НАШ КОММЕНТАРИЙ
Начнем с казуса, который для православного читателя не будет простой случайностью. Внизу текста пресс-релиза от 09.12.2009 г. в качестве приложенного файла дана Примерная программа комплексного учебного курса ?Основы религиозных культур и светской этики? (34 часа). Именно так, со знаками вопроса вместо кавычек в названии «курса». Опечатку, конечно, вскоре исправят. Но она весьма символична, поскольку данный пресс-релиз и представленные в нём материалы действительно ставят в отношении целей и результатов федерального эксперимента по введению преподавания основ религиозных культур и этики знак вопроса. Даже, как видим, не один, а два и, прежде всего, относительно этого самого «комплексного учебного курса».
Изучение материалов пресс-релиза позволяет сделать вывод: утверждение Межведомственным координационным советом структуры этого «курса» не соответствует решению Президента РФ Д.А. Медведева о поддержке изучения в школах учебных предметов по религиозным культурам и светской этике.
Собственно, суть этого решения и соответствующего Поручения Президента искажает уже и название, придуманное для этого Межведомственного совета. Никакого единого учебного курса, даже «комплексного», в Поручении Президента РФ нет.
Для подтверждения данного вывода приведём полный текст Поручения Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 2 августа 2009 г. № Пр-2009:
Поручение Президента РФ Д.А. Медведева от 2.08.2009 г. № Пр-2009.
В.В. Путину
Прошу обеспечить решение организационных и финансовых вопросов, касающихся введения в 2010 году в 18-ти субъектах Российской Федерации, а с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях новых предметов: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики - для изучения учащимися по их выбору или по выбору их родителей (законных представителей).
Д.А. Медведев
Итак, в Поручении Президента от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 по итогам встречи с лидерами традиционных российских религиозных организаций 21 июля 2009 г. поставлена задача введения преподавания в школах «новых предметов» по основам религиозных культур и светской этики. Текст данного Поручения, не допуская иных толкований, определенно указывает на изучение шести учебных предметов.
Это принципиальное решение Президента нашего государства, и оно не может корректироваться в процессе реализации экспериментального проекта, инициированного Минобрнауки России по итогам встречи Президента с лидерами конфессий.
Тем не менее, в материалах, которые разрабатывались по данному Поручению Президента РФ в Минобрнауки России (распоряжение Правительства РФ от 29.10.2009 г. N 1578-р и др.) вместо отдельных учебных предметов вдруг появилось название «комплексный учебный курс». Это название уже само по себе искажает смысл достигнутых 21 июля с.г. договоренностей Главы государства со Святейшим Патриархом Кириллом и лидерами других традиционных российских конфессий. Но до публикации материалов, представленных в пресс-релизе, можно было думать, что это просто ненамеренное искажение. Что словами «комплексный учебный курс» просто неточно обозначена предметная область, группа учебных предметов по выбору. Однако публикация данных материалов даёт основания считать, что это было всё-таки намеренное искажение, фактически — принципиальная подмена содержания Поручения Главы государства.
Согласно пресс-релизу Минобрнауки координатор группы разработчиков учебно-методического обеспечения «комплексного курса», зав. кафедрой философии религии СПбГУ М. Шахнович доложила, что «Курс будет состоять из четырёх блоков, причём блоки 1 и 4, посвящённые патриотическим ценностям, межкультурному и межконфессиональному диалогу как фактору общественного согласия, будут проводиться для всего класса вместе». И действительно, в «примерной программе», на которую тут же даётся ссылка, часть учебной нагрузки по учебным предметам религиозных культур и светской этики отдаётся на общие занятия для всех школьников (блоки 1, 4).
При всех благих декларациях религиоведа о диалоге, патриотизме и общественном согласии, очевидно, что подготовленные под руководством М. Шахнович материалы также принципиально не соответствуют Поручению Президента РФ Д.А. Медведева о введении новых предметов для изучения учащимися по их выбору или по выбору их родителей (законных представителей). В школах иногда применяется практика подготовки интегрированных уроков, например по истории и литературе, физике и химии, но основное учебное планирование по любому учебному предмету не может включать каких-либо общих уроков, занятий.
