Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

...на фронте, после Курской битвы, где он, артиллерист, отбивал танковые атаки, окончательно решил посвятить свою жизнь Богу. Примером и вдохновителем в выборе жизненного пути была родная тетя, монахиня Нектария. Перед уходом на фронт она благословила ему поясок с 90-м псалмом...

Сообщения по теме:

14 сентября 2018

Чего больше всего ждёт от нас Господь. Десять наставлений афонских старцев

...Когда ты любишь Христа, тогда ты вместе с этим любишь и людей, не задаваясь вопросом, достойны ли они любви, и даже не спрашивая себя, примут они ее или же отвергнут...

(См. далее...)

6 сентября 2018

Афанасий Зоитакис. Посмертное почитание и чудеса равноапостольного Космы Этолийского

...Учение святого Космы востребовано и в современном мире. В Греции его поучения опубликованы многомиллионными тиражами и периодически переиздаются. «Слова» Космы Этолийского...

(См. далее...)

Архив событий:
Сообщения:
27 октября 2017

Московский Патриархат | Святыни и святые


 

Сергей Герук. «Деточки, мир держится любовью!..» Памяти Киево-Печерского старца Илариона (Дзюбанина)

Он был прозорливым старцем и духовником, пострижеником Киево-Печерской лавры, подвизавшимся в Почаеве и на Афоне. Он был фронтовиком. В общем, он был воином Христовым – схииеродиакон Иларион (Дзюбанин)
27 октября 2017 г.



Схииеродиакон Иларион (Дзюбанин). Фото: Сергей Фрич

Время – лучший индикатор правды, говорил современный философ. И это так. Начало нового тысячелетия, будто кистью Небесного Художника, чудными яркими красками высвечивает из недавнего прошлого новую плеяду уже почивших подвижников благочестия, на жизнь которых припали жуткие испытания ушедшего в вечность ХХ века – с гонениями, тюрьмами, кровопролитной войной и, наконец, долгожданной свободой, когда с Церкви были сброшены оковы атеизма, и ее лучшие представители успели открыть сердца миллионам вновь пришедших в храмы людей. Одним из таких воинов Христовых был схииеродиакон Иларион (Дзюбанин), фронтовик, постриженик Киево-Печерской лавры, подвизавшийся в Почаеве и на Афоне, прозорливый старец и духовник, почивший десять лет назад, 21 октября 2007-го года. О нём эти строки краткого повествования

***

«Я БЫЛ ГОРОДСКИМ БОСЯКОМ… А НА ФРОНТ УШЕЛ УЖЕ ВЕРУЮЩИМ, И ВЫЖИЛ…»

В таких эпитетах любил рассказывать о себе иеродиакон Игнатий, еще до принятия великой схимы в Киево-Печерской лавре с именем Иларион, вскоре после ее открытия в июне 1988-го года. Старец исполнял послушание экскурсовода в пещерах обители, останавливался у стены при спуске к преподобным Ближних пещер, где изображены мытарства души блаженной Феодоры.

«Вот страсть блуда, детки, ‒ говорил он молодежи. – А вот ‒ сребролюбия… Но самая страшная – гордость, царствующая ныне в падшем мире… Они-то и стоят преградой в Царство Небесное…

В молодости был я босяком, а потом на фронт попал, контужен был и ранен, но выжил. Мое поколение 1924-го года рождения, призванное в 42-м на фронт, почти всё погибло… Раз разламываю хлеб на трапезе между боями, а в нем листик с запиской: “Читай, воин, этот псалом 90-й, и ни пуля тебя не возьмет, ни штык”. Какой-то пекарь-христианин или раба Божия таким образом помогали воинам на передовой. Вот этот псалом “Живый в помощи Вышняго” я и читал всю войну, детки…».

Уж не ведомо, каким там «босяком» был старец в молодости, только элемент юродства был ему присущ. Рассказывал, как жил на квартире в Харькове, служа иеродиаконом в храме Озырянской Божией Матери уже после закрытия Киево-Печерской лавры в 1961-м году. А хозяйка квартиры была крикливой женщиной, любила ругать всех и вся.

