Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

...Глинская пустынь в начале ХХ века была заштатным монастырем, который находился в лесной глуши, но слава о нем простиралась не только на всю Российскую империю, но и далеко за её пределы. Главной особенностью насельников было внутреннее духовное делание, которое впоследствии было названо «феноменом старчества»...

Публикации по теме:
Старец Паисий Святогорец

15 ноября 2017

Старец Паисий Святогорец:

Начинай с сострадания…10 поучений о молитве

...Чтобы духовная жизнь стала легкой, нам не надо на себя давить. Мы должны спрашивать наш ум: «Хочешь, совершим богослужение суточного круга? Хочешь, почитаем Псалтирь? Или погуляем по тропинке, творя Иисусову...

(См. далее...)

6 ноября 2017

Архимандрит Андрей (Конанос):

Чемоданчик, полный благодарностей

...Мой день был очень хорошим: пусть никто меня даже не знает, никто обо мне не слышал, я не приводил в восторг толпы людей, но, несмотря на это, я в своём доме, в своём маленьком домике, со своим одиночеством и книгами...

(См. далее...)

Последние репортажи:

19 ноября 2017

25 лет Свято-Тихоновскому университету: торжественный акт в Соборной палате

19 ноября 2017 года, в рамках празднования 25-летия ПСТГУ, в Соборной палате состоялся торжественный акт, посвящённый этой дате. Заседание возглавил ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев.

(См. далее...)

19 ноября 2017

Сольный концерт лауреата конкурса «Алтарь Отечества» Тихона Евланова (виолончель)

19 ноября 2017 года в концертном зале Московской государственной школы акварели Сергея Андрияки в рамках музыкальной гостиной «Акварельные салоны» состоялся сольный концерт лауреата (гран-при) Межрегионального фестиваля-конкурса «Алтарь Отечества» Тихона Евланова (виолончель)...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Чурочкин Александр /Кандидат богословия, Краевед, архивариус Глинской пустыни

Чурочкин Александр

Кандидат богословия
Краевед, архивариус Глинской пустыни

Публикации этого автора

17 августа 2017

Святыни и святые


 

«В Глинской всё дышит святостью»

О том, как происходит возрождение монастыря, Александра Драчева беседует с протоиереем Александром Чурочкиным – кандидатом богословия, краеведом и архивариусом Глинской пустыни.











Глинская пустынь в начале ХХ века была заштатным монастырем, который находился в лесной глуши, но слава о нем простиралась не только на всю Российскую империю, но и далеко за ее пределы. Главной особенностью насельников было внутреннее духовное делание, которое впоследствии было названо «феноменом старчества». После революции обитель была закрыта и все ее храмы разрушены. Сейчас территория напоминает большую стройку. Даже паломническая гостиница временно размещена в строительных вагончиках. Однако, несмотря на внешнюю неблагоустроенность, здесь все-таки чувствуется особый, неповторимый дух, который привлекает сюда почитателей Глинских подвижников (в обители находятся мощи десяти прославленных старцев).
 

– Отец Александр, как давно вы занимаетесь историей этой обители?

– Я сам уроженец города Путивля. Мои предки отсюда. В поле моих интересов входит еще и Софрониева пустынь и Молченский монастырь – все святыни этого региона. До поступления в духовную академию я закончил исторический факультет Сумского педагогического университета. Тема моей кандидатской диссертации – «Путивльская земля: церковно-археологический очерк». Мне 36, и, наверное, с 15 лет, то есть половину своей жизни, я этим занимаюсь.

Несколько лет я был штатным священником Глинской пустыни. Тогда здесь не было ни ограды, ничего – только группа зданий посреди леса. Сейчас, конечно, монастырь уже немножко обретает черты. Пока что здесь жизнь только налаживается, и владыка Антоний с братией пытаются возродить афонский устав, как это было до революции. Постепенно осваивают территорию, обзаводятся хозяйством, чтобы как-то себя содержать, ведь на стройку нужно много средств.

У Глинской пустыни имелись землевладения, хутора. Я, например, встречал в документах запись о том, что была построена домовая церковь при хуторе Негровском. А что это за хутор – пока нигде не можем найти. Подворье было в Глухове, в Путивле – с мельницами, с храмом. Монастырь был очень богатый.

