Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

...Как сказал Христос, «Царство Моё не от мира сего» (Ин. 18, 33). Хорошо, если христиане понимают, что в этом мире они странники и пришельцы. Если мы об этом забываем, возникают проблемы...

Сообщения по теме:
Блаженная Матронушка

8 марта 2021

Чудесная помощь блаженной Матроны Московской в наши дни. Истории из редакционной почты портала Православие.Ru

...Однажды поехала к Матронушке, очень мне захотелось, на душе было неспокойно. Вот стою в очереди к мощам и думаю: «А чего приехала? О чём просить...

(См. далее...)

26 февраля 2021

«Слава Богу и батюшке Серафиму за всё!» Чудеса архиепископа Серафима (Соболева)

...После осмотра мы долго ходили по Софии, понимая, что нам остаётся надеяться только на чудо. Помолились в храме святого Александра Невского и не помним, как оказались около...

(См. далее...)

Архив событий:
Сообщения:
27 мая 2020

Святыни и святые | Московский Патриархат | Личная позиция


 

Архиепископ Сан-Францисский Вениамин: «В США архиереи гораздо ближе к народу»

Сергей Мудров взял интервью у архиепископа Сан-Францисского Вениамина
28 мая 2020 г.



Архиепископ Сан-Францисский Вениамин, май 2020 г.

Архиепископ Сан-Францисский (в миру Винсент Петерсон) родился в 1954-м году в городе Пасадена (Калифорния, вблизи Лос-Анджелеса). В 1972-м году принял Православие. Получил образование в Свято-Владимирской семинарии, трудился регентом в нескольких приходах, а также руководителем Отдела литургической музыки Православной Церкви в Америке. Рукоположен в диакона в 1987-м году, с 1997 года – в иерейском сане. Несколько лет служил на Аляске. В 2004-м году возведён в архиерейский сан, с октября 2007 года управляет епархией Запада (Diocese of the West).

Мы записали беседу в его доме на Грин Стрит, в неформально-доброй обстановке, когда архиерей сам наливал гостю чай и заботливо предлагал утолить голод…

***

– Я родился в неправославной семье, – рассказал владыка Вениамин. – Более того: мой дедушка был служителем в Шведской Евангелической церкви Завета, и его служение заключалось в том, чтобы поддерживать протестантов, которые жили за «железным занавесом». В своё время, между мировыми войнами, дедушка даже жил в Риге (хотя и родился в США) – он переехал туда, чтобы совершать своё служение. Дедушка говорил на немецком, шведском и русском языках; я тоже стал изучать русский в школе, чтобы понимать, о чём говорят между собой бабушка с дедушкой. Однажды мой класс посетил русский собор Пресвятой Богородицы в Лос-Анджелесе (удивительно, но именно в этом соборе я служил спустя несколько десятилетий, и сейчас собор в моей епархии). Я помню свои подростковые впечатления: собор мне показался каким-то странным местом, там не было сидений, висели какие-то картины (то есть иконы). Я не мог понять, что это такое. Поговорил со священником, стал читать книги о Православии. Потом начал ходить на литургию на церковнославянском, ничего не понимая (я не знал, что в соборе была и литургия на английском). Я ходил в эту церковь около года, а потом меня там крестили.

– ЧТО ВАС ПОДТОЛКНУЛО СТАТЬ ПРАВОСЛАВНЫМ?

– Я был просто ошеломлён, когда побывал на литургии первый раз. Вроде бы не понимал ни слова на церковнославянском, но было какое-то чувство, что происходящее вокруг – не обо мне, но о Боге, что Бог там пребывает. Потом я был впечатлён исторической преемственностью Православной Церкви. Всё-таки у протестантов есть серьёзный временной разрыв: вначале век апостолов, за ними – «плохие» Папы Римские, и наконец появляется Мартин Лютер. Из истории христианства выпадает более тысячи лет. У православных не так, нет разрыва с Апостольской Церковью, а литургия вбирает в себя самые разные эпохи.

– ВЫ 10 ЛЕТ ПРОСЛУЖИЛИ В ДИАКОНСКОМ САНЕ, ХОТЯ ДЛЯ БОЛЬШЕЙ ЧАСТИ ДУХОВЕНСТВА ДИАКОНСТВО ДЛИТСЯ НЕСКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ – КАК ШАГ НА ПУТИ К ИЕРЕЙСТВУ. ПОЧЕМУ ЖЕ ВЫ СРАЗУ НЕ СТАЛИ СВЯЩЕННИКОМ?

– Мой предшественник, епископ Сан-Францисский Тихон (Фицджеральд), хотел, чтобы у него был архидиакон, и я как раз подошёл на эту роль. Одновременно я помогал ему в управлении епархией. Так что моё длительное пребывание в диаконском чине было во многом волей нашего епископа; кроме того, я управлял Отделом литургической музыки нашей Церкви.

