Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

...Новомученики помогают – конечно, без сомнения. Просто дело в том, что наша молитва, как вы говорите, – писк комариный. А нужно взывать-то как. Как Господь сказал Моисею: ты что вопиешь ко мне?..

Публикации по теме:
Святейший Патриарх Кирилл в Храме Христа Спасителя, 20.11.2017

21 ноября 2017

Святейший Патриарх Кирилл:

«К сожалению, значительная часть нашей интеллигенции повторяет губительную ошибку своих предшественников...». Слово в Храме Христа Спасителя

...Искусство, которое призвано культивировать человеческую личность, обогащать её, поднимать её к небу, становится...

(См. далее...)

18 ноября 2017

Протоиерей Андрей Ткачев:

Библейские требования к власти

...Святым не было всё равно, кто правит народом и как правит. Уже одно то, что Иоанн Предтеча, больший из всех рождённых женщинами, обличал Ирода за незаконный брак с женою брата, говорит об этом. Оно ему надо, вроде бы,...

(См. далее...)

Последние репортажи:

22 ноября 2017

Цикл Евангельских бесед для московских педагогов: занятие третье

22 ноября 2017 года в Городском методическом центре Департамента образования города Москвы состоялось очередное занятие цикла Евангельских бесед для педагогов Москвы (Ассоциация учителей православной культуры, общественное объединение «Алтарь Отечества»). Его провёл протоиерей Димитрий...

(См. далее...)

20 ноября 2017

Встреча с народной артисткой СССР Нани Брегвадзе

20 ноября 2017 года в Шуваловском зале Российской академии музыки имени Гнесиных состоялась встреча с народной артисткой СССР Нани Георгиевной Брегвадзе. На встрече присутствовали преподаватели и студенты университета, московские педагоги, представители творческой интеллигенции.

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Кречетов Валериан, протоиерей /настоятель Покровского храма села Акулово

Кречетов Валериан, протоиерей

настоятель Покровского храма села Акулово

Публикации этого автора

14 ноября 2017

Московский Патриархат | Общие проблемы и вопросы


 

«Воспитание без православной основы просто невозможно»

Протоиерей Валериан Кречетов ответил на ряд животрепещущих вопросов журнала «Покров» - о новомучениках Церкви Русской, о Ленине и родовых грехах…
14 ноября 2017 г.


Протоиерей Валериан Кречетов

В чем заключается подлинный смысл подвига новомучеников и исповедников российских? Почему не захоронят Ленина? Как преодолеть родовые грехи теперь уже внуков и правнуков революционеров? На эти и другие вопросы отвечает протоиерей Валериан Кречетов, настоятель храмов Покрова Богородицы и Новомучеников и Исповедников Российских в с. Акулово Московской области

***

ВО ИМЯ ЧЕГО ЖИТЬ И ЗА ЧТО УМИРАТЬ

– Отец Валериан, 100 лет прошло после Октябрьской революции, а подвиг новомучеников и исповедников нашими соотечественниками все еще не осмыслен. В учебниках истории так и не появилось соответствующего раздела. Улицы, станции метро называются в честь революционеров, палачей. В год столетия революции в прокат выходит клеветнический – по отношению к русской истории, к расстрелянной царской семье – фильм «Матильда». Скажите, в чем смысл подвига новомучеников для них самих и для нас, их соотечественников?

– Мученик по-гречески – «мартирос», то есть свидетель. Новомученики – это свидетели Истины. Сам Господь пошел путем страданий, мучений:

«Я пришел свидетельствовать истину» (Ин. 18:37).

И подвиг новомучеников понадобился, поскольку «…умалишися истины от сынов человеческих. Суетна глагола кийждо ко искреннему своему, устне льстивые в сердце, и в сердце глаголаша злая» (Пс. 11:1–2), то есть когда осуетилось человечество, в частности, в нашей стране. Россия шла семимильными шагами, она была одним из ведущих государств мира по своим показателям, по росту, по обширности территории, проникновению во все другие страны – множество было скуплено земель. Россия возвышалась. Но это земное – благополучие, богатство. И как часто бывает – Господь это богатство отнял, отодвинул от России, потому что «трудно богатому войти в Царствие Божие» (Мф. 19:23).

А самое главное богатство – духовное. Духовное богатство – это то, что, собственно говоря, является источником жизни здесь, на земле. Кто здесь будет жить? «Блажени кротции, яко тии наследят землю», «…научись от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф. 11:28), как Господь говорит. Смирение и кротость являются теми качествами, которые дают человеку возможность в земной еще жизни наследовать землю. Как сказал святитель Николай (Велимирович), «самая большая в мире земля принадлежит самому кроткому в мире русскому народу».

