Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

Наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон размышляет о проблемах христианского брака. Публикация на портале Церковь и мир 23 января 2013 года

Публикации по теме:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном...

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных...

(См. далее...)

Последние репортажи:

14 марта 2024

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Исход, глава 23. Март (+ВИДЕО)

14 марта 2024 года, в четверг седмицы сырной (масленицы), в дистанционном формате состоялась очередная, шестидесятая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект «Наследие»...

(См. далее...)

29 февраля 2024

Заседание Совета Ассоциации учителей православной культуры города Москвы. Фотоотчёт

29 февраля 2024 года на площадке Департамента образования и науки Москвы состоялось очередное заседание Совета Ассоциации учителей православной культуры города Москвы. Оно было посвящено вопросам совершенствования форм и методов работы Ассоциации, взаимодействия с образовательными...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Тихон (Шевкунов), митрополит Псковский и Порховский  /Митрополит Псковский и Порховский

23 января 2013

Московский Патриархат | Личная позиция | Общие проблемы и вопросы


 

«Христианин должен исправляться, а не проходить через формальное обнуление грехов».

Публикация на портале Православие и мир 23 января 2013 года
23 января 2013 г.


Архимандрит Тихон (Шевкунов)

Кажется, что в православных семьях нет и не может быть нестроений и тем более разводов. Но даже на собраниях духовенства еще несколько лет назад Патриарх Алексий с болью говорил о распадающихся православных браках и браках священников. Архимандрита Тихона (Шевкунова), наместника Сретенского монастыря и ректора Сретенской духовной семинарии эта проблема также не может не волновать — именно в годы учебы большинство его студентов заводят семьи — как уберечь будущих священников от ошибки? Почему человек разлучает то, что сочетал Бог?

— В целом христианские семьи, конечно же, более стабильны, чем семьи людей нецерковных. У нас среди прихожан развод — редкое явление, хотя приход Сретенского монастыря насчитывает около полутора тысяч человек, и в значительной степени это люди молодого и среднего возраста. Но все же надо признать: количество разводов среди православных растет. Как ни горько констатировать, разводы случаются в последнее время даже в семьях священников. Можно сказать, браки христиан все чаще становятся ущербными и болезненными. Почему так происходит?

ПОЧЕМУ РАСПАДАЮТСЯ БРАКИ ХРИСТИАН

Первая и общая причина — обмирщение. Вульгарная цель гедониста — «бери от жизни всё», — становится если не главной, то во многом определяющей, в том числе и среди церковных людей. Мы становимся все более эгоистичными. Это, несомненно, относится и к нам, к духовенству.

Еще одна причина: православные, а именно о них мы в первую очередь сейчас говорим, зачастую просто не научены тому, чем является христианский брак. Да и примеры счастливого, многолетнего, в высоком смысле ответственного супружества становятся скорее редкостью, чем нормой. А вот противоположных примеров — беспомощности самих супругов, их близких, их духовника перед распадом семьи — сколько угодно. В результате развод, как обычный вариант выхода из семейного кризиса, становятся жизненно приемлемой моделью, пусть и крайне нежелательным, но вполне реальным вариантом даже для молодых людей, еще только думающих о свадьбе.

Счастливые, крепкие христианские семьи родителей, друзей и знакомых одним лишь своим существованием учат подростков семейной жизни, являются драгоценными образцами для научения и подражания. Каждая их них, особенно сегодня, воистину является нашим общим церковным достоянием. То, чему учатся дети на примерах огромного множества нынешних неблагополучных семей, не нуждается в комментариях. В России в 2012 году на тысячу браков приходилось восемьсот разводов.

Есть и горькие примеры, когда православный человек фактически живет на две семьи. Здесь надо сказать еще об одной причине, способствующей охлаждению духовной жизни и в частности, распаду христианских браков. Это — превратное отношение к исповеди. Немало людей в Церкви сегодня убеждены: что бы я ни сделал — мне все простится. Даже совершая тяжкий грех, человек заранее уверен: батюшка его простит, грех отпустит. Происходит по сути искажение самых основ духовной жизни: мягкость священника человек воспринимает как поощрение ко греху.

