Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

…Наверное, это просто тоска по потерянному когда-то Раю стучала в сердце. Где лев и овен были братьями, где море и горы любовались друг другом, а ветер ласковым дыханьем обнимал мироздание…
Так ли несовместимы такие понятия как смирение и творчество?

Публикации по теме:

3 апреля 2020

Святейший Патриарх Кирилл:

Призываю усилить молитву ко Господу... Патриаршее послание Преосвященным архипастырям, священнослужителям, монашествующим и мирянам

... призываю архиереев, духовенство, монашествующих и мирян усилить молитву ко Господу об ограждении людей от вредоносного...

(См. далее...)

1 апреля 2020

Митрополит Антоний (Паканич):

Как быть, если устал от страхов, болезней и катаклизмов

...значит, все бушующие вокруг нас страсти и стихии только пугают и кажутся страшными и серьёзными, на самом деле при первом же приближении они вдребезги разбиваются о ступни Его ног. Так что не стоит...

(См. далее...)

Последние репортажи:

17 марта 2020

«Алтарь Отечества»: молебен у чудотворной иконы в храме преподобного Сергия Радонежского в Бусинове

17 марта 2020 года, в день памяти св. благоверного князя Даниила Московского, покровителя столицы, актив общественного объединения «Алтарь Отечества» помолился у чудотворной иконы Божией Матери Молченская в храме преподобного Сергия Радонежского в Бусинове...

(См. далее...)

12 марта 2020

75-летию Великой Победы посвящается: День православной книги в Городском методическом центре

12 марта 2020 года в Городском методическом центре Департамента образования города Москвы прошёл круглый стол, посвящённый Дню православной книги. Его тема – «Роль литературы и искусства в Победе советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Дорофеев Геннадий Кузьмич /Автор и редактор интернет-портала «Вера и Время»

Дорофеев Геннадий Кузьмич

Автор и редактор интернет-портала «Вера и Время»

Публикации этого автора

27 сентября 2015

Общие проблемы и вопросы


 

Тоска по утраченному, или так ли несовместимо несовместимое?

Хорошо ли жить нам в мире, где господствует знание, а не истина, интеллект, а не мудрость, соперничество, а не сотрудничество? А хотелось бы нам жить в мире другом, где всё было бы по-иному? И, главное, смогли бы мы сами там жить, уютно ли было бы нам, и какими бы мы должны быть в качестве жителей того, другого мира, где храм будет значить больше, чем банк, и где будет править не закон, а любовь?
Задавать такие вопросы – всё равно что спрашивать, в чём смысл жизни, что такое счастье… Спросить легко, но отвечать можно целую вечность и всё же полного ответа не найти. Мы, люди, всегда рассуждали об этом и всегда будем думать об этом, иногда заходясь в восторге от предчувствия, что вот-вот поймаем свою Синюю птицу, иногда отчаиваясь оттого, что поймать её невозможно. Но если мы перестанем задавать себе такие вопросы и пытаться отвечать на них, жизнь остановится, идти дальше будет просто некуда…


Микеланджело Буонаротти. Сотворение Адама. Фрагмент

***

Хвалиться смешно, но отличником по философии я никогда не был. И не потому, что мне не хватало усердия в учёбе (а его, конечно же, не хватало). Просто для того, чтобы всерьёз преуспеть в каком-либо деле, его надобно искренне, от всего сердца полюбить. Но не нравился мне диалектический материализм, не любил я его законы. Особенно вот этот – единства и борьбы противоположностей. Неуютно как-то было жить в мире, где всё со всем борется и норовит другое поглотить; и вот из этого вытекает развитие, прогресс в обществе, в экономике и в наших душах (которым, впрочем, и места-то не было в марксистско-ленинской философии). Однако к учёбе я всё же относился серьезно и понимал, что коль скоро умные люди не один век об этом говорят, то, наверное, так оно в жизни и есть. Но через могучий глас отечественной философской науки то и дело чуть слышно пробивалась крамольная мыслишка: ну ладно, может, так оно и есть, но ведь «так есть» и «так должно быть» - это всё же разные вещи. А вдруг так не обязательно должно быть, не всегда должно? Может быть, эти самые противоположности, которые живут в одном субъекте, могут не бороться друг с другом до полного уничтожения, а сотрудничать, дополнять одна другую, и вместе им будет лучше, чем поврозь? Хотя бы иногда, в некоторых случаях? Впрочем, я, конечно же, сознавал свою слабость в этих вопросах и не собирался всерьёз  спорить с Гегелем. Наверное, это просто тоска по потерянному когда-то Раю стучала в сердце. Где лев и овен были братьями, где море и горы любовались друг другом, а ветер ласковым дыханьем обнимал мироздание…

