Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Публикации по теме:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном...

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных...

(См. далее...)

Последние репортажи:

14 марта 2024

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Исход, глава 23. Март (+ВИДЕО)

14 марта 2024 года, в четверг седмицы сырной (масленицы), в дистанционном формате состоялась очередная, шестидесятая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект «Наследие»...

(См. далее...)

29 февраля 2024

Заседание Совета Ассоциации учителей православной культуры города Москвы. Фотоотчёт

29 февраля 2024 года на площадке Департамента образования и науки Москвы состоялось очередное заседание Совета Ассоциации учителей православной культуры города Москвы. Оно было посвящено вопросам совершенствования форм и методов работы Ассоциации, взаимодействия с образовательными...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Евладова Елена Борисовна /доктор педагогических наук, зав. лабораторией проблем психологии и воспитания Научно-исследовательского института развития профессионального образования

31 января 2007

 

Культура - как ценностная основа воспитания и дополнительного образования учащихся


Евладова Е.Б.,

доктор педагогических наук
Москва

 

 

Сегодня, как и более двух столетий назад, актуально звучит призыв великого немецкого педагога Адольфа Дистервега «Обучай культуросообразно! ». Эти слова находят весьма широкую поддержку среди педагогов. В настоящее время активно разрабатываются  культурно-историческая педагогика (Е.А.Ямбург),  культурология образования (Н.Б.Крылова),  культурологическое направление в педагогике (Е.А.Бондаревская).

Появление культурологических теорий связано также с пониманием необходимости противостоять серьезным негативным явлениям в образовании, среди которых называются:

- недостаточный общекультурный уровень как учащихся (их семей),  так и педагогов;

-  доминирование знаниевого подхода в содержании образования в ущерб ценностному;

- слабые интеграционные связи между учреждениями образования и культуры;

- неразвитая культурная среда образовательных учреждений;

-недостаточно эффективная реализация на практике принципов гуманизации и гуманитаризации образования, их декларативность.

Подтверждения этих негативных тенденций мы находим каждый день в СМИ, в жизни. Накануне нового учебного года Romir Monitoring опросил  мнение россиян о современной школе и выяснили, что помимо недовольства низкой зарплатой учителей ( 75%), и плохим материальным обеспечением школ (47%), их чрезвычайно волнует низкий уровень нравственности детей и нравственного воспитания (28% и 27% соответственно). Причем среди москвичей недовольство нравственным воспитанием выходит на второе место после недовольства качеством обучения.

Эти данные красноречиво перекликаются с другим опросом, когда задавался вопрос «Чем россияне могут гордиться, какими достижениями?». Четверть опрошенных считают, что годиться вообще нечем, 16% - народом, 11% - традициями.  По другим данным – почти 40% россиян испытывают стыд за свою страну и только  четверть  гордость, но, прежде всего, за  достижения прошлого – победа в войне, освоение космоса.

         Эти цифры, которые конечно не стоит абсолютизировать, подтверждают то, что мы ощущаем  постоянно: резкое расслоение населения не только по материальному, но и  общественно-групповому принципу; осознание идейного вакуума; непонимание общенациональных целей и задач; усталость от реформ (в том числе и в сфере образования), которые не имеют завершения и хаотично сменяют одна другую.

И все-таки, несмотря на пессимистические настроения,  наши сограждане рассматривают школу как важный фактор стабильности и выделяют ее в этом плане  среди  различных институтов общества.  Отвечая на вопрос «Кого в наши дни должна готовить школа»,  респонденты  (по данным ВЦИОМа)   около четверти (23%) ответили: «Школа должна готовить  культурных людей с широким кругозором». Этот ответ занял второе место после пожелания  воспитания людей, подготовленных к будущей профессиональной деятельности (41%).

Очевидно, что школа не должна обмануть эти надежды. Но как этого добиться? Как найти ответы на вопросы, касающиеся создания реального культурного пространства школы,  превращении ее в институт культуры.

