Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Публикации по теме:

27 января 2021

Геннадий Дорофеев:

Сохраните жизнь! Или про то, как братик спас сестричку…

История, невыдуманная, происшедшая на самом деле, которая, думаю, не оставит равнодушным ни глубоко верующего человека, ни искреннего атеиста...

(См. далее...)

10 декабря 2020

Т.И. Петракова:

Очевидное и …неочевидное. Воспитание мальчиков в христианской традиции (по повести И.С. Шмелёва)

Воспитание мальчиков в христианской традиции – по повести И.С. Шмелёва «Лето Господне». Доклад на XXV Крымских международных Шмелёвских чтениях 2020 года...

(См. далее...)

Последние репортажи:

17 января 2022

Традиционная конференция «Крепкая семья – сильная Россия» на площадке Колледжа современных технологий имени Героя Советского Союза М.Ф. Панова (+ ВИДЕО)

17 января 2022 года на площадке Колледжа современных технологий в рамках XXX Международных Рождественских образовательных чтений прошла традиционная конференция «Крепкая семья – сильная Россия: милосердие...

(См. далее...)

12 января 2022

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Бытия, главы 20-21. Январь (+ ВИДЕО)

12 января 2022 года в очно-дистанционном формате состоялась очередная, двадцать третья встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект «Наследие», клуб «Я шагаю по Москве»)...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Дивногорцева Светлана Юрьевна /Кандидат педагогических наук, Доцент, Зав. кафедрой педагогики и методики начального образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

Дивногорцева Светлана Юрьевна

Кандидат педагогических наук
Доцент
Зав. кафедрой педагогики и методики начального образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

Публикации этого автора


Назарова Татьяна Леонидовна

Магистр педагогики
Преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

Публикации этого автора

16 ноября 2012

Основы Православной культуры | Изучение традиционных религий | Духовно-нравственное воспитание


 

Методическое обеспечение преподавания предмета «Закон Божий» в современных православных школах

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ. Проект №11-06-00356а «Религиозное образование в современной России»


Появление православных школ в Российской Федерации после 70-летнего периода их запрета стало возможным еще с конца 80-х годов ХХ века. Главной своей задачей они ставили приобщение взрослых и детей к православной вере, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Несмотря на более чем 20-летнюю историю своего развития в постсоветском пространстве России, православные школы продолжают испытывать ряд проблем и трудностей.  Практически в большинстве школ отсутствуют программы и методические разработки по предметам Закон Божий, церковно-славянский язык, история Русской Церкви и другим, необходимая учебная литература, нет подготовленных педагогических кадров для соответствующей работы.

Накопленный интересный и полезный опыт работы церковноприходских школ России до революции 1917 года мало изучен. В настоящее время назрела острая необходимость осмыслить и обобщить этот опыт с тем, чтобы избежать повторения ошибок с одной стороны, и извлечь полезные наработки, с другой. Рассмотрим в данной статье, какие имелись методические работы и учебники по предмету «Закон Божий» в дореволюционной России и какие рекомендации давались в них.

Начиная с конца X века православное вероучение твердо пронизывало канву всех образовательных дисциплин отечественной школы вплоть до XVII века, сохраняясь при этом простым учением Божественных книг. С середины XVII века изучение вероучения принимает научный характер для защиты православной веры от католичества, лютеранства и других иноверческих организаций. Изучение вероучения происходило в это время в контексте освоения учащимися курсов с самыми различными названиями.

Первые уроки Закона Божия были введены в гимназии Казанского учебного округа в 1809 году. В 1819 году в программу обучения был включен Новый вместе с катехизисом, но без плана, программы, без руководств, учебных часов и средств содержания законоучителей. Постепенно, однако, Закон Божий как предмет гимназического образования определился, принял устойчивые формы и в 1851 году обработанный протоиереем Райковским план его преподавания был утвержден Синодом и по распоряжению министра народного просвещения был принят во всех гимназиях. По плану Райковского, изучение Закона Божия слагалось из изучения молитв, священной истории, катехизиса, кратких учений о богослужении и истории церкви, отечественной и вселенской. Таким образом, к середине  XIX века окончательно сложился Закон Божий как предмет.

