Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

...Несмотря на то, что эта предметная область включена как обязательная в Федеральный государственный образовательный стандарт, ее состав — четыре учебных предмета по религиозным культурам и светская этика по выбору — не зафиксирован. Соответственно, она не включена в примерные учебные планы для школ, нет полноценных линий учебников по этим предметам, а также возможности профильной подготовки педагогов...

Публикации по теме:
Митрополит Иларион

27 июня 2017

Митрополит Волоколамский Иларион:

«Религия должна преподаваться в школах с 1 по 11 класс». Интервью Русской службе Би-би-си

...Мне было трудно смотреть этот фильм, потому что это фильм о человеке, который в Церкви почитается как святой. Я читал книги: потрясающую переписку между Николаем...

(См. далее...)

16 июня 2017

Митрополит Волоколамский Иларион:

Теология в современной России: становление отрасли. Доклад на I Всероссийской конференции «Теология в гуманитарном образовательном пространстве»

...Для того, чтобы развивать научную отрасль «Теология», мы должны не смешивать религиозные традиции, а изучать...

(См. далее...)

Последние репортажи:

14 декабря 2017

МКОС: подготовка к круглому столу в Общественной палате РФ по итогам года

14 декабря 2017 года в Общественной палате РФ состоялось заседание Рабочей группы по подготовке к круглому столу по итогам года, тема которого – «1917–2017: уроки истории в контексте деятельности общественных организаций». Мероприятие пройдёт 21 декабря.

(См. далее...)

9 декабря 2017

Концерт в Государственном Кремлёвском дворце к Дню героев России

9 декабря 2017 года в Государственном Кремлёвском дворце прошёл концерт «Здравствуй, страна героев!», посвящённый Дню героев Отечества. Вместе со всеми собравшимися тепло приветствовали героев педагоги, активисты общественного объединения «Алтарь Отечества» и Ассоциации учителей православной...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Меркурий (Иванов) /Доктор богословия, Митрополит Ростовский и Новочеркасский, Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ

Меркурий (Иванов)

Доктор богословия
Митрополит Ростовский и Новочеркасский, Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ

Публикации этого автора

30 января 2017

Изучение традиционных религий | Основы Православной культуры | Рождественские чтения


 

«Мы приготовили «дорожную карту» развития преподавания религиозных культур и светской этики в школе». Выступление на круглом столе по проблемам духовно-нравственного воспитания в Государственной Думе РФ

Выступление Председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации 26 января 2017 года на Круглом столе в Государственной Думе РФ «Духовно-нравственное воспитание в системе образования: состояние, проблемы, перспективы»
30 января 2017 г.


Митрополит Меркурий на круглом столе в Государствнной Думе РФ. 26.01.2017

26 января 2017 года Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий выступил на Круглом столе «Духовно-нравственное воспитание в системе образования: состояние, проблемы, перспективы» в рамках V Рождественских Парламентских встреч XXV Международных Рождественских образовательных чтений

***

Уважаемый Вячеслав Алексеевич,

Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства,

дорогие отцы, братья и сестры!

Тематика нашей встречи – «Духовно-нравственное воспитание в системе образования: состояние, проблемы, перспективы» – предполагает серьезный обстоятельный разговор о стратегии развития отечественной школы в целом, а не только преподавания религиозных культур. Думаю, здесь, в этой аудитории не нужно объяснять, почему знакомство с традиционными религиями в общеобразовательной школе — это не анахронизм, не пережиток в развитии школы, общего образования детей, а естественная, неотъемлемая часть воспитания и обучения. На повестке дня стоит много сценариев развития отечественной школы. Интеграция, возвращение в школьную программу религиозно-культурологического компонента, основанного на изучении традиционных религиозных культур народов России, — необходимая составляющая духовного и нравственного возрождения школы при любом сценарии ее развития. На мой взгляд (и это соотносится с церковной позицией), религиозное образование — органичная часть современного культурного спектра, современного светского образования, построенного на принципе уважения мировоззренческого разнообразия в обществе. Приобщение детей к традиционной духовной культуре, нравственным ценностям народа имеет глубокие исторические традиции, свои педагогические нормы и правила; и в школе это образование не менее значимо, чем обучение по другим основным учебным предметам.

Если позволите, немного статистики. 2016/2017 учебный год ознаменовался ростом процента выбора Основ православной культуры как по России в целом (36,9%), так и практически в каждом федеральном округе. По сравнению с прошлым учебным годом Основы православной культуры изучают на 32 400 четвероклассников больше. Также можно сказать об увеличении выбора православной культуры в ряде традиционно непростых в плане церковно-государственного взаимодействия регионов. Серьезно вырос процент родителей, выбравших для своих детей изучение православной культуры в Камчатском крае (+13,1%), в Оренбургской (+25,2%), Магаданской (+12,5%), Тюменской (+16%) областях, в республиках Тыва (+11,5%) и Чувашия (+12,1%), в Чукотском автономном округе (+12,2%).

В то же время в ряде регионов Юга России и Северного Кавказа продолжает сохраняться низкий выбор православной культуры. И не везде это следствие этноконфессионального состава населения. Так, для Северной Осетии выбор ОПК 1,7%, где около половины населения относит себя к православным христианам, — это де-факто признание запрета на изучение ОПК в регионе. В Приволжском федеральном округе, в Республике Татарстан до сих пор, уже пятый год не удается преодолеть фактический запрет местных властей на изучение религиозных культур по выбору в школе.

И все же это уже единичные примеры. Еще в 2012 году, в самом начале, когда нам указывали на больший выбор неконфессиональных курсов, светской этики, мы говорили, что выбор религиозных культур родителями будет постепенно расти по мере увеличения числа подготовленных учителей и преодоления административных запретов на уровне региона, города или конкретной школы. Это и происходит, и в целом выбор религиозных культур за эти годы постепенно вырос примерно от одной трети до уже почти половины всех учащихся 4-х классов.

Но в общем контексте развития духовно-нравственного образования в школе, реализации прав граждан России на изучение их детьми в школе духовной культуры наибольшие трудности сейчас представляет сохранение фактически экспериментального характера преподавания религиозных культур. Напомню, что сегодня это только одни четвертые классы, это один урок в неделю, в общей сложности 34 учебных часа. Неадекватность временных затрат и воспитательных задач, полагаю, очевидна. Но что еще более дискредитирует практику религиозного образования в светской школе — не по нашей вине! — так это закономерное отсутствие в таких условиях хорошо подготовленных педагогов, в частности учителей православной культуры. Кроме того, имеет место слабая интеграция курса с другими предметными областями.

И всё это является следствием сохранения уже указанного экспериментального формата преподавания на один учебный год, неразработанности содержания предметов по религиозным культурам и светской этике по другим классам, для основной и старшей школы. Как будто все религиозные и мировоззренческие вопросы заканчиваются в младшей школе, и дальше мы имеем дело уже с духовно зрелыми личностями, не нуждающимися в нашей помощи и нравственной поддержке!

В настоящее время на основной ступени школы есть предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» — логическое продолжение курса ОРКСЭ, в рамках которой вполне можно было бы восполнять незавершенность начального, экспериментального курса. Несмотря на то, что эта предметная область включена как обязательная в Федеральный государственный образовательный стандарт, ее состав — четыре учебных предмета по религиозным культурам и светская этика по выбору — не зафиксирован. Соответственно, она не включена в примерные учебные планы для школ, нет полноценных линий учебников по этим предметам, а также возможности профильной подготовки педагогов.

Ситуация усугубляется тем, что общественное мнение в существующих неопределенных условиях зачастую формируется не в контексте профессионального обсуждения с привлечением заинтересованных сторон и участников образовательного процесса, а с использованием некомпетентных высказываний, а часто и умышленно искаженной информации в СМИ, заказных антицерковных провокаций.

При анкетировании епархий Русской Православной Церкви летом 2016 года в Синодальный отдел были представлены данные о преподавании православной культуры в рамках указанной предметной области в 5–9 классах. На основании полученных данных можно констатировать, что развитие преподавания православной культуры, несмотря на все трудности, в регионах идет. Его можно сравнить с региональными процессами в 1990-х — начале 2000-х годов, когда изучение традиционных религиозных культур было стихийно, инициативно начато и развивалось в ряде регионов. Ответом на эти процессы тогда стала экспериментальная апробация в 2009–2011 годах и последующее введение преподавания в 4-х классах. Представляется, что уже давно настало время переходить от экспериментального к адекватному формату преподавания религиозных культур по выбору — на всех уровнях общего образования, по всем годам обучения детей в школе.

Концепция такого перехода, с выходом за 3–4 года на преподавание со 2-х по 10-е классы и с адекватной учебной нагрузкой была разработана еще в 2012 году после завершения эксперимента по его положительным итогам. Пора уже приступать к ее реализации. Дальше затягивать с решением этого вопроса, оставлять преподавание православной культуры только в 4-х классах, по словам Святейшего Патриарха Кирилла, значило бы «свести на нет все усилия, предпринятые в последние годы Церковью, государством и обществом по духовно-нравственному воспитанию школьников». Это было сказано Патриархом еще в 2015 году, два года назад.

Со своей стороны мы, представляя в диалоге с министерством интересы граждан России православного христианского вероисповедания, уже давно подготовили детальный план — «дорожную карту» развития преподавания религиозных культур и светской этики по выбору в школе.

Важно, чтобы на нашем мероприятии был выражен адекватный ответ предвзятым и некомпетентным высказываниям в СМИ, направленным на дискредитацию возрождения религиозно-нравственного образования в российской школе, дезориентацию общественного мнения, возбуждение неприязни к православным христианам, Церкви по этому вопросу. Также должен быть определен паритетный характер сотрудничества государства и религиозных организаций в этой сфере. Не должно вызывать противоречий такое понимание этого процесса, когда религиозные организации обеспечивают соответствие содержания учебных дисциплин вероучению, морали, традициям конфессии, а государство — их интеграцию в образовательный процесс, обеспечение светского характера преподавания. Это практика большинства современных стран.

Уверен, что работа нашего круглого стола и в целом Парламентских Рождественских встреч будет способствовать решению главной задачи, которая сегодня нас объединяет, — развитию условий для духовно-нравственного воспитания детей в системе образования, в школе.

Благодарю вас за внимание!

(Москва, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации,
26 января 2017 г., 14.00)


Источник:      Православное образование

Последние публикации:

10 декабря 2017

Митрополит Лонгин:

«Самое трудное на свете — это Богу молиться и старых родителей кормить»

...наши отношения с Богом ни в коем случае не должны ограничиваться только вот этим «дай, дай, дай»… Если мы христиане, нужно, чтобы мы думали и о каких-то более глубоких вещах, сами старались что-то принести Богу в жертву...

(См. далее...)

5 декабря 2017

Протоиерей Андрей Ткачев:

Дерзкие советы молодых

...Старики должны командовать. Мудрые старики, сохранившие совесть и телесную силу. Они самые лучшие советчики для царя, хоть бы он был и молодой. Это Вторая Книжка Паралипоменон. Поучимся у древних. Авось нам придётся давать советы кому-нибудь...

(См. далее...)

3 декабря 2017

Святейший Патриарх Кирилл:

«В единстве наша сила». Слово на заключительном торжественном заседании Архиерейского Собора Русской Православной Церкви

2 декабря 2017 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве состоялось заключительное торжественное заседание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Московский...

(См. далее...)

1 декабря 2017

Архимандрит Клеопа (Илие):

«Наш долг – молиться за тех, у кого нет времени молиться»

...Брат, если видишь, что твой отец или твоя мать больны, не зови сначала доктора; первым позови священника, потому что доктор не может прибавить к нашей жизни ни минуты! Всё зависит от Бога...

(См. далее...)

Также у этого автора:
Архив публикаций:
Святые и святыни:
Преподобный Савва Сторожевский

16 декабря

Преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский (1406)

...За высокую добродетельную жизнь Господу угодно было прославить преподобного даром прозорливости. Перед походом князя Звенигородского Юрия Димитриевича на войну, святой старец, помолившись, благословил его и предсказал ему победу и благополучное возвращение...

(См. далее...)

Фотоальбомы

4 сентября 2016

Дорогами паломников: Москва - Пюхтицы - Новый Валаам

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов по маршруту Москва – Санкт-Петербург – Пюхтицы – Таллинн – Хельсинки – Новый Валаам – Санкт-Петербург.

(См. далее...)

Анонсы

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2017