Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

...когда гроб с телом усопшего адмирала при большом стечении народа был вынесен на руках из города, его хотели положить на подводу, но народ продолжал нести его до самой Санаксарской обители – места его упокоения...

Публикации по теме:
Святейший Патриарх Кирилл в день памяти свт. Алексия Московского после Литургии в Богоявленском кафедральном соборе, 25.02.2017

25 февраля 2021

Святейший Патриарх Кирилл:

Чтобы будущее было счастливым для из наших детей: урок Святителя. Слово в день памяти святителя Алексия Московского

...Счастье там, где смирение, где отдача себя другому, где способность пожертвовать собой ради другого. Именно этой силой любви, самоуничижения...

(См. далее...)

25 февраля 2021

Протоиерей Александр Шаргунов:

«Божий избранник». Слово в день памяти святителя Алексия, митрополита Московского

...Это было не просто «некое извещение» об успешности предстоящего ему путешествия, но явный знак, зримое Божие благословение на всю его, связанную с трудами ради Отечества...

(См. далее...)

Последние репортажи:

21 февраля 2021

Ко Дню защитника Отечества: московские педагоги и студенты побывали на могиле русского воина Евгения Родионова в с.Сатино-Русское под Подольском

В преддверии Дня защитника Отечества, 21 февраля 2021 года, московские педагоги и студенты почтили память русского воина Евгения Родионова, солдата Пограничных войск РФ, погибшего близ села Бамут (Чечня) 23...

(См. далее...)

19 февраля 2021

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Бытия, главы 4—6. Февраль (+ВИДЕО)

19 февраля 2021 года, в канун дня памяти 1003 Никомидийских мучеников, на платформе Zoom состоялась очередная, седьмая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект «Наследие»...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Савчук Роман Александрович /

Савчук Роман Александрович

Публикации этого автора

15 октября 2020

Святыни и святые | Московский Патриархат


 

Евангелие, Православие и... мир. Размышления в день памяти православного воина Феодора Ушакова

Роман Савчук на примере жизни св. праведного Феодора Ушакова размышляет о возможности сочетания в жизни таких разных понятий, как «воинское служение» и «праведность»
15 октября 2020 г.


Праведный Феодор Ушаков

«Бой был жесток и для нас славен тем паче, что… контр-адмирал Ушаков атаковал неприятеля, вдвое себя сильнее… разбил сильно и гнал до самой ночи… Контр-адмирал Ушаков отличных достоинств. Я уверен, что из него выйдет великий морской предводитель»,

– так в донесении Екатерине ІІ характеризовал доблесть и мужество святого праведного воина Феодора Ушакова князь Потемкин. Конечно, есть и другие характеристики добродетельной личности святого воина. Мы знаем, что он «бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния и вспоможения», в Отечественную войну 1812 года всё, что имел, отдавал «на воспомоществование ближним, страждущим от разорения злобствующего врага…» и, наконец, «остаток дней своих адмирал провел крайне воздержанно и окончил жизнь свою как следует истинному христианину и верному сыну Святой Церкви». А когда гроб с телом усопшего адмирала при большом стечении народа был вынесен на руках из города, его хотели положить на подводу, но народ продолжал нести его до самой Санаксарской обители – места его упокоения.

Сочетание таких, казалось бы, разных понятий, как «воинское служение» и «святость, праведность», нередко повергают в смятение даже людей глубоко верующих. Тем более усиливают недоумения разные критические высказывания по этому поводу поборников «истинной евангельской любви». Вопрос действительно серьезный: как совместить воинское служение с образом святости, который мы познаем из Евангелия? В чем заключается логика Церкви в этом случае?

Прежде всего, мы должны осознать, что Церковь в своих суждениях всегда опирается на истинную оценку действительности и правильное соотношение видимого и реального. Основанием такого взгляда на мир является Евангелие. А оно решительно и определенно говорит о том, что реалии земной жизни очень часто искажают даже самые благие намерения, обращая их на погибель человеку. С ужасом мы слышим из уст Спасителя, что «наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» (Ин. 16: 2). Совсем неожиданными для нас оказываются слова любящего Господа:

«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее» (Мф. 10: 34–35).

Наконец, мы недоумеваем, слыша:

«Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7: 21–23).

Оказывается, что и те, кто именем Господним творили многие чудеса, изгоняли демонов, в конечном итоге могут быть признаны Богом «делающими беззаконие». Что говорить, даже самый верный критерий, которым мы часто оцениваем истинность наших отношений с ближними, – любовь – и он, оказывается, может быть искажен, поскольку:

«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10: 37)…

Сочетание воинской доблести со святостью возможно в контексте евангельского восприятия реалий нашего мира. Церковь допускает такое сочетание, поскольку оно свидетельствует о том, что земная жизнь человека далека от райских условий. Здесь даже любовь, искренность намерений не могут быть окончательным критерием истинности пути. В нашей жизни всё истинное является плодом усилий, борьбы, преодоления, среди которых неизбежны и падения, и защита слабых, и отстаивание христианских ценностей. Это мир, который невозможно оценить, основываясь лишь на собственных искренних убеждениях отстаивать только правду, поскольку Сам Господь предупреждает каждого:

«Смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?» (Лк. 11: 35).

