доктор педагогических наук
Москва
Сегодня, как и более двух столетий назад, актуально звучит призыв великого немецкого педагога Адольфа Дистервега «Обучай культуросообразно! ». Эти слова находят весьма широкую поддержку среди педагогов. В настоящее время активно разрабатываются культурно-историческая педагогика (Е.А.Ямбург), культурология образования (Н.Б.Крылова), культурологическое направление в педагогике (Е.А.Бондаревская).
Появление культурологических теорий связано также с пониманием необходимости противостоять серьезным негативным явлениям в образовании, среди которых называются:
- недостаточный общекультурный уровень как учащихся (их семей), так и педагогов;
- доминирование знаниевого подхода в содержании образования в ущерб ценностному;
- слабые интеграционные связи между учреждениями образования и культуры;
- неразвитая культурная среда образовательных учреждений;
-недостаточно эффективная реализация на практике принципов гуманизации и гуманитаризации образования, их декларативность.
Подтверждения этих негативных тенденций мы находим каждый день в СМИ, в жизни. Накануне нового учебного года Romir Monitoring опросил мнение россиян о современной школе и выяснили, что помимо недовольства низкой зарплатой учителей ( 75%), и плохим материальным обеспечением школ (47%), их чрезвычайно волнует низкий уровень нравственности детей и нравственного воспитания (28% и 27% соответственно). Причем среди москвичей недовольство нравственным воспитанием выходит на второе место после недовольства качеством обучения.
Эти данные красноречиво перекликаются с другим опросом, когда задавался вопрос «Чем россияне могут гордиться, какими достижениями?». Четверть опрошенных считают, что годиться вообще нечем, 16% - народом, 11% - традициями. По другим данным – почти 40% россиян испытывают стыд за свою страну и только четверть гордость, но, прежде всего, за достижения прошлого – победа в войне, освоение космоса.
Эти цифры, которые конечно не стоит абсолютизировать, подтверждают то, что мы ощущаем постоянно: резкое расслоение населения не только по материальному, но и общественно-групповому принципу; осознание идейного вакуума; непонимание общенациональных целей и задач; усталость от реформ (в том числе и в сфере образования), которые не имеют завершения и хаотично сменяют одна другую.
И все-таки, несмотря на пессимистические настроения, наши сограждане рассматривают школу как важный фактор стабильности и выделяют ее в этом плане среди различных институтов общества. Отвечая на вопрос «Кого в наши дни должна готовить школа», респонденты (по данным ВЦИОМа) около четверти (23%) ответили: «Школа должна готовить культурных людей с широким кругозором». Этот ответ занял второе место после пожелания воспитания людей, подготовленных к будущей профессиональной деятельности (41%).
Очевидно, что школа не должна обмануть эти надежды. Но как этого добиться? Как найти ответы на вопросы, касающиеся создания реального культурного пространства школы, превращении ее в институт культуры.
По мнению многих исследователей речь должна идти о становлении культурной парадигмы, которая наиболее адекватно отвечает особенностям современного этапа жизни российского общества, стремящегося реализовывать гражданское ценности (возможность выбора, толерантность) и сохранить лучшее из отечественной социальной и культурной жизни (приоритет духовных ценностей, важность общественных интересов, высокие патриотические убеждения). Только пространство культуры способно учесть столь разные интересы, сохранив гуманистическую направленность реформ в образовании.
Подчеркнем также, что именно в рамках культурной парадигмы наиболее полно возможно развитие личностных качеств человека, реализации идей личностно-ориентированного образования. Это - возможность преодоления восприятия школы как «холодного дома, где не хватает эмоционального тепла, личной заинтересованности педагогов в успехах ребенка» (из материалов Н.Ю.Синягиной о результатах внедрения концепции личностно-ориентированного образования младших школьников).
Понимание культуры невозможно без обращения к ценностям, которые являются ее ядром и основным компонентом. Именно ценности позволяют осознать нормы, эталоны, идеалы, регулирующие жизнь общества и поведение отдельных людей. Ценности – важнейшие характеристики объектов и процессов, которые имеют позитивное значение для людей и общества. Ценность является не свойством какой-либо вещи, а сущностью и одновременно условием полноценного бытия.
В процессе освоения ценностей происходит выбор тех или иных культурных образцов, социальных ориентиров, нравственных идеалов, помогающих организовывать собственное поведение в социальной среде. Однако, именно делать такой выбор бывает мучительно сложно и взрослому, и ребенку. Может быть поэтому, С.Лем весьма иронично обозначил современную цивилизацию как обмен ценностей на удобства. Эти слова были сказаны в прошлом столетии, но очевидно, они не утратили своей горькой очевидности и в ХХI веке. Задача педагога – попытаться вместе с ребенком подняться к истинным ценностям, которые скрыты в культуре прошлого и настоящего.