ХРИСТИАНИН ДОЛЖЕН ПРИНОСИТЬ ПЛОДЫ ПОКАЯНИЯ

Сейчас часто говорят, что епитимьи, отлучение от причастия, в том числе и для воцерковленных людей, не эффективны и вообще не нужны. Не соглашусь с этим. Епитимья необходима в духовной жизни. На этом настаивал, кстати, еще патриарх Пимен — он более, чем тридцать лет назад, призвал священников не быть теми, кого в древней Руси называли «потаковниками» — иереями, которые своей ложной снисходительностью попустительствуют греху.

В Псалтири царь Давид Духом Святым предупреждает нас: «Господь расточит кости человекоугодников». Священник незаметно для себя может превратиться в человекоугодника. Это, конечно, не значит, что следует стать твердолобым ригористом: шаг вправо, шаг влево — расстрел. Особенно это касается сферы семейных отношений, быть может, самой деликатной и тонкой в пастырской практике, требующей мудрости, времени и заботы. Но все же и в другую крайность низвергаться нельзя.

Христианин должен приносить плоды покаяния и исправления, а не проходить через формальное обнуление грехов. Ради блага кающегося за тяжким духовным преступлением, как неизбежное следствие, должно следовать наказание. И это совсем не пресловутый «юридический» подход. Вспомним, что значит славянское слово «наказание»? Оно переводится не как «возмездие», «кара», а как «научение». Таким «научением», конечно же, в каких-то случаях может быть и полное прощение — сразу, если священник ответственно видит в таком своем пастырском решении пользу для христианина.

Но плодотворнейшим «научением» может стать разумная, разъясненная прихожанину епитимья — в первую очередь духовное чтение, милостыня, паломничество и соединённая с ним молитва, а так же, в особых случаях, временные ограничения, в том числе и в евхаристической жизни. Все это — действенные, врачующие духовные средства, приносящие плоды подлинного исправления злых навыков и горьких ошибок. Надо подчеркнуть, что необычайно важно здесь постоянное общение священника с прихожанином во время несения им епитимьи.

РОДИТЕЛИ НЕ ЗНАЮТ, ЧЕМ ЖИВУТ ИХ ДЕТИ

Еще одна новая проблема в устроении семейной жизни — для меня, признаться, неожиданная — но, возможно, наиболее коварная: родители совершенно не знают, чем живут их дети. И, соответственно, вовремя не могут правильно повлиять на них. И это не просто дежурное сетование.

Несколько лет назад, во время работы над программой противодействия потреблению алкоголя детьми и подростками, мне много пришлось общаться со школьниками средних и старших классов. Вот тогда-то я отчетливо понял, что родители в самом буквальном смысле не представляют, как и чем занимаются их отпрыски.

В контексте нынешнего разговора о семье оставим за скобками даже то, что с виду вполне благополучная девочка, дочь таких же благополучных родителей, может почти каждый день (!) незаметно для папы и мамы привычно употреблять спиртосодержащие коктейли, пиво и вино: родителям не до детей, формально ребенок ходит в школу, к репетиторам, в секции, а способов скрыть запах спиртного немало. Масштабы этого явления понятно хотя бы по тому, что по данным Роспотребнадзора четырехлетней давности, в России ежедневно употребляли алкоголь 33% мальчиков и 20% девочек, начиная с тринадцати лет.

Что касается нашей темы — вопросов брака, и в первую очередь будущего брака, — то приходится говорить о том, что сегодня очень многие дети начинают жить «взрослой» жизнью с тринадцати-четырнадцати лет при полнейшем и блаженнейшем неведении родителей. К сожалению, это ничуть не преувеличение. Статистика по этому поводу достаточно красноречива. И к 11 классу дети меняют, как это ни страшно даже просто констатировать, множество «партнеров». Специалисты-медики сообщают, что под словами «множество» имеются ввиду не единицы, а десятки.

В результате такие юноши и девушки становятся попросту неспособными к созданию семьи. И вот приходит к священнику на исповедь, скажем, молодая женщина и рыдает от собственного бессилия: «Я люблю мужа, но не могу быть с ним одним!» Навык, воспринятый в подростковом возрасте и завязанный на психику и физиологию, необычайно сложно преодолеть. «Злые навыки хуже бесов», — предупреждали нас еще древние отцы.

СЕМЕЙНОЕ СЧАСТЬЕ БЫВАЕТ РАЗНЫМ

Кажется, святитель Игнатий Брянчанинов (а это середина XIX века) горько сетовал, что за год в его Черноморской епархии произведено два развода. Отмечая это, как страшное падение христианских нравов, святитель вспоминал, что застал еще архиереев, у которых за все их многолетнее управление кафедрой не было ни одного развода. А сегодня по статистике 80% молодых семей распадаются в течение первых пяти лет после заключения брака.

Конечно, это не значит, что раньше все семьи были абсолютно счастливы. Но люди, прожившие долгую жизнь в браке, понимают, что семейное счастье бывает разным: есть «юное» счастье, и есть счастье терпенья и многолетней, общей в высоком смысле слова, единой жизни.

Разводы не являлись системой еще сравнительно недавно. Не говоря уже о дореволюционном времени. Не было этого широчайшего открытого шлюза, этого всегда услужливо находящегося под рукой института развода. Да православные и чисто психологически с огромным трудом могли решиться на разрушение брачного союза.

Сегодня необходимо искать пути церковного решения этой проблемы — готовить людей к браку, помогать семье не распасться, духовно противостоять себялюбию, гедонизму, потаканию и равнодушию ко греху, а архиереям и священникам думать, как делиться пастырским опытом, подробно тому, как это систематически и в обязательном порядке делается в медицинской среде.

НЕ БУДЕМ УНЫВАТЬ!

И все же, слава Богу, большинство наших юных прихожан и воспитанников семинарии — удивительно чистые подростки! По большому счету и родителям, и нам удается донести до них мысль о чистоте до брака и о самом православном браке, как о всеобъемлющем радостном и ответственном событии, раскрывающем очень многое, в первую очередь в духовной жизни христианина.

Недавно у нас в семинарии, месяца за полтора до Великого поста, одному воспитаннику пришло благословение Святейшего Патриарха на рукоположение во диакона. Этот юноша буквально неделю назад обвенчался, и оба юных супруга представляли собой замечательно красивую, счастливую и любящую пару.

Поскольку после рукоположения дьякон должен служить литургию ежедневно сорок дней (а это время особого строгого поста), да потом еще сразу предстояло сорок дней Рождественского поста. Я предложил молодому человеку немного повременить с рукоположением. Но он тут же стал смиренно и искренне упрашивать меня все же рукоположить его сейчас: служение у Престола Божия было его самой заветной мечтой, ничуть не входящей в противоречие с любовью к своей юной супруге.

Так что светлые и прекрасные примеры истинной чистоты жизни нынешних молодых христиан, к счастью, тоже не редки. Не будем унывать!

Записала Анна Данилова


Источник:      Православие и мир

Последние публикации:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора.

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший...

(См. далее...)

2 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Традиционные ценности помогают сохранить жизнеспособность в условиях теряющей свой гуманизм цивилизации». Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Всемирном фестивале молодежи

2 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Всемирный фестиваль молодежи, проходящий на федеральной территории «Сириус» в Краснодарском крае...

(См. далее...)

9 февраля 2024

Президент России В.В. Путин:

«Мы защищаем своих людей, себя, свою Родину и наше будущее». Интервью Президента России Владимира Путина Такеру Карлсону

9 февраля 2024 года в Кремле Президент России Владимир Владимирович Путин ответил на вопросы Такера Карлсона, американского журналиста, основателя видеоплатформы Tucker Carlson Network. 10 февраля 2024 г.

(См. далее...)

Публикация:

Православие и мир

23.01.2013

Также у этого автора:

18 июля 2023

«Он явил собой особый и великий подвиг отцовства». Проповедь в день памяти преподобномученика Корнилия Псково-Печерского

...Этот особый дом для нас преподобный создавал на протяжении более чем сорока... (Далее)

3 июня 2020

Матерь каждого из нас. Слово в день празднования Владимирской иконе Божией Матери

...В России, в Древней Руси всегда было особое отношение к надежде на Пресвятую Богородицу. И всякий раз, когда Русь грешила, когда... (Далее)


Архив публикаций:
Святые и святыни:
Мчч. Агапий, Пуплий, Тимолай. Икона. Русь. 1-я половина XVI в. Музей икон. Реклингхаузен. Германия

28 марта

Мученики Агапий, Пуплий, Тимолай, Ромил, Александр, Александр, Дионисий и Дионисий (303)

...Находившиеся в толпе юноши-христиане Пуплий, Тимолай, Александр, другой Александр, Дионисий и иподиакон Диаспольской церкви Ромил решили публично исповедать веру и пострадать за Христа...

(См. далее...)

Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Анонсы

Вера и Время    2024