Наверное, я не один был таким. И многие, как и я, блуждая в дебрях диалектики, рано или поздно приходят к вопросу, смущавшему умы не одного поколения людей, ищущих смысл жизни. А именно: возможно ли совместить христианское смирение и послушание с одной стороны и творчество и индивидуальность творческой личности – с другой. Вопрос этот, как представляется, оказался роковым для многих представителей российской интеллигенции, которые вроде бы и готовы были принять Христа и гуманизм в христианском учении, но восставали против мысли о необходимости ставить себя в зависимое положение по отношению к Богу и его заповедям, а также духовным лидерам – от конкретного храма до Церкви в целом. И во множестве случаев, к сожалению, этот вопрос разрешался именно с точки зрения борьбы противоположностей, то есть так, что эти понятия – смирение, послушание и творчество есть вещи несовместимые: либо индивидуум вырвется из кандалов послушания и получит шанс стать свободной личностью, творцом (это прогресс), либо пожертвует творческими задатками в пользу смирения, и это, конечно же, регресс. И такое положение вещей мне тоже не слишком нравилось. Потому что, осознавая себя верующим человеком, я понимал, что ВЕРА невозможна без ВЕРНОСТИ, а какая же верность без самоограничения и послушания. Если я ставлю себя выше своего Творца, отца, наставника или провозглашаю себя независимым он них, то это уже предательство.  Но, с другой стороны, раз Бог создал человека по Своему образу и подобию, то не может же Он желать видеть в человеке всего лишь тупого биоробота, способного только хорошо выполнять команды. Человек тоже может и должен быть творцом чего-то нового, и в этом его ценность в глазах Божиих.

И снова восстаёт тот же вопрос: смирение, послушание и творчество – всё же, совместимы ли во времени эти понятия? Часто считают, что нет. Как возможно реализовывать эвристические наклонности и одновременно подчиняться ограничениям, накладываемым  долгом, обществом, моралью, религией? Говорят, что для подлинного творчества нужна полная свобода. Но согласиться с этим никак нельзя, потому что полная свобода для человека – это или иллюзия, обман, или путь в никуда, в мрачную бесконечность, из которой не выбраться...

Свобода в её лучшем, конструктивном, а не разрушительном виде реализуется, конечно же, прежде всего в творчестве. Но для человека верующего, сознающего, что жизнь не ограничивается узкими рамками его земных рождения и смерти, ясно, что творчество должно мыслиться как сотворчество Богу, должно вести к Богу, если мы хотим быть с Ним в Вечности. Должен быть некий коридор, под которым мы понимаем всё же некоторую совокупность норм и правил. Какова ширина этого коридора – это отдельный вопрос; и не для всех этот коридор одинаков – для кого-то уже, для кого-то шире, но именно он не позволяет, увлекшись горделивой иллюзией своего всемогущества, сойти с ведущего в нужном направлении прямого пути, уклоняясь в ту самую дурную, мрачную бесконечность.

Этим коридором, ограничивающим, как кажется, буйство творческих сил человека, может быть долг – служебный или общественный, чувство ответственности, жалость, даже снисхождение – или любовь, обнимающая все эти понятия. И это, прежде всего, то, что христиане называют страхом Божиим, то есть боязнь огорчить своего Творца и Господа дурным поступком, словом, мыслью, которые не согласны с Его заповедями. А ведь заповеди эти просты, как правила техники безопасности: делай что хочешь, но не нарушай их, последствия могут быть катастрофическими, и ты не справишься с ними.

 Взявшись творить – нужно желать безусловного добра; нужно ясно видеть, чего мы хотим достичь и чего избежать. Не в том смысле, чтобы распланировать всё заранее, определить все движения, мысли и итоги; вдохновение, без которого нет творчества – вещь непредсказуемая, невозможно знать, куда оно приведёт и что откроет. Но заранее нужно знать твёрдо – ни одной злой мысли, ни одному дурному образу или примеру невозможно дать волю. Тут мы опять встречаем противоречие, ведь мы же говорим о непредсказуемости и неуправляемости вдохновения; это удивительная и непостижимая творческая сила, без которой нельзя создать ничего значительного. Каждый, кто испытал его хоть раз, понимает, что это нечто внешнее по отношению к человеку. Это не есть свойство личности, это что-то нам даруемое – и не навсегда, даже не на время, а часто на конкретное действие, творение. Так как же мы сами можем использовать его не во вред, а лишь на пользу и себе, и другим, коль скоро оно нам не подвластно? Но это уже вопрос об источниках вдохновения, о том, откуда оно приходит и кем направляется, и, следовательно, снова о смирении и послушании. Каждый творящий понимает, должен понимать, что он лишь «кисточка в Божиих руках», и не должен становиться ничьим более орудием; что один Господь является властелином добрых творческих сил, и только Он может человеку эти силы даровать. И отнять. И спросить с каждого, как, в каких целях он использовал эти способности.

