Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

...Несмотря на то, что эта предметная область включена как обязательная в Федеральный государственный образовательный стандарт, ее состав — четыре учебных предмета по религиозным культурам и светская этика по выбору — не зафиксирован. Соответственно, она не включена в примерные учебные планы для школ, нет полноценных линий учебников по этим предметам, а также возможности профильной подготовки педагогов...

Публикации по теме:
Митрополит Иларион

8 марта 2018

Митрополит Волоколамский Иларион:

Мы должны закладывать в наших детей духовно-нравственный код, который поможет им вырасти полноценными гражданами

3 марта 2018 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных...

(См. далее...)

15 февраля 2018

Митрополит Волоколамский Иларион:

Теология и преподавание религии в школе

Доклад митрополита Волоколамского Илариона на пленарном заседании конференции «Духовно-нравственное образование в современной школе: социально-философский, научно-педагогический и межрелигиозный аспекты», прошедшей...

(См. далее...)

Последние репортажи:

26 мая 2018

«Алтарь Отечества – 2018»: награждение победителей номинаций «Литературное творчество» и «Художественное слово» в Николо-Угрешской духовной семинарии

26 мая 2018 года в Николо-Угрешской духовной семинарии прошло награждение победителей номинаций «Литературное творчество» и «Художественное слово» XII Межрегионального фестиваля-конкурса «Алтарь Отечества»...

(См. далее...)

24 мая 2018

«Алтарь Отечества – 2018»: награждение победителей номинаций в Институте российской истории РАН и музее огнеборцев Колледжа им. В.М. Максимчука

24 мая 2018 года в Институте российской истории Российской академии наук (ИРИ РАН) состоялось награждение победителей пяти номинаций: «Историческое краеведение», «Река времён: родословие», «Моя коллекция», «Языковая...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Меркурий (Иванов) /Доктор богословия, Митрополит Ростовский и Новочеркасский, Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ

Меркурий (Иванов)

Доктор богословия
Митрополит Ростовский и Новочеркасский, Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ

Публикации этого автора

30 января 2017

Изучение традиционных религий | Основы Православной культуры | Рождественские чтения


 

«Мы приготовили «дорожную карту» развития преподавания религиозных культур и светской этики в школе». Выступление на круглом столе по проблемам духовно-нравственного воспитания в Государственной Думе РФ

Выступление Председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации 26 января 2017 года на Круглом столе в Государственной Думе РФ «Духовно-нравственное воспитание в системе образования: состояние, проблемы, перспективы»
30 января 2017 г.


Митрополит Меркурий на круглом столе в Государствнной Думе РФ. 26.01.2017

26 января 2017 года Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий выступил на Круглом столе «Духовно-нравственное воспитание в системе образования: состояние, проблемы, перспективы» в рамках V Рождественских Парламентских встреч XXV Международных Рождественских образовательных чтений

***

Уважаемый Вячеслав Алексеевич,

Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства,

дорогие отцы, братья и сестры!

Тематика нашей встречи – «Духовно-нравственное воспитание в системе образования: состояние, проблемы, перспективы» – предполагает серьезный обстоятельный разговор о стратегии развития отечественной школы в целом, а не только преподавания религиозных культур. Думаю, здесь, в этой аудитории не нужно объяснять, почему знакомство с традиционными религиями в общеобразовательной школе — это не анахронизм, не пережиток в развитии школы, общего образования детей, а естественная, неотъемлемая часть воспитания и обучения. На повестке дня стоит много сценариев развития отечественной школы. Интеграция, возвращение в школьную программу религиозно-культурологического компонента, основанного на изучении традиционных религиозных культур народов России, — необходимая составляющая духовного и нравственного возрождения школы при любом сценарии ее развития. На мой взгляд (и это соотносится с церковной позицией), религиозное образование — органичная часть современного культурного спектра, современного светского образования, построенного на принципе уважения мировоззренческого разнообразия в обществе. Приобщение детей к традиционной духовной культуре, нравственным ценностям народа имеет глубокие исторические традиции, свои педагогические нормы и правила; и в школе это образование не менее значимо, чем обучение по другим основным учебным предметам.

