Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

...в Церкви все разные. И различие это – подлинное благословение, если есть единство веры и союз любви. Люди должны быть разными, непохожими, несводимыми друг на друга. Если у диктаторов «незаменимых людей нет», то у Бога все уникальны и все незаменимы. Главное, чтобы была общая вера...

Публикации по теме:
Святой великомученик и целитель Пантелеимон

9 августа 2020

Протоиерей Александр Шаргунов:

Церковь никогда не молится просто о здравии... Слово в день памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона

...Смысл праздника - по-настоящему познать, где обретается наше исцеление. Как приобщиться нам тому ничем несокрушимому здоровью души и тела...

(См. далее...)

6 августа 2020

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы не можем изменить историческому выбору нашего народа, запечатлённому кровью святых братьев Бориса и Глеба». Слово после молебна на месте мученической кончины святого благоверного князя Глеба

...они понимали, что если поднимут руку на старшего брата...

(См. далее...)

Последние репортажи:

28 июля 2020

Клуб «Я шагаю по Москве» («Активное долголетие»): Храмы и иконы, посвящённые святому князю Владимиру

28 июля 2020 года, в День памяти святого равноапостольного князя Владимира, День Крещения Руси, для педагогов, посещающих клуб «Я шагаю по Москве» (в рамках программы мэра столицы «Активное долголетие») состоялась духовно-просветительская прогулка-экскурсия...

(См. далее...)

27 июля 2020

«Алтарь Отечества»: паломническая поездка по монастырям Северо-Запада Руси

27 июля 2020 года, в канун Дня Крещения Руси, началась паломническая поездка московских педагогов (Общественное объединение «Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры города Москвы) по монастырям и храмам Русского Севера.

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Андрей Ткачёв /Протоиерей,

Андрей Ткачёв

Протоиерей

Публикации этого автора

12 июля 2020

Святыни и святые | Московский Патриархат | Личная позиция


 

Первоверховные. Три урока от двух апостолов

Протоиерей Андрей Ткачев об уроках святых апостолов Петра и Павла, чья память совершается 12 июля
12 июля 2020 г.


Святые первоверховные апостолы Пётр и Павел

Трудно найти людей, более непохожих друг на друга. Петр женат (Евангелие упоминает его тещу, а в посланиях есть слово о его жене-спутнице), а Павел – девственник.

Пётр знал Христа с первых дней общественного служения Спасителя, а Павел узнал Христа только воскресшим.

Далее. Пётр – галилейский рыбак, а Павел – ученик великих книжников и по воспитанию – фарисей. Они оба – евреи, однако Павел проповедовал слово Божие в основном язычникам, обновляя их Духом и из них составляя Церковь. Пётр же проповедовал Евангелие главным образом обрезанным, то есть единоплеменникам.

Пётр старше всех из числа ближайших учеников, но Павел больше всех потрудился, хотя и говорит:

«Не я, но благодать Божия».

Они и умерли по-разному.

Павлу, как римскому гражданину, отсекли голову. Три раза ударившись оземь, Павлова глава извела из земли три источника. Так и до сих пор называется место его смерти – «Три фонтана». А Петра распяли вниз головой, казнив перед тем его жену.

«Жена, помни Господа!»,

– крикнул ей Пётр и повис на кресте, ногами указуя Церкви на небо, куда всем нам взойти должно.

Такое различие двух апостолов, поминаемых и празднуемых вместе, о чем нам говорит? О том, что в Церкви все разные. И различие это – подлинное благословение, если есть единство веры и союз любви. Люди должны быть разными, непохожими, несводимыми друг на друга. Если у диктаторов «незаменимых людей нет», то у Бога все уникальны и все незаменимы. Главное, чтобы была общая вера.

Так Пётр и Павел, по-разному потрудившись в разных местах вселенной, сошлись в конце пути в Риме, куда в те времена вели все дороги. Там они окончили мученически свой труд и свой земной путь, бесстрашной смертью подтверждая правду своей проповеди. Теперь они поистине вместе. Вместе – как наследники Царства Божия и венцов награды; вместе – как учителя Церкви, любимые всеми, кто любит Господа Иисуса.

