Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

...Бывает, что ввиду отсутствия заботы со стороны родителей или учителей у детей в сердце создаётся каменистая почва. Если дети не видят добра, не понимают, что такое подвиг, что такое жертва, то в их сердце — камень. Даже если ребёнок или уже взрослый, имеющий такое сердце, в какой-то момент воспринимает Божественную истину, то эта истина не может прорасти, потому что в сердце — камень...

Публикации по теме:

16 февраля 2019

Архимандрит Андрей (Конанос):

Я лучше других?

...цель любого дара, какой бы он у тебя ни был в жизни, – это единство. Чтобы ты общался с другими, связал себя с другими. Святой апостол Павел говорит, что мы – одно тело, мы все – члены друг для друга...

(См. далее...)

15 февраля 2019

Протоиерей Андрей Ткачёв:

«Видеста очи мои…»

...Мало сказал Симеон, но вся будущая история мира нашла отображение в его словах. Он предсказал, что Христос просветит язычников; что в Израиле, для которого Он – слава, Ему предстоит стать «предметом пререкания». Из-за Него многие...

(См. далее...)

Последние репортажи:

16 февраля 2019

В Николо-Угрешской духовной семинарии прошёл Актовый день и международная церковно-научная конференция «Духовное наследие равноапостольного Николая Японского»

16 февраля 2019 года, в день памяти святого равноапостольного Николая Японского, в Николо-Угрешской духовной семинарии состоялся Годичный акт и Международная церковно-научная конференция «Духовное...

(См. далее...)

12 февраля 2019

Клуб «Я шагаю по Москве» («Активное долголетие»): экскурсия в храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском

12 февраля 2019 года в форме экскурсии прошло очередное занятие клуба «Я шагаю по Москве» («Активное долголетие»). Участники клуба посетили храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском (настоятель протоиерей Георгий Гуторов).

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Кирилл (Гундяев) /Святейший Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев)

Святейший Патриарх Московский и всея Руси

Публикации этого автора

3 сентября 2017

Святейший Патриарх | Московский Патриархат | Образование и наука


 

«Старайтесь добрым словом, личным примером, молитвой сделать так, чтобы душа ребёнка никогда не превратилась в камень». Слово в кафедральном соборе Калининграда

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в кафедральном соборе Христа Спасителя города Калининграда 1 сентября 2017 года
3 сентября 2017 г.


Святейший Патриарх Кирилл в кафедральном соборе Христа Спасителя в Калининграде, 01.09.2017

1 сентября 2017 года, в праздник Донской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в кафедральном соборе Христа Спасителя г. Калининграда. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом

***

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня за Божественной литургией мы слышали чтение из Евангелия (Мк. 4:1-9), которое хорошо знают люди, посещающие храм и читающие Священное Писание. Это известная притча Спасителя о семени, которая производит большое впечатление на тех, кто вдумчиво воспринимает библейский текст.

Одно семя было брошено при дороге, на обочине, — прилетели птицы и поклевали его. Второе семя попало на каменистую почву, взошло, но сразу засохло, потому что у него не было корней. Третье брошено в плохо приготовленную землю, где было много сорняков, так что сорняки поднялись и заглушили семя. И только четвертое было брошено на добрую землю и принесло обильный плод.

Господь сам истолковал ученикам смысл этой притчи. Он объяснил, что семя — это слово Божие. Брошенное при дороге, которое поклевали птицы, — это слово, которое бывает услышано, но диавол приходит и вырывает из сердца и разума человека Божественную истину. Брошенное на камни — это семя, которое вначале было воспринято и произросло, но потом, не имея корня, не имея прочного основания, засохло. Третье, попавшее в тернии и сорняки, — это слово, которое заглушается обстоятельствами жизни, повседневными заботами. А вот четвертое — это семя, которое упало на плодоносную почву и принесло плод.

Обычно мы, читая эту притчу, обращаем внимание на описания почвы, но не задумываемся, что почва — это некая данность. Так что же, люди, неспособные воспринять слово Божие, обречены на погибель? Если у них сердце, как камень, если они легко поддаются диавольским искушениям, если диавол исторгает слово Божие из их сердец и разума? Если люди так легко поддаются обстоятельствам жизни, что всё забывают, — значит, сама почва предопределяет жизненный выбор человека? Совсем нет!