«Вот, кричит она на меня, а я ей в ответ: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго!” Она громче ругается, и я громче молюсь. И так она успокаивалась…».

Там, на фронте, после Курской битвы, где он, артиллерист, отбивал танковые атаки, окончательно решил посвятить свою жизнь Богу. Примером и вдохновителем в выборе жизненного пути была родная тетя, монахиня Нектария. Перед уходом на фронт она благословила ему поясок с 90-м псалмом, а вторично о нем напомнила та самая буханка черного солдатского хлеба.

«И когда в 1943-м году на Курской дуге я, ефрейтор артиллерии, в жесточайших боях, казалось, был на дне ада, когда пулями и осколками снарядов убивало находившихся рядом товарищей, я вспоминал о благословении тети, читал этот псалом, и Господь не раз спасал меня от неизбежной гибели».

Память о войне пронес через всю жизнь, и из великих полководцев более всех чтил адмирала Федора Ушакова, молился ему и ставил его в пример. А военную выправку как-то проиллюстрировал в 1980-х в Почаеве, куда прибыла группа офицеров во главе с генералом. Навстречу к ним вышел иеродиакон Иларион со связкой ключей, в Почаевской лавре он также нес послушание экскурсовода, в беседах утверждая в вере Христовой многих паломников и экскурсантов.

«Сми-ирно!»

‒ скомандовал генерал и по-военному представился батюшке:

«Начальник штаба Краснознамённого Прикарпатского военного округа генерал-лейтенант Грачёв».

Отец Иларион также выпрямился и отчеканил в ответ:

«Воин Царя Небесного, архидиакон Игнатий, монастыря Почаевского…».

Но Почаев был позже, а после фронта он едет в Киев…

В СТАРИННОЙ ЛАВРЕ ПОСЛЕ ВОЙНЫ

В 1950-м Господь приводит 26-летнего фронтовика в Киево-Печерскую лавру, открывшуюся во время войны. Вместе с ним в обитель поступило немало опаленных боями воинов. Среди них и друг молодого послушника Владимира Дзюбанина (мирское имя батюшки) летчик-истребитель Василий Резвых, будущий монах Руф († 2009), в дальнейшем ‒ почитаемый в народе молитвенник и подвижник, Яков Коровай, будущий Кавказский отшельник, и известный старец схиархимандрит Исаия († 2011) . В этот период он знакомится с выдающимися духовниками, ныне причисленными к лику святых: Глинскими старцами – Серафимом (Романцовым; 1885-1975), Серафимом (Амелиным; 1874-1958), Андроником (Лукашем; 1889-1973), с преподобными Кукшей Одесским и Амфилофием Почаевским, которые, в свою очередь, питались духовным нектаром Оптинских старцев, Лаврентия Черниговского и Иоанна Кронштадтского. Так из сосуда в сосуд переливалась благодать Божия и передавался опыт от одного поколения монашествующих к другому.

Около семи лет подвизался послушник Владимир в древней обители, наконец был удостоен монашеского пострига с именем Игнатий. А вскоре его рукополагают в иеродиаконы. Диаконскую хиротонию он принял без ропота: душа влеклась к алтарю и престолу Божьему, ‒ а вот от иерейского сана по смирению всячески уклонялся. Со временем рассказывал духовным чадам, что на Афоне, как и в некоторых других древних обителях, монашествующих окормляет чаще простой старец-монах, и послушником у него может быть священник, совершающий литургию Божию.

У о. Илариона, как и у многих его современников-фронтовиков, была строгая аскетическая установка: неустанная молитва, строгий пост, нестяжание, смирение, труд. Ведущий духовную брань с плотью и духами зла, подвижник переносил эти требования и на мирских священников.

«В былые времена ранее 30-ти лет не рукополагали. И на Руси священники, тем более молодые, не исповедовали всех подряд, особенно женщин, для этого были поставлены «исповедальные попы», люди духовные и опытные. А сейчас безусый батюшка выйдет на исповедь и сам тут же повредится…».

