Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

...именно тогда и начинаются разговоры о том, что «обычные люди лучше христиан». И хоть мы можем с этим не согласиться, можем поспорить, можем даже доказать, что на самом деле это не так, пользы от споров и доказательств будет мало. Важно свидетельство, то есть сама наша жизнь. Важны дела...

Публикации по теме:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном...

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных...

(См. далее...)

Последние репортажи:

14 марта 2024

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Исход, глава 23. Март (+ВИДЕО)

14 марта 2024 года, в четверг седмицы сырной (масленицы), в дистанционном формате состоялась очередная, шестидесятая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект «Наследие»...

(См. далее...)

29 февраля 2024

Заседание Совета Ассоциации учителей православной культуры города Москвы. Фотоотчёт

29 февраля 2024 года на площадке Департамента образования и науки Москвы состоялось очередное заседание Совета Ассоциации учителей православной культуры города Москвы. Оно было посвящено вопросам совершенствования форм и методов работы Ассоциации, взаимодействия с образовательными...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Морозов Нектарий, игумен /настоятель Петропавловского собора г. Саратова, главный редактор портала «Православие и современность»

26 мая 2015

Московский Патриархат | Общие проблемы и вопросы


 

Не стать преградой на чьём-то пути

Игумен Нектарий (Морозов) размышляет об облике христианина
26 мая 2015 г.


«Неверующие и нецерковные люди зачастую и чище, и добрее, и отзывчивее, чем христиане

Вам приходилось когда-нибудь слышать подобные заявления? А самому говорить что-то с этим схожее? Или хотя бы думать так?

Лично я слышу или прочитываю эти или похожие слова достаточно регулярно и прекрасно понимаю, на чем говорящие и пишущие их основываются. Сам, однако же, так никогда не говорю и даже не думаю. Но и в полемику тоже чаще всего не пускаюсь: трудно ее по ряду причин вести, да и не уверен, что это нужно. Или, иначе: не уверен, что нужно именно это.

Нет, ни в коем случае нельзя говорить о том, что «неверующие люди лучше христиан». Это утверждение по сути своей ложно. Они не лучше и не хуже, они такие, какие есть, — со своими достоинствами и недостатками, сильными и слабыми сторонами, в чем-то разные, в чем-то удивительно напоминающие друг друга. С кем-то из них приятно общаться, кого-то, узнав хоть немного, всю жизнь будешь старательно избегать. Каждый из них индивидуален, неповторим, и зачем же с «ними», со всей совокупностью «их» сравнивать тех, кто наполняет сегодня наши храмы, зачем вообще нужны эти сравнения?

Ну, ведь ясно же, что и в Церкви люди разные — по характеру, по темпераменту, по образу жизни, по интеллектуальному уровню, по социальному положению наконец. И они, хотя и объединены общей верой, участием в Таинствах Церкви, хотя и составляют мистически одно Тело, не могут, тем не менее, сразу же, после воцерковления, стать совершенно другими и каждый раз «выигрывать» в соревновании на лучшие человеческие качества у тех, кто порога храма еще не переступил. И с течением времени тоже далеко не всегда оказываются к этому соревнованию готовы.

Да, к сожалению, очень часто приходится признавать и признаваться самим себе (хотя бы на исповеди), что мы гораздо хуже, чем должны были бы быть. В нас далеко не всегда можно распознать христиан по нашему поведению, манере общаться, отношению к людям и поступкам. И это беда. Беда, потому что мы слишком мало меняемся к лучшему и слишком мало и не усердно трудимся ради этого. Мы зачастую остаемся такими же, какими были до прихода в храм, не движемся вперед, не работаем над собой. А от нас ждут другого... От нас ждут если не совершенства добродетели, то хотя бы просто добродетелей как таковых. В нас хотят видеть пример, ориентир, своеобразное «доказательство» силы и действенности христианства, ту соль и тот свет, которыми мы должны для мира быть. Причем хотят не только люди, к христианству тяготеющие, расположенные, близкие, но и те, у кого оно само по себе вызывает отношение противоречивое, неоднозначное. Даже они тянутся к этому сокровенному в нем и не являемому нами свету... Они могут утверждать, что в нас его нет, но расстраиваются, скорбят, обижаются, когда им и вправду не удается его в нас разглядеть.

Это то, за что обижаются... Но не прощают нам, кажется мне, все-таки другое. Из-за этого другого и говорят о нас подчас, что мы «хуже», хотя само по себе это неправда.

Самое худшее, что может произойти с человеком в Церкви, — это подмена: когда он не меняется, стараясь стать таким, каким учит быть Евангелие, каким хочет видеть его Господь, а ищет (и находит!) в христианстве «оправдания» и «обоснования» для своих страстей.

Не любит человек других людей, раздражают они его, неприятны они ему, не способен он увидеть в них своих братьев и сестер, Богом возлюбленных... А он, вместо того, чтобы оплакивать это бесплодие и пустоту души своей, говорит себе: «За что их любить? Без Бога живут, закона Божьего не чтут, дух попрали, плоть возвеличили, приложились скотам несмысленным и уподобились им. Тьфу!» И «проблема решена».