Действительно, мы рождаемся с разными предрасположенностями, — теперь ученые называют это генетической наследственностью, — так что нам передается как доброе, так и плохое. Но даже при таком понимании наследственности никто не может сказать, что он категорически предрасположен ко злу и не может творить добро, или что он абсолютно предрасположен к неверию и не может в Бога поверить. Таких людей, абсолютно предрасположенных к одному, другому, третьему или четвертому выбору, не бывает. А что же бывает? Бывает, что ввиду отсутствия заботы со стороны родителей или учителей у детей в сердце создается каменистая почва. Если дети не видят добра, не понимают, что такое подвиг, что такое жертва, то в их сердце — камень. Даже если ребенок или уже взрослый, имеющий такое сердце, в какой-то момент воспринимает Божественную истину, то эта истина не может прорасти, потому что в сердце — камень. Каким же должен быть наш ответ? Мы должны работать, чтобы наши души не стали каменными. Мы должны работать над самими собой, над нашими детьми, над теми, кто сегодня пошел в школу, потому что и там может быть заложен камень в душу, не говоря уже о таких явлениях современной жизни, как влияние Интернета и средств массовой информации.

А что же семя, брошенное при дороге? Пришел диавол и так легко похитил? Да, легко. Если слово Божие не дает корня, если оно не входит в сознание и сердце человека, то никаких особых испытаний не надо. Просто человек отдается искушению, забывая обо всем — о Божиих заповедях, о законах, о честности, о порядочности, — и уже ничто его не удерживает. Зачем слово Божие, когда столько денег можно получить тем или иным незаконным способом? Или предаться наслаждениям, сделав несчастными множество людей? Но об этом мы и не задумываемся, потому что диавол с легкостью берет над нами власть.

Ну, а тернии? Можно ли с ними что-то сделать? Конечно, можно. Каждый, кто занимается сельским хозяйством, знает: можно прополоть, можно оказать химическое воздействие на землю, и никаких терниев не будет. Этот образ помогает нам понять, что и в нашей душе могут произрасти терния, волчцы, те самые сорняки, которые заглушат не только Божие слово, но и всякое разумное слово. Ведь если человек попадает в круговерть повседневной жизни и не может из нее вырваться, если приоритетом для него становится не самое главное, не стратегические цели, а эта самая повседневность, то, конечно, слово Божие будет этой повседневностью заглушено и не сможет плодоносить. Но именно от нас зависит, что мы делаем с почвой своей души.

Ну и, наконец, плодородная почва. Она приносит плод, но и над этой почвой надо работать, потому что одна и та же плодородная почва один год приносит хороший урожай, а в другой год может и не быть столь же плодоносной. И человек, который радовался ранее собранному урожаю, может испытать великое разочарование, обнаружив, что плодоносная почва былой урожай уже не приносит. Поэтому духовная жизнь постоянно требует бдительного отношения человека к самому себе, к своим мыслям, поступкам, чувствам.

Усвоение Слова Божия — это подвиг всей жизни, и это самый главный подвиг. Если мы не усвоим слово Божие, то Царство мы не получим, да и в этой жизни не повезет, потому что будем за счастье воспринимать тех же птиц, которые прилетели и поклевали семя, которые насадили в нас страсти, греховные склонности, а мы поплыли по течению, наслаждаясь ими. Либо те же самые тернии, которые заглушают семя, — мы, может быть, и не задумываемся об этих мелких сорняках, но на самом деле они смертельно опасны.

Эта притча учит нас духовному бодрствованию. Мы должны со вниманием относиться к тому, что происходит в нашей душе, в наших мыслях. Мы должны очень внимательно относиться к тому, как мы реагируем на сигналы, которые получаем из внешней среды. Перед тем, как впасть в восторг от того или иного фильма, от той или иной постановки, от тех или иных публично произнесенных речей, всегда нужна задать вопрос: а что это с точки зрения того самого семени, того самого слова Божия? Не прилетела ли очередная дьявольская птица, чтобы исторгнуть из моего разума, из моей памяти Божие Слово? Это и есть бдительность человека к самому себе: блюдите, како опасно ходите, сказано в Писании (Еф. 5:15). Где же мы опасно ходим? Да по этой жизни, потому что нас действительно подстерегают искушения, соблазны и всё то, что может повредить нашей душе и внутренней почве, которая, принимая Слово Божие, может либо плодоносить, либо ничего не производить, кроме греха.

Думаю, эти мысли очень своевременны накануне учебного года, когда дети пойдут в школу. Родители несут ответственность за детей, поэтому будьте бдительны. Думайте не только о собственной почве, но о почве детских душ. Какое влияние оказывает на них окружающая среда? Старайтесь добрым словом, личным примером, молитвой сделать так, чтобы душа ребенка никогда не превратилась в камень, потому что каменная душа отвергнет не только Слово Божие, но и любовь, и верность отвергнет, и подлинную радость жизни не воспримет. Заботьтесь о том, чтобы птицы не прилетели и не вонзились своими отравленными клювами в сердца ваших детей, в их сознание. Это очень непросто сейчас сделать, но делать это нужно. Нужно оберегать детей от влияния среды, а уж если что-то произошло и ребенок приразился греху, то следует делать все для того, чтобы исторгнуть грех из сердца, из сознания ребенка — и словом, и молитвой, и, конечно, участием детей в молитвенной жизни, причащении Святых Христовых Таин.

Есть свои тернии и у детей, и у нас. Каждый из нас погружен в повседневность. Поэтому нужно и о себе, и о детях постоянно думать, чтобы самое главное, самое важное для их счастья никогда не потонуло в море повседневных забот, больших и малых.

Верим, что Господь по молитвам Церкви, по молитвам народа нашего будет хранить и наших детей, и нашу молодежь. Но нужно очень много работать всем — и властям, и общественности, и родителям, и школам, и, конечно, Церкви, чтобы оградить наших детей от тех опасных духовных состояний, о которых сегодня нам повествует Евангелие. Верим, что Господь не оставит искреннюю молитву и труды во славу имени Его, на пользу Отечеству нашему и на пользу нашему молодому поколению. Аминь.


Источник:      Патриархия.ru

Последние публикации:

16 февраля 2019

Архимандрит Андрей (Конанос):

Я лучше других?

...цель любого дара, какой бы он у тебя ни был в жизни, – это единство. Чтобы ты общался с другими, связал себя с другими. Святой апостол Павел говорит, что мы – одно тело, мы все – члены друг для друга...

(См. далее...)

15 февраля 2019

Протоиерей Андрей Ткачёв:

«Видеста очи мои…»

...Мало сказал Симеон, но вся будущая история мира нашла отображение в его словах. Он предсказал, что Христос просветит язычников; что в Израиле, для которого Он – слава, Ему предстоит стать «предметом пререкания». Из-за Него многие падут и многие поднимутся. Слова эти вряд ли можно было понять заранее, но последующая история оправдала...

(См. далее...)

14 февраля 2019

Святейший Патриарх Кирилл:

«Встреча с Господом должна коренным образом изменить нашу жизнь». Обращение по случаю празднования Дня православной молодёжи

...Согретые любовью Христовой, мы призваны являть эту любовь другим людям, призваны творить дела милосердия. Это под силу каждому — напитать алчущего, помочь нуждающемуся, сказать слово ободрения унывающему, утешить плачущего,...

(См. далее...)

12 февраля 2019

Протоиерей Андрей Ткачёв:

Три святителя: организатор, молитвенник, проповедник

...У Церкви во все эпохи должны быть и организаторы, и пламенные ораторы, и тихие созерцатели. Горе Церкви и народу Божиему, если кого-то из этих трёх нет у неё в одну из эпох. Трижды горе Церкви, если никого нет! Тогда за привычной и благообразной наружностью усиливаются и умножаются лютые болезни...

(См. далее...)

Публикация:

Патриархия.ru

3.09.2017

Также у этого автора:
Архив публикаций:
Святые и святыни:
Преподобный Исидор Пелусиот. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим

17 февраля

Преподобный Исидор Пелусиот (около 436)

...Он был учителем и безотказным подателем советов для всех, кто обращался к нему за духовной поддержкой - будь то простой человек, вельможа, епископ, патриарх Александрийский или сам император. После него осталось около 10000 писем, из которых до нас дошло 2090. Большая часть этих писем содержит...

(См. далее...)

Фотоальбомы

22 июня 2018

Родная земля. Дорогами паломников: Кострома - Нерехта - Плёс

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов в Кострому 22-24 июня 2018 года.

(См. далее...)

Анонсы

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2019