Как ревнитель целомудрия, он считал нарушением монашеских уставов пребывание женщин в мужских монастырях, а мужчин – в женских. Хотя со временем, получив благодать старчества, стал духовным отцом и наставником многочисленных прихожанок и паломниц, монашествующих и мирян.

ПОЧАЕВ, ХАРЬКОВ И СНОВА ПОЧАЕВ

Когда тучи стали сгущаться над Печерской лаврой и поползли слухи о ее возможном закрытии, о. Иларион с благословения наместника покидает Киев и переселяется в Почаев.

В 1961-м Юрий Гагарин полетел в космос, советский народ ликовал. Однако космическая эра была несовместима с «религиозными предрассудками», Хрущев и его команда поставили целью стереть Церковь с лица земли. После закрытия Киево-Печерской лавры началась настоящая атеистическая осада Почаева. О. Илариона вызывали в КГБ, грозили арестом. Но фронтовик не просто отказывался покидать обитель, но и обличал гонителей как предателей веры отцов, грозя им судом Божьим. Во избежание ареста почаевский наместник благословляет о. Илариону покинуть лавру и перебраться на тихий приход.

Следующие 15 лет будущий схимник служит диаконом в харьковском храме в честь Озерянской иконы Божией Матери. Здесь он ближе соприкасается с современным миром, духовно окормляет приходящих к нему. У него открывается дар духовного рассуждения и прозорливости. Он открывает приходящим к нему затаенные грехи, указывает путь исправления. Послевоенная разруха многих людей сделала вдовами, сиротами, оставила без крова и куска хлеба. Иеродиакон Иларион отдает без остатка получаемые в церкви продукты, раздает одежду и деньги. И не прерывает связь с монастырями, духовными братьями. В 1977-м году, истомившись от мирской суеты, снова возвращается в Почаев. Он любил ночную молитву, ему грезился Афон с всенощными бдениями и неустанной молитвой за весь мир. Минуло еще 11 лет. Священноначалие призвало его снова в Киев, в открывшуюся лавру, где он начинал свой монашеский путь.

КИЕВ, АФОН И СНОВА КИЕВ. КОНЧИНА

Здесь снова он встретил побратимов-фронтовиков – отца Руфа, отца Исаию, своего духовного наставника схииеромонаха Дамиана, других послевоенных пострижеников. В тот период автору этих строк довелось впервые увидеть старца. На службе в 50-м корпусе, в помещении будущей трапезной, читались часы перед ранней литургией. Я увидел в полумраке домового храма стоящего на коленях монаха со свечой в руке. Он доставал из черной сумочки пачки поминальных записок, и, склонившись над ними, молился. Потом, после начального литургического возгласа, встал и поспешил в алтарь, по-отечески смиренно целуя в плечо молодого служащего иеромонаха. Потом видел его неоднократно в окружении прихожан и паломников, лицо его при этом светилось любовью и доброжелательностью.

В келье его было установлено спальное «ложе» ‒ узкий щит из досок, стоящий на четырех деревянных столбиках. Здесь же, у стены, стоял открытый гроб – для «памяти смертной». Приезжие духовные чада, задержавшиеся в лавре и остававшиеся иногда ночевать в келье старца по его приглашению, терялись пред заданным старцем вопросом:

«Ты где желаешь почивать – на постели или во гробе? Во гробе мы ближе к Богу…».

Давняя мечта сбылась. Уже приняв великую схиму с именем и в честь преподобного Илариона схимника Печерского, почивающего мощами в дальних пещерах, старец засобирался на Афон. Перед этим часто рассказывал своим чадам о житии своего небесного покровителя, цитируя по памяти Киево-Печерский патерик:

«‟Пре­по­доб­ный Ила­ри­он схим­ник та­ко­го воз­дер­жа­ния был, иже в неде­лю раз толь­ко и то ма­ло что едал, рев­ну­ю­чи пре­по­доб­но­му Фе­о­до­сию, бо и со­жи­тель его был, мо­литв же и мо­ле­ний мно­го, день и нощь, с ко­ле­но­пре­кло­не­ни­ем и сле­за­ми тво­ря­ше, уго­дил Гос­по­ду Бо­гу”. А мы что? – говаривал старец. – Спим, пьем, едим и Богу так никогда не угодим!.. Будем же спасаться, детки, прощать и любить друг друга. Ибо мир этот держится любовью!..»