Еще в 1720 году вышел составленный Феофаном Прокоповичем «Букварь, или Первое учение отроков с Катехизисом». Он содержал в себе, кроме азбуки и главных молитв, лишь краткий катехизис, излагавший «главнейшие догматы веры и заповеди десятословия», которые и предписывались Духовным регламентом изучать «детям всех званий». С 1720 по 1724 годы этот учебник переиздавался двенадцать раз и использовался не только в церковных, но и в светских школах, продолжая переиздаваться до середины XIX века. В 1823 году появились учебные книги митрополита Филарета «Начатки христианского учения» (краткая  Священная история и краткий катехизис) и «Пространный христианский катехизис». Оба являлись до начала восьмидесятых годов единственными учебниками по катехизису.

Оригинальностью подхода к изучению православного вероучения можно отметить работы прот. И.Наумова (брошюра «Мысли при взгляде на десять заповедей Закона Божьего») и Г.П.Павского (записка на имя В.А.Жуковского - Павский был законоучителем наследника цесаревича Александра Николаевича, две разработанные программы). Состав и способ преподавания Закона Божьего Павский приводил в связь с постепенным развитием умственных и нравственных сил учащихся. Детство – возраст чувства; сообразно с этим в ребенке развивается религиозное чувство с помощью молитв (не только общецерковных, но и особых, импровизируемых под руководством учителя на каждый выдающийся случай жизни личной и общественной), жизнеописаний святых, указания руки Божьей в природе и в общежитии и, наконец, живого изображения обрядов церкви. Второй момент религиозного обучения – изложение религиозных идей в формах рассудка и воображения и в правилах, т.е. изучение догматов, таинств и правил нравственности. Записка и программы Павского, а также образцы составленных им молитв и очерков явлений природы в первый раз изданы Н.И.Барсовым в 1880 году в «Сборниках Императорского русского исторического общества» и в составленной им биографии Г.П. Павского «Русская старина», 1880 года издания.

В 1872 году вышел учебник по Закону Божьему придворного протоиерея церкви Зимнего дворца в Санкт-Петербурге Димитрия Соколова [3]. Он был одним из самых известных законоучителей того времени, автором руководств по всем отделам курса Закона Божия и других богословских сочинений: «Беседы с детьми о вере и нравственности христианской в рассказах из священной истории Ветхого и Нового Завета», «Начальное наставление в православной христианской вере», «Священная история  Ветхого и Нового Завета», «О способе первоначального преподавании Закона Божия», «Учение о богослужении православной церкви», «Краткое учение о богослужении», «Читальня народной школы», «Святая земля и священно-исторические события Нового Завета», «Искупление рода человеческого И. Христом», «Назначение женщины по учению слова Божия» и др. Руководства Соколова разошлись по России в сотнях тысяч экземпляров.

Стойким и убежденным борцом за научную постановку преподавания Закона Божьего был священник Евгений Федорович Сосунцов (1870 - около1935). Его идеи и труды в области методики законоучительства заслуживают самого серьезного внимания и подробного изучения. Им написано свыше 35 книг и монографий в помощь законоучителям. Главная цель для него в изучении Закона Божия была воспитательная. Условием успешности занятий автор считал всестороннее знание предмета законоучителем, постоянную заботу о самообразовании, любовь к детям, искреннюю веру в сообщаемые детям истины, развитие в детях интереса и самодеятельности. Среди его дидактических рекомендаций законоучителям выделим наиболее важные и полезные: обучение должно быть сообразно степени развития детей; лучшее достоинство речи законоучителя – простота и краткость; обучать православному вероучению необходимо наглядно, причем наглядность может быть как предметной, так и умственной; заучивать необходимо лишь основные положения предмета; урок необходимо делить на части; нельзя учить каждого ученика отдельно, но нельзя и учить всех одинаково – учитель должен быть терпелив к индивидуальным различиям детей; необходимо поощрять на уроках Закона Божиего вопросы детей, пение, рисование, письменное изложение своих мыслей; учителю необходимо серьезно и детально готовиться к каждому уроку и т.п. Особым условием успешности проведения урока Закона Божьего автор считал необходимость преподавания предмета устно, а не по книге, а также необходимость пережить и перечувствовать его самим учителем. Законоучитель должен принять его всем своим сердцем, чтобы урок стал для него самым дорогим, самым близким и самым важным делом на свете. «От такого переживания рассказ законоучителя становится одухотворенным и увлекает чувство и ум учащихся. Сухое, вялое изложение порождает скуку, а оживленное - стремление следовать получаемому учению. Слово Божие есть слово жизни и должно преподаваться не со скукой, а с воодушевлением. Учитель в некоторой дозе творец и художник: без вдохновения не может быть и творчества» [4, с.7].

