Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

...преподобный Паисий приучал людей обращать особое внимание на мысли, которыми они себя окружают, говоря, что очень многое в жизни зависит от той мысли, которой человек руководствуется, показывая, насколько искаженной становится жизнь тех, кто окружил себя недобрыми мыслями. При этом недобрые мысли – недовольства, обиженности, обделённости, подавленности, превозношения, заносчивости – одолевают, «душат», ослепляют человека...

Сообщения по теме:
Преподобный Симеон (Желнин), 1869-1960

1 апреля 2019

«Мужественно неси свой крест — свой характер». Преподобный Симеон (Желнин) о науке спасения

...Проси в молитве у Бога любви. Моли Бога о благодати Святого Духа. Молись — указал бы Бог, что сказать, делать, как поступать. Молись о здоровье, научении. Следует...

(См. далее...)

31 марта 2019

Протопресвитер Фома Хопко. «Бог не сравнивает нас друг с другом»: 55 принципов христианской жизни

...мы людей не осуждаем. Не заставляем их понервничать, не указываем им постоянно, что им следует делать. Что они делают, мы тоже делаем, мы тоже не без греха...

(См. далее...)

Архив событий:
Сообщения:
23 июля 2018

Московский Патриархат | Общие проблемы и вопросы | Личная позиция


 

Иеромонах Иоанн (Лудищев). Привести себя в сомнение

Проповедь в Сретенском монастыре 15 июля 2018 года, в Неделю 7-ю по Пятидесятнице: на исцеление двух слепых
23 июля 2018 г.



Исцеление Господом двух слепых в Капернауме

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня в Евангелии мы слышали об исцелении двух слепых в Капернауме. Они следовали за Господом и (взывали) кричали:

помилуй нас, Иисус, сын Давидов!

Господь не сразу исцелил их. И они, будучи слепы, но не ослабевая в своей решимости, еще какое-то время следовали за Ним, прежде чем были исцелены.

Когда же Господь некоторое время спустя пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус:

«Веруете ли, что Я могу это сделать?»

То есть исцелить их. Они говорят Ему: «Ей, Господи!» Тогда Он коснулся глаз их и сказал:

«По вере вашей да будет вам».

И открылись глаза их.

Святые видят в образе слепых наши души, когда они живут вне исполнения заповедей Божиих. В этом случае, хотя человек много знает и непрестанно бывает в беспокойстве о многих делах и заботах, но совершенно не видит своего состояния, нечувствителен ко всему духовному, бездействен и беспечен в отношении к делам Божиим и к делу своего спасения. Он не чувствует и опасности своего положения, ему и на мысль не приходит, что нужно в чем-то изменяться и искать спасения. Он в полной, ничем не нарушаемой уверенности, что живет в правильных порядках, что и нечего желать, что так всему и необходимо оставаться, как оно есть.

Такое ослепление происходит в душе человека от невнимания к себе: человек не знает себя потому, что никогда не входил в себя и не думал о себе и своем нравственном, духовном состоянии.

Большею частью ослепление поддерживается некоторыми сложившимися мнениями, убеждениями относительно себя.

По словам святых, «человек сам по себе составляет некоторую сеть помышлений, [постоянно] закрывающих его от себя самого». Пусть эти помышления – только самые легкие предположения, но уму порой некогда с отчетливостью разобрать их; когда их правоту и истину в силу сложившихся, порой греховных, страстных привычек подтверждает сердце.

Так, преподобный Паисий приучал людей обращать особое внимание на мысли, которыми они себя окружают, говоря, что очень многое в жизни зависит от той мысли, которой человек руководствуется, показывая, насколько искаженной становится жизнь тех, кто окружил себя недобрыми мыслями. При этом недобрые мысли – недовольства, обиженности, обделенности, подавленности, превозношения, заносчивости – одолевают, «душат», ослепляют человека.

«Самая тяжелая болезнь нашей эпохи – это суетные [недобрые] помыслы мирских людей».

Такой человек становится ничем не довольным, перестает видеть милости Божии, которыми окружен каждый человек. Происходящее «он истолковывает все по нраву и вкусу своего “я”. Одни истолковывают всё греховно, другие – как им это нравится. Постепенно нелепые истолкования (сложившиеся мнения, убеждения) становятся для такого человека “естественными”». И добродетели, добрые поступки других людей не принесут пользы такому человеку, поскольку он в таком случае все будет «истолковывать превратно».

Так, недобрые мысли полностью захватывают человека и становятся определяющими в его видении окружающего: оказываются причиной недовольства обстоятельствами, осуждения и вражды по отношению к ближним – оказываются причиной его слепоты.

