховское Свердловской области. Я приехал сюда 31 декабря – на престольный праздник [1]. В Обухово храм небольшой, старинный, из темного красного кирпича, на задах у большого красивого магазина. Еще десять лет назад в нем была музыкальная школа. Когда здание вернули Церкви, многие сокрушались: что за безобразие – школу музыкальную закрыли! А то, что в алтаре пианино стояло, – это нормально, детки ведь не курят или пиво там пьют, они музицируют! И попробуй объясни людям, что единственное предназначение храма – это возносить молитву Богу. Бассейн – чтобы в нем купаться, клуб – чтобы там плясать, стадион – чтобы бегать или в футбол играть. А храм – это Дом Божий в самом прямом и единственном смысле этого слова. Здесь люди встречаются с Богом и Он с ними, и здесь открывается Царство Божие на земле.

А сейчас здесь было все на своих законных местах: когда я вошел, священник в алтаре совершал Страшную Жертву, чтобы стоящие в храме люди, причастившись вином и хлебом, соединились со Христом и наследовали жизнь вечную. Храм простой, бедный, голубь над вратами вырезан из бумаги, а вместо золота – простая блестящая фольга. Но иконы Пресвятой Богородицы и Спасителя – большие золоченые и красивые, а икона святого праведного Симеона ручной работы иконописного мастера. Храм словно бы списан с облика своего небесного покровителя: снаружи тулуп затертый и смиренная скромность, а внутри живая огненная вера, раскрывающая небеса.

Несмотря на выходной, народу в храме было мало – человек двадцать, два священника и одна певчая на клиросе. Это не 80%, которые в опросах называют себя православными. Это простые застенчивые немногословные люди, которые предпочли предновогодней беготне по гипермаркетам, резанию тазиков с оливье и установке обезьян на праздничных аватарках тихую молитву в храме Богу и праведному Симеону. Бабушки с внуками за ручку, молодые ребята с рюкзачками на плечах, бородатый казак в военной форме, перетянутой ремнями, и в кирзовых сапогах, знакомая учительница и отец с двумя детьми-подростками – юношей и девушкой: пришли вместе, а стояли по отдельности – папа возле Распятия, а дети напротив врат, юноша справа, а девушка слева. Внимательно слушали священника и на каждый возглас благоговейно крестились, словно воду боялись расплескать. Когда вынесли Чашу, все опустились на колени, и даже старушка с палочкой, отбросив ее от себя, бросилась на пол со словами: «Верую, Господи, помоги моему неверию!»

Святой, которому они пришли помолиться, был таким же простым, как они: тихим, смиренным и незаметным. Всё, что сегодня известно о его земной жизни, уместится в нескольких предложеньях.

Откуда он пришел и как оказался в глухом уральском краю в деревне Меркушино, никто толком не знает. Хотя по воспоминаниям старожилов, повадки выдавали в нем знатного человека, неизвестно почему отказавшегося от своего положения в обществе и поселившегося в глухом краю. Портняжил, но за работу брал не деньги, а самые простые продукты, которые можно было найти в любой крестьянской семье. Одиноко жил в маленькой избушке на краю леса, предпочитая людям рыбалку и лес. За рукодельем его любимым занятием было пересказывать истории из Нового и Ветхого Завета, которые он знал наизусть, и послушать их собирались семьями. Иногда, не окончив работы, неожиданно уходил, за что его потом бранили за нерадивость. Тихо жил и тихо умер, предположительно 35 лет от роду. Люди похоронили его на окраине деревенского кладбища и вскоре забыли.

Но меньший среди людей даже по меркам глухой деревни – оказался великим перед Богом, Которому было угодно прославить Своего праведника. Через 50 лет из земли показался гроб, в котором нашли нетленные благоухающие останки неизвестного праведника. Местные жители восприняли это как знак святости почившего. Спустя непродолжительное время от мощей стали происходить чудотворения. Но когда о чудесах доложили Тобольскому митрополиту, он этому не поверил и послал доверенных. Когда гонцы подтвердили подлинность всего сказанного, он снова не поверил. И только внезапная глазная болезнь, в которой он увидел Божию кару за свое неверие, его вразумила.

После горячей покаянной молитвы митрополит поехал в Меркушино и увидел гроб «зело цел и крепок, яко новой», в котором лежали благоухающие останки. Как рассказывает летопись, поклонившись мощам, преосвященный Игнатий воскликнул перед собравшимся народом:

«Свидетельствую и я, что воистину это мощи праведного и добродетельного человека: во всем подобны они мощам древних святых. Сей праведник подобен Алексию, митрополиту Московскому, или же Сергию Радонежскому, ибо он сподобился от Бога нетления, подобно сим светильникам веры Православной!»

На обратном пути он стал молить Господа, чтобы Тот открыл ему имя неизвестного святого. И задремав, увидел «множество народа, состязание творящих, о взыскании имени того праведника», и до владыки донесся глас: «Симеоном зовут его!» Остановившись в Свято-Николаевском монастыре, он рассказал о своем видении архимандриту Тобольского Знаменского монастыря Сергию, игумену Далматовского монастыря Исааку и архимандриту Александру. Настоятели единодушно решили, что сон был откровением от Бога. Еще двоим было открыто имя святого во сне – это священник храма в Меркушино Иоанн Андреев и послушник игумена Исаака иеродиакон Василид. После этого сомнений об имени праведника больше не осталось…

12 сентября 1704 года с благословения святителя Филофея (Лещинского), митрополита Сибирского и Тобольского, нетленные мощи святого праведного Симеона были перенесены из Меркушино в Николаевский монастырь в Верхотурье, который сегодня известен всему православному миру. Их несли с молитвами и песнопеньями в резном гробе, выложенном лебяжьим пухом. Среди множества народа вслед за крестным ходом полз на коленях больной ногами от рождения юродивый Косьма, громко славя святого. Когда юродивый выбивался из сил, он кричал, обращаясь к святому Симеону: «Брате Симеоне, давай отдохнем!» И тогда гроб наливался невиданной силой, и десяток крепких мужчин не могли стронуть его с места. Блаженный Косьма отдыхал, приходил в себя, и гроб с легкостью продолжал двигаться дальше. На всех местах остановок двух святых верующие впоследствии воздвигли часовни и храмы.

