Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

...Как нам увидеть путь преподобного Силуана во всем его величии? Святость Силуана смиренна, не рекламирует себя... Преподобный Силуан не был духовником, священником, о его поразительной опытности мало догадывались окружающие его монахи. С советами к людям он не приставал, свои аскетические труды не демонстрировал...

Сообщения по теме:
Федор Ушаков. Портрет работы Петра Бажанова

5 августа 2020

Мария Волгина. Фёдор Ушаков – адмирал, не знавший поражений: пять фактов про великого флотоводца

...Свой первый орден Федор Ушаков получил не на военной службе. В конце XVIII века на юге России вспыхнула чума. В те времена бороться с эпидемиями было практически...

(См. далее...)

1 августа 2020

Александр Парменов. Радость наша: ко Дню памяти преподобного Серафима Саровского

...Преподобный Серафим, в XIX веке знавший о переживаемых нами ныне временах больше, нежели знаем мы сами, являл и являет живой образ будущего восстановления всего сотворенного...

(См. далее...)

Архив событий:
Сообщения:
24 сентября 2019

Святыни и святые | Московский Патриархат


 

Диакон Павел Сержантов. Святой русский богатырь

11/24 сентября Церковь празднует память преподобного Силуана Афонского
24 сентября 2019 г.



Преподобный Силуан Афонский

В этом он похож на преподобного Серафима Саровского. Как известно, отец Серафим был наделен недюжинной физической силой и сиял удивительным дружелюбием, братолюбием и добротой в самом возвышенном смысле этого слова. Преподобный Силуан Афонский тоже был человеком богатырской силы и богатырской доброты. Не хочется двух святых сравнивать, вымерять одного другим. И еще: не будем их представлять героями мифов и былин, о которых с исторической точки зрения известно слишком мало достоверного. Они были реальными людьми, окружающие сохранили благодарную память о них, любовь к ним. Она передается и нам, мы тоже общаемся с этими подвижниками. Хотя один жил в девятнадцатом веке, другой – в двадцатом, а мы – в двадцать первом. Время не властно над истинной любовью к Богу и любовью к людям.

Однажды меня спросили:

«Остались ли о старце Силуане воспоминания помимо тех, которые написал архимандрит Софроний (Сахаров)?»

От неожиданной постановки вопроса я на секунду замялся, потом смущенно произнес:

«Есть воспоминания нескольких человек, например, святителя Николая Сербского [1]. Правда, все эти воспоминания, вместе взятые, поместятся на нескольких страницах».

Что же мы имеем в итоге? Главным образом архив и воспоминания архимандрита Софрония – целую книгу, знаменитую «Старец Силуан Афонский». Воспоминания о преподобном Силуане и рассказанное самим Силуаном составили первую часть этой книги.

Трудно переоценить сделанное архимандритом Софронием. Через пятьдесят лет после блаженной кончины старца Силуана он был причислен к лику святых, православная Церковь познакомилась с монашеским подвигом старца Силуана и признала его благодатным. В его подвиге любви Церковь увидела усердное молитвенное предстояние перед Богом о людях. Святой Силуан просит Христа о всех нас, и мы просим старца, чтобы он не переставал. Нам нужны его молитвы о всех народах земли, о всем Адаме.

Поначалу у отца Софрония было намерение издать писания старца Силуана, и только. Он привез их с Афона во Францию и дал посмотреть замечательному нашему богослову-догматисту Владимиру Николаевичу Лосскому. К сожалению, Лосский не оценил по достоинству эти писания. Он дал такой ответ: «Знаете, отец Софроний, я не вижу в этих записках ничего особенного, никакого догматического особого видения, которое было бы достойно особого богословского внимания» [2]. Конечно, Лосского можно понять. Если сравнивать писания Силуана и, например, боговидение у Отцов-каппадокийцев, о котором великолепно рассуждал Лосский, – ощутима немалая интеллектуальная дистанция. Однако «дистанции духовной» – нет, ведь и то, и другое родилось из высокого опыта общения с Единым Богом.

По реакции Лосского, очень значительного богослова, знатока святоотеческих творений отец Софроний понял, что писания Силуана необходимо предварить вводной частью. Нужно подготовить читателя к восприятию слов Силуана. Вот он вводную часть и составил, помимо этого дописал и заключительную часть книги – размышления о православном подвижничестве. Помимо рукописей Силуана, в книгу вошло изложение и достаточно подробное объяснение его духовного пути. Все вместе получилось основательно и жизненно. В результате вышла своего рода энциклопедия монашеской духовности на конкретном примере старца Силуана.

* * *

Как нам увидеть путь преподобного Силуана во всем его величии? Святость Силуана смиренна, не рекламирует себя. Архимандрит Софроний признавал, что прожил на Афоне несколько лет, совершенно не замечая, что в одном с ним монастыре несет свой христианский самоотверженный подвиг старец Силуан. Преподобный Силуан не был духовником, священником, о его поразительной опытности мало догадывались окружающие его монахи. С советами к людям он не приставал, свои аскетические труды не демонстрировал. Епископ Афанасий (Евтич) поделился, как на Афоне он заговорил с пожилым монахом, который помнил Силуана. Владыка попросил рассказать о святом Силуане, монах опешил: «Силуан, какой он святой? Я с ним чай пил!» Вот тоже воспоминание о Силуане...