«Знаю одного монаха, – писал старец Паисий. – Если начнется дождь и ты скажешь ему: “Снова пошёл дождь”, то он начинает: “Да, всё льёт и льёт. Скоро сгниём от этой сырости”. Если дождь вскоре прекратится и ты скажешь ему: “Дождик прошёл”, то он ответит: Да, разве это дождь? От таких дождей все засохнет...”. Нельзя сказать, что у этого человека не в порядке с головой. Нет. Просто он привык быть ропотливым. Человек находится в здравом уме, а мыслит, словно безумный [1].

Такой человек потерял видение милостей Божиих.

Иногда бывает, что человек принимает какое-то решение, готов сделать какое-либо дело, при этом ему очень ясно видится путь выполнения этого дела. Но бывают моменты, когда такая ясность пропадает, и человек как бы слепнет в отношении решения, раньше казавшегося очевидным и ясным, и тогда он теряется и сомневается: правильное ли было принято решение.

Так, в первой половине ХХ века митрополит Вениамин (Федченков) переживал очень трудный период своей жизни. Тогда он, будучи за границей, принял решение войти в общение с Русской Церковью в Советской России, с митрополитом Сергием (Страгородским). Принятое им решение виделось ему ясным, правильным, но периодически его одолевали мрачные мысли: «продал-де ты истину Христову», и «этим соблазнил и соблазнишь многих, [которые] знают [тебя]». В такие моменты, когда эти мысли, по его словам, мучили и «грызли» душу, владыка Вениамин сомневался в правильности принятого им решения.

И тогда он взял на себя особое правило: в течение 40 дней он непрерывно совершал Литургии – причащался, вслушивался в слова чтений из Священного Писания и святых (подобно евангельским слепым, которые на протяжении всей дороги докучали своими просьбами-молитвами Господу).

И перед митрополитом Вениамином стал внутренний вопрос, почему иногда все так ясно, а иногда так слепа, мрачна душа в отношении принятого решения. И однажды, после совершения одной из Божественных литургий, он читал житие преподобного Онуфрия, пострадавшего от турок в 1818 году. Тот в детстве, рассердившись на родителей, пригрозил им при турках, что примет магометанство... Этого он не сделал, но после мучился всю жизнь: не имел полного [душевного] мира. Поэтому он решился омыть свои грехи мученической кровью. Но не уверенный, есть ли на это воля Божия, он пошел к опытному старцу Никифору. Тот благословил его, и он начал готовиться. И вот, готовясь уже к страданиям, он вдруг испытал перемену настроения.

В одну ночь он видел сон, где архиереи и воины звали его к Царю, Который указал ему «готовую уже обитель райскую». Проснувшись, он почувствовал в сердце своем небесную радость. Это была ночь памяти святителя Василия Великого (1/14 января).

Но в следующую ночь на него напал «страх и трепет». Он со слезами обратился к своему старцу Григорию с вопросом: почему [он] лишился утешения?

Почему теперь душа стала слепа в отношении прежде ясно видимого спасительного дела, настроения, почему теперь душа оказалась не готова на него.

И старец Григорий ответил:

«За гордость: ты возмечтал о себе нечто великое, и за это скрылась от тебя благодать Божия…».

... И Онуфрий (такое имя было дано ему в постриге в схиму перед мученичеством) стал в покаянии молиться до тех пор, пока не почувствовал снова теплоту, о чем и объявил старцу утром.

То есть наши мысли – гордые, тщеславные, неблагодарные, порой печальные, осуждающие других, – ослепляют душу, не дают ей правильно видеть саму себя. И именно понимание этого стало для владыки Вениамина ответом на его вопрос:

«Нужно, следовательно, не от решения отказываться, а гордость окаянную смирять только».

«Настроение меняется и тогда (как видно из примера Онуфрия), когда решение принято правильное. Может быть, решение-то по существу правильное, а примешивается к нему самомнение окаянное и легкомысленное нечувствие»…

Трудно бывает человеку в этом разобраться.

Одно явно, – пишет митрополит Вениамин, – недостоин я и слеп! Поэтому вечером молился, как некто:

Господи! Просвети тьму мою!

Видя эту опасность, необходимо всегда чувствовать ее (такую опасность переменчивости настроения) и взывать о помощи. Это чувство болезненного к Господу припадания (то есть молитвенного докучания Богу) из сознания окружающих опасностей, [которые могут] прекратить течение духовной жизни и заглушить ее, должно быть постоянным чувством. Кто имеет его, тот, значит, идет, и идет прямым путем. Это самый решительный тому признак правильной духовной жизни.