Или есть у человека страсть к учительству, нравится ему чувствовать себя старше, умнее, опытнее других. А оснований для такого самочувствования вроде бы нет. Но он же не от себя говорит, а от Евангелия, от отцов, от учения церковного! И что с того, что все это перемешано с его какими-то благоглупостями, гордостью и самомнением? Главное: «оправданно».

Или не воспитан человек, не умеет с людьми общаться, оскорбляет, уничижает, унижает их. Хлебом не корми, а дай ему кого-то уесть, уязвить, слово колкое и злое сказать. Но он ведь не просто так это делает — он заблуждения вредные обличает, он ереси опровергает, он духом горит и возмущается!

Я думаю, что нам очень часто не прощают именно подобных вещей. Да, кто-то не любит Церковь и христиан в принципе. Не любит, потому что безбожник. Или потому, что настолько чужд Евангелию и самому духу его. Кто-то видит в существовании Церкви и христианства обличение своей беззаконной жизни, препятствие к совершению тех или иных злых дел. И тут ничего не поделаешь. Эта нелюбовь «заслужена» — нам остается лишь терпеть ее и молиться за тех, кто пребывает в таком ожесточении, и... даже радоваться, если нас гонят и преследуют за то доброе, что в нас есть, за то хорошее, чем в самих себе мы христианству обязаны. Потому что велика тогда мзда наша на небесах.

Гораздо хуже, когда нас не любят за то, что мы плохие христиане... Когда же нас не любят за то, что христианством мы «оправдываем» и обеляем худшее в себе, выдавая порок за добродетель и слабость за силу, когда для всех, кроме нас, это очевидно, тогда дело совсем плохо.

Вот именно тогда и начинаются разговоры о том, что «обычные люди лучше христиан». И хоть мы можем с этим не согласиться, можем поспорить, можем даже доказать, что на самом деле это не так, пользы от споров и доказательств будет мало. Важно свидетельство, то есть сама наша жизнь. Важны дела: они сами скажут за себя, за нас и за нашу веру. Дай Бог, чтобы вера была видна из жизни и дел. Чтобы были они ее достойны. И не приведи Господь, чтобы были они дурны, а мы верой пытались их «оправдать» и «обелить».

Если что-то плохо в нас, если сами в себе различаем мы противную христианству тьму, то не оправдывать и обелять ее надо. А честно говорить:

«Это худое во мне — не от христианства. Это то, что я пытаюсь в себе благодаря христианству преодолеть. Я плохой христианин, но изо всех сил стараюсь с помощью Божией стать лучше».

Иногда очень трудно так поступать. Но это честно и потому не вызывает отторжение. Это — понятно. И это не дает людям внешним повода думать о христианстве превратно, а значит, не становится преградой на их пути... И мы не становимся этой преградой.

Игумен Нектарий (Морозов)

25 мая 2015 года


Источник:      Православие.ру

Последние публикации:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора.

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший...

(См. далее...)

2 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Традиционные ценности помогают сохранить жизнеспособность в условиях теряющей свой гуманизм цивилизации». Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Всемирном фестивале молодежи

2 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Всемирный фестиваль молодежи, проходящий на федеральной территории «Сириус» в Краснодарском крае...

(См. далее...)

9 февраля 2024

Президент России В.В. Путин:

«Мы защищаем своих людей, себя, свою Родину и наше будущее». Интервью Президента России Владимира Путина Такеру Карлсону

9 февраля 2024 года в Кремле Президент России Владимир Владимирович Путин ответил на вопросы Такера Карлсона, американского журналиста, основателя видеоплатформы Tucker Carlson Network. 10 февраля 2024 г.

(См. далее...)

Публикация:

Православие.ру

26.05.2015

Также у этого автора:

22 мая 2023

Святитель Николай: родной и незнакомый

...Ведь святые на небесах, как пишет преподобный старец афонский Силуан, в Духе Святом видят нас всех, и сердце их, полное любовью, не может оставаться равнодушным к боли и страданиям нашим... (Далее)

20 февраля 2021

Величие смирения. Памяти архимандрита Кирилла (Павлова)

...Рядом с отцом Кириллом было удивительно спокойно, словно все замирало вокруг. Удивительно тихо, словно безмолвие царило, словно время останавливалось. Удивительно тепло... (Далее)


Архив публикаций:
Святые и святыни:
Мчч. Агапий, Пуплий, Тимолай. Икона. Русь. 1-я половина XVI в. Музей икон. Реклингхаузен. Германия

28 марта

Мученики Агапий, Пуплий, Тимолай, Ромил, Александр, Александр, Дионисий и Дионисий (303)

...Находившиеся в толпе юноши-христиане Пуплий, Тимолай, Александр, другой Александр, Дионисий и иподиакон Диаспольской церкви Ромил решили публично исповедать веру и пострадать за Христа...

(См. далее...)

Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Анонсы

Вера и Время    2024