Анализ методической литературы XIX – начала XX века по проблеме преподавания Закона Божия позволил выделить три способа (или, как говорили в то время, метода) преподавания. Поступательный метод состоял в последовательном прохождении отделов курса Закона Божьего в том порядке, какой указан программой. Задача законоучителя в этом случае значительно упрощалась. Ему не было необходимости заботиться о выборе материала для каждого урока, а достаточно было лишь иметь под руками хороший учебник и усвоить его. Неудобен он был тем, что совершенно устранял развитие любознательности учащихся и требовал объяснения одной стороны предмета. Учащиеся по поступательной системе в течение первого года и первой половины второго года ничего не слышали о Христе, о христианской вере, хотя и заучивали молитвы.

Совместный метод состоял в том, что все, относящееся к той или другой христианской истине, изучалось в школе одновременно, совместно, где бы об этой истине не упоминалось. Например, говоря о сотворении мира, учитель должен был выучить с учениками первый член «Символа веры» и указать, что чтение предначинательного псалма во время вечерни означает собою сотворение мира и блаженную жизнь первых людей в раю. Более удобен был этот метод при повторении всего курса и при обобщении всех познаний, но неприменим при разработке материала вновь.

Концентрический метод состоял в том, что весь учебный материал разбивался на несколько законченных разделов или кругов, имеющих один общий центр. При  ведении занятий по этому методу в первый же год обучения излагались главнейшие катехизические истины, некоторые избранные рассказы из Священной истории, вкратце должно было быть сказано о богослужении, объяснены и выучены главнейшие молитвы. В последующие два или три года учения изучались те же разделы, но более подробно, с постепенным расширением в объеме сообщаемых учащимся сведений. Таким образом, знания, приобретаемые учащимися в первом классе начальной школы, представляли собой первый законченный круг религиозных понятий. Этот первый круг служил в то же время основанием для сведений, сообщаемых ученикам в старших классах, имеющих один общий центр – малые начальные сведения первого года обучения. Центром следующего года обучения являлись знания, полученные в предыдущем классе. Отсюда и название метода – концентрический, т.е. такой метод, при занятиях по которому в первый же год учения ученикам давалась законченная сумма знаний в сжатом виде, а в последующие годы те же основные знания, постепенно расширяясь в объеме, группировались около первого круга, имея один общий центр.

В конце XIX – начале XX века были подготовлены и использовались в школах различные учебники по Закону Божьему. К примеру, учебник «Начальные сведения по Закону Божию для младшего возраста» составил по программе Святейшего Синода в 1911 году В.Н.Делекторский. Данный курс был составлен для учащихся первого года обучения концентрическим методом. Начальный текст учебника напечатан  крупным шрифтом простым доступным для понимания детей языком. Темы коротко изложены, чтобы избежать утомления учащихся. К концу шрифт текста уменьшается, так как дети уже привыкают читать обычным печатным шрифтом. В конце учебника приведены вопросы для повторения по каждой теме.

