Первый русский православный монастырь в столице США Вашингтоне может появиться уже в обозримом будущем. Заботы по обустройству обители взял на себя митрополит Иона (Паффхаузен), в недавнем прошлом бывший первоиерархом Православной Церкви в Америке (ПЦА), а ныне находящийся на покое в лоне Русской Православной Церкви За границей (РПЦЗ). В интервью корреспонденту РИА Новости Дмитрию Злодореву митрополит Иона рассказал о планах создания русского монастыря в Вашингтоне, поведал о причинах своего перехода из ПЦА в РПЦЗ, а также поделился своими мыслями о том, как сейчас живется православному человеку в США
***
— ВЛАДЫКА, ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ ОТКРЫТЬ ПЕРВЫЙ РУССКИЙ МОНАСТЫРЬ В ВАШИНГТОНЕ. ЧТО ЭТО БУДЕТ ЗА ОБИТЕЛЬ?
— Речь идет не обязательно именно о Вашингтоне, но и о его пригородах. Все упирается в деньги (смеется). Это будет русский монастырь, с русскими традициями. Службы будут вестись как на славянском, так и на английском языках. Мы исходим из того, что насельниками монастыря будут представители ученого монашества. И наше задача будет в проповеди о том, что такое Православие и русская духовная культура.
— В ОКРЕСТНОСТЯХ ВАШИНГТОНА УЖЕ ЕСТЬ ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБИТЕЛИ. ПОЧЕМУ ЖЕ РУССКОГО МОНАСТЫРЯ НЕТ ДО СИХ ПОР?
— На самом деле мне известно только об одном православном монастыре здесь — святой Нины. Это монастырь под управлением грузинского епископа, но там исповедуется греческая традиция.
— А ВАШИНГТОНУ НУЖЕН РУССКИЙ МОНАСТЫРЬ?
— Да, я уверен, что Вашингтон нуждается в нем. Безусловно, здесь огромная русская диаспора. А кроме того, тут живет много последователей других православных направлений, которые хотели бы, чтобы поблизости был православный монастырь, куда можно было бы приходить на службы и за духовным окормлением.
— А БРАТИЯ НАБИРАЕТСЯ?
— Да. На данный момент это три-четыре человека. Но я уверен, что это число будет быстро увеличиваться. У меня уже есть опыт создания и настоятельства в монастыре в Калифорнии. Я возглавлял его в течение 12 лет. И я знаю, что невозможно предугадать, кто придет в монастырь, когда или как. Но Бог приводит туда людей.
— СЕЙЧАС ВЫ ИЩЕТЕ СРЕДСТВА. И СКОЛЬКО НУЖНО ДЕНЕГ?
— У нас есть поддержка со стороны Православного фонда Святых Архангелов. Это хороший старт для монастыря. Точную сумму назвать трудно. Если мы будем продвигаться поэтапно, то начать можно с 500 тысяч долларов. Если же говорить о строительстве всего комплекса монастыря — храмов и других монастырских зданий, то для этого в течение нескольких лет может понадобиться порядка двух миллионов долларов.
— И СКОЛЬКО ЖЕ ЖДАТЬ, ПО ВАШИМ ОЦЕНКАМ, ОТКРЫТИЯ НОВОГО МОНАСТЫРЯ?
— На самом деле мы уже начинаем — у меня дома. Я уже занимаюсь поиском помещения и земли. Но службы идут, к нам приходит небольшое количество людей. Так что начало уже положено. Но чтобы по-настоящему заняться созданием своего сообщества, необходимо найти подходящее место для монастыря.
— ВЛАДЫКА, ВАМ ЗНАКОМ РУССКИЙ МОНАШЕСКИЙ ОПЫТ В РОССИИ И В США. ЧЕМ ОНИ ОТЛИЧАЮТСЯ И В ЧЕМ СХОЖИ?
— Безусловно, Православие глубоко укоренилось в русской культуре. С другой стороны, постсоветские эмигранты, которых мы здесь называем русскими, приехали сюда из в высшей степени секуляризированной материалистической культуры, которая очень схожа с современной американской. Конечно, существуют определенные различия, но есть и множество общих вопросов, которые людям приходится решать. И поэтому между современными российской и американской культурами гораздо больше общего, чем может показаться на первый взгляд.
— ВЛАДЫКА, ВЫ АМЕРИКАНЕЦ, НО ВЫ — ПРАВОСЛАВНЫЙ, ДА К ТОМУ ЖЕ ЕЩЕ И РУССКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ. КЕМ ВЫ САМ СЕБЯ СЧИТАЕТЕ — АМЕРИКАНЦЕМ, РУССКИМ, РУССКИМ АМЕРИКАНЦЕМ?
— Я считаю себя американцем и русским православным. И в этом нет никакого противоречия. Вся моя семья — американцы, у нас германские корни. Но моя вера — русская. И поэтому я русский православный. Главный момент, который американцы не понимают в отношении России, — это православная культура и то, что она означает. На мой взгляд, для отношений между странами чрезвычайно важно, чтобы американцы могли получить доступ к определенному контексту, который помог бы им понять русскую православную культуру. И важно, чтобы рассказали об этом такие же американцы, которые живут в этом.
— СВОЙ ДУХОВНЫЙ ПУТЬ ВЫ НАЧИНАЛИ В ЕПИСКОПАЛЬНОЙ ЦЕРКВИ. ЧТО ЖЕ ВЫ НАШЛИ В ПРАВОСЛАВИИ, ЧЕГО НЕ БЫЛО ТАМ?
— В Православии я нашел полноту всего того, что ожидал. Полноту веры, абсолютную целостность выражения веры в молитвенной практике. Всё это мне дало Православие.
