Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

...Несмотря на то, что эта предметная область включена как обязательная в Федеральный государственный образовательный стандарт, ее состав — четыре учебных предмета по религиозным культурам и светская этика по выбору — не зафиксирован. Соответственно, она не включена в примерные учебные планы для школ, нет полноценных линий учебников по этим предметам, а также возможности профильной подготовки педагогов...

Публикации по теме:
Святейший Патриарх Кирилл в соборе святой равноапостольной Марии Магдалины в Нальчике, 16.05.2016

4 августа 2023

Святейший Патриарх Кирилл:

Исторический день. Слово в соборе святой равноапостольной Марии Магдалины в Нальчике

...мы знаем, какая катастрофа происходит в Западной Европе и вообще в богатом американо-европейском мире, когда многие христиане забывают о своих корнях и якобы переосмысляют...

(См. далее...)

26 января 2023

Святейший Патриарх Кирилл:

«Все больше людей понимают, насколько важна любовь к Родине, верность своей стране, готовность защитить её священные рубежи…» Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на XI Рождественских Парламентских встречах

26 января 2023 года Святейший Патриарх Московский...

(См. далее...)

Последние репортажи:

14 марта 2024

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Исход, глава 23. Март (+ВИДЕО)

14 марта 2024 года, в четверг седмицы сырной (масленицы), в дистанционном формате состоялась очередная, шестидесятая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект «Наследие»...

(См. далее...)

29 февраля 2024

Заседание Совета Ассоциации учителей православной культуры города Москвы. Фотоотчёт

29 февраля 2024 года на площадке Департамента образования и науки Москвы состоялось очередное заседание Совета Ассоциации учителей православной культуры города Москвы. Оно было посвящено вопросам совершенствования форм и методов работы Ассоциации, взаимодействия с образовательными...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Меркурий (Иванов) /Доктор богословия, Митрополит Ростовский и Новочеркасский, Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ

30 января 2017

Изучение традиционных религий | Основы Православной культуры | Рождественские чтения


 

«Мы приготовили «дорожную карту» развития преподавания религиозных культур и светской этики в школе». Выступление на круглом столе по проблемам духовно-нравственного воспитания в Государственной Думе РФ

Выступление Председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации 26 января 2017 года на Круглом столе в Государственной Думе РФ «Духовно-нравственное воспитание в системе образования: состояние, проблемы, перспективы»
30 января 2017 г.


Митрополит Меркурий на круглом столе в Государствнной Думе РФ. 26.01.2017

26 января 2017 года Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий выступил на Круглом столе «Духовно-нравственное воспитание в системе образования: состояние, проблемы, перспективы» в рамках V Рождественских Парламентских встреч XXV Международных Рождественских образовательных чтений

***

Уважаемый Вячеслав Алексеевич,

Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства,

дорогие отцы, братья и сестры!

Тематика нашей встречи – «Духовно-нравственное воспитание в системе образования: состояние, проблемы, перспективы» – предполагает серьезный обстоятельный разговор о стратегии развития отечественной школы в целом, а не только преподавания религиозных культур. Думаю, здесь, в этой аудитории не нужно объяснять, почему знакомство с традиционными религиями в общеобразовательной школе — это не анахронизм, не пережиток в развитии школы, общего образования детей, а естественная, неотъемлемая часть воспитания и обучения. На повестке дня стоит много сценариев развития отечественной школы. Интеграция, возвращение в школьную программу религиозно-культурологического компонента, основанного на изучении традиционных религиозных культур народов России, — необходимая составляющая духовного и нравственного возрождения школы при любом сценарии ее развития. На мой взгляд (и это соотносится с церковной позицией), религиозное образование — органичная часть современного культурного спектра, современного светского образования, построенного на принципе уважения мировоззренческого разнообразия в обществе. Приобщение детей к традиционной духовной культуре, нравственным ценностям народа имеет глубокие исторические традиции, свои педагогические нормы и правила; и в школе это образование не менее значимо, чем обучение по другим основным учебным предметам.