Свидетели этой истины – мученики. Священники шли на мучения прямо за веру. У остальных, кулаков так называемых, тружеников, отнимали землю. Но все равно эту землю не наследовали их гонители – они умирали, вырождались. Мы знаем, что главарь процесса уничтожения веры, православных людей умер от запредельной степени сифилиса мозга. Это известно, но почему-то не пишут о нем, фильмы не снимают. Клевета, сказано, как червь избирает наиболее зрелый плод и наиболее достойных людей. Это закон земной жизни. Основатель и первоисточник клеветы есть дьявол, он называется клеветник.

Поэтому подвиг новомучеников заключался в напоминании миру о том, для чего человек живет. Очень хорошо сказал митрополиту Антонию (Блюму) его отец:

«Важно то, ради чего ты живешь и ради чего готов умереть».

Если умирал православный, верующий – он умирал ради Бога и ради жизни вечной. А те, которые воевали против истины и тоже умирали, умерли за что? За ничто. «Кто был ничем» – тем же и остался, и умер за ничто.

ЧЕЛОВЕК СУДИТ О ДРУГОМ ПО СВОЕМУ СОСТОЯНИЮ

Что касается святых царственных страстотерпцев – то на пороге XX столетия Господь явил всему миру образец семьи, причем интернациональной семьи. Неслучайно в России заключались браки с представительницами других народов – православие объединяет все доброе, все народы.

Почему оплевывают сейчас их образы, пытаются подтасовать под современное понимание? Есть такое выражение:

«понимать в меру своей испорченности».

Это же истина древняя, общеизвестная, что человек судит о другом по своему состоянию.

Есть такой пример у святых отцов: около храма ходит человек в ожидании чего-то, а чего – неизвестно. Проходит мимо верующий, думает:

«Наверное, человек пришел помолиться, не знает, когда служба, вот и ожидает».

Проходит вор:

«Наверное, высматривает, что стащить, украсть».

Подходит блудник:

«Наверное, поджидает кого-то, назначил встречу…»

Это – как раз про авторов «Матильды». Они не понимают другого. Как говорится, у них все интересы ниже пояса, ничего выше-то этого, к несчастью, нет. А то, что они называют выше, все равно переворачивается и становится опять ниже. Все эти объяснения свободных отношений все равно сводятся к грязи обычной.

Поэтому новомученики и явили собой идеальный пример – как можно жить в наше время. Оказывается, были и есть еще люди, которые так живут – как сказано в Евангелии, не от мира сего.

«А если бы были от мира сего, мир свое любил бы, понеже несть от мира сего, избрав от мира сего, ненавидит вас мир» (Ин. 15:19).

Были глубоко верующие люди, занимавшие высокие посты и в советское время, Господь их скрывал. Иногда это открывалось, и тогда они являли миру примеры мученичества, исповедничества. Я лично слышал рассказ отца Иоанна (Крестьянкина) о том, как его пригласили исповедовать некоего государственного деятеля. Отец Иоанн говорил, что в жизни не слыхал, чтобы человек с таким сокрушением, с такими слезами исповедовался в своих грехах.

ЗЕМЛЯ НЕ ПРИНИМАЕТ

– Батюшка, сегодня говорят, что и Сталин, и Ленин тоже каялись перед смертью…

– Насчет Ленина не знаю, а Сталин действительно причащался последние месяцы жизни. Ленин, слышал, ползал за врачом: «А Боженька меня простит?» Но есть свидетельства, что это было не покаяние, а страх животный.

Наш старец, отец Сергий Орлов, в свое время был в гуще революционных событий, и он говорил (накануне революции Ленина никто не знал): «Кто это такой? Какой-то публицистишка».

– А кто же делал революцию?

– Революцию делали другие: Троцкий, Свердлов, Дзержинский. В том, что Ульянов был подставлен во время Октябрьского переворота, он сам признается в произведении, которое так и называется «Заметки постороннего». Оно вышло буквально за две или три недели до переворота.

В наше время одна монахиня пыталась за Ленина молиться. И ей было видение: жаба под колпаком сидит, и луч света отражается, не может проникнуть. Ей сказали: бесполезно.

– Это, видимо, мавзолей, в котором Ленин до сих пор лежит.

– В отношении мавзолея – как понимать: вроде пытались его прославить, а по народному-то понимаю – земля не принимает. Почему, когда заходит речь о его захоронении, вопрос никак не решается – 100 лет почти прошло, а земля его не принимает.

