Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Публикации по теме:
Митрополит Иларион

8 марта 2018

Митрополит Волоколамский Иларион:

Мы должны закладывать в наших детей духовно-нравственный код, который поможет им вырасти полноценными гражданами

3 марта 2018 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных...

(См. далее...)

15 февраля 2018

Митрополит Волоколамский Иларион:

Теология и преподавание религии в школе

Доклад митрополита Волоколамского Илариона на пленарном заседании конференции «Духовно-нравственное образование в современной школе: социально-философский, научно-педагогический и межрелигиозный аспекты», прошедшей...

(См. далее...)

Последние репортажи:

17 января 2022

Традиционная конференция «Крепкая семья – сильная Россия» на площадке Колледжа современных технологий имени Героя Советского Союза М.Ф. Панова (+ ВИДЕО)

17 января 2022 года на площадке Колледжа современных технологий в рамках XXX Международных Рождественских образовательных чтений прошла традиционная конференция «Крепкая семья – сильная Россия: милосердие...

(См. далее...)

12 января 2022

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Бытия, главы 20-21. Январь (+ ВИДЕО)

12 января 2022 года в очно-дистанционном формате состоялась очередная, двадцать третья встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект «Наследие», клуб «Я шагаю по Москве»)...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Дивногорцева Светлана Юрьевна /Кандидат педагогических наук, Доцент, Зав. кафедрой педагогики и методики начального образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

Дивногорцева Светлана Юрьевна

Кандидат педагогических наук
Доцент
Зав. кафедрой педагогики и методики начального образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

Публикации этого автора

16 ноября 2012

Основы Православной культуры | Изучение традиционных религий


 

Подготовка учителя религиозной культуры и этики в контексте модернизации российского образования

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 11-06-00356а


В декабре 2009 года в качестве методологической основы разработки и реализации федерального государственного стандарта общего образования была предложена «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [1]. В Концепции подчеркивается, что в современной школе должна быть сосредоточена не столько интеллектуальная, сколько духовная и культурная жизнь обучающегося. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности определено первостепенной задачей современной образовательной системы. Среди разработанных путей его осуществления — приобщение к системе ценностей, соответствующих традиционным российским религиям, а также светской этики.

С 1 сентября 2012 года в рамках вводимого в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» с IV класса по выбору обучающихся или по выбору их родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.

Основными целями вводимого предмета являются развитие представлений о нравственных нормах и ценностях, формирование готовности к духовно-нравственному развитию личности, знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, формирование первоначальных представлений о светской этике и о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. Исходя из заявленных целей очевидно, что содержание модулей ориентировано на общее знакомство с культурой соответствующих религий и не включает богословских вопросов.

  Предполагается, что вести модули будут преподаватели с «необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку» [3]. В настоящее время подготовка учителей ведется под эгидой Академии повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования. Предполагается, что на первом этапе обучение в Академии пройдут 500 учителей-тренеров из 62 регионов Российской Федерации, не участвовавших в апробации курса, а на втором этапе уже сами эти тренеры будут обучать своих коллег из регионов. Для того, чтобы начать преподавание принципиально нового для отечественного образовательного пространства предмета, предпринятые меры достаточны. Но каждая из религиозных культур настолько богата историей, традициями, нравственными ценностями, что, исходя из собственного педагогического опыта, смеем утверждать, что очень скоро большинство педагогов убедятся в необходимости получения более полного, нежели в рамках курсов, образования. Поэтому считаем, что в настоящее время имеет смысл говорить об открытии новых, соответствующих выше упоминаемому предмету, профилей в рамках подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование», а также о разработке и подготовке необходимых магистерских программ с обязательным привлечением к преподаванию ряда предметов для обучающихся студентов образовательных структур религиозных организаций, например ресурсов Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ).   

