Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Сообщения по теме:
Святитель Нектарий Эгинский: «Просите каждодневно любви у Бога», ноябрь 2015 г.

22 ноября 2023

«Счастье находится в нас самих...». Святитель Нектарий Эгинский и его наставления

...Благодаря молитвам святителя Нектария на острове прекратились разбой и грабежи и даже изменился климат – он стал более благоприятным для земледелия. Во время войны солдаты...

(См. далее...)

11 ноября 2023

Роман Савчук. Святая мученица Анастасия Римляныня: терпение, чистота, кротость

...Лишь чистота мыслей и отсутствие озлобленности на жестокий мир свидетельствовали о мужестве юной христианки. Она, вопреки ожиданиям Прова, говорила не о необходимости борьбы...

(См. далее...)

Архив событий:
Сообщения:
31 мая 2020

Святыни и святые | Московский Патриархат


 

Юлия Кулакова. Милосердие Святой: ко дню обретения мощей святой княжны и игумении Анны (Янки) Всеволодовны

Анна (Янка) Всеволодовна, дочь великого князя Всеволода Ярославича, посвятила себя Богу, спасла сестру от унижения, вернула её Господу…18/31 мая - день обретения мощей св. Анны (Янки)
31 мая 2020 г.



Святая княжна и игумения Анна (Янка) Всеволодовна

Листая страницы истории, погружаясь все дальше и дальше в глубь веков, в то время, что сегодня кажется легендой – каждый находит то, что желает найти. Ничто не ново под луной, всегда рождались, жили и умирали люди. Кто-то служил ближнему, а кто-то творил злодеяния. Одни любили премудрость и тишину, другие – худые разговоры. Одни сейчас молятся о нас у престола Божия, других постигло забвение…

***

Кажется, что в далекие времена, когда смерть, войны, моры были делом едва ли не обычным, даже лучшие из людей должны были быть жесткими, суровыми, больше знающими букву закона, чем любовь. Однако если вчитаться – то увидим, что и в те годы милосердие жило, сияло во славу Божию.

О великом князе Всеволоде Ярославиче, сыне святого князя Ярослава Мудрого, знают все, кто хоть раз открывал книги по русской истории. Правитель поражал современников высокой образованностью и знанием языков. Даровал Господь ему и детей, среди которых особенно славились две дочери: прекрасная Евпраксия и мудрая Анна.

Анна (также Янка) Всеволодовна посвятила себя Богу. Она приняла постриг и отправилась в Византию, дабы ознакомиться с обустройством женских обителей. По возвращении ею был основан Андреевский (Янчин) женский монастырь в Киеве. Сама молодая игумения знала языки, обучилась ремеслам и даже искусству врачевания. Княжна Анна придавала особое значение образованию и считала, что его должны получить и простые люди. При монастыре она открыла первую известную на Руси школу для девочек, а затем и училище для девиц. Ученицы обучались не только Закону Божию и церковному пению, но и ремеслам.

Красавица Евпраксия же была отдана замуж за саксонского маркграфа Генриха Длинного и уже в 16 лет овдовела. К вдове ради ее незаурядного ума, образованности и красоты посватался император Священной Римской империи Генрих IV. Евпраксия дала согласие в 1089 году, и далее европейская история знает ее под двумя именами: Прасдека (вариант имени Евпраксия) и Адельгейда.

Звучит как начало старинной сказки, правда? Однако сказка оказалась страшной.

Очень скоро после заключения брака Генрих сделал все, чтобы превратить жизнь новобрачной в ад.

«Король Генрих возненавидел королеву Адельхайду, свою жену, да так, что ненависть была еще сильнее, чем страсть, с какой он ее прежде любил. Он подверг ее заключению, и с его позволения многие совершали над ней насилия. Как говорят, он впал в такое безумие, что даже… своего сына убеждал войти к ней…»

После отказа сына Конрада совершить гнусность обезумевший король заявил, что тот не является его родным сыном. Предполагается, что эти события и стали причиной восстания Конрада против Генриха.

Евпраксия сохраняет стойкость. Когда супруг подослал одного из баронов назначить ей свидание, чтобы испытать ее верность, императрица велела страже встретить и избить того, кто на это свидание придет. Вместо барона «уличить изменницу» отправился сам Генрих – и был побит собственными слугами. Королева же открывает глаза Конраду на вероломство отца, решившего лишить сына наследства, она же составляет римскому папе послание, в котором подробно описывает происходившее с ней лично в покоях короля и на «черных мессах»; послание было принято с огромным смущением – но и безоговорочно. Именно так: помимо прочего, несчастную женщину принуждали присутствовать на актах поклонения нечистой силе, где издевались над королевой с особой жестокостью.