– Уйдет последнее поколение советских коммунистов – тогда и похоронят…

– Не от этого зависит. Есть предсказание, что антихрист родится в России, но на землю Русскую не вступит – его увезут в младенчестве за границу. И этого тоже на земле-то нет – он на подставке. В этом глубокий смысл, как говорил Господь апостолу:

«Что делаю сегодня – не знаешь, уразумеешь после» (Ин. 13:7).

Сейчас, например, уже становится понятно, что, взорвав Храм Христа Спасителя и закладывая фундамент для своего идола, гонители веры заложили фундамент для второго Храма Христа Спасителя. Который и был построен. Причем если фундамент для Дворца съездов все время уходил под землю, то когда был построен храм – усадка прекратилась полностью.

ПО ПУТИ ПРОГРЕССА И УНИЧТОЖЕНИЯ

– Батюшка, хуже всего, что упомянутый фильм снимается на государственные – наши с вами – деньги.

– Удивляться нечему. Как было, так и остается – мир миром, только названия, вывески меняются, а святые – не от мира сего. Конечно, деньги появляются за счет честных тружеников. Мы, например, восхищаемся Древним Египтом – так он трудом Израиля построен – это факт исторический – они гнобили израильтян…

Но тут нужно помнить простую вещь: что, когда человек что-то делает ради Бога, то учитывается это не в налоговой инспекции, не в ведомости, а у Бога. Мы знаем, среди святых были рабы (например, Иоанн Русский), а их господами оказывались язычники. У нас ищут наглядную пользу, а подвижники в пустынях молились и, чтобы не быть в праздности, с места на место перекладывали песок. А что хорошего болтаться-то? Поначалу еще ничего, а потом, когда состарится человек – плясать не может, прошьет его какой-нибудь прострел, ходить не будет – наперекосяк. И что остается? Ничего. А тот, кто трудится, – до последних своих деньков на своих ногах.

У нас шутят: «кто не курит и не пьет, тот здоровеньким помрет». Во-первых, помрут все, но все-таки лучше быть здоровым до конца, чем гнить, где-то лежать, плеваться мокротой табачной.

А по поводу того – что-то делать или не делать, или не получается что-то – эти вопросы очень непростые. Чтобы делать что-то разумное, нужно иметь ум. А он дается от Бога. Как Дмитрию Менделееву приснилась таблица химических элементов, хотя он и трудился, конечно, в химической области. Александр Флеминг, открывший пенициллин, сказал:

«Меня прославляют, как совершившего что-то такое великое, на самом деле я только увидел, что сотворено Богом для человека. Честь принадлежит не мне, а Богу».

 Поэтому слова Священного Писания «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии. Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий» (Пс. 126:1), собственно, относятся к каждому делу. Господь дает – человек делает, трудится. Получается, не получается – это другой вопрос. А может, и не нужно этому получаться.

Потому что ведь так называемый прогресс по времени охватывает примерно 150 лет, а до этого люди занимались другим: Господь им что-то давал, и им было достаточно. А потом увлеклись космосом, информацией, произошел скачок, полетели неизвестно куда, как Александр Солодовников написал:

«Мы вглубь космических загадок / летим, как ведьма на метле, / чтоб и на звездах беспорядок / устроить, как и на Земле».

У нас сейчас серьезные экологические проблемы, загрязненность океанов, воздуха – но, может, мы живем только потому, что люди до нас обходились без достижений научно-технического прогресса. Иначе человечество уже давно задохнулось бы от выхлопных газов или умерло от радиации. По крайней мере, древние размышляли над этими вещами, и еще Аристотель сказал, что множество знаний еще не предполагает наличия ума. А увлечение знаниями и пренебрежение нравственностью есть движение не вперед, а назад.

Сегодня мы умножили возможности – но для кого? Для преступников? Теперь одной кнопки достаточно, чтобы взлетело все на воздух…

Потому что на самом деле все достижения в первую очередь используются в военном деле – то есть для уничтожения людей. Защита – да, но от кого-то же защищаются. Значит, сначала нападают, а потом защищаются.

«Я НЕ ВЕРУЮ, Я ЗНАЮ»

– Батюшка, в Акулове несколько лет назад рядом с храмом Покрова Богородицы была построена церковь Новомучеников и Исповедников Российских. Расскажите о ее создании.

– Церковь появилась очень просто: на этом месте стоял прежний деревянный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Графиня Варвара Петровна Шереметева-Разумовская в 1807 г. построила в Акулове новый каменный храм, а тот, что пришел в ветхость, разобрали. Но поскольку здесь совершалась бескровная жертва, литургия, то на месте Престола вырыли колодец, поставили крест, а со временем построили часовню. В годы гонений все порушили – но колодец остался. Здесь в наше время и был возведен храм-часовня во имя Новомучеников и Исповедников Российских.