В 1716 году монастырский храм сгорел дотла, но рака с мощами праведного Симеона чудесным образом оказалась нетронутой огнем. После восстановления храма в 1838 году их установили в приделе Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, который в 1863 году переименовали во имя святого праведного Симеона Верхотурского.

Чудеса и исцеления от мощей святого праведного Симеона, происходившие в огромном количестве, привлекали в монастырь многочисленных паломников со всей России, число которых уже к началу XX века превышало 600 000 человек в год. Чтобы вместить огромное количество верующих, в 1913 году в Николаевском монастыре был построен второй по величине в России после храма Христа-Спасителя Крестовоздвиженский собор, рассчитанный на 10 тысяч человек. Для раки с мощами святого праведного Симеона государь император Николай II и его семья пожертвовали украшенный камнями резной серебряный оклад. Выполненный по эскизу «царского места» (молитвенного трона под сенью) царя Иоанна Грозного из Успенского собора Московского Кремля, он был торжественно установлен в день рождения государыни императрицы Александры Федоровны 25 мая 1914 года. Только задумайтесь над этим: царь Иоанн Грозный и безродный бедняк под одной сенью! Словно бы Церковь Небесная открыла славу своего праведника миру и показала высоту его безвестного подвига пред земными царями!

После Октябрьской революции в 1920 году в ходе антирелигиозной кампании рака с мощами была опечатана, монахи разогнаны и репрессированы, а в монастыре была устроена детская колония. Несмотря на это, народ продолжал ездить в Верхотурье и почитать праведника. В 1929 году советские власти вывезли мощи святого праведного Симеона в Тагильский музей для антирелигиозной работы. Позднее их на 50 лет скрыли в запаснике краеведческого музея Екатеринбурга.

Русской Православной Церкви святые мощи Верхотурского праведника были возвращены только в 1989 году. 25 сентября 1992 года их торжественно перенесли на законное место в Верхотурский Николаевский монастырь в отреставрированный и вновь освященный Преображенский собор. Сегодня к ним может попасть любой желающий.

Мое почитание святого праведного Симеона началось с одной истории, когда я работал редактором газеты на ВГТРК «Регион-Тюмень». Предложение новой работы застало меня в Екатеринбурге, и, когда я приехал в Тюмень, нужно было срочно искать жилье. Один из верующих друзей дал совет: «Сегодня – день памяти святого Симеона (дело было 25 сентября). Пойди в Церковь и попроси у него. Он поможет обязательно». Поскольку идти мне было некуда, я пошел на вечернюю службу в Знаменский собор. Люди вокруг молятся, улыбаются – у всех праздник. А мне ночевать негде, и завтра нужно сдать в печать новый номер газеты. Чтобы никого не смущать кислой физиономией, я встал в уголке спиной у колонны. В конце службы случайно оборачиваюсь – за спиной фреска святого праведного Симеона. Приложился и пошел ночевать в комнату отдыха на железнодорожный вокзал. Не успел выйти из ограды храма, как раздался звонок. Звонил старый друг, сотрудник одного института:

«Слышал, тебе нужно жилье? Записывай адрес. Это наша ведомственная гостиница, она в центре города, в пятнадцати минутах от телецентра. С комендантом я договорился. Сразу поезжай туда – получай ключи от номера».

В храме святого праведного Симеона в Обухове по окончании той праздничной службы, несмотря на 25-градусный мороз, пошли крестным ходом. Славили святого праведного Симеона, пели хвалу Господу и кропились святой водой.

Бабушки смеялись и просили еще. Я смотрел на счастливые светлые лица и думал, что за таких, как они, скрытых за бедностью, скромностью и простотой невидимых миру святых, Господь еще потерпит нас и всё в нашей стране будет хорошо!

Денис Ахалашвили

25 мая 2016 года


Православие.ru

Последние публикации:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора.

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший...

(См. далее...)

2 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Традиционные ценности помогают сохранить жизнеспособность в условиях теряющей свой гуманизм цивилизации». Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Всемирном фестивале молодежи

2 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Всемирный фестиваль молодежи, проходящий на федеральной территории «Сириус» в Краснодарском крае...

(См. далее...)

9 февраля 2024

Президент России В.В. Путин:

«Мы защищаем своих людей, себя, свою Родину и наше будущее». Интервью Президента России Владимира Путина Такеру Карлсону

9 февраля 2024 года в Кремле Президент России Владимир Владимирович Путин ответил на вопросы Такера Карлсона, американского журналиста, основателя видеоплатформы Tucker Carlson Network. 10 февраля 2024 г.

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Я.А. Коменский

28 марта

Чешский педагог Я.А. Коменский (1592-1670)

Яна Амоса Коменского относят к корифеям педагогической науки - на том основании, что в центре его интересов стояла проблема переустройства школы. Как всякий крупный мыслитель, занимавшийся проблемами становления личности, Коменский, безусловно, является и ярким психологом. Его идеи предвосхитили...

(См. далее...)

Анонсы
Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Вера и Время    2024