Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

...самое главное – внимательно вглядываться во внутреннее расположение ребенка и трезво оценивать реальную меру его способностей. Одна из устойчивых ошибок родителей, которая повторяется на протяжении веков, от неё никуда не убежать, – это желание вырастить ребёнка лучшим, чем ты сам, сделать его как бы более правильной и дополненной версией самого себя. Но нельзя забывать, что каждый человек, в том числе и наши дети, – совершенно индивидуальная личность...

Публикации по теме:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном...

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных...

(См. далее...)

Последние репортажи:

14 марта 2024

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Исход, глава 23. Март (+ВИДЕО)

14 марта 2024 года, в четверг седмицы сырной (масленицы), в дистанционном формате состоялась очередная, шестидесятая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект «Наследие»...

(См. далее...)

29 февраля 2024

Заседание Совета Ассоциации учителей православной культуры города Москвы. Фотоотчёт

29 февраля 2024 года на площадке Департамента образования и науки Москвы состоялось очередное заседание Совета Ассоциации учителей православной культуры города Москвы. Оно было посвящено вопросам совершенствования форм и методов работы Ассоциации, взаимодействия с образовательными...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Козлов Максим /Кандидат богословия, Профессор, Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, профессор Московской духовной академии и семинарии

4 сентября 2016

Московский Патриархат | Образование и наука


 

Радость знания

Беседа с протоиереем Максимом Козловым монаха Рафаила (Попова) касается вопроса христианского отношения к приобретению знаний
4 сентября 2016 г.


О том, что такое знание и зачем нам оно, каким должно быть отношение к процессу приобретения знаний, как сделать так, чтобы 1 сентября для наших детей было действительно праздничным днем, а посещение занятий – радостью, мы беседуем с протоиереем Максимом Козловым

***

– 1 СЕНТЯБРЯ В РОССИИ ОТМЕЧАЕТСЯ ДЕНЬ ЗНАНИЙ. В ШКОЛАХ ТРАДИЦИОННО ПРОХОДЯТ ТОРЖЕСТВЕННЫЕ ЛИНЕЙКИ, ПОСВЯЩЕННЫЕ НАЧАЛУ УЧЕБНОГО ГОДА, «УРОКИ МИРА»… ВСЕМ ЭТИМ ПОДЧЕРКИВАЕТСЯ ВАЖНОСТЬ ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЯ, ЕГО ОСОБАЯ РОЛЬ В НАШЕЙ ЖИЗНИ. А ЧТО ТАКОЕ – ЗНАНИЕ? КАКИМ ОНО ДОЛЖНО БЫТЬ? КАКОВА ЕГО ЦЕЛЬ?

– Хороший вопрос. Но прежде, чем отвечать на него, я бы хотел сделать одно замечание по поводу самой этой даты: примечательно, что учебный год в России и в большинстве европейских стран начинается именно 1 сентября, что лишний раз свидетельствует об актуальности церковного календаря. Совпадение учебного года с годом церковно-богослужебным показывает также, насколько более оправданно сентябрьское новолетие по сравнению с новолетием январским (новый церковно-богослужебный год начинается 1 сентября по старому стилю, 14 сентября – по новому стилю, ред.). Но это à propos, замечание вводное.

А что касается сути вопроса, то можно сказать так: для христианина знание как таковое является сущностно важным, потому что познание мира, если говорить высоким штилем, – это познание «второй книги Откровения». Всякое подлинное знание приближает человека к Богу. Конечно, дети, начиная учиться, знакомятся прежде с вещами простыми, начальными, но без этих базисных «кубиков», без этих как бы элементов бытия невозможно будет продвинуться потом глубже и увидеть мир в его связности, гармонии, прекрасности – таким, каким он создан Творцом.

Второй момент, который важно подчеркнуть. Еще со времен дохристианской мудрости процесс получения знаний называется «детоводительством» – «педагогикой». Когда-то древние греки человека подлинно прекрасного называли «калос каи агатос» – «красивый и добрый», а воспитание такого прекрасного во всех отношениях человека – «калокагатия». Это некоторым образом соотносится с тем, что мы читаем уже в христианских аскетических руководствах, которые называются «филокалией» – любовью к доброте, любовью к внутренней красоте человека. Частью этой внутренней красоты является познание окружающего нас мира, познание его закономерностей и закономерностей человеческой души.