Дело в том, что при Покровском храме есть небольшое кладбище, где покоятся исповедники. Многие не знают, например, что у нас похоронен митрополит Харьковский Нафанаил. Он 10 лет скрывался в Федосине, у сестры настоятеля нашего храма отца Сергия Орлова – Олимпиады Васильевны. Это супруга священномученика Димитрия Остроумова, который уже канонизирован. Митрополит 10 лет жил у них в подполе, иногда на чердаке, Господь его хранил. Он и скончался там, похоронили его потихонечку. А после войны отец Сергий Орлов перевез его к нам.

У нас похоронены: исповедник владыка Стефан (Никитин), которого Матронушка Анемнясевская вызволила из тюрьмы; отец Дорофей (Рябинкин), постриженик Данилова монастыря, который был в чувашских лагерях; иеромонах Евфросин (Данилов), отсидевший 10 лет на Колыме; отец Николай Морев, который пять лет провел на Беломорканале.

Что касается меня лично – в 1937 г. мой дед сидел, а на руках меня носил священник отец Михаил, которого в том же году расстреляли. Я сподобился такой милости – быть носимым на руках священномученика. В эти края приезжал владыка Арсений (Жадановский), расстрелянный также в 1937 г. Мой отец сидел в одной камере со схиархиепископом Феодосием Коломенским, который сейчас канонизирован. Моя теща печатала труды епископа Афанасия (Сахарова), который полжизни, 30 лет, провел в заключении. А книга «Отец Арсений» – это материал, собранный братом моей тещи. На станции Пионерской, там, где мы сейчас живем с матушкой, жила и скончалась схиигумения Фамарь (Марджанова) – бывшая княжна. Вопрос о ее канонизации уже решен, по крайней мере местночтимой святой она уже признана.

Именно молитвами новомучеников и исповедников мы живем, их предстательством Господь нас соединяет. О том, как это возможно, мне лично рассказывал дальний родственник митрополита Филарета (Дроздова) Владимир Петрович Седов, которому митрополит дважды являлся наяву. Митрополит сказал:

«Твоя прапрапрабабушка Марина Никитична и моя мать Евдокия Никитична были родные сестры».

И он попросил восстановить могилу Евдокии Никитичны Дроздовой, рассказал, где она находится.

Владимир Петрович сказал мне удивительные слова:

«Я всегда был человеком глубоко верующим, а теперь я не верую, я знаю. Я, как с вами, говорил с человеком из другого мира».

БЕЗРАБОТИЦА СВЯТЫХ

– Старец Кирилл Павлов говорил, что надо воспитывать современных детей так, чтобы они в случае гонений на Церковь могли принять мученичество за Христа. То есть воспитывать новомучеников…

– А как же иначе? Без признания будущей жизни и эта становится бессмысленной – чтобы выжить, можно продать, предать. А если есть будущая жизнь – здесь ты все равно умрешь, а там-то от суда не уйдешь. Поэтому, в сущности, для людей твердой веры смерть была, как говорит апостол Павел, приобретением. Вот умирает человек верующий – он увидит все, во что верил. Какая радость-то! И больше никаких не будет скорбей. Здесь мы все время чего-то опасаемся. А там уже нечего опасаться. Здесь дотерпел – и все.

Но у нас не приучают к терпению. Я на днях был на земле своих предков – в Обояни, в Курской губернии. У них книжечка небольшая вышла – о священномученике Петре Григорьеве, других священниках – новомучениках, которую я читал с большой радостью, с таким светлым чувством, потому что застал тех людей, которые прошли гонения и остались в живых. Они все трудились ради будущей жизни. Апостол Павел прямо говорит:

«И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор. 15:19).

– Революция разделила людей на святых, праведников и преступников. И это наследство легло на наших детей, внуков, правнуков. Господь же наказывает до четвертого рода…

– Когда мы пользуемся достижениями наших предков в хорошем смысле этого слова, это считается нормальным: мы рождаемся в семье, получаем жилье, здоровье. Но почему мы должны наследовать только положительное? Действительно, хорошее передается в роды́ родо́в, плохое до четвертого рода. Потому что это показывает, что хорошее – и есть жизнь. Как сказано еще в Ветхом завете, «аще добр будешь – себе и ближним своим, аще зол будешь – себе зол будешь (един зла и пожнешь)».

– Получается, что близится «амнистия»: если считать, что 100 лет – это приблизительно четыре поколения…

– Уже сейчас многие люди, даже те, которые были партийными деятелями, обратились к Церкви. