Евладова Е.Б.,
к.п.н, доцент,
зав. лаб.дополнительного образования ИОО МО РФ
Анализ особенностей дополнительного образования детей, его функций и ценностей позволяет сделать вывод о том, что эта сфера образования является наиболее благоприятной для развития духовно-нравственного воспитания школьников. Об этом весьма убедительно говориться в работах А.К.Бруднова. «Дополнительному образованию принадлежит социально-историческая миссия воссоединения и сотрудничества светского и духовного образования детей. Наша отечественная культура – по своим основам и своему духу христианская….Приобщение ребенка к христианской культуре, ее материальным и духовным ценностям не столько социальная необходимость, сколько наш моральный долг как перед прошлыми поколениями россиян, так и перед вступающими в эту жизнь… Наивно полагать, что духовность в образование вольется в одночасье и что мгновенно осуществится психологический симбиоз образования и духовности. Ибо разлучиться много легче, чем нежели обрести вновь единство и целостность. Но в сложившейся ситуации дополнительное образование располагает значительно большими возможностями, так как ориентировано на самоопределение личности, свободный выбор самих детей, их интересы» (Духовное воспитание детей в системе доп. образования. Вечное слово. 1999, № 1).
Если проанализировать возможности органичного включения духовно-нравственного воспитания детей в систему дополнительного образования, то можно выделит следующие позиции.
Дополнительное образование детей строится на принципах гуманистической педагогики, впитавшей в себя многие ценности христианской антропологии. Философы, педагоги, психологи, стоявшие у истоков этого учения (К.Д.Ушинский, В.В.Зеньковский, С.И.Гессен), утверждали право ребенка идти своим путем, иметь свои вкусы и интересы, а от педагога требовали относиться к своему воспитаннику с уважением, ценить его внутренний мир и право на свободу выбора, поскольку «все подлинное в человеке может быть только свободным, идущим изнутри» (Зеньковский. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993, с. 29)
При этом свобода рассматривается не как абсолютное благо, а как большая ответственность в выборе между добром и злом, как источник творческого роста и способ ухода от зла. Такой подход тем более важен, что этот выбор должен сделать сам человек, в него невозможно вложить добро, нельзя заставить быть добрым. Этот тезис является основным в духовном воспитании , цель которого – в обеспечении связи добра и свободы.
Развитие духовно-нравственного воспитания в системе дополнительного образования обеспечивается целым рядом постановлений Правительства России и приказов Минобразования РФ . В первую очередь следует назвать Национальную Доктрину образования, принятую в 2000 г., которая устанавливает приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития. В ней, в частности ,говориться, что государство обязано обеспечить воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности
Другим важным документом, подчеркивающим приоритет воспитания в образовании, стала Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г. Среди важнейших задач воспитания называются –« формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.»
Названные задачи получили конкретизацию в другом важном документе Министерства образования РФ - Программе развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 годы, которая прежде всего ориентирована на повышение социального статуса воспитания в российском обществе. Весьма ценно, что Программа подкреплена разработкой приоритетных направлений и ожидаемых результатов деятельности. Все это будет способствовать « сохранению исторической преемственности поколений; развитию национальной культуры, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; формированию духовно-нравственных качеств личности.» (Основные направления и план действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 годы. Приложение №1 к приказу Минобразования России от 25.01.2002 г.)
Решению задачи духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения способствует Межведомственная программа развития дополнительного образования детей на 2002-2005 годы (Приказ МО РФ от 25.01.2002 №193). В ней прямо указывается, что развитие системы дополнительного образования детей в образовательных учреждениях разных типов и видов и вне зависимости от их ведомственной принадлежности должно строиться в интересах формирования духовно богатой, физически здоровой, социально активно творческой личности ребенка. Кроме того, в разделе, посвященном дополнительному образованию в школах, особо подчеркивается необходимость обращения к личностным проблемам обучающихся, формированию их нравственных качеств. Отмечается и важность создания условий для освоения школьниками духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов.
Особое место в развитии духовно-нравственного воспитания с недавнего времени стали занимать центры христианской культуры, работа в которых строится на приобщении к разнообразной культурологической деятельности. Эти центры стремятся наладить отношения с общеобразовательными учреждениями, организуют летние лагеря христианской культуры, куда во время каникул приглашают сотни ребят и педагогов.