— А ТРУДНО СЕЙЧАС БЫТЬ ПРАВОСЛАВНЫМ В АМЕРИКЕ, ОСОБЕННО РУССКИМ ПРАВОСЛАВНЫМ?
— Абсолютно так не думаю. На самом деле сейчас это гораздо проще, чем было 30 лет назад, когда я принял Православие. Сейчас Церковь по-настоящему открыла свои двери для американцев. Большинство духовенства здесь — американцы, которые, возможно, могут говорить по-русски или на других языках. Но они — американцы по культуре и они в состоянии «перевести» Православие для американцев.
— НО ЕСТЬ РЯД ОЧЕВИДНЫХ И, НА МОЙ ВЗГЛЯД, СЕРЬЕЗНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ МЕЖДУ УСТОЯМИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И ОПРЕДЕЛЕННЫМИ РЕАЛЬНОСТЯМИ В США…
— Все эти вопросы могут быть решены только образовательными методами. И сделать это могут те, кто понимает оба мира и кто, как американец, может объяснить соотечественникам, что означает Православие.
— В США ВЫ ИЗВЕСТНЫ СВОИМИ ВЫСТУПЛЕНИЯМИ ПРОТИВ ОДНОПОЛЫХ БРАКОВ И АБОРТОВ. НАСКОЛЬКО МНЕ ИЗВЕСТНО, ЭТО БЫЛО ОДНОЙ ИЗ ОСНОВНЫХ ПРИЧИН ВАШЕГО СМЕЩЕНИЯ С ПОСТА ПЕРВОИЕРАРХА ПЦА В 2012 ГОДУ И ПОСЛЕДОВАВШИМ ЧЕРЕЗ ТРИ ГОДА РАЗРЕШЕНИЕМ ПЕРЕЙТИ В ЛОНО РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. И Я ЗНАЮ, ЧТО МНОГИЕ ВАШИ ПРИХОЖАНЕ ПОСЛЕДОВАЛИ ВСЛЕД ЗА ВАМИ ТАКЖЕ ПОТОМУ, ЧТО НЕ МОГЛИ ПРИНЯТЬ ЭТИ РЕАЛЬНОСТИ.
— Да, это правда. На самом деле однополые браки и аборты не были основными причинами, но они тоже взаимосвязаны с теми событиями. Главный вопрос заключался в том, что я хотел выражать волю патриарха Константинополя и вернуть ПЦА в лоно Русской Церкви. Константинополь не признает автокефалию ПЦА и настаивает на том, что для ее полноценного признания и для участия в межправославной деятельности ей необходимо восстановить отношения с матерью-Церковью, то есть с Русской Церковью.
Константинополь говорит ПЦА об этом уже 45 лет. Но ПЦА не хочет возвращаться и хочет продолжать оставаться независимой.
— В США МНОГО РАЗЛИЧНЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ, НО ОНИ РАЗРОЗНЕННЫ, И ЭТО ДЕЛАЕТ ИХ ГОЛОС В АМЕРИКАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ БОЛЕЕ СЛАБЫМ. КАК МОЖНО УБРАТЬ ЭТИ БАРЬЕРЫ? ВЕДЬ, КАК МНЕ КАЖЕТСЯ, ЕДИНСТВЕННЫЙ ВАРИАНТ, ЧТОБЫ ПРАВОСЛАВНЫЕ АМЕРИКАНЦЫ БЫЛИ УСЛЫШАНЫ, ЭТО БЫТЬ ЕДИНЫМИ.
— Абсолютно верно. И многие иерархи здесь надеются на это. И насколько мне известно, это безусловная цель патриарха Константинопольского — чтобы голос православных был единым. Однако в США у Церквей есть некоторые разночтения по определенным вопросам и порой привести епископов к единому мнению — трудная задача. Все люди приехали сюда из разных мест, из разных культур, говорят на разных языках. Конечно, Православие в своей основе глубоко едино. Но, к сожалению, есть моменты, когда люди не смотрят в едином направлении. И некоторые из этих моментов достаточно важны. И предстоит еще проделать много работы. Консенсуса по некоторым проблемам еще нет. И, например, такие вопросы, как календарь, автокефалии, даже не обсуждаются пока. Церкви не готовы к консенсусу. Это очень разочаровывает.
Я думаю, одна из задач, к которой нужно стремиться, — чтобы все Православные Церкви в Америке объединились под единой юрисдикцией. Но при этом ни одна из них не должна доминировать.
— ВЫ СКАЗАЛИ, ЧТО БЫТЬ АМЕРИКАНЦЕМ И РУССКИМ ПРАВОСЛАВНЫМ — ЭТО НЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ. НО СЕЙЧАС В ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ НАШИМИ СТРАНАМИ ЕСТЬ ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНЫЕ РАЗНОГЛАСИЯ. В ЭТОЙ СВЯЗИ ВАШИ, ВЛАДЫКА, ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ВЕРА НЕ ВСТУПАЮТ В ПРОТИВОРЕЧИЕ ДРУГ С ДРУГОМ?
— В основном это вопрос политики. Я не думаю, что противоречия существуют между странами. Они есть у политиков. И я очень огорчен тем антагонизмом, который существует у американских политиков по отношению к России. И я очень надеюсь, что эти политики скоро уйдут, а Россия и США смогут иметь добрые и теплые отношения как партнеры. Я уверен, что это будет хорошо не только для двух стран, но и для всего мира. Ведь Православие выше отдельных культур. И наше настоящее гражданство — это гражданство Царствия Небесного. Мы можем быть американцами, русскими, французами, сербами, но прежде всего нам надлежит быть христианами.
Митрополит Иона (Паффхаузен)
Беседовал Дмитрий Злодорев
Источник: РИА Новости
13 июля 2016 г.
|