Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

...Опыт отца Александра Ельчанинова очень интересен нам сейчас, когда Церковь старается найти единый подход к миссии среди молодёжи и к научению молодёжи христианской вере и жизни, воцерковлению её; а молодёжь, в свою очередь, пытается найти, во-первых, своё место в Церкви, а во-вторых, церковный авторитет, старших, которым она сможет доверять...

Сообщения по теме:
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

18 марта 2019

Чудесная помощь святителя Луки Крымского в наши дни. Истории из редакционной почты портала Православие.Ru

К святителю Луке у меня особое отношение. Это был первый святой, о котором я вообще узнала, прочитав его автобиографию году в 1991-м. Но особенно...

(См. далее...)

17 марта 2019

«Как бы нас ни огорчили, мы всегда должны быть духом мирны и спокойны». Схиигумен Савва (1898–1980) и его изречения

...Пока объезжаете святые места, везде причащайтесь, во всех храмах, во всех монастырях, даже если по сложившимся обстоятельствам не сможете...

(См. далее...)

Архив событий:
Сообщения:
1 марта 2019

Выдающиеся личности | Московский Патриархат


 

Мария Сегаль. «Он представлял собой явление необычайное и исключительное...»: священник Александр Ельчанинов

«Он представлял собой явление необычайное и исключительное…», - писал об о. Александре Ельчанинове протоиерей Сергий Булгаков. Его опыт важен для педагогов и священников, потому что о. Александр умел работать с молодёжью
1 марта 2019 г.



Священник Александр Ельчанинов

Отец Александр Ельчанинов – один из выдающихся деятелей русского религиозного возрождения XX века. Он был удивительным пастырем, который в непростых условиях эмиграции сумел найти ключ к сердцам многих людей, потерявших веру, оказавшихся не по своей воле вдалеке от родины, лишившихся всего и вынужденных каждый день тяжело трудиться, чтобы прокормить себя и свои семьи. Протоиерей Сергий Булгаков писал о нем как о священнике:

«Он представлял собой явление необычайное и исключительное, ибо воплощал в себе органическую слиянность смиренной преданности православию и простоты детской веры со всей утонченностью русского культурного предания».

Значительную часть паствы отца Александра составляли молодые люди, которым он помогал избавиться от уныния, помогал заново обрести веру и надежду. Во всех перипетиях революции, войны и эмиграции молодежь легко теряла веру в Бога и Церковь, теряла ориентиры, доверие авторитету старших, и потому любому человеку, решившемуся взять на себя труд попечения об этих людях, приходилось заново раскрывать им путь следования за Христом, путь к осознанному и ответственному вхождению в Церковь. О. Александр писал о современной ему молодежи:

«Вот несколько впечатлений от моего общения с молодежью – выросшие в условиях революции, войны и эмиграции, молодые часто нервно неустойчивы, но практичны, реалисты; малый опыт добра; часто малокультурны, но со своеобразной честностью, прямотой, непризнанием фраз и «идеалов» без дела. Чуткость ко лжи. Сохранены ли они для России, и как их сохранить? <...> Для самих себя. Можно прожить и живут всю жизнь слабой чьей-то тенью, копией, третьим сортом. Но, конечно, это плохой способ».

Думается, что в этом описании молодежи 1920-х – 30-х годов современные молодые люди с легкостью могут узнать себя: ведь их взросление также пришлось на период безвременья, социальных потрясений, крушения старых авторитетов, оторванности от какой бы то ни было культуры...

В период служения отца Александра в Ницце к нему постоянно приходили люди для исповеди или пастырской беседы, и не только приходили, но и писали письма с вопросами и проблемами. И молодежь была частыми корреспондентами и слушателями о. Александра.

Ответы о. Александра на такие письма были собраны его женой и опубликованы в сборнике «Записи», который уже в наше время несколько раз переиздавался. Вот, например, одна запись о. Александра о молодежи:

«Главная ошибка нашей молодежи – в убеждении, что все можно постигнуть, что христианство есть философская система, логически доказуемая и излагаемая, что они в данном своем состоянии (моральном, религиозном, интеллектуальном) могут усвоить себе всякую истину веры. Что христианство есть жизнь, этого они часто упорно не хотят видеть. Вместо того, чтобы полюбить истину и преклониться перед нею, они ее оспаривают, полемизируют с нею».

Ключевые слова свидетельства в этих строчках: «христианство есть жизнь».