Но сегодня мы встречаемся с ситуацией, когда знание часто воспринимается утилитарно – как некоторая необходимая составляющая для будущей карьеры, для будущего социального статуса человека. Отвергать такое отношение к знанию было бы абсурдным и нереалистичным, совершенно нехристианским идеализмом, а христианство реалистично. Такой подход имеет право на существование, однако если он вписан в правильную иерархию ценностей, если приобретение знаний воспринимается не как конечная цель, но как некое необходимое подспорье. Будущий священник, обучаясь в духовной школе, получает знания, а не только воспитывается, и тем самым готовится к своему служению. Но плох будет тот священник, который ограничит свою подготовку к священнослужению просто набором внешних знаний, даже знаний духовных.

– НА ЛЕТНИХ КАНИКУЛАХ ШКОЛЬНИКИ И СТУДЕНТЫ ДОСТАТОЧНО СИЛЬНО РАССЛАБЛЯЮТСЯ, ПОГРУЖАЮТСЯ С ГОЛОВОЙ В ИГРЫ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ... И 1 СЕНТЯБРЯ ИНОГДА ОКАЗЫВАЕТСЯ ДЛЯ НИХ СТРЕССОВЫМ МОМЕНТОМ: НАДО ПОЛНОСТЬЮ МЕНЯТЬ РАСПОРЯДОК ДНЯ, ПЕРЕНАСТРАИВАТЬСЯ НА ИНОЙ РИТМ И СТИЛЬ ЖИЗНИ. КАК ПОДГОТОВИТЬ ДЕТЕЙ К НАЧАЛУ УЧЕБНОГО ГОДА?

– Мне кажется, многое закладывается отношением семьи к этому дню и к самой учебе. Хороши, конечно, и какие-то внешние формы, выделяющие 1 сентября как такой рубеж, и всевозможные мероприятия. Но главное – в том, как сами мамы с папами, другие старшие сродники и родственники относятся к учебе и началу учебного года: как к еще одному кругу утомительной пробежки, как к хомуту, в который снова придется впрягаться: водить ребенка в школу, на дополнительные занятия, изыскивать средства для оплаты кружков и прочее и прочее… – а ведь такое отношение взрослых даже при всех правильных педагогических установках в семье скрыть от ребенка не удастся, – или как к вехе становления маленького человека, его развития. Вот если это ощущение важной вехи будет у взрослых членов семьи, то и ребенок будет относиться к 1 сентября соответственно.

И еще момент: я думаю, что детей не надо перегружать летом какими-то занятиями. Хороший летний отдых, такой, что под конец ребенок устает уже отдыхать так долго, тоже помогает вступить в начало учебного года.

– ИНФОРМАЦИИ О ВСЕВОЗМОЖНЫХ КРУЖКАХ, КУРСАХ, ПРОГРАММАХ, ПРЕДЛАГАЮЩИХ РАЗНЫЕ ВИДЫ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ПОВСЮДУ МНОЖЕСТВО. КАК В ЭТОМ ВО ВСЕМ НЕ ЗАПУТАТЬСЯ? КАК РОДИТЕЛЯМ ПОДХОДИТЬ К ПРОЦЕССУ ПЛАНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СВОИХ ДЕТЕЙ?

– Подход должен быть абсолютно индивидуальный. И самое главное – внимательно вглядываться во внутреннее расположение ребенка и трезво оценивать реальную меру его способностей. Одна из устойчивых ошибок родителей, которая повторяется на протяжении веков, от нее никуда не убежать, – это желание вырастить ребенка лучшим, чем ты сам, сделать его как бы более правильной и дополненной версией самого себя. Но нельзя забывать, что каждый человек, в том числе и наши дети, – совершенно индивидуальная личность, несущая в себе образ и подобие Божие. Конечно, если возникнет свободное тяготение сына пойти по стопам отца-врача или у дочери окажутся способности, подобные способностям мамы-художницы, это хорошо. Но принудительное вовлечение в какую-то профессию, агрессивное пренебрежение склонностью ребенка к иным занятиям просто в силу того, что «у меня знакомые, я смогу выгодно устроить, эта профессия обещает коммерческий или социальный успех», могут привести к недобрым коллизиям в душе ребенка.

– БЫВАЕТ, ЧТО У ЗАКОНЧИВШИХ ШКОЛУ, ВУЗ ИЛИ СРЕДНЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО ОНИ МНОГО ЧЕГО НЕ УСПЕЛИ, МНОГОГО «НЕДОБРАЛИ». ПРИХОДИТ РАЗОЧАРОВАНИЕ. КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ОТЧЕГО ЭТО ПРОИСХОДИТ? И КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ТАКОЕ СОСТОЯНИЕ?

