Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Публикации по теме:
Митрополит Иларион

8 марта 2018

Митрополит Волоколамский Иларион:

Мы должны закладывать в наших детей духовно-нравственный код, который поможет им вырасти полноценными гражданами

3 марта 2018 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных...

(См. далее...)

15 февраля 2018

Митрополит Волоколамский Иларион:

Теология и преподавание религии в школе

Доклад митрополита Волоколамского Илариона на пленарном заседании конференции «Духовно-нравственное образование в современной школе: социально-философский, научно-педагогический и межрелигиозный аспекты», прошедшей...

(См. далее...)

Последние репортажи:

17 января 2022

Традиционная конференция «Крепкая семья – сильная Россия» на площадке Колледжа современных технологий имени Героя Советского Союза М.Ф. Панова (+ ВИДЕО)

17 января 2022 года на площадке Колледжа современных технологий в рамках XXX Международных Рождественских образовательных чтений прошла традиционная конференция «Крепкая семья – сильная Россия: милосердие...

(См. далее...)

12 января 2022

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Бытия, главы 20-21. Январь (+ ВИДЕО)

12 января 2022 года в очно-дистанционном формате состоялась очередная, двадцать третья встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект «Наследие», клуб «Я шагаю по Москве»)...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Дивногорцева Светлана Юрьевна /Кандидат педагогических наук, Доцент, Зав. кафедрой педагогики и методики начального образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

Дивногорцева Светлана Юрьевна

Кандидат педагогических наук
Доцент
Зав. кафедрой педагогики и методики начального образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

Публикации этого автора

16 ноября 2012

Основы Православной культуры | Изучение традиционных религий


 

Историко-педагогическая подготовка учителя религиозной культуры и этики

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 11-06-00356а


С 1 сентября 2012 года во всех школах Российской Федерации был введен предмет «Основы религиозных культур и светской этики», в связи с чем актуализировалась проблема подготовки соответствующих педагогических кадров. Очевидно, и прежде всего самим учителям, что ограничиться семидесятью двумя часами курсов повышения квалификации для преподавания той области социокультурной жизни, которая не рассматривалась при обучении в вузах, невозможно. Потребностью сегодняшнего дня становится открытие принципиально нового профиля подготовки учителя религиозной культуры и этики в рамках существующего стандарта «Педагогическое образование». Законодательство нашей страны дает возможность готовить учителей как в рамках бакалавриата, так и магистратуры, куда принимаются абитуриенты с любым высшим образованием. За два года очной формы обучения в магистратуре студенты имеют возможность получить знания, не вписывающиеся в жесткие рамки стандартов, а также комплекс специальных компетенций, позволяющих на достаточно высоком уровне выполнять определенные функции.

В 2010 году на кафедре педагогики и методики начального образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета с целью подготовки студентов к реализации в общеобразовательной школе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» была открыта магистратура «Педагогика начального образования, духовно-нравственного развития и воспитания школьников». В 2012 году профессорско-преподавательской корпорацией ПСТГУ была разработана экспериментальная программа подготовки бакалавра «Религиозная культура, этика, культурно-просветительская и добровольческая деятельность в школе». В соответствии с идеей о необходимости организации взаимосвязи в изучении нравственно-ориентированного курса с системой воспитательной работы в школе [1] программа нацелена на подготовку студентов: к проектированию и организации уроков основ православной культуры, этики и духовно-нравственному развитию школьников в традициях православной культуры; к культурно-просветительской деятельности, в частности к организации взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями, организации культурного пространства, разработке и реализации культурно-просветительских программ для различных социальных групп, вводящих в мир православной культуры; к организации добровольческой деятельности школьников. Построение вариативной части профессионального блока дисциплин по обязательным модулям («Теоретические основы и технологии преподавания религиозной культуры в школе», «Теоретические основы и технологии преподавания этики в школе», «Теоретические основы и технологии организации добровольческой деятельности в школе», «Организация культурно-просветительской и досуговой деятельности в школе») дает возможность подготовки учителей иных религиозных культур в различных конфессионально-ориентированных вузах страны.

Важнейшее значение имеет блок «Теоретические основы и технологии преподавания религиозной культуры в школе». Применительно к обучению учителя православной культуры теоретические основы его подготовки составляют базовые теологические дисциплины: введение в вероучение, Литургическое Предание, Священное Писание Ветхого и Нового Завета, история Церкви, история и теория христианского искусства. Будущему педагогу, ориентированному на передачу подрастающим поколениям традиций православной культуры, важно знать и понимать ее педагогические основы. Это актуально и в контексте выстраивания взаимодействия школы и учителя с семьей воспитанников. Если родители или лица, их заменяющие, выбрали модуль «Основы православной культуры», это означает либо приверженность семьи к этой культуре, либо желание ее узнать, к ней приобщиться. Поэтому в теорию подготовки учителя религиозной культуры необходимо, на наш взгляд, включить изучение соответствующей конфессионально ориентированной педагогики.

В Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете в теоретическую подготовку учителя православной культуры включена дисциплина «Основы православной педагогической культуры». Она логически и содержательно взаимосвязана с преподаванием таких дисциплин, как педагогика, история Русской православной церкви. Для ее усвоения бакалавр должен иметь общие представления о педагогической науке, истории ее развития в России, истории становления и развития Русской православной церкви и основах православного вероучения. Дисциплина  «Основы православной педагогической культуры» нацелена на формирование историко-педагогических компетенций студентов, связанных со знанием и пониманием истории возникновения и развития православной педагогической культуры; осознанием ее взаимосвязи с теологическим учением посредством привлечения внимания слушателей к основным положениям православной антропологии; формированием православного понимания сущности педагогического процесса; уяснением особенностей процесса духовно-нравственного воспитания личности в контексте православной педагогической культуры; вырабатыванием первоначальных умений и навыков организации процесса духовно-нравственного воспитания школьников в учебное и внеучебное время; раскрытием особенностей этики педагогических отношений в православной культурной традиции.

В соответствии с целями изучения дисциплины «Основы православной педагогической культуры» в ней выделены три раздела: «Становление и развитие православной педагогической культуры», «Православная педагогическая культура в контексте социально-педагогической деятельности», «Теоретические основы православной педагогической культуры».  

Содержание раздела «Становление и развитие православной педагогической культуры» раскрывает специфику теоретического знания в области православной педагогической культуры, которое заключается в одновременном существовании двух взаимодополняющих и взаимовлияющих направлений педагогической мысли — церковно-педагогического, представленного святоотеческими трудами, и научно-педагогического знания, общей теоретико-методологической основой которых выступает теологическое учение, включающее православную антропологию. В разделе раскрывается динамика теоретической мысли в области православной педагогической культуры в России, которая связана с последовательным появлением предпосылок ее институирования в современное научно-педагогическое знание: древнерусской учительной литературы, содержащей библейские элементы и заимствования из сочинений святых отцов Восточной церкви (сборники поучений, летописи, жития святых); святоотеческих трудов лиц духовного звания, опирающихся на Священное Писание и опыт, в том числе личный, организации духовной жизни; антропологических и культурологических концепций русских религиозных философов, сформировавшихся на основе святоотеческой мысли; педагогических идей и теорий архиеп. Евсевия (Орлинского), Н.И. Ильминского, К.П. Победоносцева, Н.И. Пирогова, С.А. Рачинского, К.Д. Ушинского, сщмч. Фаддея (Успенского) и др., вобравших новозаветные идеалы, святоотеческие идеи и религиозно-философское знание; православно-педагогической парадигмы теории воспитания в среде русского зарубежья.

Раздел «Православная педагогическая культура в контексте социально-педагогической деятельности» раскрывает одну из важнейших инвариантных характеристик православной педагогической культуры в России - ориентацию на создание культурных образцов общественной жизни, передачу социокультурного опыта и межпоколенных отношений через деятельность православных монастырей и приходов, сохранение традиций устроения, быта и жизни православной семьи.

В разделе «Теоретические основы православной педагогической культуры» представлены основные положения христианской антропологии, описан категориально-понятийный аппарат православной педагогики, систематизированы и представлены цель, задачи, принципы организации педагогической деятельности в контексте православной культуры, охарактеризована этика педагогических отношений. Особое внимание в разделе уделено рассмотрению вопросов о цели, задачах, методах и формах духовно-нравственного воспитания личности в контексте православной педагогической культуры.

 

Примечание

1. Дивногорцева, С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры / С.Ю. Дивногорцева. — М.: ПСТГУ, 2007. — 237 с.

 

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 11-06-00356а


Источник:      Вера и Время

Последние публикации:
Святитель Феофан Затворник

23 января 2022

Святитель Феофан Затворник:

50 советов и изречений

...Лекари говорят: «Натощак не выходи наружу». В отношении к душе это исполняется утреннею молитвою и чтением. Напитается ими душа — и уже не тощею выходит на дела дня...

(См. далее...)

23 января 2022

Геннадий Дорофеев:

Выше Выши только небо

...Неправдоподобно прямая лента дороги, сужаясь в нить, упиралась на горизонте в почти чёрную стену грозового неба, на фоне которого от края и до края, не прерываясь ни на дюйм, триумфальной аркой полыхало семицветье радуги. И моя машина, набирая скорость, въезжала прямо под эту арку…

(См. далее...)

19 января 2022

Протоиерей Андрей Ткачёв:

Что услышим сердцем? Крещение Господне

...Пришедши за водой, примем Дух, а вместе с Духом – страх ко исправлению. Представим, что нам, а не кому-то другому, сказано устами Иоанна: «Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния»...

(См. далее...)

18 января 2022

Святейший Патриарх Кирилл:

«Верю, что благодать не будет напрасна…». Слово после Божественной Литургии в навечерие праздника Богоявления

...Постойте подольше в храме, никуда не спешите, подумайте о своей жизни, о своих родных и близких, о детях и внуках, подумайте об Отечестве нашем, о самих себе и вознесите горячую молитву Господу, чтобы силой и благодатью, явленными нам через...

(См. далее...)

Публикация:

Вера и Время

16.11.2012

Также у этого автора:
Архив публикаций:
Святые и святыни:
Феодосий Великий

24 января

Преподобный Феодосий Великий, общих житий начальник (529)

Преподобный Феодосий Великий, общих житий начальник (Память - 24 января по новому стилю, 11 января по старому стилю)

(См. далее...)

Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Анонсы

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2022