– НО СПУСТЯ 10 ЛЕТ ВСЁ-ТАКИ СТАЛИ СВЯЩЕННИКОМ. ПОЧЕМУ?

Всё, что происходило со мной, было не моим решением. Это было решением Церкви: меня просили что-то сделать, я отвечал. Думаю, так и должно быть.

– ПОСЛЕ СЕМИ ЛЕТ СЛУЖЕНИЯ СВЯЩЕННИКОМ ВЫ СТАЛИ ЕПИСКОПОМ. В ЧЁМ ВЫ УВИДЕЛИ РАЗНИЦУ МЕЖДУ ИЕРЕЙСКИМ И АРХИЕРЕЙСКИМ СЛУЖЕНИЕМ?

– Как священник я более занимался пастырской работой и требами: Исповедь, Крещение, Венчание и так далее. Сейчас всего этого стало меньше, появились другие обязанности, связанные с управлением епархией, посещением приходов и так далее. Две трети своего времени я провожу в поездках по моей огромной епархии; только на самолётах одной авиакомпании я пролетаю ежегодно более 100 тысяч миль. Но я хочу сказать, что здесь, в США, нет такой дистанции между архиереем и священниками (или мирянами). Мы гораздо ближе к народу. Я помню, как русские люди, приезжавшие на Аляску, удивлялись, что я с ними общался. Оказывается, они никогда не имели возможности поговорить с епископом в России. Они также были удивлены, что я сам водил машину, а иногда даже вёз на машине диакона. Я думаю, если бы мы попытались перенести стиль жизни архиерея в России на американскую почву, то наша затея не увенчалась бы успехом. Слишком велики культурные различия между нашими странами.

– ВЛАДЫКА, МНЕ И САМОМУ НЕ ОЧЕНЬ ПРИЯТНО ИЗЛИШНЕЕ ДИСТАНЦИРОВАНИЕ, КОТОРОЕ Я ПОРОЙ НАБЛЮДАЮ СО СТОРОНЫ ОТДЕЛЬНЫХ АРХИЕРЕЕВ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ. ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, ЧТО ЭТО ПРОЯВЛЕНИЕ ОДНОЙ ЛИШЬ КУЛЬТУРНОЙ ОСОБЕННОСТИ? ИЛИ ЕСТЬ ЕЩЁ КАКИЕ-ТО ПРИЧИНЫ?

– Есть и исторические факторы; мне вообще кажется, что в России подзабыты уроки 1917 года, в частности, то, что чрезмерная близость Церкви и государства может быть не так уж и полезна. Мне показалось, что в России государство хочет использовать Церковь, и наоборот. Здесь, в США, президенту Трампу совсем неинтересно, что я делаю (и, думаю, это неплохо). После распада СССР был массовый приток людей в Русскую Православную Церковь, но, хотя сейчас этого нет, российское государство порой позиционирует себя как последний бастион христианства в мире. Это тоже влияет на Церковь, усложняет её положение. В США такого нет – это и хорошо, и плохо. С одной стороны, мы никак не влияем на правительство, но и правительство не влияет на нас.

– НО ВЕДЬ ПРАВОСЛАВНЫХ В США СОВСЕМ МАЛО… ВОЗЬМИТЕ БОЛЕЕ МНОГОЧИСЛЕННЫЕ КОНФЕССИИ: НИКТО ЖЕ НЕ БУДЕТ ОТРИЦАТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ АМЕРИКАНСКИХ ПРОТЕСТАНТОВ.

– Да, конечно. Но что интересно – сейчас, когда у власти Трамп, влияние религиозных правых не такое уже и значительное. Моральное большинство становится аморальным большинством, ибо что они могут сказать, если у власти двуличный человек? Как ни парадоксально, но сейчас в президенты проще продвигаться какому-нибудь кандидату-гомосексуалисту, потому что у религиозных правых стало меньше возможности говорить с позиции христианской морали.

– ВМЕСТЕ С ТЕМ, ВЛАДЫКА, ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ПРАВЫХ В США, НА МОЙ ВЗГЛЯД, ОСТАЁТСЯ ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ. Я, НАПРИМЕР, ОБРАТИЛ ВНИМАНИЕ НА ТО, ЧТО НЕКОТОРЫЕ ШТАТЫ ПРИНЯЛИ ЗАКОНЫ, ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ СОВЕРШЕНИЯ АБОРТОВ.

– Это так, и мы сотрудничаем с теми, кто защищает христианские ценности. Например, я принимал участие в «Марше за жизнь» в Сан-Франциско. Вопросы святости жизни для нас важны, но, будучи объективными, мы в этом случае не можем поддерживать и смертную казнь.