Когда весть о том, что старец Иларион уехал на Афон, облетела Киев, многие опечалились без любимого батюшки. Но афонский период оказался недолгим, всего один год. Старец вернулся – требовалось лечение. Назад он не возвратился, по одним предположениям – из-за плохого состояния здоровья, по другим – из-за препятствий со стороны органов власти.

Последний год жизни схииродиакон Иларион провел в опекаемом им Спасо-Преображенском женском монастыре на Черкащине, в селе Стеблёв. Подобно преподобному Амвросию Оптинскому, создавшему Шамординскую обитель и почившему там, старец покинул лавру со словами:

«Еду в своё Стеблёво умирать».

И, что удивительно, похороны почившего подвижника припали на день памяти прп. Амвросия, 23-го октября.

«Всех люби и никого не осуждай, и всем прощай, не унывай, не падай духом, за все благодари Господа»,

‒ часто напоминал он перед смертью.

Умер он в осенний день, 21 октября, когда земля была устлана желтыми листьями, как золотым ковром, будто сотканным специально для почившего подвижника.

Вечная тебе память, отче Иларионе!

Сергей Герук

26 октября 2017 года


Православие.ru

Последние публикации:
Святейший Патриарх Кирилл в храме святителя Иннокентия Московского в Бескудникове, 16.09.2018

16 сентября 2018

Святейший Патриарх Кирилл:

«Талант — это дар Божий, который нельзя отвергать, но им нельзя и злоупотреблять, действуя вопреки Божией воле». Проповедь в храме святителя Иннокентия Московского в Бескудникове

...человек, имеющий таланты, но использующий их лишь для собственного благоугождения, не направляющий плоды своих талантов на благо других людей, уподобляется в глазах Божиих...

(См. далее...)

9 сентября 2018

Митрополит Волоколамский Иларион:

Нынешняя ситуация грозит расколом Вселенскому Православию

...сама нынешняя ситуация, когда Константинополь вот таким совершенно наглым и циничным образом вмешивается в дела иной Поместной Церкви, не только заводит диалог в тупик, но и грозит расколом Вселенскому Православию. Если Константинополь доведёт до конца свой коварный план предоставления автокефалии...

(См. далее...)

9 сентября 2018

Святейший Патриарх Кирилл:

«Работа с молодёжью должна быть на одном из первых мест». Слово на заседании Высшего Церковного Совета 7 сентября 2018 года

...ответственность за происходящее в молодёжной среде лежит на всем обществе. Прежде всего на школе, на семье, но мы не можем исключать и своей ответственности. Ведь если мы не оказываем должное влияние на молодёжь, то и мы несём...

(См. далее...)

5 сентября 2018

Архимандрит Андрей (Конанос):

О самой большой тайне всех святых

...найди своё призвание. Ищи. Обрати внимание на свою харизму. Прислушайся к своим сердечным чаяниям и глубинным желаниям. Молюсь, чтобы ты пробудился, чтобы зажглась в твоей душе искра и превратилась в пламенное желание, которое изменит все твои 24 часа...

(См. далее...)

Знаменательные даты:
А.П. Бубнов. Утро на Куликовом поле. 1947г. Фрагмент

21 сентября

День воинской славы России. Победа русских полков во главе с Дмитрием Донским в Куликовской битве (1380)

...Страшные бедствия принесло татаро-монгольское иго на русскую землю. Но во второй половине XIV века начался распад Золотой Орды, где фактическим правителем стал один из старших эмиров - Мамай. В то же время на Руси шел процесс образования...

(См. далее...)

Анонсы
Фотоальбомы

22 июня 2018

Родная земля. Дорогами паломников: Кострома - Нерехта - Плёс

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов в Кострому 22-24 июня 2018 года.

(См. далее...)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2018