– В 18 лет думать, что тебя чему-то недоучили, несколько преждевременно. Жизнь продолжается, и процесс получения знаний с окончанием школы или даже вуза отнюдь не завершен.

А если есть переживания по поводу успехов, если кажется, что тебе в голову уже больше ничего не влезет, то хорошо бы вспомнить примеры великих людей, подвижников благочестия в том числе, которые до какого-то времени больших успехов в учебе не являли, но вдруг происходил скачок, и все менялось кардинальным образом, будь то в детском возрасте, как у преподобного Сергия Радонежского – все мы знаем историю с отроком Варфоломеем, будь то в духовной школе, как у отца Иоанна Кронштадтского, который не сразу стал показывать те успехи, что сделали его потом Всероссийским пастырем.

– А КТО ЛИЧНО ДЛЯ ВАС БЫЛ ПРИМЕРОМ, НА КОТОРЫЙ ВЫ ОРИЕНТИРОВАЛИСЬ И КОГДА УЧИЛИСЬ, И В ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ВАШЕЙ РАБОТЕ И ВАШЕМ СЛУЖЕНИИ?

– По гуманитарному образованию я филолог-классик, и для меня, конечно, высочайшим, идеальным примером был Алексей Федорович Лосев, великий русский философ, исследователь античности и мировой эстетики. Это человек, вся жизнь которого была Трудом с большой буквы – Трудом, посвященным познанию мира Божия и в конечном итоге, как я убежден, прославлению Творца. Трудом сознательным и целеустремленным, начиная с гимназических лет. И именно это должно стать главным с детских лет – восприятие труда не как чего-то, что должно обеспечить тебе развлечение и досуг и что является неизбежным, но неприятным отягощением между интервалами досугов и развлечений, а труда как внутреннего наполнения твоей жизни.

– ЧТО, НА ВАШ ВЗГЛЯД, НЕОБХОДИМО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ БЫТЬ УСПЕШНЫМ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ?

– Я могу только повторить то, что сказал некогда великий святитель Василий о своем обучении в Афинской академии. Эти слова, конечно, относятся к более взрослым учащимся, но, на мой взгляд, и к детям тоже в значительной мере их можно отнести:

«Во время обучения в Афинской академии мы знали только три дороги: в аудиторию, в библиотеку и в храм».

Это не значит, что в жизни не должно быть каких-то досугов, отвлечений и развлечений, но это значит, что нужно научиться получать радость от достижения какого-то умения и знания. И педагоги, и родители должны помочь маленькому человеку научиться получать эту радость – радость от того, что ты смог нарисовать, решить трудную задачу, ясно изложить свою мысль. Потому что одна из кардинальных радостей нашей жизни – это радость творческого труда, и научиться чувствовать, что это делает в значительной мере жизнь полнее, – великое приобретение.

Беседовал монах Рафаил (Попов)

1 сентября 2016 г.


Источник:      Православие.ru

Последние публикации:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора.

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший...

(См. далее...)

2 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Традиционные ценности помогают сохранить жизнеспособность в условиях теряющей свой гуманизм цивилизации». Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Всемирном фестивале молодежи

2 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Всемирный фестиваль молодежи, проходящий на федеральной территории «Сириус» в Краснодарском крае...

(См. далее...)

9 февраля 2024

Президент России В.В. Путин:

«Мы защищаем своих людей, себя, свою Родину и наше будущее». Интервью Президента России Владимира Путина Такеру Карлсону

9 февраля 2024 года в Кремле Президент России Владимир Владимирович Путин ответил на вопросы Такера Карлсона, американского журналиста, основателя видеоплатформы Tucker Carlson Network. 10 февраля 2024 г.

(См. далее...)

Публикация:

Православие.ru

4.09.2016

Также у этого автора:

14 августа 2023

Три вехи Успенского поста

...Последний этап истории созидания Богом нашего спасения — восхождение на Небо первой до конца обоженной человеческой личности. Божия Матерь в силу особого избрания, в силу того, что Она была вершинным... (Далее)

24 июля 2014

Идеал высшего духовного образования — сочетание просвещенной свободы и столь же просвещенного послушания

...Современные опасности совершенно другого рода. Они исходят из планшета или удобного гаджета, где можно посмотреть, прочитать... (Далее)


Архив публикаций:
Святые и святыни:
Мученик Савин

29 марта

Мученик Савин (287)

Дни памяти: Март 13 (26), Март 16 (29)

(См. далее...)

Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Анонсы

Вера и Время    2024