– ОДНАКО ОТМЕНА СМЕРТНОЙ КАЗНИ ЯВНО НЕ СТОИТ НА ПОВЕСТКЕ ДНЯ В США.

– Согласен. Но и по этим вопросам мы можем сотрудничать с католиками и протестантами. Проблема иногда возникает, когда протестанты приглашают к себе политиков. Мне в этом отношении нравится одно изречение, которое приписывают Марку Твену: «Политики – как пелёнки [для детей]: их нужно менять часто, и по той же причине».

– ИНТЕРЕСНОЕ ИЗРЕЧЕНИЕ. НАВЕРНОЕ, ИНОГДА И ВПРЯМЬ ЛУЧШЕ ДЕРЖАТЬСЯ ПОДАЛЬШЕ ОТ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛИТИКОВ, А ЦЕРКВИ, В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ, НЕ ЗАИГРЫВАТЬ С ГОСУДАРСТВОМ?

– Как сказал Христос, «Царство Моё не от мира сего» (Ин. 18, 33). Хорошо, если христиане понимают, что в этом мире они странники и пришельцы. Если мы об этом забываем, возникают проблемы. Сан-Франциско – очень либеральный город, что, конечно, создаёт свои сложности. Но, с другой стороны, здесь больше заботы о бедных и бездомных. Когда-то и у нашей церкви был приют для бездомных (я там трудился, помогал бездомным, готовил еду для них). Но потом мы были вынуждены отказаться от ведения приюта из-за недостатка финансирования.

– ВЛАДЫКА, ЛИБЕРАЛЕН ВЕДЬ НЕ ТОЛЬКО САН-ФРАНЦИСКО, НО И ВЕСЬ ШТАТ КАЛИФОРНИЯ (НАВЕРНОЕ, КАК НИКАКОЙ ДРУГОЙ ШТАТ В США, ИСКЛЮЧАЯ РАЗВЕ ЧТО НЬЮ-ЙОРК). ВЫ ОЩУЩАЕТЕ В ЭТОЙ СВЯЗИ ДАВЛЕНИЕ СО СТОРОНЫ ВЛАСТЕЙ ИЛИ, ВОЗМОЖНО, ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА?

– Нет, мы не находимся в сфере интересов этих людей, так как Православная Церковь малоизвестна для большинства жителей нашей страны. Мы не так много значим, нас даже меньше в США, чем иудеев. Более того – в Конгресс США избирались православные депутаты, и это был провал: эти православные голосовали, например, в поддержку абортов. И сейчас у нас нет особого влияния в правительстве. Возьмите ситуацию с Украиной. Я знаком с Митрополитом Онуфрием, я знаю, что он достойный пастырь, один из немногих архиереев современности, не дистанцирующийся от своей паствы. Мне известно о вовлечённости нашей страны в украинские церковные события, но что мы могли сделать, при почти полном отсутствии нашего влияния в Вашингтоне?

– С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, ЭТА ВОВЛЕЧЁННОСТЬ В УКРАИНСКИЕ СОБЫТИЯ МОГЛА ПОДДЕРЖИВАТЬСЯ ПРАВОСЛАВНЫМИ ГРЕКАМИ В США. ВЕДЬ ЭТО БЫЛО И В ИХ ИНТЕРЕСАХ КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КОНСТАНТИНОПОЛЯ?

США были вовлечены ещё и потому, что хотели использовать православных, чтобы поколебать стабильность Русской Церкви на Украине. Печально. Кстати, прошлый посол США на Украине – Йованович (в 2016–2019-м гг.) – как раз прихожанка нашей Церкви в Нью-Йорке. Именно в годы её работы в Киеве Вашингтон активно поддерживал автокефалию на Украине. Так что можете из этого видеть, каково наше «влияние» (говорю это с горькой иронией).

– ВЫ СКАЗАЛИ, ЧТО ЙОВАНОВИЧ – ПРИХОЖАНКА ПЦА, А ВЕДЬ ПЦА СОВСЕМ НЕ ПРИВЕТСТВОВАЛА ВМЕШАТЕЛЬСТВО КОНСТАНТИНОПОЛЯ В УКРАИНСКИЕ ЦЕРКОВНЫЕ ДЕЛА… УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПАРАДОКС.