***

Одна из важнейших составляющих духовной жизни – это перемена имени. Имя – не кличка, не звук, но сама сущность человека, явленная словесно. Прежде, нежели Авраам стал Авраамом, он был Аврамом. Вначале найдя, а затем испытав его, Бог меняет ему имя добавлением еще одной буквы, что чрезвычайно многозначно, и лишь по недостатку места и времени мы не говорим об этом подробно.

Так же и Моисей, умирая на границе Земли обетования, передает власть и полномочия своему соратнику Осии. Тот должен ввести народ в Землю, но прежде Моисей меняет ему имя на – Иисус.

В Апокалипсисе среди прочих обетований Христос говорит, что даст «побеждающему камень белый, и на камне – имя его новое». То есть спасённые будут переименованы в Царстве Божием, подобно тому как меняют имя христиане при монашеском постриге.

Вот и празднуемые Пётр и Павел не всегда носили эти – общеизвестные – имена. Пётр был Симоном, а Павел – Савлом. Христос переименовывал Своих учеников, провидя их будущее служение и зная их внутренние свойства. Так и сыновья Зеведея – Иаков и Иоанн – стали «сынами грома». Симон же, сын Ионы, получил имя «камень», то есть Пётр. Этот камень – доброе исповедание Иисуса как Сына Бога Живого. На этом исповедании до скончания века стоит и будет стоять Церковь.

Павел же означает «маленький» (с латинского «паулюс»). Проповедуя язычникам Евангелие, подобало Павлу носить такое имя, чтобы слух язычника не оскорблялся непривычным звучанием. Маленьким себя назвал великий Павел, потому что считал себя за «изверга», то есть «выкидыша». Считал себя за бесполезное существо, так как было время, когда он гнал Церковь Божию. Не правда ли, знаменательно это переименование? Чему оно учит нас?

Оно сводит воедино две необходимейшие вещи – твердость веры и личное смирение. В имени Петра – твердость скалы, о которую разбиваются любые волны. В имени Павла – добровольное самоуничижение, врачевство от гордости, грозящей духовной смертью всякому человеку.

Пётр и Павел не зря поминаются вместе. Ведь не что-то одно нужно человеку, но обе добродетели. Твердая вера без смирения чревата крахом и разрушением. Смирение же без веры – бесполезное самоедство. Вот нам и очередной урок от такой, казалось бы, незаметной темы, как новые апостольские имена.

***

Продолжим разговор о Петре и Павле. У важных дат есть так называемые предпразднство и попразднство, то есть дни приготовления к торжеству и дни наслаждения смыслом прошедшего праздника. Так поступаем и мы, говоря о верховных апостолах трижды – как бы до праздника, в праздник и по прошествии его.

Всякий раз, когда мы причащаемся, мы повторяем апостольские слова. Кстати! Не забудем, что мы не можем причаститься, не вспомнив прежде Иуду-предателя и благоразумного разбойника!

«Ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».

Так молимся перед Чашей. Очевидно, потому, что всякий грешник перед Богом – разбойник, а самое страшное в вере – это измена, предательство. Лучше и не знать Христа, чем, узнав, променять Его на что бы то ни было.

И в этой же молитве есть слова Петра и Павла. Что самое главное из сказанного Петром? Исповедание, произнесённое в пределах Кесарии Филипповой в ответ на вопрос:

«Кем Меня считают люди?».

«Ты еси Христос, Сын Бога Живого»,

– ответил он тогда по внушению от Отца. Эти слова мы говорим перед причастием:

«Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистинну Христос, Сын Бога Живаго».

А что говорил Павел? Ой, много. Но среди многого и это:

«Христос пришел в мир грешников спасти, из которых первый – я».

И эти слова мы повторяем перед Чашей.

После Петровых слов: «Ты – Христос, Сын Бога Живого», – мы добавляем: – «пришедший в мир грешников спасти, от них же первый есмь аз».