Земля здесь песчаная, поэтому название «Глинская пустынь» происходит совсем не потому, что горшечники добывали тут глину, как написано в некоторых книгах. Глины здесь нет, здесь песок. А название идет от имени одного древнего княжеского рода, из которого вышла Елена Глинская – мать Иоанна Грозного. Их родоначальник – татарский мурза. Он принял христианство и в крещении стал Александром. Поступил на службу к литовскому князю и получил в удел местечко Глинск. Там был ручей Глиняк (сейчас село Роменского района Сумской области). Отсюда у них фамилия Глинские. Это приблизительно в 100 километрах отсюда.

Так вот эти князья были наместниками Путивля, и здесь у них было бортное ухожье Глинское, в котором один из бортников-пчеловодов обрел икону Рождества Божией Матери Пустынно-Глинскую. Ее так и стали называть – по месту этого урочища.

   

– Как возрождалась Глинская пустынь? Это было епархиальное решение?

– Когда пустынь закрывалась в 1922 году, эти места еще относились к Курской губернии. Вновь открылась она в 1942-м при оккупации немцами. Тогда это была уже Сумская епархия. В 1994 году это место было на территории новообразованной Конотопской епархии, которая подняла вопрос о возвращении Церкви двух монастырей – Петропавловского и Глинской пустыни. В обеих обителях тогда размещались интернаты для душевнобольных женщин. В ответ было предложено выбрать одну из них. Епархиальный совет выбрал Глинскую пустынь. Всех подопечных перевели в Петропавловский монастырь, и с 1994 по 1997 год Глинская пустынь находилась в ведении Конотопской епархии, а затем стала ставропигиальной.

 

– Как возникло решение о ставропигии?

– В селе Новая Слобода, в котором я сейчас служу, в свое время жил мальчик по имени Ваня Гудимов. Летом 7 июля 1942 года он на лугу пас коров. И пока его не было дома, село сожгли, а его родителей убили. Это была страшная трагедия: в Новой Слободе мадьяры-каратели за два часа вырезали 586 мирных жителей – стариков, женщин, детей. Не щадили никого. Этот Ваня остался сиротой. У него была тетушка – монахиня. Она его привела в Глинскую пустынь, где впоследствии он был пострижен в монашество с именем Леонтий. Затем его отправили учиться в Одесскую семинарию. Позже он закончил Московскую духовную академию, стал митрополитом. В свое время он возглавлял Крымскую, Херсонскую, Харьковскую и даже Берлинскую кафедры. Митрополит Леонтий был очень дружен с митрополитом (тогда епископом Черниговским) Владимиром, который впоследствии стал Предстоятелем Украинской Церкви. Он напишет потом, что «был дорогой моему сердцу владыка Леонтий. Мы встречались и вместе приезжали в закрытую Глинскую пустынь, где была жива память о преподобных Глинских». Так у блаженнейшего митрополита Владимира сформировалось свое трепетное отношение к Глинской пустыни, к ее старцам. Поэтому, учитывая важное место обители в истории, ей дали статус ставропигии.

 

– Сколько сегодня в обители монахов?

– Всего подвизается с послушниками 20 человек. Распорядок дня сейчас как на Афоне. В 8 вечера служится вечерня, после этого братия идет на трапезу, после чего в храме читается повечерие. Затем звонит колокол – это значит, что хождения по монастырю запрещены, разговоры также и наступает время безмолвия. Монахи в келлиях читают правило и готовятся ко сну. Потом ночью подъем. Около 4 утра служится полуночница, утреня, часы и Божественная Литургия. После Литургии трапеза, затем монахи идут на послушания. Затем около двух часов – отдых, после чего снова вечерняя служба. Такой ритм сейчас в монастыре соблюдается. Как на Афоне. В частности, в монастыре Ватопед такой же точно распорядок дня.

 

– Откуда приходят сюда монахи?

– В основном из Украины. Человек пять – из Харькова. Из Кривого Рога, Николаева. Есть из Белоруссии. Но спрашивать у монаха, кем он был в прошлой жизни, не стоит. Человек приходит сюда, чтобы изменить свою жизнь, послужить Богу. А прошлая жизнь монаха – это вещь сокровенная.

 

– Какие строения сегодня остались здесь из дореволюционных времен?

– На момент закрытия Глинской пустыни в сентябре 1922 года это был целый городок. Если посмотреть литографии, виды монастыря, то можно увидеть, что зданий было много. Но уже к концу 1920-х годов все храмы, кроме одного (а их было четыре – три каменных и один деревянный) были разрушены. Сейчас из дореволюционных построек здесь можно увидеть лишь трапезную, рядом с ней сарай из красного кирпича хозяйственного предназначения, братский корпус и архиерейский дом. Кое-где остались фрагменты ограды.