О. Александр пишет (не забудем, он пишет не абстрактно, а какому-то конкретному молодому человеку), что христианство – это жизнь, и ни в коем случае не философская система, которая затрагивает только абстрактные убеждения человека, но никак не отражается на его повседневной жизни. Без сомнения, о. Александр не только писал об этом в своих письмах, но и свидетельствовал своей жизнью, так как, по отзывам его современников, он представлял собой целостный образ настоящего христианина. Вот цитата из его «Советов молодым священникам»:

«Всякое слово, поучение имеет смысл и цену только тогда, когда идет от собственного духовного опыта, знания. Всякое слово, сказанное только устами, мертво и ложно, и всегда слушающие безошибочно это различают».

Опыт отца Александра Ельчанинова очень интересен нам сейчас, когда Церковь старается найти единый подход к миссии среди молодежи и к научению молодежи христианской вере и жизни, воцерковлению ее; а молодёжь, в свою очередь, пытается найти, во-первых, свое место в Церкви, а во-вторых, церковный авторитет, старших, которым она сможет доверять.

Во многом именно о. Александр Ельчанинов являет собой пример такого авторитета, пастыря, который понимает, что молодежь требует к себе особого подхода, ведь, по свидетельствам современников, молодые люди продолжали общаться с о. Александром, доверяли ему многие годы, даже тогда, когда становились уже взрослыми людьми.

 

СПРАВКА

Александр Викторович Ельчанинов родился 1 марта 1881 года в городе Николаев в семье офицера. В 1900 году с золотой медалью окончил 2-ю тифлисскую гимназию, где учился вместе с русским ученым и богословом о. Павлом Флоренским и философом В. Ф. Эрном. Окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Отказался от академической карьеры и поступил в Московскую духовную академию, но досрочно покинул ее. Участвовал в деятельности Христианского братства борьбы, основанного В. П. Свенцицким, будущим о. Валентином, и Эрном. Входил в редколлегию «Религиозно-общественной библиотеки» и был редактором-издателем газет Христианского библейского братства. 18 ноября 1905 года избран членом совета Московского религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева. С 1910 года активно занимался педагогической деятельностью. На Высших женских курсах в Тифлисе читал лекции по истории религии и о новой русской религиозно-философской мысли. С 1912 года преподавал в гимназии Владимира Левандовского в Тифлисе, в 1914 году стал ее директором. В 1921 году поселился с семьей во Франции в Ницце, был рукоположен в священника в 1926 г., преподавал русский язык. Был одним из руководителей Русского студенческого христианского движения. В 1934 году отец Александр был назначен в Александро-Невский собор на ул. Дарю в Париже, где прослужил всего неделю и тяжело заболел. Скончался 24 августа 1934 года в Париже и похоронен на кладбище в г. Медон под Парижем.

Мария Сегаль


Преображенское братство

Последние публикации:
Святейший Патриарх Кирилл в Храме Христа Спасителя в Праздник Торжества Православия, 17.03.2019

19 марта 2019

Святейший Патриарх Кирилл:

«Церковь Божия чудом сохраняет веру православную». Слово в Неделю Торжества Православия в Храме Христа Спасителя

...по милости Божией ни светской власти, ни внутренним предателям не удалось заставить Церковь отказаться от иконопочитания. Не только потому, что с иконопочитанием связываются обычаи благочестивой христианской жизни, но и потому, что иконопочитание...

(См. далее...)

11 марта 2019

Святейший Патриарх Кирилл:

Два условия выхода из уныния… Проповедь после великого повечерия в понедельник первой седмицы Великого поста в Храме Христа Спасителя

...Нам нужно во многом пересматривать наше отношение к окружающему миру, к нам самим. Чем больше в жизни комфорта, чем больше материальных возможностей, тем слабее становится человек. Ему есть, что терять, он боится понизить...

(См. далее...)

11 марта 2019

Святейший Патриарх Кирилл:

Многие пороки проистекают от праздности… Проповедь в понедельник первой седмицы Великого поста после утреннего богослужения в Зачатьевском монастыре

...святые отцы особо подчеркивают опасность праздности как губительного для человека порока. В Церкви, особенно в дни Святого и Великого поста, мы имеем возможность, проанализировав своё состояние, сделать...

(См. далее...)

10 марта 2019

Святейший Патриарх Кирилл:

«Целью поста является освобождение человека от его эгоизма». Слово перед чином прощения в Храме Христа Спасителя

...Целью поста является освобождение человека от его эгоизма, от господства его собственного «я». Собственно говоря, вся жизнь христианская и посвящена тому, чтобы «я» перестало господствовать и поглощать все внимание человека, чтобы оставались...

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Анонсы
Фотоальбомы

22 июня 2018

Родная земля. Дорогами паломников: Кострома - Нерехта - Плёс

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов в Кострому 22-24 июня 2018 года.

(См. далее...)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2019