Истерзанная и униженная, она находит в себе силы бежать. Обратимся вновь к документу:

«Королева же, после множества неслыханных оскорблений, нанесенных ей без вины, каким-то образом по милости Божией освободившись бегством из заключения, в котором находилась, прибыла к могущественнейшей в то время госпоже по имени Матильда (герцогине Тосканской). Приняв королеву, она сопроводила ее к досточтимому мужу Урбану, занимавшему [тогда] апостольский престол (папе римскому Урбану II, 1088–1099 гг.). Припав к его ногам, обливаясь слезами, в сердечном сокрушении она жаловалась о всех бедах и несчастиях, которые перенесла. Господин же папа, узнав о бедствиях королевы, движимый милосердием и состраданием, собрал всеобщий собор, который снова (Генрих уже подвергался однажды отлучению при папе Григории VII) отлучил короля Генриха от церкви за недопустимые, безбожные и вовеки неслыханные дела, совершенные над собственной законной супругой. Королева же, как утверждают некоторые, вернулась в свою страну и, уйдя в монастырь, стала аббатиссой». («Анналы пастыря св. Дисибода»).

В 1095 году в городе Пьяченца (в Ломбардии на реке По) папа Урбан II собрал уже общий синод епископов Италии, Бургундии, Франции и юга Германии (на котором он впервые обратился к Европе с призывом к Первому крестовому походу). На нем присутствовало более 4 тысяч духовных лиц и около 30 тысяч мирян. Адельгейда была милостиво принята папой, однако удручает, что, несмотря на доказанность злодеяний против нее, она все равно рассматривалась как имеющая вину:

«она была милосердно освобождена от епитимьи, налагаемой за подобные непотребства, тем более что она нашла в себе смелость по собственной воле и публично исповедать свои грехи» («Хроника» Бернольда).

После череды страшных событий Адельгейда-Евпраксия возвращается на Русь. Однако недаром говорят: добрая слава лежит, а худая впереди бежит. Та самая «худая слава» о ней давно достигла родины, народ относится брезгливо к некогда любимой княжне. В песнях ее называют не иначе как «волочайка» (распутная женщина). Сестра же её Янка остается народной любимицей, о которой ходят легенды.

Казалось бы – что общего может быть между «волочайкой» и ее целомудренной и ученой сестрой? Но именно в этот момент Анна и преподносит людям урок милосердия. Она протягивает руку несчастной Евпраксии, принимает ее в свою обитель, укрывает от жестоких и осуждающих взглядов. Янка Всеволодовна не боится молвы: как истинная христианка, она выбирает милосердие, любовь, сочувствие к страдалице-сестре.

Под кровом монастыря отогревается сердце той, что, казалось бы, потеряла всё: от родной веры до доверия людям. И вскоре нет больше Адельгейды: Евпраксия возвращается в православие, а затем, по примеру сестры, принимает и иноческий образ.

Господу ценна каждая душа, каждый человек – так, как если бы он был единственным на земле. Одна душа могла уйти во тьму отчаяния от нечеловеческих испытаний и погибнуть. Но Анна вернула ее Богу, соделала невестой Христовой. Светом своей мудрости и веры помогла сестре ожить, оставить мертвым погребать своих мертвецов, отрешиться от лежащего во зле мира, вспомнить «первую любовь свою» – веру отцов и устремиться к Богу, Который Сам был унижен, мучим и распят за нас.

Иногда страницы истории страшны. Но даже на самых темных из них мы увидим лучи света, вторгающиеся во тьму благодаря Божиим людям – святым угодникам. Да помолятся эти люди о нас – чтобы и мы, силой Господа Христа, уразумели, как зажечь хотя бы маленькую свечу там, где она сейчас очень нужна.

Юлия Кулакова

Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству
Русской Православной Церкви

31 мая 2020 года


Православие.ru

Последние публикации:

2 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Традиционные ценности помогают сохранить жизнеспособность в условиях теряющей свой гуманизм цивилизации». Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Всемирном фестивале молодежи

2 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Всемирный фестиваль молодежи, проходящий на федеральной территории «Сириус» в Краснодарском крае...

(См. далее...)

9 февраля 2024

Президент России В.В. Путин:

«Мы защищаем своих людей, себя, свою Родину и наше будущее». Интервью Президента России Владимира Путина Такеру Карлсону

9 февраля 2024 года в Кремле Президент России Владимир Владимирович Путин ответил на вопросы Такера Карлсона, американского журналиста, основателя видеоплатформы Tucker Carlson Network. 10 февраля 2024 г.

(См. далее...)

30 декабря 2023

Геннадий Дорофеев:

9 дней. Памяти Педагога

Незаменимых людей нет. Смерть есть лишь дверь в Вечную жизнь, а лучшая память о ушедшем – продолжение его дела. Эти истины мы знаем и повторяем многократно другим людям. Но вот снова приходит неумолимая гостья – смерть, забирает дорогого человека, и куда скрыться от нахлынувшей боли? И сколько времени должно пройти, чтобы она...

(См. далее...)

28 ноября 2023

Президент России В.В. Путин:

«Мы сражаемся сейчас за свободу не только России, но и всего мира». Выступление Президента России В.В. Путина на пленарном заседании Всемирного русского народного собора

28 ноября 2023 года Президент Российской Федерации В.В. Путин в формате видеоконференции выступил на пленарном заседании XXV Всемирного русского народного собора.

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Анонсы
Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Вера и Время    2024