Таким образом, причащаясь, мы молимся словами Петра и словами Павла, в которых – чистое исповедание, с одной стороны, и смиренное осознание своих грехов – с другой.

Мы чуть ранее говорили, что сами имена апостолов учат нас твердости веры и покаянию. Пётр – Камень, Павел – добровольно умалившийся. Говорили, что человеку должно не просто верить, но верить и смиряться. Но и не просто смиряться, чтобы не зачахнуть от тоски, а именно смиряться и верить.

В особенности соединение веры и смирения требуется перед Чашей. Здесь максимальное напряжение внутренних сил и умное внимание сердца! Здесь подлинное приобщение к силе веры апостольской! Здесь существенное родство с Петром и Павлом, с Андреем и Иаковом, с Фомой и Матфеем. Да что с ними! Здесь единение с Самим Воплотившимся Словом, Которое и жизнь даёт, и от всякого греха очищает.

***

Вот нам три урока от двух апостолов:

1) единство веры в живом многообразии,

2) соединение твёрдой веры и деятельного смирения и

3) приобщение к апостольскому духу у Святейшей Чаши.

Всё это да вместится в нас молитвами бывшего галилейского рыбака и бывшего ученика Гамалеилова.

Протоиерей Андрей Ткачев

11 июля 2012 года


Источник:      Православие.ру

Последние публикации:
Святой великомученик и целитель Пантелеимон

9 августа 2020

Протоиерей Александр Шаргунов:

Церковь никогда не молится просто о здравии... Слово в день памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона

...Смысл праздника - по-настоящему познать, где обретается наше исцеление. Как приобщиться нам тому ничем несокрушимому здоровью души и тела, которое являет Воскресший Христос? Что должны мы делать, чтобы помочь так исцелиться другим? Постараться...

(См. далее...)

6 августа 2020

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы не можем изменить историческому выбору нашего народа, запечатлённому кровью святых братьев Бориса и Глеба». Слово после молебна на месте мученической кончины святого благоверного князя Глеба

...они понимали, что если поднимут руку на старшего брата, то начнётся междоусобица, Русь погрузится в тяжкую борьбу за киевский престол и сколько же христианской...

(См. далее...)

6 августа 2020

Протоиерей Александр Шаргунов:

От первых русских святых - страстотерпцев князей Бориса и Глеба, до святых Царственных страстотерпцев. Слово на память святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба

...Самоутверждение должно с неизбежностью ненавидеть и отвергать самоотречение, как мы видим на примере окаянного Святополка и его святых братьев. Но ещё прежде по этой причине мир возненавидел...

(См. далее...)

5 августа 2020

Роман Савчук:

Евангелие, Православие и... мир. Размышления в день памяти православного воина Феодора Ушакова

...когда гроб с телом усопшего адмирала при большом стечении народа был вынесен на руках из города, его хотели положить на подводу, но народ продолжал нести его до самой Санаксарской обители – места его упокоения...

(См. далее...)

Публикация:

Православие.ру

12.07.2020

Также у этого автора:

17 июля 2020

О последнем Государе

...Вопрос вовсе не только в подлинности или сомнительности останков. Вопрос в судьбах мира и той роли, которую играет Россия в этих судьбах. Очевидно, земля шатается под ногами, как пьяный. Очевидно, общество... (Далее)

11 июня 2020

«Спасибо тебе, святитель Лука! Мы сегодня пришли в храм Божий благодаря тебе…»

...Он операции делает до сегодняшнего дня. Вот тот священник, который первый приехал в Симферополь и подарил раку серебряную для мощей Луки. У него... (Далее)


Архив публикаций:
Святые и святыни:
Мученик Каллиник (III-IV)

11 августа

Мученик Каллиник (III-IV)

День памяти: Июль 29 (11 августа)

(См. далее...)

Фотоальбомы

22 июня 2018

Родная земля. Дорогами паломников: Кострома - Нерехта - Плёс

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов в Кострому 22-24 июня 2018 года.

(См. далее...)

Анонсы

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2020