Главе Казахстанского митрополичьего округа сослужили: епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий, благочинный приходов Алма-Аты протоиерей Валерий Захаров, благочинный приходов Нур-Султана архимандрит Сергий (Карамышев), иеромонах Силуан (Синегубов), ключарь Успенского кафедрального собора Нур-Султана протоиерей Димитрий Байдек, ключарь Константино-Еленинского собора столицы протоиерей Сергий Калиев, руководитель личного секретариата митрополита иеромонах Прохор (Ендовицкий), помощник главы Митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров, иерей Максим Маджитов, протодиакон Вознесенского кафедрального собора Алма-Аты Николай Гринкевич, руководитель протокола митрополита протодиакон Роман Головин, протодиакон Владимир Сыровацкий, диакон Димитрий Савченко.
Богослужебные песнопения исполнил хор Успенского кафедрального собора под управлением Ольги Варенцовой.
В храме молились сотрудники Астанайского епархиального управления, жители села Акмол и паломники из Нур-Султана.
На заупокойной ектении поминались православные христиане, «в годину лютых гонений от безбожников умученные и убиенные, от голода, холода, ран, болезней и непосильных работ скончавшиеся».
Сугубые молитвы были вознесены об узницах Акмолинского лагеря жен изменников Родины.
Проповедь перед причастием произнес протоиерей Димитрий Байдек.
В храм была принесена икона Воскрешения праведного Лазаря Четверодневного с частицей его гробницы из Вифании. Глава Митрополичьего округа передал образ в дар Астанайскому благочинию. Митрополит Александр освятил новонаписанные иконы новомучениц Акмолинских, которые по его благословению будут переданы во все храмы столичного благочиния.
По окончании богослужения владыка Александр обратился к собравшимся со словом поучения.
«Сегодня в церковном календаре особая суббота – суббота перед Вербным воскресеньем, именуемая Лазаревой. В этот день мы, «душеполезную совершившие Четыредесятницу», призываемся Церковью вспомнить чудо воскрешения Христом своего друга – праведного Лазаря. Это событие Святая Церковь прославляет как доказательство Божественной силы Господа нашего Иисуса Христа, и вместе с тем, уверение Его человеческой природы.
Внимательно вслушиваясь в сегодняшнее евангельское повествование, мы видим во Христе Его Богочеловечество: две природы, два действа, два хотения. Как Бог всеведущий Он возвестил ученикам Своим о смерти Лазаря, не быв уведомлен об этом. Как истинный человек Иисус Христос пришел в Вифанию, где жил и умер Лазарь, и видя сестру умершего друга своего рыдающую и пришедших с нею плачущих, Он Сам прослезился, и как незнающий спросил: «где положисте его?». Как истинный Бог, Спаситель после краткой молитвы к Отцу Небесному всемогущим словом своим воскрешает Лазаря на четвертый день по смерти его, избавляя от мрака смерти и тления.
«Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже...».
Для христиан воскрешение Лазаря стало залогом того, что Бог способен воскресить и всех иных умерших людей, это подтверждение, уверение всеобщего воскресения.
Празднуя Лазареву субботу, мы с вами исповедуем всем сердцем веру в жизнь будущего века, которая ожидает каждого из нас. Мы торжествуем начало победы над смертью, небытием и разрушением. Победа Христа над смертью – это не только духовная, но и физическая реальность. Господь Иисус действительно воскрес телом ради спасения всех людей. С Его воскресением смерть потеряла свой необратимый характер, и для уверовавших во Христа стала рождением в вечную жизнь, дверью, открывающей путь к Небу, к Царству Божию.
Укрепляемые осознанием этой истины, мученики за Христа дерзновенно и мужественно встречали любые испытания и скорби.
Яркий пример веры в Господа и упования на жизнь будущего века явили нам чада Церкви, бесстрашно принявшие страдальческие венцы в годы гонений на святое Православие в прошлом столетии».
Затем глава Казахстанского митрополичьего округа совершил освящение закладного камня в основание памятника в честь новомучениц и исповедниц Акмолинских близ места, где с 1937 по 1953 годы находился 17-й исправительно-трудовой лагерь Р-17, более известный как Акмолинский лагерь жен изменников Родины (АЛЖИР).
На церемонии закладки монумента присутствовали епископ Усть-Каменогорский Амфилохий, протоиерей Валерий Захаров, архимандрит Сергий (Карамышев), духовенство столичного благочиния, жители близлежащих населенных пунктов.
После чинопоследования на начало доброго дела и окропления места возведения памятника освященной водой митрополит Александр и все присутствовавшие вознесли заупокойные молитвы об узницах Акмолинского концлагеря и обо всех православных христианах, «в годину лютых гонений от безбожников умученных и убиенных, от голода, холода, ран, болезней и непосильных работ скончавшихся».
Монумент будет возведен на средства благотворителей.
***
АЛЖИР — крупнейшая женская колония на территории Казахстана, где содержались жены, матери, дочери и сестры людей, осужденных по статьям «враг народа» и «изменник Родины». На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года 12 узниц Акмолинского женского лагеря прославлены в сонме новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания:
Евдокия (Андрианова) — монахиня (ст. 58-10, приговорена дважды— к 3 и 8 годам исправительно-трудового лагеря (ИТЛ), расстреляна в 1942 году);
Анна Антоновна Водоланова — 1890 г.р., крестьянка (ст. 58-10, приговор — 6 лет ИТЛ, расстреляна в 1942 году);
Акилина Степановна Дубовская — 1892 г.р., крестьянка (ст. 58-10, приговор — 10 лет ИТЛ, расстреляна в 1942 году);
Наталия Федоровна Копытина — 1885 г.р., крестьянка (ст. 58-10, приговор — 8 лет ИТЛ, расстреляна в 1942 году);
Александра Михайловна Смолякова — 1880 г.р., крестьянка (ст. 58-10, приговор — 10 лет ИТЛ, расстреляна в 1942 году);
Ирина Лаврентьевна Гуменюк — 1885 г.р., крестьянка (ст. 127, приговор — 8 лет ИТЛ, расстреляна в 1942 году);
Ксения Михайловна Радунь — 1875 г.р., крестьянка (ст. 127, приговор — 5 лет ИТЛ, расстреляна в 1942 году);
Марфа Ивановна Дударенко — 1885 г.р., крестьянка (ст. 58-10, приговор — 3 года ИТЛ, расстреляна в 1942 году);
Домна Ефимовна Василькова — 1887 г.р., крестьянка (ст. 58-10, приговор — 3 года ИТЛ, расстреляна в 1942 году);
Татьяна Игнатьевна Кушнир — 1889 г.р., крестьянка (ст. 58-10, приговор — 2 года ИТЛ, расстреляна в 1942 году);
Наталия Семеновна Карих — 1885 г.р., староста церкви (ст. 58-10, приговор — 8 лет ИТЛ, расстреляна в 1942 году);
Иустина Матвеевна Меланич — 1887 г.р., крестьянка (ст. 58-10, приговор — 2 года ИТЛ, в лагере приговорена к 10 годам ИТЛ).
|