Если позволите, немного статистики. 2016/2017 учебный год ознаменовался ростом процента выбора Основ православной культуры как по России в целом (36,9%), так и практически в каждом федеральном округе. По сравнению с прошлым учебным годом Основы православной культуры изучают на 32 400 четвероклассников больше. Также можно сказать об увеличении выбора православной культуры в ряде традиционно непростых в плане церковно-государственного взаимодействия регионов. Серьезно вырос процент родителей, выбравших для своих детей изучение православной культуры в Камчатском крае (+13,1%), в Оренбургской (+25,2%), Магаданской (+12,5%), Тюменской (+16%) областях, в республиках Тыва (+11,5%) и Чувашия (+12,1%), в Чукотском автономном округе (+12,2%).

В то же время в ряде регионов Юга России и Северного Кавказа продолжает сохраняться низкий выбор православной культуры. И не везде это следствие этноконфессионального состава населения. Так, для Северной Осетии выбор ОПК 1,7%, где около половины населения относит себя к православным христианам, — это де-факто признание запрета на изучение ОПК в регионе. В Приволжском федеральном округе, в Республике Татарстан до сих пор, уже пятый год не удается преодолеть фактический запрет местных властей на изучение религиозных культур по выбору в школе.

И все же это уже единичные примеры. Еще в 2012 году, в самом начале, когда нам указывали на больший выбор неконфессиональных курсов, светской этики, мы говорили, что выбор религиозных культур родителями будет постепенно расти по мере увеличения числа подготовленных учителей и преодоления административных запретов на уровне региона, города или конкретной школы. Это и происходит, и в целом выбор религиозных культур за эти годы постепенно вырос примерно от одной трети до уже почти половины всех учащихся 4-х классов.

Но в общем контексте развития духовно-нравственного образования в школе, реализации прав граждан России на изучение их детьми в школе духовной культуры наибольшие трудности сейчас представляет сохранение фактически экспериментального характера преподавания религиозных культур. Напомню, что сегодня это только одни четвертые классы, это один урок в неделю, в общей сложности 34 учебных часа. Неадекватность временных затрат и воспитательных задач, полагаю, очевидна. Но что еще более дискредитирует практику религиозного образования в светской школе — не по нашей вине! — так это закономерное отсутствие в таких условиях хорошо подготовленных педагогов, в частности учителей православной культуры. Кроме того, имеет место слабая интеграция курса с другими предметными областями.

И всё это является следствием сохранения уже указанного экспериментального формата преподавания на один учебный год, неразработанности содержания предметов по религиозным культурам и светской этике по другим классам, для основной и старшей школы. Как будто все религиозные и мировоззренческие вопросы заканчиваются в младшей школе, и дальше мы имеем дело уже с духовно зрелыми личностями, не нуждающимися в нашей помощи и нравственной поддержке!

В настоящее время на основной ступени школы есть предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» — логическое продолжение курса ОРКСЭ, в рамках которой вполне можно было бы восполнять незавершенность начального, экспериментального курса. Несмотря на то, что эта предметная область включена как обязательная в Федеральный государственный образовательный стандарт, ее состав — четыре учебных предмета по религиозным культурам и светская этика по выбору — не зафиксирован. Соответственно, она не включена в примерные учебные планы для школ, нет полноценных линий учебников по этим предметам, а также возможности профильной подготовки педагогов.

Ситуация усугубляется тем, что общественное мнение в существующих неопределенных условиях зачастую формируется не в контексте профессионального обсуждения с привлечением заинтересованных сторон и участников образовательного процесса, а с использованием некомпетентных высказываний, а часто и умышленно искаженной информации в СМИ, заказных антицерковных провокаций.

При анкетировании епархий Русской Православной Церкви летом 2016 года в Синодальный отдел были представлены данные о преподавании православной культуры в рамках указанной предметной области в 5–9 классах. На основании полученных данных можно констатировать, что развитие преподавания православной культуры, несмотря на все трудности, в регионах идет. Его можно сравнить с региональными процессами в 1990-х — начале 2000-х годов, когда изучение традиционных религиозных культур было стихийно, инициативно начато и развивалось в ряде регионов. Ответом на эти процессы тогда стала экспериментальная апробация в 2009–2011 годах и последующее введение преподавания в 4-х классах. Представляется, что уже давно настало время переходить от экспериментального к адекватному формату преподавания религиозных культур по выбору — на всех уровнях общего образования, по всем годам обучения детей в школе.