По мнению многих исследователей речь должна идти  о становлении культурной парадигмы, которая  наиболее адекватно отвечает особенностям современного этапа жизни российского общества,  стремящегося реализовывать гражданское ценности (возможность выбора, толерантность) и сохранить лучшее из отечественной социальной и культурной жизни (приоритет духовных ценностей, важность общественных интересов, высокие  патриотические убеждения). Только пространство культуры способно учесть столь разные интересы, сохранив гуманистическую направленность реформ в образовании.

Подчеркнем также, что именно в рамках культурной парадигмы наиболее полно возможно   развитие личностных качеств человека, реализации идей личностно-ориентированного образования. Это - возможность преодоления восприятия школы как «холодного дома, где не хватает эмоционального тепла, личной заинтересованности педагогов в успехах ребенка» (из материалов Н.Ю.Синягиной  о результатах внедрения концепции личностно-ориентированного образования младших школьников).

Понимание культуры невозможно без обращения к ценностям, которые являются ее ядром и основным компонентом. Именно ценности позволяют осознать нормы, эталоны, идеалы, регулирующие жизнь общества и поведение отдельных людей.  Ценности – важнейшие характеристики объектов и процессов, которые имеют позитивное значение для людей и общества. Ценность является не свойством какой-либо вещи, а сущностью и одновременно условием полноценного бытия. 

В процессе освоения ценностей происходит выбор тех или иных культурных образцов, социальных ориентиров, нравственных идеалов, помогающих организовывать собственное поведение в социальной среде. Однако, именно делать такой выбор бывает мучительно сложно и взрослому, и ребенку. Может быть поэтому, С.Лем  весьма иронично обозначил современную цивилизацию как  обмен ценностей на удобства. Эти слова были сказаны  в прошлом столетии, но очевидно, они не утратили своей горькой очевидности и в ХХI веке.  Задача педагога – попытаться  вместе с ребенком подняться к истинным ценностям, которые скрыты в культуре прошлого и настоящего.

Используя ценность как ориентир в различных жизненных ситуациях,  ребенок осваивает опыт культуротворчества, культуросозидания. Развитие этой способности зависит от представленности в пространстве образования  ценностей культуры и обеспечения возможности ребенку включиться в их осознание, освоение, принятие.  Проблема, однако, заключается в том, что внимание уделяется только (или преимущественно) педагогическому обеспечению обучения и воспитания. Культурологическое же обеспечение учебно-воспитательного процесса представляется как нечто несущественное, обеспечивающее общий культурный фон, что-то, используемое для украшения суровой педагогической действительности.

  Совершенно очевидно, что сегодня нужно не просто увеличение объема культурологической информации (введение новых курсов, учебных предметов), а о повышении  культуроёмкости образования, сущность и  принципы которого рассматриваются в работах Н.Б.Крыловой, В.И.Слободчикова, Е.О.Галицких, И.Е.Видт и др. 

Культуросообразное содержание образованияэто не только историко-культурологические факты, содержащиеся в различных дисциплинах. Учебный материал должен восприниматься как личностная образовательная ценность, он должен осознаваться как культурное явление, если связывается с личностным интересом в процессе мыслительной или иной продуктивной деятельности  ребенка и не только на уроке.

Именно поэтому нам представляется наиболее значимым вопрос  о содержании образования (технологии, методы работы, условия – вторичны).

Речь идет о таком содержании, которое стимулирует у школьников желание осмыслить,  оценить  культурно значимые ценности, принять их на личностном уровне не как  сумму знаний, а как основу для выстраивания отношений к людям, к обществу, к окружающей действительности, к самому себе. Таким образом,  формируются определенные точки опоры, позволяющие совершать нравственные поступки,  совершать выбор  в сложных жизненных ситуациях, быть ответственным за дело, за свою жизнь. Воспитание в этом случае означает эволюцию всей  ценностно-мотивационной сферы ребенка.

Однако, выбор содержания – дело очень сложное. Здесь уместно вспомнить слова Ю.Лотмана, говорившего: «Культура начинается с запретов». О том, что должно входить в область истинной культуры,   вызывает множество споров, связанных непосредственно с такими понятиями как «свобода» и «ответственность». Возникает законное опасение «навязывания ценностей» ребенку. 