Если позволите, немного статистики. 2016/2017 учебный год ознаменовался ростом процента выбора Основ православной культуры как по России в целом (36,9%), так и практически в каждом федеральном округе. По сравнению с прошлым учебным годом Основы православной культуры изучают на 32 400 четвероклассников больше. Также можно сказать об увеличении выбора православной культуры в ряде традиционно непростых в плане церковно-государственного взаимодействия регионов. Серьезно вырос процент родителей, выбравших для своих детей изучение православной культуры в Камчатском крае (+13,1%), в Оренбургской (+25,2%), Магаданской (+12,5%), Тюменской (+16%) областях, в республиках Тыва (+11,5%) и Чувашия (+12,1%), в Чукотском автономном округе (+12,2%).

В то же время в ряде регионов Юга России и Северного Кавказа продолжает сохраняться низкий выбор православной культуры. И не везде это следствие этноконфессионального состава населения. Так, для Северной Осетии выбор ОПК 1,7%, где около половины населения относит себя к православным христианам, — это де-факто признание запрета на изучение ОПК в регионе. В Приволжском федеральном округе, в Республике Татарстан до сих пор, уже пятый год не удается преодолеть фактический запрет местных властей на изучение религиозных культур по выбору в школе.

И все же это уже единичные примеры. Еще в 2012 году, в самом начале, когда нам указывали на больший выбор неконфессиональных курсов, светской этики, мы говорили, что выбор религиозных культур родителями будет постепенно расти по мере увеличения числа подготовленных учителей и преодоления административных запретов на уровне региона, города или конкретной школы. Это и происходит, и в целом выбор религиозных культур за эти годы постепенно вырос примерно от одной трети до уже почти половины всех учащихся 4-х классов.

Но в общем контексте развития духовно-нравственного образования в школе, реализации прав граждан России на изучение их детьми в школе духовной культуры наибольшие трудности сейчас представляет сохранение фактически экспериментального характера преподавания религиозных культур. Напомню, что сегодня это только одни четвертые классы, это один урок в неделю, в общей сложности 34 учебных часа. Неадекватность временных затрат и воспитательных задач, полагаю, очевидна. Но что еще более дискредитирует практику религиозного образования в светской школе — не по нашей вине! — так это закономерное отсутствие в таких условиях хорошо подготовленных педагогов, в частности учителей православной культуры. Кроме того, имеет место слабая интеграция курса с другими предметными областями.

И всё это является следствием сохранения уже указанного экспериментального формата преподавания на один учебный год, неразработанности содержания предметов по религиозным культурам и светской этике по другим классам, для основной и старшей школы. Как будто все религиозные и мировоззренческие вопросы заканчиваются в младшей школе, и дальше мы имеем дело уже с духовно зрелыми личностями, не нуждающимися в нашей помощи и нравственной поддержке!

В настоящее время на основной ступени школы есть предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» — логическое продолжение курса ОРКСЭ, в рамках которой вполне можно было бы восполнять незавершенность начального, экспериментального курса. Несмотря на то, что эта предметная область включена как обязательная в Федеральный государственный образовательный стандарт, ее состав — четыре учебных предмета по религиозным культурам и светская этика по выбору — не зафиксирован. Соответственно, она не включена в примерные учебные планы для школ, нет полноценных линий учебников по этим предметам, а также возможности профильной подготовки педагогов.

Ситуация усугубляется тем, что общественное мнение в существующих неопределенных условиях зачастую формируется не в контексте профессионального обсуждения с привлечением заинтересованных сторон и участников образовательного процесса, а с использованием некомпетентных высказываний, а часто и умышленно искаженной информации в СМИ, заказных антицерковных провокаций.