В Евангелии нет плоской оценки земных реалий. Господь ясно показывает, что Он понимает сложность нашей жизни, когда говорит:

«Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам…» (Мф. 18: 7).

И предупреждает, чтобы мы не решались судить других и себя с помощью критериев, истинность которых определяем, исходя из собственного опыта или благих намерений.

К сожалению, в мире есть много должного, необходимого, вынужденного, на что человек обязан реагировать и отвечать. И этот необходимый ответ, вынужденное применение силы, ума не противоречит Евангелию. Об этом ясно говорил Спаситель:

«Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мк. 12: 17).

В нас самих не всё так просто и однозначно, чтобы мы могли полностью довериться чему-то исходящему из нашего сердца. Любовь для нас во многом непонятна и часто недостижима. Она не так деликатна и безобидна, как нам кажется, потому что приносит в мир меч и разделение (см.: Мф. 10: 34–35). К любви мы должны проделать долгий путь преодоления себя и неправильного отношения к миру, которым очень легко подменить истину. Поэтому Церковь смотрит на нашу жизнь, основываясь на евангельском реализме борьбы человека со своим стремлением во всем утвердить собственное «я». Ее опыт предупреждает от непоправимых ошибок на этом пути:

«Преждевременное стремление к развитию в себе чувства любви к Богу есть самообольщение. Шествие ко Христу начинается и совершается под водительством страха Божия» (святитель Игнатий (Брянчанинов)).

И в этом смысле возможность сочетания воинского служения со святостью является подтверждением истинности Православия, сохранившего евангельский реализм. Церковь признает, что критерием истинности пути в Царство Небесное являются не внешние отношения с миром, их формальная сторона, а правильность ориентиров, свет Христов, который может преодолеть любой покров обстоятельств и своим лучом достигнуть до самых глубин житейской суеты и мирских соблазнов, лишь бы там было сердце, жаждущее его увидеть.

Роман Савчук

15 октября 2014 года


Источник:      Православие.ру

Последние публикации:
Святейший Патриарх Кирилл в день памяти свт. Алексия Московского после Литургии в Богоявленском кафедральном соборе, 25.02.2017

25 февраля 2021

Святейший Патриарх Кирилл:

Чтобы будущее было счастливым для из наших детей: урок Святителя. Слово в день памяти святителя Алексия Московского

...Счастье там, где смирение, где отдача себя другому, где способность пожертвовать собой ради другого. Именно этой силой любви, самоуничижения и смирения святитель Алексий обезоруживал русских князей, содействуя великому делу объединения...

(См. далее...)

25 февраля 2021

Протоиерей Александр Шаргунов:

«Божий избранник». Слово в день памяти святителя Алексия, митрополита Московского

...Это было не просто «некое извещение» об успешности предстоящего ему путешествия, но явный знак, зримое Божие благословение на всю его, связанную с трудами ради Отечества, деятельность. Существует предание, что кроме ярлыка, в благодарность за исцеление Тайдулы, святитель...

(См. далее...)

20 февраля 2021

Игумен Нектарий (Морозов):

Величие смирения. Памяти архимандрита Кирилла (Павлова)

...Рядом с отцом Кириллом было удивительно спокойно, словно все замирало вокруг. Удивительно тихо, словно безмолвие царило, словно время останавливалось. Удивительно тепло: ты отогревался, и сердце твое оживало...

(См. далее...)

16 февраля 2021

Святитель Николай Японский:

Что должен знать работающий Господу

...Все мы, здесь находящиеся, конечно, приступили работать Богу и, таким образом, хорошо знаем, что служить Богу? значит понуждать себя на труд. Но мы знаем также, что в этом служении заключается и великая радость. Ибо Бог всевидящий не только видит работающих Ему, но и помогает им...

(См. далее...)

Публикация:

Православие.ру

15.10.2020

Также у этого автора:

9 марта 2019

Убедить жизнью. В день обретения честной главы святого Иоанна Предтечи

...Мы не часто задумываемся об этом, но Предтеча Господень, о котором Спаситель сказал, что «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11:11), на... (Далее)

6 октября 2015

О том, как миссионерская сила в немощи совершается (из истории японской миссии)

...Равноапостольный Николай не раз признавался в дневниках, что бывает очень трудно определить, насколько тот или иной ученик может впоследствии быть полезным... (Далее)


Архив публикаций:
Святые и святыни:
Св. равноапостольный Кирилл

27 февраля

Равноапостольный Кирилл, учитель Словенский (896)

Дни памяти: Февраль 14 (27), Май 11 (24), Июль 27 (9 аавгуста) (Собор Болгарских просветителей)

(См. далее...)

Фотоальбомы

2 октября 2020

Благословенная Алания

Фотоальбом по материалам паломническо поездки московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей Православной культуры города Москвы) в Северную Осетию 2-7 октября 2020 года.

(См. далее...)

Анонсы

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2021