Вот теперь пора, наконец, замкнуть круг, найти твёрдый осадок, без которого все рассуждения превращаются в пустую забаву – разошлись круги на воде от брошенного камешка – и не осталось следа во вселенной. А потому стоит вернуться к началу и завершить наши мысли о смирении и творчестве, о совместимости несовместного такой моралью, которая, как и всякая истинная мораль, выходит за рамки нашего земного бытия, ибо ведёт в немеркнущую Вечность. Моралью, не претендующей на всеохватность, не утверждающей, что «так есть» или «только так должно быть», но влекущей нас к далёкому идеалу – «так будет». Моралью, не дающей готового рецепта достижения желанного результата и даже не стремящейся доказать, почему вообще его нужно желать, но лишь чуточку приподнимающей вуаль над тайной Творения, скрытой глубоко в душе каждого из нас:

– Можем ли представить себе человека, делающего общее дело с другими, не превозносясь ни перед кем, и при этом приносящего плод нового творения каждым шагом, словом, жестом? Трудно? Но если всё же сумеем, то мы поймём, каковы будут сыны Божии в Царстве Небесном.

– Сможем себе представить гениального творца, неважно в каком роде,   видящего высочайшую ценность и уникальность в каждой соседствующей личности и творения свои сверяющего со всем мирозданием – и мы увидим образ Человека, в котором воплощён замысел Божий о Его любимом создании.


Источник:      Вера и Время

Последние публикации:
Благовещение Пресвятой Богородицы

7 апреля 2020

Протоиерей Андрей Ткачёв:

Благовещение

...Если Господу было угодно родиться от Жены, то почему Он не родился сразу от Евы? Зачем нужна была эта длинная, кровавая и запутанная трагедия, называемая «историей»? Неужели наш мир для Него – подобие театра? Конечно, нет...

(См. далее...)

3 апреля 2020

Святейший Патриарх Кирилл:

Призываю усилить молитву ко Господу... Патриаршее послание Преосвященным архипастырям, священнослужителям, монашествующим и мирянам

... призываю архиереев, духовенство, монашествующих и мирян усилить молитву ко Господу об ограждении людей от вредоносного поветрия, а архипастырей и пастырей — продолжать ревностно совершать богослужения и особенно Божественную...

(См. далее...)

1 апреля 2020

Митрополит Антоний (Паканич):

Как быть, если устал от страхов, болезней и катаклизмов

...значит, все бушующие вокруг нас страсти и стихии только пугают и кажутся страшными и серьёзными, на самом деле при первом же приближении они вдребезги разбиваются о ступни Его ног. Так что не стоит спешить разорвать земные оковы, важно здесь научиться жить с Богом в радости, мире, полном доверии...

(См. далее...)

25 марта 2020

Митрополит Лимассольский Афанасий:

Чему нас учит пандемия. Из беседы с прихожанами

...Пандемия учит нас нашей слабости. Учит нас суетности вещей человеческих. Учит нас тому, что всё, что мы видим вокруг, преходяще. Нам стоит понять, что главным нашим устремлением должно стать Царствие Божие...

(См. далее...)

Публикация:

Вера и Время

27.09.2015

Также у этого автора:

3 февраля 2020

9 дней. Памяти протоиерея Всеволода Чаплина

(Далее)

27 июля 2017

Пока стучали колёса, или о свойствах чистого слова

…нас понять просто. Вспомним историю леди Годивы! Вот страдальца за многих, сорвав покровы, выставляют на позор и потеху толпе. Но толпа – это мы – плотно закрывает ставни и задёргивает... (Далее)


Архив публикаций:
Святые и святыни:
Фотоальбомы

22 июня 2018

Родная земля. Дорогами паломников: Кострома - Нерехта - Плёс

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов в Кострому 22-24 июня 2018 года.

(См. далее...)

Анонсы

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2020