При анкетировании епархий Русской Православной Церкви летом 2016 года в Синодальный отдел были представлены данные о преподавании православной культуры в рамках указанной предметной области в 5–9 классах. На основании полученных данных можно констатировать, что развитие преподавания православной культуры, несмотря на все трудности, в регионах идет. Его можно сравнить с региональными процессами в 1990-х — начале 2000-х годов, когда изучение традиционных религиозных культур было стихийно, инициативно начато и развивалось в ряде регионов. Ответом на эти процессы тогда стала экспериментальная апробация в 2009–2011 годах и последующее введение преподавания в 4-х классах. Представляется, что уже давно настало время переходить от экспериментального к адекватному формату преподавания религиозных культур по выбору — на всех уровнях общего образования, по всем годам обучения детей в школе.

Концепция такого перехода, с выходом за 3–4 года на преподавание со 2-х по 10-е классы и с адекватной учебной нагрузкой была разработана еще в 2012 году после завершения эксперимента по его положительным итогам. Пора уже приступать к ее реализации. Дальше затягивать с решением этого вопроса, оставлять преподавание православной культуры только в 4-х классах, по словам Святейшего Патриарха Кирилла, значило бы «свести на нет все усилия, предпринятые в последние годы Церковью, государством и обществом по духовно-нравственному воспитанию школьников». Это было сказано Патриархом еще в 2015 году, два года назад.

Со своей стороны мы, представляя в диалоге с министерством интересы граждан России православного христианского вероисповедания, уже давно подготовили детальный план — «дорожную карту» развития преподавания религиозных культур и светской этики по выбору в школе.

Важно, чтобы на нашем мероприятии был выражен адекватный ответ предвзятым и некомпетентным высказываниям в СМИ, направленным на дискредитацию возрождения религиозно-нравственного образования в российской школе, дезориентацию общественного мнения, возбуждение неприязни к православным христианам, Церкви по этому вопросу. Также должен быть определен паритетный характер сотрудничества государства и религиозных организаций в этой сфере. Не должно вызывать противоречий такое понимание этого процесса, когда религиозные организации обеспечивают соответствие содержания учебных дисциплин вероучению, морали, традициям конфессии, а государство — их интеграцию в образовательный процесс, обеспечение светского характера преподавания. Это практика большинства современных стран.

Уверен, что работа нашего круглого стола и в целом Парламентских Рождественских встреч будет способствовать решению главной задачи, которая сегодня нас объединяет, — развитию условий для духовно-нравственного воспитания детей в системе образования, в школе.

Благодарю вас за внимание!

(Москва, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации,
26 января 2017 г., 14.00)


Источник:      Православное образование

Последние публикации:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора.

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший...

(См. далее...)

2 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Традиционные ценности помогают сохранить жизнеспособность в условиях теряющей свой гуманизм цивилизации». Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Всемирном фестивале молодежи

2 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Всемирный фестиваль молодежи, проходящий на федеральной территории «Сириус» в Краснодарском крае...

(См. далее...)

9 февраля 2024

Президент России В.В. Путин:

«Мы защищаем своих людей, себя, свою Родину и наше будущее». Интервью Президента России Владимира Путина Такеру Карлсону

9 февраля 2024 года в Кремле Президент России Владимир Владимирович Путин ответил на вопросы Такера Карлсона, американского журналиста, основателя видеоплатформы Tucker Carlson Network. 10 февраля 2024 г.

(См. далее...)

Также у этого автора:
Архив публикаций:
Святые и святыни:
Мчч. Агапий, Пуплий, Тимолай. Икона. Русь. 1-я половина XVI в. Музей икон. Реклингхаузен. Германия

28 марта

Мученики Агапий, Пуплий, Тимолай, Ромил, Александр, Александр, Дионисий и Дионисий (303)

...Находившиеся в толпе юноши-христиане Пуплий, Тимолай, Александр, другой Александр, Дионисий и иподиакон Диаспольской церкви Ромил решили публично исповедать веру и пострадать за Христа...

(См. далее...)

Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Анонсы

Вера и Время    2024