В учебнике протоиерея Аполлония Темномерова «Научение в Законе Божьем» представлен материал в объеме четырехгодичного курса Закона Божьего для младшего школьного возраста, вполне пригодный для обучения вероучению в современных воскресных школах. Молитвы, тропари праздников, тексты песнопений изложены с подробным пояснением церковно-славянских слов; в учебнике есть перевод текстов на русский язык.  Материал в нем написан кратко, доступным и понятным для детей языком. Кроме того, в педагогической практике дореволюционных законоучителей были сделаны разработки для обучения глухонемых детей. Например,  «Уроки по Закону Божьему для глухонемых детей» [2].

Таким образом, дореволюционные педагоги внесли важный и ценный вклад в развитие методики преподавания православного вероучения. Современным законоучителям воскресных школ и методистам следует изучить опыт написания конспектов по Закону Божьему для начальной школы, руководствуясь книгами Е.Ф.Сосунцова,  А.М.Темномерова и других. Их работы представляют собой глубокие по смыслу и конкретные по содержанию высокопрофессиональные труды. Сохранившиеся разработки необходимо подробно изучать, анализировать, обобщать, вносить дополнения или  изменения в соответствии с современными достижениями методической науки и реалиями сегодняшней жизни, например, широким развитием информационно-коммуникационных технологий. Таким образом, перед учеными- методистами стоит задача дидактического осмысления и обработки имеющегося опыта преподавания православного вероучения и его распространения среди самого широкого круга современных законоучителей.

 

Литература

1. Делекторский, В.Н. Закон Божий: Начальные сведения по Закону Божию для младшего возраста./Составил по программе Святейшего Синода 1911 года В.Н.Делеторский. – М.: Издание А.С.Панафидиной, 1916. 

2. Попов К., прот. Уроки по Закону Божьему для глухонемых детей. – Петроград: Типография В.Д.Смирнова, Екатерининский кан. № 45, 1915.

3. Соколов, Д.П. Иллюстрированный Закон Божий для детей / протоиерей  Д. П. Соколов – М.: Русский Хронограф, 2011.

4. Сосунцов, Е.Ф. Спутник законоучителя: основные правила дидактики методики Закона Божия. 2-е изд. - Казань: Центральная Типография, 1914.

5. Темномеров, А.М. Пособие к изучению православного христианского катехизиса. СПб.: Типо-литография М.П.Фроловой, 1911.


Источник:      Вера и Время

Последние публикации:
Святитель Феофан Затворник

23 января 2022

Святитель Феофан Затворник:

50 советов и изречений

...Лекари говорят: «Натощак не выходи наружу». В отношении к душе это исполняется утреннею молитвою и чтением. Напитается ими душа — и уже не тощею выходит на дела дня...

(См. далее...)

23 января 2022

Геннадий Дорофеев:

Выше Выши только небо

...Неправдоподобно прямая лента дороги, сужаясь в нить, упиралась на горизонте в почти чёрную стену грозового неба, на фоне которого от края и до края, не прерываясь ни на дюйм, триумфальной аркой полыхало семицветье радуги. И моя машина, набирая скорость, въезжала прямо под эту арку…

(См. далее...)

19 января 2022

Протоиерей Андрей Ткачёв:

Что услышим сердцем? Крещение Господне

...Пришедши за водой, примем Дух, а вместе с Духом – страх ко исправлению. Представим, что нам, а не кому-то другому, сказано устами Иоанна: «Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния»...

(См. далее...)

18 января 2022

Святейший Патриарх Кирилл:

«Верю, что благодать не будет напрасна…». Слово после Божественной Литургии в навечерие праздника Богоявления

...Постойте подольше в храме, никуда не спешите, подумайте о своей жизни, о своих родных и близких, о детях и внуках, подумайте об Отечестве нашем, о самих себе и вознесите горячую молитву Господу, чтобы силой и благодатью, явленными нам через...

(См. далее...)

Публикация:

Вера и Время

16.11.2012

Также у этого автора:
Архив публикаций:
Святые и святыни:
Феодосий Великий

24 января

Преподобный Феодосий Великий, общих житий начальник (529)

Преподобный Феодосий Великий, общих житий начальник (Память - 24 января по новому стилю, 11 января по старому стилю)

(См. далее...)

Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Анонсы

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2022