Слово протоиерея Александра Шаргунова в Неделю 20-ю по Пятидесятнице
18 октября 2014 г.
Как часто мы бываем охвачены растерянностью и смятением, даже ропотом на Бога! В этом Евангелии о воскрешении сына вдовы Наинской речь идет о Боге и о нас, о нашем восхождении к Нему через смерть, о нашем воскресении. Всякий раз, когда мы слышим это Евангелие, мы не можем не замечать сходства описанного в нем события с тем, что происходит с нами. Но Господь зовет нас идти еще дальше, потому что на самом деле речь идет о Церкви, которой мы с вами являемся и которой мы снова и снова становимся за каждой Божественной литургией в таинстве Евхаристии, когда Господь собирает нас в Себе, в Своем Теле. Вот почему слова Евангелия «и отдал его Иисус матери его» — центральные в этом Евангелии. Они заставляют нас вспомнить о центральном, решающем событии нашей жизни, когда Господь сказал:
«Жено, се, сын Твой».
Именно так вместе с Пречистой Своей Матерью открывает нам Спаситель суть происходящего: здесь рождается Его Церковь.
Мы видим, что в Наине собралась огромная толпа. Можно сказать, всё человечество, которое, до предела разобщенное грехом, убивает сегодня своих детей и собирается вместе, только когда надо их хоронить. Но в этом событии в Наине действует прежде всего сила жизни, которая останавливает смерть, и дает жизнь. Это и есть будущая Церковь — Христос и мы. Но мы знаем, как искажена эта Церковь, и мы сами, многие из нас, более или менее сознательно участвуем в этом искажении. Мы знаем, как гонимы христиане, как продолжают убивать Тело Христово. Все говорят о христианах. А кто говорит о Церкви? Если о Церкви не говорят, то не говорят и о Христе. Но Церковь Христова — это общение христиан друг с другом. И отрицать это — значит отрицать Христа. Церковь — это совершенно новое общение. И в ней — эта Божественная сила бесконечного сострадания, более человеческого, чем все, что мы можем почувствовать и сделать. Это чудо воскрешения в Наине присутствует в нашей Евхаристии, когда Господь зовет нас воскреснуть из мертвых, и Духом Святым запечатлевает эту тайну в наших сердцах тремя истинами.
Первая — мы являемся христианами только когда по мере действия в нас Святого Духа соединяемся со Христом. Вторая — мы являемся Церковью, когда по мере действия в нас Того же Духа ищем истинного общения друг с другом. Если этого нет, мы — мертвые члены в Теле Христовом. Третья — мы пребываем в истинном общении друг с другом только когда ищем спасения, воскресения всех живущих в нашем Наине, всех людей на земле. Без этого всё только «индивидуализм» — главная и смертельная болезнь нашего времени, даже если это «благочестивый индивидуализм». Ибо индивидуализм — это антиобщение, антипричастие. Это антицерковь, это антихрист, анти-Христос, это анти-Бог, ибо Бог — это Троица, любовь и общение. Индивидуализм — это смерть, это ад, это диавол.
В чуде воскрешения в Наине можно выделить несколько моментов, которые должны быть источниками жизни для нас. Во-первых, слово Спасителя плачущей матери:
«Не плачь!»
Это самое прекрасное слово любви, какое Господь может сказать Своему человечеству. И это также то, что Дух Святой — Утешитель, Источник всякого утешения и терпения, и уверения в любви Христовой — говорит нам, и мы должны услышать это в глубинах наших сердец: «Не плачь! Ты знаешь, что Бог любит тебя, потому что ты — Церковь».
Далее, в описании чуда в Наине мы невольно выделяем следующую подробность: Христос остановил похоронную процессию и прикоснулся к смертному одру. Это одно из редких чудес в Евангелии, когда Господь Сам проявляет инициативу. Не так было с дочерью Иаира, не так было с Лазарем Четверодневным. А здесь Господь не отвечает на чью-то просьбу. На самом деле Господь именно так всегда относится к нам. Не мы первые возлюбили Его, а Он нас. Мы пребываем в смятении, в смерти — в той мере, в какой умаляем силу избыточествующей жизни Господа всего лишь до ответа на наши прошения. Чего мы только ни просим! Да, некоторые из нас, может быть, находятся в состоянии не менее горшем, чем Иов, чем царь-мученик, как тут не отчаиваться! Но жив Тот, перед Кем мы предстоим. Его дыхание мы чувствуем в наших ноздрях, и Он всегда — перед нами. Эта непостижимая реальность проще и правдивей, чем все наши просьбы или даже плач. Речь идет о том, чтобы открыться Господу, когда Он касается нас, и касается самого сердца.
И, наконец, — третий момент, в котором все соединяется.
«И отдал его Иисус матери его». «Жено! Се, сын Твой».
Разве не точно так же сегодня Господь не перестает давать жизнь Своей Церкви?
Эта женщина в Наине была вдова, и вот теперь ее единственный сын умер. За этой женщиной и за всеми матерями и вдовами, узнавшими то же горе, стоит Одна, имеющая единственного Сына, Которого все люди сговорились предать смерти. Мы знаем Ее, эту Мать, превосходящую всякую любовь, но и всякое страдание. К Ней в самые трудные моменты, а лучше сказать, всегда должны мы обращаться, чтобы принять жизнь, которую Она дает нам, приобщаясь смерти Своего Сына. Церковь — Тело Ее Возлюбленного Сына. И в нее входят также, должны войти, и те, кто еще не двора сего, кто еще не знает Христа, но переживают такие же страдания утраты и смерти. Божия Матерь поистине наша Мать, рождающая нас к жизни истинной и вечной. Ей дано было узнать — и одной Ей! — у Креста Господня это страшное чадородие живого и нетленного тела Христова.
Поистине, Божия Матерь таинственнейшим и существеннейшим образом пребывает в нашей жизни. Невозможно быть в Церкви, если мы не имеем самых личных отношений с Божией Матерью. Если мы не с Ней, мы отвергаем Воплощение Христово. Вот мы несем на этом одре, о котором говорится в Евангелии, наше человечество, которое на самом деле не наше. Оно — Христово. Он воспринял его, но как часто мы противимся тому, чтобы Он мог его воскресить! И только благодаря Божией Матери, только в Ней — и мы понимаем, почему, — мы имеем дерзновение сказать:
«Да будет мне по слову Твоему».
Мы исповедуем в наших молитвах, что Пресвятая Богородица — Мать жизни. За очень простым и великим, почти как Бог, словом «Жено» присутствует этот смысл. От Каны Галилейской до Креста, и до сегодняшнего дня Она — Мать всех живущих. Она — Мать Живого вовеки Сына, Бога Живого, человека живого, Мать Церкви — живого Тела Христова, наша Мать. Среди возрастающего в мире беспросветного уныния Она — Мать надежды, через Которую Дух Святой не перестает возводить нас от смерти к жизни. От нас зависит, чтобы Господь остановил нас в этом погребальном шествии человечества, идущим «путем всей земли», и воскресил нас. Нам не надо ждать, когда завершится этот путь. Каждый из нас уже сейчас (и через нас многие) по дару этой Божественной литургии может стать причастником Христова Воскресения.
Источник: Русская народная линия
|