Когда я в первый раз сюда попал, меня поразил вид Крестовоздвиженского храма. Он был деревянный, и к нему примыкал длинный жилой корпус, где были кельи. Монахов до революции здесь было до 700, и в том числе престарелых. Эти люди отдавали монастырю всю свою жизнь, здоровье и молодость, и монастырь о них заботился до конца их дней. Они размещались в специальном больничном корпусе, при котором устроили домовую церковь. Когда сюда вновь пришли монахи в 1942 году, они здесь возродили богослужебную жизнь, всё благолепно украсили. Но в 1961-м обитель снова закрыли и отдали для нужд дома инвалидов. При этом сразу же в алтаре был устроен туалет. И когда я этот храм впервые увидел – он затекал, дерево прогнило, то есть его превратили в руину, в развалину. Если бы он был каменным, то его, наверное, попытались бы восстановить. Но деревянное развалившееся строение пришлось просто демонтировать.

 

– Сейчас в монастыре идет интенсивное строительство. Существует какой-либо общий план действий?

– Поскольку на это строительство серьезного финансирования сейчас нет, то и планировать его трудно. Ведь здесь окраина, провинция, и если раньше многие сюда приезжали, то сейчас паломнических групп очень мало бывает. Еще и дороги у нас плохие. Раньше через КПП «Катериновка» ехали те, кто направлялся из России в Киев, и зачастую заезжали сюда. Сейчас это очень затруднено. Да и светский человек здесь не увидит никакого архитектурного ансамбля, чтобы, так сказать, «к старине прикоснуться». Тут стариной дышит само место, освященное и намоленное преподобными. Так что сюда приезжают не туристы, а в основном только паломники, те, кто хочет помолиться, жаждет духовного утешения.

 

– Возрождение идет по старым проектам?

– Чертежей и документов о прежних строениях не сохранилось, фотофиксация проводилась только общая. Например, Иверская церковь сейчас построена как надвратная, хотя исторически преподобным Филаретом она была заложена совсем в другом месте. Никольский храм стал на фундаментах разрушенной Успенской церкви.

На момент разрушения монастырь представлял собой группу разновременных сооружений. Они строились, ветшали, перестраивались. Так же, как и человек, когда живет, не в одной же одежде постоянно ходит. Если взять все значительные монастыри, то их история – это постоянная история строительства. Но здесь на момент возрождения не за что было ухватиться, кроме самого места. Поэтому строительство здесь ведется с оглядкой на лучшие традиции, насколько это возможно, древнерусского зодчества и православных канонов. А вместо планирования здесь полагаются на милость Божию: как Господь управит – так всё и получается.

 

– Из каких источников собирается информация об истории монастыря?

– Когда монастырь в 1922 году закрыли – здесь разложили костер. Сжигали иконы, книги – всё было уничтожено. Есть описание архива Глинской пустыни – дореволюционное, но из него практически ничего не уцелело. По окрестным селам у людей еще хранятся книги со штампами Глинской пустыни. Так что архивные поиски еще не завершены.

Глинской пустыни повезло, что здесь насельником был схиархимандрит Иоанн (Маслов): он написал фундаментальную работу «Глинская пустынь: история обители и ее духовно-просветительская деятельность в XVI–XX веках». Это действительно колоссальный труд, приложение к нему – Глинский патерик в трех томах. Но архивы Глинской пустыни сейчас разбросаны по другим районам, ведь нынешняя Сумская область – это искусственный регион: часть Курской, Черниговской, Харьковской и Полтавской губерний. В таком виде она была образована в 1939 году. В сумском архиве хранятся послужные списки монахов ХХ века. За период второго открытия с 1942 по 1961 годы там тоже представлены документы. Например, переписка уполномоченного по делам Русской Православной Церкви, в которой содержатся подробные отчеты о состоянии монастыря.

Конечно, отец Иоанн (Маслов) в своей книге многое опубликовал, но он умер в 1991 году, то есть еще в советскую эпоху. О некоторых фактах он не мог тогда написать, потому что время было сложное. Он понимал, что это не пропустит никакая цензура, и многое унес с собой в могилу. Некоторые документы СБУ, которые были на спецхранении, сейчас рассекречены, и нам удалось найти то, чего у отца Иоанна (Маслова) нет.

 

– Что именно удалось найти?

– Вот, казалось бы, такая мелочь: неизвестно было отчество последнего (до разорения обители в 1922 году) настоятеля – архимандрита Нектария (Нуждина). Отец Иоанн (Маслов) пишет, что он был в миру Николай. Мне удалось найти документы в СБУ, где указано полное отчество – Николай Флегонтович Нуждин. В них он сам о себе рассказывает, откуда родом и как пришел в монастырь. Так что мы собираем материалы, и если даст Бог, будет дополненное переиздание трудов отца Иоанна.

 

– Как проходило прославление Глинских старцев?

– Прежде всего написали икону, обретались мощи. Мне тоже пришлось участвовать: по благословению владыки Луки (Коваленко) я написал текст службы преподобным Глинским. Святогорская Лавра на тот момент прославила тех угодников, которые имели отношение к Глинской пустыни, также прославили архимандрита Макария (Глухарева), просветителя Алтая, здешнего постриженика, и встал вопрос о причислении к лику преподобных и Глинских подвижников.

Мощи преподобного Серафима (Амелина) были обретены сразу же после открытия монастыря. До прославления они почивали в раке в храме. Потом было проделано очень много работы. Представьте, что такое – обрести мощи. Причем сделать это так, чтобы не было никакой ошибки. Специально приезжали археологи, всё освидетельствовали, смотрели описания. Например, преподобный Илиодор (Голованицкий) долго болел и лежал в постели, есть исторические описания этого. При обретении его мощей было видно, как его позвонки срослись: состояние останков свидетельствовало о том, что это он.

Был такой настоятель Глинской пустыни схиархимандрит Иоанникий, до принятия схимы – Исаия (Гомолко). Он был настоящий подвижник, старец, святой человек. В предреволюционные годы, после первой русской революции, была ослаблена цензура, и в прессу начали попадать материалы сомнительного содержания. Например «Черная сотня в провинции» – так называлась статья одного помещика, у которого были тяжбы с монастырем. В этой публикации отца Иоанникия оклеветали. Навету внял архиепископ Курский Стефан, который отличался очень крутым нравом. Отцу Иоанникию приказали в течение суток покинуть монастырь. Он был невиновен и показал это следующим чудом. Когда старец выходил из монастыря, был весенний разлив (раньше, пока болота не осушили, река разливалась очень сильно). И вот он вышел – а вокруг вода. Отец Иоанникий благословил воду и по ней, как по суху, у всех на глазах ушел из монастыря. Об этом в Глинском патерике пишет отец Иоанн (Маслов), да и многие здесь об этом рассказывали. Мне же было интересно, куда он делся, когда ушел. Не утонул же он, в конце концов! А потом, как раз перед канонизацией, удалось узнать, что в одном селе живет бабушка, которая рассказывала: ее семья еще до революции приютила Глинского батюшку. Все говорили, что он пришел по воде. «Я не знаю, как это было, – признавалась она, – меня ведь тогда еще на свете не было, но я слышала, что он пришел по воде. Мы жили бедно, но мама упросила отца, чтобы мы его приняли. У нас хатка была маленькая. Мы сделали перегородку, и он за ней жил. У нас он и умер. Похоронен на нашем кладбище. По его молитвам весь наш род Богом благословенный. У нас все хорошо пристроены. Нет ни наркоманов, ни пьяниц. Все благочестивые, у всех крепкие семьи. В голод у нас была еда, нас не раскулачивали, в войну никто не погиб. И мы всегда знали, что это молитвами того батюшки, отца Иоанникия». Теперь его мощи обретены и почивают в Глинской пустыни.

Я специально ездил в архив, смотрел документы, чтобы не было никакого сомнения, что это именно отец Иоанникий. С таким именем был только один молодой монах, но он никак не подходил под описание. Я посмотрел в Курске послужные списки монахов – ничего не совпадало. Совпал только один – настоятель отец Иоанникий (Гомолко). И за год до канонизации его мощи были обретены и покоятся сейчас в монастыре. Вот так Царица Небесная устроила.

Первая и вторая канонизации Глинских старцев проходили на месте разрушенного соборного храма Успения Пресвятой Богородицы. Обе службы возглавлял Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины. Первая группа святых старцев была прославлена в 2008 году. Это подвижники, которые жили здесь до революции, а также схиархимандрит Серафим (Амелин) – настоятель пустыни времен второго открытия (в 1942 году). Из тринадцати новопрославленных старцев тогда были обретены мощи девяти. Восемь из них находятся в Глинской пустыни. Затем в 2010 году состоялся чин прославления еще трех угодников Божиих – схимитрополита Серафима (Мажуги), схиархимандрита Андроника (Лукаша), схиархимандрита Серафима (Романцова).

 

– После того как обрели мощи и состоялось прославление старцев, чувствуется ли их молитвенный покров, поддержка? И в чем?

– Конечно же, чувствуется. Каждый клочок земли они исходили, везде ощущается их молитва. Вот, например, преподобный Серафим (Амелин). Он уже был старый, немощный и не мог передвигаться, и вот однажды во время послушания в трапезной монахи встали и поклонились. Послушники изумились: «Что такое?» А им отвечают: «Отец настоятель прошел». Так старец, пребывая в немощном теле, духом посещал все монастырские послушания. И монахам дано было это видеть. Поэтому они здесь духом продолжают пребывать. Телами своими они лежат в раках в храме, но и духом своим они тоже здесь. Люди приходят и сообщают об исцелениях, о благодатной помощи старцев. Потому что они зримо здесь. Мы же все люди, нам хочется и глазами увидеть, и руками потрогать. Поэтому у нас мощи почивают открыто.

 

Афонские традиции

– Сегодня в Глинской пустыни возрождается афонский устав по древнему образцу. Насколько он отличается от устава других монастырей?

– Поначалу важно было возродить монашескую жизнь, и поэтому совершались богослужения по такому же уставу, что и в приходских храмах. Добавлялись только повечерие, полунощница, а службы совершались ежедневно. Теперь богослужебный ритм такой, как в период второго открытия обители. Но есть желание и стремление возродить дореволюционный устав Глинской пустыни. Мне удалось найти в Петербурге рукопись самого преподобного Филарета. Мы сняли с нее копию, изучали этот документ, но многое было непонятно. Однако когда попали на Афон, то увидели, что там всё в точности так соблюдается до сих пор. Все эти мелочи – и по трапезе, и как на службу братию созывать, и распорядок. Будем надеяться, что здесь этот устав возродится в полной мере.

 

– Почему в Глинской пустыни действовал именно этот устав?

– Это связано с именем преподобного Феодосия Молченского. Он жил в ХVІІІ веке – время для Русской Православной Церкви крайне неблагоприятное. Реформы Петра I, секуляризация церковных имуществ привели к закрытию монастырей. Монахов считали тунеядцами и переводили их на другие работы. Постригали только калек и пожилых людей.

Однако в Молдавии и Валахии, которые находилась тогда под властью турок, условия были более благоприятные. Монастыри, поддерживая тесную связь с Афоном, славились высотой уровня монашеской жизни и именами старцев. Именно туда отправился уроженец города Глухова Феодосий (в миру Феодор Маслов), где впоследствии стал настоятелем Тисманского монастыря. Потом отец Феодосий перешел с братией к нам сюда – в Софрониеву пустынь – и принес оттуда Афонский устав. Он постриг будущего преподобного Филарета (в миру Фому Данилевского).

Преподобный Филарет был с 16 лет уставщиком Софрониевой пустыни и афонский устав знал досконально. Когда братия Глинской пустыни его выбрала себе настоятелем, он принес с собой традиции своей обители. Однако в Софрониевой пустыни старчество вскоре угасло, а в Глинской оно расцвело и передалось отсюда в 12 других монастырей Российской империи.

Старчество имеет практику откровения помыслов, когда каждый монах или послушник поручается духовно опытному пожилому монаху, который знает тонкости устава, методы борьбы с грехом. Он каждый вечер принимает откровения помыслов и воспитывает своего послушника. Таким образом, носитель этой традиции, большую часть своей жизни проведший в монастыре, очищая свое сердце и помыслы, формирует особый склад ума. Он иначе смотрит на привычные вещи и рассуждает о них. Этому же он учит своего ученика. Проходит время, и ученик тоже становится таким же старцем. В ХХ веке традиция старчества была прервана. В своем подлинном виде она сохранилась лишь на Афоне.

Наше общество очень изменилось. Если раньше, например, преподобный Серафим Саровский уходил в затвор, то его и правда никто не знал и не видел. Сейчас мир вторгается во всё. Но в Глинской пустыни у монахов нет личных денег и мобильных телефонов. Компьютер стоит только в доме у наместника Глинской пустыни епископа Антония и используется скорее как печатная машинка для набора важных бумаг и распоряжений, так как Интернета в монастыре нет. Телефон есть только у эконома отца Гавриила, потому что ему он нужен для его послушания. Всем необходимым братия обеспечивается от монастыря.