Может быть, и Софроний прошел бы мимо Силуана, но получилось все иначе. Силуан сам вызвал его на разговор, повод был серьезный. Одному брату, который боролся с помыслами уныния и пришел к Софронию, тот ненавязчиво посоветовал, как можно «стоять на грани отчаяния». Брат обратился за разъяснениями совета к Силуану. Вот тогда старец и заметил Софронию, что совет его в принципе верный, только совет превышает меру этого монаха, и потому в данном случае неподходящий. Так духовная нужда вывела на откровенную беседу Софрония и Силуана.

После беседы начал постигать Софроний, какое чудо Божие – Силуан. Семь лет он общался со старцем, стал его учеником и сотаинником. Ему старец Силуан поведал откровение, которое он получил от Самого Христа:

«Держи свой ум во аде и не отчаивайся».

Великое откровение в простых и неисчерпаемых по сути словах. Новое откровение о том, что было всегда известно православным подвижникам: спасение совершается между страхом и надеждой. Откровение о том, что такое надежда на Бога и отчаяние, о том, как вести невидимую брань.

На Святой Горе Софроний встретил Силуана. Человек высокой культуры, интеллектуал, встретил простого крестьянина. И выяснил, что духовный опыт крестьянина так содержателен и высок, что всю свою жизнь интеллектуал вдумывался в него, жил им и ощущал превосходство этого опыта и неземную мудрость его.

Преподобному Силуану и отцу Софронию промыслительно «повезло» друг с другом. Исключительно «повезло» Софронию, что он увидел великого Силуана, перенял у него многое. «Повезло» и Силуану, что у него был такой восприимчивый, целеустремленный и благодарный ученик. Бережно относился отец Софроний к памяти своего старца. Отец Софроний не заслонил собой фигуру старца Силуана, не вложил в его уста свои оригинальные идеи. Не выдумал остросюжетную биографию уже почившего афонского старца, восполняя скудные сведения о нем плодами буйного воображения. Он просто поделился с людьми той реальной радостью, которую переживал, общаясь с преподобным Силуаном. Поделился ощущением простоты и мудрости старца Силуана, – одновременно простоты и мудрости.

Очень много значит свидетельство Софрония. Слава Богу, он издал книгу о Силуане Афонском.

Напоследок приведу еще один отзыв о том, что дает людям знакомство со святым Силуаном. Один глубоко церковный человек сказал:

«Я читаю преподобного Симеона Нового Богослова, и душа моя скорбит, как далеко я от настоящей христианской жизни. Когда читаю старца Силуана, то душа моя утешается о Господе, радуется о Том, Который любит и меня, грешного».

Это не значит, конечно, что преподобный Симеон чем-то хуже преподобного Силуана. Это значит, что писания преподобного Силуана оказывают на душу явное утешительное действие, даже когда он много пишет о покаянном сокрушении сердца, о печали по Богу.

Писания старца Силуана – это живые слова духовных утешений. Как они нужны нам!

_______________________

1 С воспоминаниями святителя Николая Сербского можно познакомиться в интернете, см.: http://silouan.narod.ru/svidet11.htm

2 http://www.pravmir.ru/ob-otce-sofronii-saxarove-i-monastyre-v-grafstve-esseks-chast-1/

Диакон Павел Сержантов

24 сентября 2012 года


Православие.ru

Последние публикации:
Святейший Патриарх Кирилл на месте мученической кончины святого благоверного князя Глеба, 29.08.2015

6 августа 2020

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы не можем изменить историческому выбору нашего народа, запечатлённому кровью святых братьев Бориса и Глеба». Слово после молебна на месте мученической кончины святого благоверного князя Глеба

...они понимали, что если поднимут руку на старшего брата, то начнётся междоусобица, Русь погрузится в тяжкую борьбу за киевский престол и сколько же христианской...

(См. далее...)

6 августа 2020

Протоиерей Александр Шаргунов:

От первых русских святых - страстотерпцев князей Бориса и Глеба, до святых Царственных страстотерпцев. Слово на память святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба

...Самоутверждение должно с неизбежностью ненавидеть и отвергать самоотречение, как мы видим на примере окаянного Святополка и его святых братьев. Но ещё прежде по этой причине мир возненавидел...

(См. далее...)

5 августа 2020

Роман Савчук:

Евангелие, Православие и... мир. Размышления в день памяти православного воина Феодора Ушакова

...когда гроб с телом усопшего адмирала при большом стечении народа был вынесен на руках из города, его хотели положить на подводу, но народ продолжал нести его до самой Санаксарской обители – места его упокоения...

(См. далее...)

2 августа 2020

Протоиерей Александр Шаргунов:

Четыре встречи пророка Илии со Христом Богом

...Илия не познал смерти, но был взят на небо на огненной колеснице, запряжённой огненной конницей. Для имеющих духовное зрение невидимое становится видимым. Место погребения Моисея никто не может обнаружить, а с Илией совершается небывалое чудо...

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Боровиковский В.Л. Автопортрет

8 августа

Русский художник В.Л. Боровиковский (1757–1825)

Владимир Лукич Боровиковский (1757–1825) - русский художник. Выходец из казачьего рода, Боровиковский родился в Миргороде 24 июля (4 августа) 1757 года. Первоначально обучался у отца-иконописца, Луки Боровика. Пройдя воинскую службу, занимался церковной живописью в духе украинского...

(См. далее...)

Анонсы
Фотоальбомы

22 июня 2018

Родная земля. Дорогами паломников: Кострома - Нерехта - Плёс

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов в Кострому 22-24 июня 2018 года.

(См. далее...)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2020