Используя ценность как ориентир в различных жизненных ситуациях, ребенок осваивает опыт культуротворчества, культуросозидания. Развитие этой способности зависит от представленности в пространстве образования ценностей культуры и обеспечения возможности ребенку включиться в их осознание, освоение, принятие. Проблема, однако, заключается в том, что внимание уделяется только (или преимущественно) педагогическому обеспечению обучения и воспитания. Культурологическое же обеспечение учебно-воспитательного процесса представляется как нечто несущественное, обеспечивающее общий культурный фон, что-то, используемое для украшения суровой педагогической действительности.
Совершенно очевидно, что сегодня нужно не просто увеличение объема культурологической информации (введение новых курсов, учебных предметов), а о повышении культуроёмкости образования, сущность и принципы которого рассматриваются в работах Н.Б.Крыловой, В.И.Слободчикова, Е.О.Галицких, И.Е.Видт и др.
Культуросообразное содержание образованияэто не только историко-культурологические факты, содержащиеся в различных дисциплинах. Учебный материал должен восприниматься как личностная образовательная ценность, он должен осознаваться как культурное явление, если связывается с личностным интересом в процессе мыслительной или иной продуктивной деятельности ребенка и не только на уроке.
Именно поэтому нам представляется наиболее значимым вопрос о содержании образования (технологии, методы работы, условия – вторичны).
Речь идет о таком содержании, которое стимулирует у школьников желание осмыслить, оценить культурно значимые ценности, принять их на личностном уровне не как сумму знаний, а как основу для выстраивания отношений к людям, к обществу, к окружающей действительности, к самому себе. Таким образом, формируются определенные точки опоры, позволяющие совершать нравственные поступки, совершать выбор в сложных жизненных ситуациях, быть ответственным за дело, за свою жизнь. Воспитание в этом случае означает эволюцию всей ценностно-мотивационной сферы ребенка.
Однако, выбор содержания – дело очень сложное. Здесь уместно вспомнить слова Ю.Лотмана, говорившего: «Культура начинается с запретов». О том, что должно входить в область истинной культуры, вызывает множество споров, связанных непосредственно с такими понятиями как «свобода» и «ответственность». Возникает законное опасение «навязывания ценностей» ребенку.
Несомненно, всякое насилие, вызывает негативную реакцию, однако в педагогике необходимо уходить от однозначности формулировок и искать более емкие определения. Следует, на наш взгляд, прислушаться к мнению известных деятелей культуры. В.С.Непомнящий считает: «Высокую культуру надо навязывать! Мне скажут: а как же свобода? А я отвечу: когда твой ребенок упрямо идет на красный свет – тащи его за шиворот, и никакой свободы! Свобода – положительная ценность только тогда, когда она в системе других ценностей». Такую же точку зрения высказывает И.Волгин, считающий: «есть тексты, и есть «мифологические герои», которые объединяют нацию, - они служат общим культурным кодом для разных поколений и разных социальных слоев. Пути взрослых людей расходятся навсегда. Но школа – это совместное прошлое всех, кто только желает говорить на одном языке. Надо - хотя бы в детстве – читать общие книжки: единый учебник относится к их числу….. некий базисный «культурный набор» должен быть навязан ребенку: это … точка единения и преемственности «со всем остальным».
Именно поиск таких «точек единения» и стал основой для разработки силами сотрудников ИОО МО РФ первых комплексных программ, построенных на широкой культурологической основе. Главное направление этой работы состояло в определении ценностного ядра основного образования, историко-культурологического компонента всех учебных дисциплин, изучаемых в 5 – 11 классах. Это позволило конкретизировать основные содержательные линии, добиться преемственности в деятельности педагогов в системе «урок- внеурочная деятельность – занятия в творческих объединениях), обеспечить целостность образовательного пространства. Данный подход к созданию программно-методического обеспечения является, на наш взгляд, реальной основой для интеграции основного и дополнительного образования, поскольку предлагает решение этой проблемы не только на организационном, но и содержательном уровне. Речь идет о программах, направленных на расширение пространства «вневременного» общения, диалога эпох и культур через «проживание», «прочувствование», исторических событий, явлений культуры, жизни отдельного человека; включения общих культурных явлений и ценностей в сферу личностных интересов и ценностей ребенка.
Однако, «путешествие в прошлое» было для нас не самоцелью, а способом включения школьников в мир ценностей общечеловеческих и национальных, нравственных и эстетических. Это путь присвоения школьниками ценностей культуры как ценностей лично значимых, введения их в круг приоритетов собственной жизни. Это путь формирования целостного представления о мире.
Названные программы прошли многолетнюю проверку в образовательных учреждениях различных территорий России и показали, что их использование способствует развитию творческой и познавательной активности школьников, их общекультурного кругозора, формированию важных личностных и нравственных качеств.
Источник: XV Международные Рождественские образовательные чтения
|