 

– Возможно ли сегодня восстановить традицию старчества?

– Это очень сложно. Даже в Псково-Печерской обители, которая не закрывалась в советское время, старцы угасли. Но не обязательно, чтобы старец должен быть с седой бородой до колена. Отец Иоанн (Маслов), например, не был дряхлым стариком, но считался старцем. Старцем может быть и простой монах.

Сейчас у нас старцемания наблюдается. Но это мнимое всё. Люди ищут старцев в основном для того, чтобы переложить на них ответственность за свои поступки: ищут тех, кто бы благословил их творить свою волю. Приходят к старцу и просят, чтобы благословил, как им хочется. А когда старец благословляет по-иному, идут к другому, потом еще и еще, пока не получат утвердительный ответ на свое прошение. Это на самом деле духовный инфантилизм.

Когда я был на горе Афон, мне предложили подойти к старцу. Но мне страшно было к нему идти. Свои грехи я знаю. А чтобы узнать, как мне жить, у меня есть Евангелие и заповеди. Что мне еще нужно? Это монах, который отсекает свою волю, должен руководствоваться советами старцев. А мы в миру живем и не давали такого обета. У нас семьи, у нас работа, нам нужно уметь принимать решения и нести за них ответственность.

Часто сегодня можно увидеть немолодого монаха, который окружен толпами почитателей, ловящих каждое его слово. Если мы просим Бога, то Он нам Свою волю откроет – и не обязательно через старца. Конечно же, духовный руководитель нужен, но такие рьяные поиски старцев – это ложный путь. Человек не молится, не читает слово Божие, потому что ему некогда, Псалтирь не читает, а хочет, чтобы вот так сразу ему все ответы пришли! Жизнь – это постоянная борьба. А нам хочется легкого, как быстрорастворимый кофе.

С протоиереем Александром Чурочкиным
беседовала Александра Драчева


Источник:      Православие.ru

Последние публикации:
Иосиф толкует сон фараона

18 ноября 2017

Протоиерей Андрей Ткачев:

Библейские требования к власти

...Святым не было всё равно, кто правит народом и как правит. Уже одно то, что Иоанн Предтеча, больший из всех рождённых женщинами, обличал Ирода за незаконный брак с женою брата, говорит об этом. Оно ему надо, вроде бы, кто с кем спит и кто кому изменил? Кто от кого ушёл и к кому пришёл? Оказывается, надо. Потому что разврат...

(См. далее...)

15 ноября 2017

Старец Паисий Святогорец:

Начинай с сострадания…10 поучений о молитве

...Чтобы духовная жизнь стала легкой, нам не надо на себя давить. Мы должны спрашивать наш ум: «Хочешь, совершим богослужение суточного круга? Хочешь, почитаем Псалтирь? Или погуляем по тропинке, творя Иисусову молитву? Или, может быть, споём молебный канон Пресвятой Богородице с великими поклонами?»...

(См. далее...)

14 ноября 2017

Протоиерей Валериан Кречетов:

«Воспитание без православной основы просто невозможно»

...Новомученики помогают – конечно, без сомнения. Просто дело в том, что наша молитва, как вы говорите, – писк комариный. А нужно взывать-то как. Как Господь сказал Моисею: ты что вопиешь ко мне?..

(См. далее...)

8 ноября 2017

Наталья Нарочницкая:

Чем грозит России демонизация советского государства?

Интервью «Аргументам и фактам». Кто был самым кровожадным диктатором в истории? Почему наши западники Сталина проклинают, а про Ленина и Троцкого всё больше молчат? Зачем ставят на одну доску тоталитарные режимы в СССР и в нацистской Германии? Об этом разговор с руководителем Европейского института...

(См. далее...)

Публикация:

Православие.ru

17.08.2017

Также у этого автора:
Архив публикаций:
Святые и святыни:
Собор архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

21 ноября

Собор архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Дни памяти: Март 26 (9 апреля), Июль 13 (26), Сентябрь 6 (19), Ноябрь 8 (21)

(См. далее...)

Фотоальбомы

4 сентября 2016

Дорогами паломников: Москва - Пюхтицы - Новый Валаам

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов по маршруту Москва – Санкт-Петербург – Пюхтицы – Таллинн – Хельсинки – Новый Валаам – Санкт-Петербург.

(См. далее...)

Анонсы

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2017