Если говорить о возможностях организации духовно-нравственного воспитания детей в стенах общеобразовательных учреждений, то в первую очередь можно назвать различные факультативные курсы, занятия, организуемые в системе дополнительного образования, где школьники знакомятся с основами православной культуры, с христианской этикой, с историей мировых религий. С этой целью к занятиям привлекаются не только педагоги, но и священнослужители.
Есть и другой путь – включение курсов религиоведческого характера в школьный или региональный компонент образования. Так, курс «Основы православной культуры» находит все большее распространение.
Последнее десятилетие отмечено ростом числа самой разной литературы, посвященной тем или иным аспектам духовного становления личности. Можно выделить как минимум четыре направления научно-методических разработок, которые можно условно разделить на «фольклорное», «этическое», «религиоведческое», «культурологическое».
Первое направление ориентировано, прежде всего, на приобщение детей к русской народной культуре и культуре других народов России. Основное внимание авторы уделяют знакомству с традициями и обычаями предков, народным творчеством, традиционными промыслами. Среди наиболее значительных материалов, созданных в помощь педагогам дополнительного образования и преподавателям художественных дисциплин в школе, следует назвать серию «Возвращение к истокам», подготовленную под руководством Т.Я.Шпикаловой. Особенность этих материалов в их целостности, серьезном профессиональном подходе, соединении материала основного и дополнительного образования.
Второе направление посвящено воспитанию этической культуры детей, построенное, как правило, в логике учебного предмета. Авторы знакомят с основными этическими категориями, историей возникновения и развития этической мысли, норм человеческой морали. Особенности христианской морали рассматриваются именно в рамках этого общего направления. Среди наиболее известных работ следует назвать программы и пособия А.И.Шемшуриной, Р.Янушкявичус и О.Янушкявичене.
Третье направление входят работы, содержащие определенную систему знакомства с историей христианства, содержанием Ветхого и Нового завета, взглядами выдающихся отечественных и зарубежных религиозных философов. Программно-методические материалы создаются зачастую священнослужителями или педагогами, обладающими серьезной теологической подготовкой(о.Борис Пивоваров, о Ничипоров…..Е.Чувакова, Т.П.Белова,М.В.Максимов, о.А.Рыбин.).
Многие подобные программы были разработаны в рамках проекта Минобразования России «Дополнительное образование в области христианской культуры, морали и этики».
Четвертое направление строится на приобщении к христианским ценностям через культуру. Этот подход тем более продуктивен, что сегодня все больше осознается необходимость сближения образования и культуры, начинает развиваться культурно-историческая педагогика (.Е.В.Бондаревская, Н.Б.Крылова, Е.А.Ямбург). При этом многие педагоги видят в культуре не путь расширения искусствоведческих знаний школьников, а возможность развития их духовного потенциала. В этом особенность программы «Путешествие к истокам», разработанной Е.Б.Евладовой и Т.И.Петраковой. В ней отмечается необходимость «наращивания» культурного слоя школы.
Именно это направление нам представляется наиболее перспективным, поскольку дает возможность решать сложные проблемы духовно-нравственного воспитания школьников в условиях общеобразовательных учреждений и учитывать особенности основного образования. Таким образом появляется возможность знакомить детей с христианскими ценностями, не навязывая их, а органично включая в учебно-воспитательный процесс.
Создание различных программ, пособий, книг для школьников, хрестоматий и другой литературы является важным условием успешного развития духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Данный нами краткий анализ проводившейся в последние годы работы, дает представление о многообразии и направлений, глубине идей, интенсивном поиске содержания и форм работы. Весьма важно в этом плане отметить, что кроме коллективов ученых и методистов, к созданию материалов такого рода все активнее подключаются педагоги-практики. Этому содействует Всероссийский конкурс авторских образовательных программ по истории и культуре христианства для дополнительного образования детей и молодежи, проводящийся ежегодно Минобразования России. Он призван способствовать:
-развитию содержания дополнительного образования в области истории и культуры христианства, духовно-нравственного воспитания детей и молодежи;
-развитию творческого потенциала и повышению профессиональной квалификации педагогов;
-привлечению ученых и специалистов к решению задач развития и обновления содержания дополнительного образования детей и молодежи;
-формированию научно-педагогического сообщества в указанных областях.
(Положение о Всероссийском конкурсе авторских образовательных программ по истории и культуре для дополнительного образования детей и молодежи. Внешкольник,1999,№3).
|