По вопросу учебно-методического обеспечения имеется ясное указание в выступлении Президента: «… при подготовке методических и учебных пособий, конечно, нам нужно будет руководствоваться рядом соображений. Главное соображение простое: мы должны воспитывать порядочных, приличных, терпимых, честных граждан, которые с интересом относятся к окружающему миру, с уважением относятся ко взглядам и убеждениям своих сограждан». С этим можно полностью согласиться. Методологическое единство содержания всех учебных предметов по религиозным культурам обеспечивается его непротиворечивостью общим для всех россиян гражданским ценностям и нормам, ориентацией на взаимное уважение представителей всех народов и религиозных общин в России, веротерпимость, гражданскую ответственность. Но это не требует единого методического формата в содержании всех этих предметов (имеющих различное, и уже во многом сложившееся в практике содержание и методику преподавания). Тем более это не может требовать смешения содержания этих предметов в форме каких-либо общих занятий, что фактически является разрушением их преподавания как шести самостоятельных учебных дисциплин с заменой на некий «комплексный учебный курс». Однако религиовед М. Шахнович каким-то образом усмотрела в этих словах Д.А. Медведева указание на уничтожение отдельных предметов по религиозным культурам.
Преподавание учебных предметов по религиозным культурам и этике также не должно дублировать существующие базовые учебные предметы История и Обществознание, главной воспитательной задачей которых является как раз формирование у всех школьников российского патриотизма, гражданской и культурной идентичности, общих российских гражданских духовных и нравственных ценностей.
Как известно, примерные программы разрабатываются по каждому учебному предмету отдельно и как ориентир для разработчиков учебного обеспечения. В рамках данного эксперимента по всем шести учебным предметам по религиозным культурам, этике и религиоведению должны разрабатываться не примерные программы, а просто учебные программы в соответствии с содержанием уже подготовленных шести учебных пособий для школьников. Примерные программы по этим шести учебным предметам могут и должны разрабатываться в рамках подготовки материалов для нового Стандарта общего образования после определения величины учебной нагрузки на эти учебные предметы по выбору (всю предметную область) по ступеням и годам обучения.
Кроме того, представленный в качестве примерной программы материал, что очевидно любому педагогу, — вообще не является примерной учебной программой и представляет некое подобие поурочного планирования. Трудно предположить, что М. Шахнович или анонимные разработчики этих материалов не знают, что такое учебный предмет, примерная программа по учебному предмету. Так что единственной причиной таких грубых искажений можно считать желание религиоведа и её единомышленников максимально дезавуировать решение Президента России и подменить введение отдельных учебных предметов по религиозным культурам и этике на некий смешанный курс, максимально приближенный к предмету её собственных занятий — философскому религиоведению.
Это подтверждают публичные заявления М. Шахнович, например, в телепрограмме «Национальный интерес» (2 канал, 5.12.2009) о том, что конфессии не будут допущены к подготовке учителей по предметам религиозной культуры, что по всем шести учебным предметам будет готовиться один учитель. Отметим, что такое смелое заявление повергло в недоумение даже очевидно мало разбирающегося в теме ведущего программы Д.Киселёва. Даже ему было понятно, что это абсурд, но такая подмена полностью соответствует позиции принципиальных противников религиозного образования в светской в школе, которые в интересах своей идеологической корпорации оказывают всяческое сопротивление изучению в школах не критических (философия религий), а положительных знаний о религиях. Они противодействуют свободному изучению религиозных традиций, религиозной культуры с участием соответствующих религиозных организаций как гарантов идентичности этого образования действительным историческим и культурным традициям православия, буддизма, ислама и т.д. Ведь собственно об этом, о таком положительном изучении религий договорились участники встречи 21 июля. При этом Д.А. Медведев в своём заключительном слове подчеркнул, что, несмотря на общественные дискуссии, разные точки зрения, возможные коррективы, наши представления о том, как могла бы выглядеть система духовно-нравственного воспитания молодёжи в школе, остаются неизменными. Для Президента страны и Патриарха Кирилла остаются неизменными одни представления, а для М. Шахнович, атеистов и религиоведов — другие, их представления. Так какие же представления всё-таки останутся?
Ресурсов гражданского контроля православной общественности, как и участия в проекте представителей религиозных конфессий на данном этапе, очевидно, оказалось недостаточно, чтобы не допустить такой подмены. Остаётся надеяться, что эта подмена будет обсуждаться, акцентироваться в процессе реализации проекта, и в конечном итоге положение будет исправлено, параметры эксперимента будут приведены в соответствии с Поручением Президента РФ. В противном случае договоренности лидеров конфессий и Президента России 21 июля 2009 г. могут послужить поводом и средством не улучшить, а ухудшить и без того недостаточно благоприятные условия для свободного и добровольного изучения традиционной религиозной культуры народов России в российской общеобразовательной школе, прежде всего православной культуры.
|