Целью этой работы над собою поставь, как говорят нам святые, привести себя в сомнение и колебание относительно безопасности своего состояния. Ты дойдешь до этого естественно, когда одну за другою начнешь отнимать опоры, на которых ложно утверждается наше ослепление, мало-помалу начнешь разрушать пустые надежды на себя и что-либо свое, мало-помалу станешь разбивать [стремление находить себе извинение в грехах], то есть склонность всегда и во всем себя оправдывать.

Так, подобно евангельским слепцам, будем просить об открытии наших очей, чтобы нам не уклоняться с путей Божиих.

Каждый день на Литургии, в одном из антифонов, мы слышим слова «Господь умудряет слепцы» и молимся в утренних молитвах:

Те́мже мо́лим безме́рную Твою́ бла́гость, просвети́ на́ша мы́сли, очеса́, и ум наш от тя́жкаго сна ле́ности возста́ви (Молитва 6);

Я́же Свет невече́рний ро́ждшая, ду́шу мою́ осле́пшую просвети́ (молитва 7, ко Пресвятой Богородице).

От одра́ и сна воздви́гл мя еси́, Го́споди, ум мой просвети́ и се́рдце, и устне́ мои́ отве́рзи, во е́же пе́ти Тя, Свята́я Тро́ице: Свят, Свят, Свят еси́, Бо́же, Богоро́дицею поми́луй нас (Тропари троичные).

И ны́не просвети́ мои́ о́чи мы́сленныя (Молитва ко Пресвятой Троице).

И в молитвах вечерних обращаемся ко Господу:

просвети́ ми разу́мныя о́чи серде́чныя, да не усну́ в смерть (Молитва 4);

Го́споди, просвети́ мое́ се́рдце, е́же помрачи́ лука́вое похоте́ние (Молитва 7).

Просвети́ о́чи мои́, Христе́ Бо́же, да не когда́ усну́ в смерть, да не когда́ рече́т враг мой: укрепи́хся на него́.

Слова этих молитв показывают нам, что только в жизни в Боге и с Богом человек освобождается от слепоты. Подобно евангельским слепцам будем докучать Богу об отверзении наших очей, чтобы нам не уклоняться с путей Божиих. Аминь.

Иеромонах Иоанн (Лудищев)

Книги Иеромонаха Иоанна (Лудищева) в интернет-магазине «Сретение»

 

15 июля 2018 года

______________

[1] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 3. Честь 4. Глава 1. О духовной жизни в семье. С. 162.


Православие.ру

Последние публикации:
Собор Парижской Богоматери после пожара, апрель 2019 г.

18 апреля 2019

Протоиерей Андрей Ткачёв:

У тех, кто недостоин святынь, святыни отнимаются

...именно за отказ молиться Тому Богу, во имя Которого сей храм построен, за желание молиться кому угодно (включая природу и судьбу), только не Ему, храмы и отбираются у людей...

(См. далее...)

12 апреля 2019

Иоанн Лествичник:

«Вся ткань молитвы твоей да будет немногосложна». 7% «Лествицы»: избранные цитаты

...Все, просящие чего-нибудь у Бога и не получающие, без сомнения не получают по какой-либо из сих причин: или потому что прежде времени просят, или потому что просят не по достоинству и по тщеславию, или потому что, получивши просимое, возгордились бы или впали в нерадение...

(См. далее...)

7 апреля 2019

Протоиерей Андрей Ткачёв:

Благовещение

...Если Господу было угодно родиться от Жены, то почему Он не родился сразу от Евы? Зачем нужна была эта длинная, кровавая и запутанная трагедия, называемая «историей»? Неужели наш мир для Него – подобие театра? Конечно, нет...

(См. далее...)

31 марта 2019

Протоиерей Андрей Ткачёв:

Радость оная...

...Очевидно, что тогдашнее веселье было неким эталоном для многих будущих веселий. Та радость стала навеки образцом всякой чистой христианской радости. В ней есть место страху, потому что искуплен Кровью Христа не кто-то, а я. И не абстрактные грехи ближних, а конкретные грехи мои смыты этой Кровью...

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Серов В.А. Ледовое побоище. 1942

18 апреля

День воинской славы России. Ледовое побоище (1242)

...В этот момент в тыл немцам ударил резерв Александра – ряды немцев смешались. Давя друг друга, они пытались спастись в паническом бегстве. Русская рать преследовала их и добивала. Победа была полной...

(См. далее...)

Анонсы
Фотоальбомы

22 июня 2018

Родная земля. Дорогами паломников: Кострома - Нерехта - Плёс

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов в Кострому 22-24 июня 2018 года.

(См. далее...)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2019