Концепция такого перехода, с выходом за 3–4 года на преподавание со 2-х по 10-е классы и с адекватной учебной нагрузкой была разработана еще в 2012 году после завершения эксперимента по его положительным итогам. Пора уже приступать к ее реализации. Дальше затягивать с решением этого вопроса, оставлять преподавание православной культуры только в 4-х классах, по словам Святейшего Патриарха Кирилла, значило бы «свести на нет все усилия, предпринятые в последние годы Церковью, государством и обществом по духовно-нравственному воспитанию школьников». Это было сказано Патриархом еще в 2015 году, два года назад.

Со своей стороны мы, представляя в диалоге с министерством интересы граждан России православного христианского вероисповедания, уже давно подготовили детальный план — «дорожную карту» развития преподавания религиозных культур и светской этики по выбору в школе.

Важно, чтобы на нашем мероприятии был выражен адекватный ответ предвзятым и некомпетентным высказываниям в СМИ, направленным на дискредитацию возрождения религиозно-нравственного образования в российской школе, дезориентацию общественного мнения, возбуждение неприязни к православным христианам, Церкви по этому вопросу. Также должен быть определен паритетный характер сотрудничества государства и религиозных организаций в этой сфере. Не должно вызывать противоречий такое понимание этого процесса, когда религиозные организации обеспечивают соответствие содержания учебных дисциплин вероучению, морали, традициям конфессии, а государство — их интеграцию в образовательный процесс, обеспечение светского характера преподавания. Это практика большинства современных стран.

Уверен, что работа нашего круглого стола и в целом Парламентских Рождественских встреч будет способствовать решению главной задачи, которая сегодня нас объединяет, — развитию условий для духовно-нравственного воспитания детей в системе образования, в школе.

Благодарю вас за внимание!

(Москва, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации,
26 января 2017 г., 14.00)


Источник:      Православное образование

Последние публикации:
Святейший Патриарх Кирилл в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, 27.05.2018

28 мая 2018

Святейший Патриарх Кирилл:

«Физических сил недостаточно, чтобы совершать то, что мы призваны совершить в течение жизни». Проповедь в праздник Пятидесятницы в Троице-Сергиевой лавре

...Духовная сила — не от материального источника, духовная сила — от силы Духа Святаго. Вот почему наша связь со Святым Духом — через Таинства Церкви, через молитву — является непременным залогом нашей...

(См. далее...)

23 мая 2018

Святейший Патриарх Кирилл:

«Подлинный пример кротости и одновременно великой силы». Слово в день памяти святителя Николая Чудотворца в Николо-Угрешском монастыре

...в быту существует совершенно искажённое, неправильное понимание величайшей христианской добродетели — кротости. По слову святителя Иоанна Златоуста, кротость в сознании людей смешивается с малодушием, а малодушие —...

(См. далее...)

13 мая 2018

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

За что мы страдаем?

...В этой жизни Господь готовит человека к переходу в вечность. И зная, что Бог есть Любовь, мы понимаем, что Господь и воров, и нечестивцев хочет увидеть покаявшимися рядом с Собой в вечности. Рядом со Христом не может быть греха, но раскаявшийся грешник рядом с Богом быть может. Мы не знаем, как кого Господь будет переводить через...

(См. далее...)

7 мая 2018

Святейший Патриарх Кирилл:

«Сила веры ввела их в вечность как святых и героев духа». Слово на Бутовском полигоне

...Пусть память о наших святых предшественниках, кровью своей засвидетельствовавших верность Господу, помогает и нам, отделённым от них уже многими десятилетиями, хранить веру в сердце своём, исповедовать, что через слово Божие нам является подлинная истина, которая...

(См. далее...)

Также у этого автора:
Архив публикаций:
Святые и святыни:
Сошествие Святого Духа на апостолов

28 мая

День Святого Духа

День памяти: переходящее празднование - на 50-й день после Пасхи

(См. далее...)

Фотоальбомы

4 сентября 2016

Дорогами паломников: Москва - Пюхтицы - Новый Валаам

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов по маршруту Москва – Санкт-Петербург – Пюхтицы – Таллинн – Хельсинки – Новый Валаам – Санкт-Петербург.

(См. далее...)

Анонсы

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2018