Подготовка студентов в ПСТГУ, в том числе будущих педагогов, является уникальной и пока единственной в своем роде. Традиционная структура педагогического образования В.А. Сластенина (психолого-педагогический, социогуманитарный, культурологический и естественно-научный модули) [5, с. 225-227] дополнена в ПСТГУ  дисциплинами гуманитарно-мировоззренческого модуля. Организация учебного процесса в университете предполагает, в том числе, обращение к теологическому знанию как особому виду научной мысли, имеющему многовековую историю и собственную традицию научной рефлексии. Содержание предметов  блока профессиональных знаний наполняется ценностно-смысловыми ориентирами (например, психолого-педагогические дисциплины изучаются  через призму  христианской антропологии с ее пониманием человека как образа и подобия Божия, учения о спасении и т. п.). Также в образовательный процесс вводятся знания, дающие методологическую основу для понимания дисциплин профессиональной подготовки как православно ориентированных (это изучение библеистики, катехизиса, Литургического Предания, религиозной философии, патрологии и др.).

Накопленный опыт подготовки учителей начальных классов со специализацией «Основы православной культуры в начальной школе», социальных педагогов со специализацией «Теория и методика нравственного воспитания школьников» позволил профессорско-преподавательской корпорации педагогического факультета с привлечением ресурсов кафедры теологии разработать учебный план и основную образовательную программу высшего профессионального образования подготовки бакалавра педагогики по профилю «Религиозная культура, этика, культурно-просветительская и добровольческая деятельность в школе», основной целью которой является формирование профессиональных компетенций для осуществления педагогической, культурно-просветительской и добровольческой деятельности в системе начального и среднего общего (полного) образования в качестве учителя основ православной культуры, этики, основ мировых религиозных культур, организатора и руководителя культурно-просветительской и добровольческой деятельности в школе, учреждениях дополнительного образования, детских летних лагерях.

Основанием для разработки такого «многонаправленного» педагогического профиля послужила идея о необходимости организации взаимосвязи в изучении нравственно-ориентированного курса с системой внеурочной и внеклассной воспитательной работы в школе [2], поскольку такого рода взаимосвязь обучения и воспитания является одним из условий освоения учащимися духовно-нравственных ценностей. Данная точка зрения подкреплена мнением психологов, с точки зрения которых (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн и др.) становление личности возможно лишь в ходе глубоко содержательной, обоснованно объективной и субъективно значимой деятельности. Ключевую задачу, поставленную на сегодняшний день перед отечественной школой – духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России – невозможно решить с помощью одного предмета. Необходимо использовать ресурсы кружков, факультативов, классных часов, школьных праздников, добровольческой деятельности и т.п.

Для того чтобы достигнуть выше обозначенную цель образовательной программы по профилю «Религиозная культура, этика, культурно-просветительская и добровольческая деятельность в школе», необходимо подготовить студентов к проектированию и организации уроков основ православной культуры, этики, основ мировых религиозных культур в системе начального и среднего общего (полного) образования во взаимосвязи с организацией инновационной внеурочной деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников в традициях православной культуры, к культурно-просветительской деятельности, в частности к организации взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями, организации культурного пространства, разработке и реализации культурно-просветительских программ для различных социальных групп, вводящих в мир православной культуры, к организации добровольческой деятельности школьников.

Аналогичную программу подготовки учителя основ исламской (буддийской, иудейской) культур, а также основ мировых религиозных культур и светской этики могут разработать иные конфессионально-ориентированные вузы страны, взяв за основу предлагаемые модули, включенные в вариативный компонент учебного плана: «Теоретические основы и технологии преподавания религиозной культуры в школе», «Теоретические основы и технологии преподавания этики в школе», «Теоретические основы и технологии организации добровольческой деятельности в школе», «Организация культурно-просветительской и досуговой деятельности в школе».  

В требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу, отмечено, что в результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен:

- знать/понимать: основные понятия религиозных культур; историю возникновения религиозных культур; историю развития различных религиозных культур в истории России; особенности и традиции религий;

описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;

- уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур;

устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением

людей; излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры

(культур) в жизни людей и общества; соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры; строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам» [4].