– Естественно, но это никого не волнует. И вообще, наша проблема – это юрисдикционное многообразие, которое ослабляет голос православных. Украинский вопрос нас ещё более разобщил, так как часть епископата прекратила участие в работе Епископской ассамблеи США. К сожалению, я сейчас не знаю, можно ли решить украинскую проблему. Возможно, лет через 300 всё как-то образуется…

– ВЛАДЫКА, ВЫ ОТМЕТИЛИ, КАК МАЛО ПРАВОСЛАВНЫХ В США. НЕУЖЕЛИ ВСЕ МИССИОНЕРСКИЕ УСИЛИЯ ОКАЗАЛИСЬ НАСТОЛЬКО ПРОВАЛЬНЫМИ?

Во времена святителя Тихона была надежда, что многие представители Епископальной церкви США придут в Православие. Но русская революция всё перемешала, а сейчас епископалы стали настолько либеральными, что о каком-то переходе уже нет и речи. Наша Западная епархия является миссионерской, хотя сейчас большая часть миссии – это личные усилия наших прихожан. Мы не транслируем по телевидению наши литургии, но люди к нам идут благодаря каким-то личным контактам. Кстати, наша Церковь выглядит как отражение Америки, у нас есть самые разные национальности, как мы и видим на улицах наших городов (греки, шотландцы, немцы и т.п.). Но в то же время меня радует, что, к примеру, у русских есть свои церкви. Это избавляет меня от необходимости искать для приходов русскоязычных священников. Кстати, ПЦА – это единственная Церковь, которая способна принять решение на месте. Все прочие епископы должны советоваться с кем-то по другую сторону Атлантики – в Москве, Стамбуле, Дамаске и так далее.

– ПОНЯТНО, ЧТО В ВАШЕМ СЛУЧАЕ ЛЮДИ НЕ ИДУТ В ЦЕРКОВЬ КАК НЕКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ КЛУБ – РУССКИЙ, ГРЕЧЕСКИЙ И ТАК ДАЛЕЕ (МЕСТО, ГДЕ МОЖНО ПРОСТО ВСТРЕТИТЬ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ).

– Да, как я сказал, наша Церковь – это отражение многонациональной Америки, и мы почти во всех приходах служим на английском. Конечно, секуляризация общества влияет и на нас, но всё-таки епархия постепенно растёт, пусть и медленно. Например, в 2018-м году мы открыли на Гавайях (это тоже часть моей епархии) две миссии. Многое зависит от служения священников на местах, их личных усилий. Я много езжу по епархии, слежу за развитием ситуации, служу литургии (причём далеко не всегда архиерейским чином). У нас немного меняется характер приходов; мы стараемся поддерживать общение прихожан, организуем кофепитие после службы. Люди пьют чай или кофе и общаются друг с другом – а ведь это очень важно для возведения мостов, для поддержки настоящей общины. Это одна из характерных особенностей нашей американской жизни, которая для нас очень значима и важна.

С архиепископом Вениамином (Петерсоном) беседовал Сергей Мудров

27 мая 2020 года


Православие.ru

Последние публикации:
Блаженная Матрона Московская

3 августа 2021

Протоиерей Александр Шаргунов:

Быть светом мира, чтобы другие прозрели. Тайна блаженной Матроны

...Все беды связаны с грехом, даже землетрясения, наводнения и засухи — из-за наших грехов, и есть таинственный закон правды, по которому наказание за грехи бывает до третьего и четвёртого рода, а милость Божия праведнику простирается в тысячу родов. Однако закон этот всегда сокровенный...

(См. далее...)

9 марта 2021

Роман Савчук:

Убедить жизнью. В день обретения честной главы святого Иоанна Предтечи

...Мы не часто задумываемся об этом, но Предтеча Господень, о котором Спаситель сказал, что «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11:11), на самом деле не совершал чудес...

(См. далее...)

8 марта 2021

Протоиерей Андрей Ткачёв:

Смирение Христово

...человек она была, с мирской точки зрения, абсолютно немощный и бесполезный. Всего, что любит и чтит мир, в ней не было. Ни образования, ни власти, ни богатства, ни красоты. Ни-че-го. Вместо же всех желанных качеств была у неё в изобилии немощь...

(См. далее...)

6 марта 2021

Протоиерей Андрей Ткачёв:

О Страшном суде

...Стремление к добру вложено в человека. Но в случае отсутствия веры человек жар сердца растратит на дела странные и сомнительные...

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Ю.А. Гагарин

9 марта

Русский советский космонавт Ю.А. Гагарин (1934-1968)

...12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин впервые в мире совершил полёт в космос на космическом корабле-спутнике «Восток». Гагарин облетел земной шар за 1 час 48 минут и благополучно вернулся на Землю...

(См. далее...)

Анонсы
Фотоальбомы

2 октября 2020

Благословенная Алания

Фотоальбом по материалам паломническо поездки московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей Православной культуры города Москвы) в Северную Осетию 2-7 октября 2020 года.

(См. далее...)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2021