Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

В передаче «Слово пастыря», вышедшей в эфир 17 сентября 2011 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ответил на вопросы телезрителей о грядущем конце света и Божием замысле о мире и человеке

Публикации по теме:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном...

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных...

(См. далее...)

Последние репортажи:

28 марта 2024

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Исход, главы 24-25. Март (+ ВИДЕО)

28 марта 2024 года, в четверг седмицы второй Великого поста, в дистанционном формате состоялась очередная, шестьдесят первая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект...

(См. далее...)

14 марта 2024

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Исход, глава 23. Март (+ВИДЕО)

14 марта 2024 года, в четверг седмицы сырной (масленицы), в дистанционном формате состоялась очередная, шестидесятая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект «Наследие»...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Кирилл (Гундяев) /Святейший Патриарх Московский и всея Руси

23 сентября 2011

Московский Патриархат | Общие проблемы и вопросы


 

«Человек, сохраняющий чувство нравственной ответственности, должен постоянно быть начеку». Выступление в выпуске телепрограммы «Слово пастыря» 17.09.2011

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла в выпуске телепрограммы «Слово пастыря» 17 сентября 2011 года


Святейший Патриарх Кирилл в телепрограмме «Слово пастыря», 17.09.2011

Доброе утро, дорогие телезрители!

Продолжаем отвечать на поступающие в адрес нашей телепередачи вопросы.

«Ваше Святейшество! Вы как-то сказали, что наше время — апокалиптическое. Простите за дерзость, но я недавно подумал, что апокалипсис тянется уже 2 000 лет. Тянется, тянется, но всему приходит конец — этому нас также учит Библия. Как жить в свете такого будущего?» Из письма Леонида Иванова, Челябинск.

Вы правильно сказали, Леонид, что апокалипсис длится 2 000 лет. Но вообще, если присмотреться к человеческой истории, он длится на протяжении всей истории — только не собственно апокалипсис, а угроза апокалипсиса. Давайте порассуждаем о том, в каком случае человеческая история может завершиться именно апокалипсисом.

Апокалипсис предполагает такое завершение истории, которое связано с торжеством мирового зла, когда зло тотально подчинит себе жизнь всего человеческого рода. Вот тогда и наступит конец. А, собственно говоря, почему должен наступить конец, когда зло будет тотально господствовать в мире? Разве уже сегодня нет злых людей, которые возглавляют учреждения, или находятся во власти, или обладают огромными материальными средствами и влияют на трудовые коллективы, на общественные группы, даже, может быть, на целые общества? Все это имеет место — а апокалипсис не наступает. Дело в том, что пока существует добро и пока добра в мире больше, чем зла, то система, именуемая человеческим родом, остается жизнеспособной. Зло нежизнеспособно, это очень важно понять. В основе зла — диавол, а диавол — не источник жизни, диавол — источник смерти. Поэтому каждое зло, хотя и имеет разной степени влияние на человека, на окружающий мир, но в этом влиянии — семена смерти. Если зло не остановить, не пресечь, не локализовать, оно начинает распространяться, захватывая все большее и большее пространство, и в границах этого пространства развивается бацилла смерти.

Для того чтобы это доказать, достаточно упомянуть библейские сюжеты. Ведь грех, который был потоплен всемирным потопом, — это не что иное, как распространение бациллы смерти. Почему нужно было потопить погибавший род человеческий? Для того чтобы истребить эту бациллу, потому что если бы Бог не смыл грех с лица земли потопом, то сам этот грех, само это зло уничтожило бы людей и, может быть, окружающий мир. Бог уничтожает зло потопом, но оставляет праведников для того, чтобы началась новая жизнь. Мы хорошо знаем и о других примерах из Библии, например о разрушении Вавилонской башни, и знаем случаи из истории, когда Бог, вмешиваясь в исторический процесс, чудом избавлял мир от тотального зла. Последний самый яркий пример такого рода — это Вторая мировая война, и эти примеры можно продолжать.

Почему Бог это делает? Потому что Он оставляет людям возможность покаяния, изменения жизни — чтобы сохранилось и умножилось добро. Еще раз повторю: пока добра больше, чем зла, мир существует. Как только эта пропорция нарушится, у зла не будет никаких преград, и оно будет расширяться и умножаться до тех пор, пока не захватит весь род человеческий и не лишит человечество способности к жизни. Собственно говоря, смерть ведь является апогеем зла. Действительно, не останавливай преступника на мелочи, на какой-нибудь мелкой краже, потакай преступлению, и он обязательно дойдет до самой крайности, а крайностью является смерть, убийство, уничтожение.

То, что происходило на протяжении истории, многим казалось предвестником или началом апокалипсиса. Эти примеры тоже хорошо известны. Так, русским людям нашествие Наполеона представлялось как начало апокалипсиса, потому что Наполеон проповедовал идеи, полностью разрушающие нравственную и духовную основу Русского мира, православной цивилизации. Как замечательно эта идея представлена в увертюре «1812 год» Чайковского, когда мелодии, отражающие русский, православный дух и богоборческий дух иноземцев, сталкиваются в непримиримой войне, и побеждает Россия! Людям казалось, что мир на грани катастрофы. А разве не казалось нашему народу несомненным началом апокалипсиса то, что произошло после революции? Разрушение храмов, святынь, издевательство над национальным чувством, распад страны, разрушение нравственных основ семьи, общества, государства — люди называли это самым страшным из всего того, что пришлось пережить нашему Отечеству, и многим казалось, что это конец. Но ведь конца не произошло! Даже из той бездны падения народ наш, в условиях установленного революцией политического режима, стал подниматься и даже духовно укрепляться — конечно, с переменным успехом, но нравственная основа жизни нашего народа не была разрушена. В конце концов, победа в Великой Отечественной войне стала результатом сохранения этих сильных нравственных основ национальной жизни.