Анализ выше приведенных требований к уровню знаний и умений школьников, изучивших курс «Основы религиозной культуры и светской этики», дает основание в наибольшем объеме включить в подготовку соответствующего педагога модуль «Теоретические основы и технологии преподавания религиозной культуры в школе». Этот модуль, дополненный дисциплинами по выбору, состоит из следующих блоков дисциплин: 

  • блок педагогически ориентированных богословских дисциплин (Введение в церковную жизнь и православное вероучение, Введение в Литургическое Предание, Священное Писание Ветхого и Нового Завета, Христианская антропология, Литургика, Патрология, Агиология, Сравнительное богословие, Нравственное богословие, Основное богословие);
  • блок историко-культурологических дисциплин (Письменная культура и сакральные языки религиозной традиции, История отечественной культуры, История христианской письменности, История христианской Церкви, История Русской православной церкви, История и теория христианского искусства, Религиоведение, Новые религиозные движения и культы, История и современное состояние социального служения Русской православной церкви);
  • блок православно ориентированных педагогических дисциплин (Основы православной педагогической культуры, Методика преподавания курса «Основы православной культуры», Методика преподавания церковнославянского языка, Художественное и музыкальное развитие школьника в контексте православной культуры).

Результаты освоения студентами предлагаемых блоков дисциплин будут определяться специальными компетенциями:  владение знанием основ  православной культуры; осознание специфики православной антропологии, традиций православного воспитания и образования; умение  применять знание теоретических основ и технологий обучения основам православной  культуры в системе начального и среднего общего (полного) образования; умение анализировать различные мировоззренческие позиции и учитывать их специфику в профессиональной деятельности, владение навыками ведения диалога с представителями различных  мировоззренческих систем.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Данилюк, А.Я.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А.  Тишков. - М.: Просвещение, 2009. — 23 с.

2. Дивногорцева, С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры / С.Ю. Дивногорцева. — М.: ПСТГУ, 2007. — 237 с. 

3. Методические материалы для учителей и организаторов введения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в субъектах Российской Федерации// http://www.orkce.ru/sites/default/files/file/O%20napravlenii%20metod%20mat%20%2008_07_2011.pdf

4. О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Приказ Минобрнауки России от 31 января 2012 г. № 69// http://www.orkce.ru/sites/default/files/file/Pr_%20No_%2069%20_%2031_01_12%20%20_ORKCE.pdf

5. Сластёнин. М.: Магистр-пресс, 2000. – 485 с.

 

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 11-06-00356а


Источник:      Вера и Время

Последние публикации:
Святитель Феофан Затворник

23 января 2022

Святитель Феофан Затворник:

50 советов и изречений

...Лекари говорят: «Натощак не выходи наружу». В отношении к душе это исполняется утреннею молитвою и чтением. Напитается ими душа — и уже не тощею выходит на дела дня...

(См. далее...)

23 января 2022

Геннадий Дорофеев:

Выше Выши только небо

...Неправдоподобно прямая лента дороги, сужаясь в нить, упиралась на горизонте в почти чёрную стену грозового неба, на фоне которого от края и до края, не прерываясь ни на дюйм, триумфальной аркой полыхало семицветье радуги. И моя машина, набирая скорость, въезжала прямо под эту арку…

(См. далее...)

19 января 2022

Протоиерей Андрей Ткачёв:

Что услышим сердцем? Крещение Господне

...Пришедши за водой, примем Дух, а вместе с Духом – страх ко исправлению. Представим, что нам, а не кому-то другому, сказано устами Иоанна: «Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния»...

(См. далее...)

18 января 2022

Святейший Патриарх Кирилл:

«Верю, что благодать не будет напрасна…». Слово после Божественной Литургии в навечерие праздника Богоявления

...Постойте подольше в храме, никуда не спешите, подумайте о своей жизни, о своих родных и близких, о детях и внуках, подумайте об Отечестве нашем, о самих себе и вознесите горячую молитву Господу, чтобы силой и благодатью, явленными нам через...

(См. далее...)

Публикация:

Вера и Время

16.11.2012

Также у этого автора:
Архив публикаций:
Святые и святыни:
Феодосий Великий

24 января

Преподобный Феодосий Великий, общих житий начальник (529)

Преподобный Феодосий Великий, общих житий начальник (Память - 24 января по новому стилю, 11 января по старому стилю)

(См. далее...)

Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Анонсы

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2022