Несомненно, всякое насилие, вызывает негативную реакцию, однако в педагогике необходимо уходить от однозначности формулировок  и искать более емкие определения.  Следует, на наш взгляд,  прислушаться к мнению известных деятелей культуры. В.С.Непомнящий считает: «Высокую культуру надо навязывать! Мне скажут: а как же свобода? А я отвечу: когда твой ребенок упрямо  идет на красный свет – тащи его за шиворот, и никакой свободы! Свобода – положительная ценность только тогда, когда она в системе других ценностей». Такую же точку зрения высказывает И.Волгин, считающий: «есть тексты, и есть «мифологические герои», которые объединяют нацию, - они служат общим культурным кодом для разных поколений и разных социальных слоев. Пути взрослых людей расходятся навсегда. Но школа – это совместное прошлое всех, кто только желает говорить на одном языке. Надо -  хотя бы в детстве – читать общие книжки: единый учебник относится к их числу….. некий базисный «культурный набор» должен быть навязан ребенку: это … точка единения и преемственности «со всем остальным».

Именно поиск таких «точек единения» и стал основой для  разработки силами сотрудников ИОО МО РФ первых комплексных программ, построенных на широкой культурологической основе. Главное направление этой работы состояло в определении ценностного ядра основного образования, историко-культурологического компонента всех учебных дисциплин, изучаемых в 5 – 11 классах. Это позволило конкретизировать основные содержательные линии, добиться преемственности в деятельности педагогов в системе «урок- внеурочная деятельность – занятия в творческих объединениях), обеспечить целостность образовательного пространства. Данный подход к созданию программно-методического обеспечения является, на наш взгляд, реальной основой для интеграции основного и дополнительного образования, поскольку предлагает решение  этой проблемы не только на организационном, но и содержательном уровне. Речь идет  о программах,  направленных на расширение пространства «вневременного» общения, диалога эпох и культур через «проживание», «прочувствование», исторических событий, явлений культуры,   жизни отдельного человека; включения общих  культурных явлений и ценностей в сферу личностных интересов и ценностей ребенка.

Однако, «путешествие в прошлое» было для нас не самоцелью, а способом включения школьников в  мир ценностей общечеловеческих и национальных, нравственных и эстетических. Это путь  присвоения школьниками  ценностей культуры как ценностей лично значимых, введения их в круг приоритетов собственной жизни. Это путь формирования целостного представления о мире.

Названные программы прошли многолетнюю проверку в образовательных  учреждениях различных территорий России и показали, что их использование способствует  развитию творческой и познавательной активности школьников, их общекультурного кругозора, формированию важных личностных и нравственных качеств.


Источник:      XV Международные Рождественские образовательные чтения

Последние публикации:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора.

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший...

(См. далее...)

2 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Традиционные ценности помогают сохранить жизнеспособность в условиях теряющей свой гуманизм цивилизации». Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Всемирном фестивале молодежи

2 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Всемирный фестиваль молодежи, проходящий на федеральной территории «Сириус» в Краснодарском крае...

(См. далее...)

9 февраля 2024

Президент России В.В. Путин:

«Мы защищаем своих людей, себя, свою Родину и наше будущее». Интервью Президента России Владимира Путина Такеру Карлсону

9 февраля 2024 года в Кремле Президент России Владимир Владимирович Путин ответил на вопросы Такера Карлсона, американского журналиста, основателя видеоплатформы Tucker Carlson Network. 10 февраля 2024 г.

(См. далее...)

Публикация:

XV Международные Рождественские образовательные чтения

31.01.2007

Также у этого автора:
Архив публикаций:
Святые и святыни:
Мчч. Агапий, Пуплий, Тимолай. Икона. Русь. 1-я половина XVI в. Музей икон. Реклингхаузен. Германия

28 марта

Мученики Агапий, Пуплий, Тимолай, Ромил, Александр, Александр, Дионисий и Дионисий (303)

...Находившиеся в толпе юноши-христиане Пуплий, Тимолай, Александр, другой Александр, Дионисий и иподиакон Диаспольской церкви Ромил решили публично исповедать веру и пострадать за Христа...

(См. далее...)

Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Анонсы

Вера и Время    2024