Вот и сейчас некоторым кажется, что наступает апокалипсис. Зло буйствует, господствует, грех побеждает, захватывая души, особенно молодых людей. Но на самом деле апокалипсис пока не наступает. Мы почувствуем его дыхание в тот момент, когда зло будет тотально господствовать в нашем обществе или во всем роде человеческом. Но, говоря так, мы не должны быть людьми наивными. В любой момент могут начаться необратимые процессы. Вот почему человек, сохраняющий чувство нравственной ответственности, должен постоянно быть начеку. Мы должны контролировать самих себя, чтобы внутри нас зло не стало тотальным господином. Мы должны контролировать пространство вокруг нас — в первую очередь семью. Мы должны заботиться о нравственном состоянии общества и бить тревогу, если принимаются неправильные законы, подталкивающие к тому, чтобы зло умножалось и захватывало души человеческие. Мы должны организовывать некую оборону вокруг бастионов добра, чтобы не позволить злу захватить пространство нашей национальной жизни, а если говорить о большем, то пространство жизни всего человеческого рода.

Замечательные слова Достоевского «Диавол с Богом борется, а поле битвы — сердце человеческое», имеют прямое отношение к тому, о чем мы сегодня говорим. Ужас и холод Апокалипсиса прикасаются в первую очередь к нашим сердцам — там начинается трагедия. Но если мы будем способны противостоять злу внутри самих себя и вокруг себя, то Господь будет вновь приклонять к нам милость, как Он приклонял ее на протяжении всей истории человеческого рода, давая людям возможность изменить себя и мир к лучшему.

 

И еще вопрос, который как-то связан с предыдущим. «Я думаю, — пишет Ольга Михайловна Мышина из Липецка, — а зачем вообще нужно было Господу создавать человека? Можем ли мы проникнуть в этот Божественный замысел?»

В самом деле, если будущее — это апокалипсис, зачем нужно было создавать человека? Мы никогда не сможем сформулировать ответ, который в полной мере отвечал бы на этот вопрос, и вот почему: потому что человеку не дано проникнуть в глубину Божиего замысла. Свои мысли, свои знания, свое мировоззрение мы пытаемся наложить на реальность, созданную Богом, и частично можем сами для себя что-то объяснить. Например, существует очень ясная богословская позиция, согласно которой Бог создал мир в силу любви: «так возлюбил Бог мир, что послал Сына Своего Единородного» (см. Ин. 3:16). Значит, Бог так возлюбил мир, что готов был отдать и отдал Самого Себя для спасения этого мира. Может быть, эта любовь лежала и в основе создания самого мира и человека? В этом ответе есть, несомненно, правда, что подтверждается и ссылкой на Священное Писание, но, говоря так, мы все равно не можем проникнуть в глубину Божиего замысла, потому что реализация этого замысла осуществляется не в истории, а в метаистории — в том, что превышает историю. Если мы будем судить о Божием замысле в категориях земного времени — тысяча, две, пять тысяч лет, в категориях земного бытия, мы не сможем понять, потому что Бог мыслит и действует вне времени и вне пространства. И окончательно Божий замысел о мире и человеке свершится только тогда, когда будет новое небо и новая земля (см. Откр. 21:1). Только тогда откроются наши внутренние очи, наша способность понимать Божий замысел, когда исполнится полнота времен (см. Гал. 4:4). А пока мы с доверием относимся к Богу, принимаем Его милость к роду человеческому, принимаем акт творения как проявление Божественной любви и в ответ на него должны и свою жизнь устроять по образу Божиему, распространяя любовь на ближних и на дальних.

На этом я заканчиваю нашу передачу. Божие благословение да пребывает со всеми вами, и до новых встреч.


Источник:      Патриархия.ру

Последние публикации:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора.

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший...

(См. далее...)

2 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Традиционные ценности помогают сохранить жизнеспособность в условиях теряющей свой гуманизм цивилизации». Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Всемирном фестивале молодежи

2 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Всемирный фестиваль молодежи, проходящий на федеральной территории «Сириус» в Краснодарском крае...

(См. далее...)

9 февраля 2024

Президент России В.В. Путин:

«Мы защищаем своих людей, себя, свою Родину и наше будущее». Интервью Президента России Владимира Путина Такеру Карлсону

9 февраля 2024 года в Кремле Президент России Владимир Владимирович Путин ответил на вопросы Такера Карлсона, американского журналиста, основателя видеоплатформы Tucker Carlson Network. 10 февраля 2024 г.

(См. далее...)

Публикация:

Патриархия.ру

23.09.2011

Также у этого автора:
Архив публикаций:
Святые и святыни:
Мученик Савин

29 марта

Мученик Савин (287)

Дни памяти: Март 13 (26), Март 16 (29)

(См. далее...)

Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Анонсы

Вера и Время    2024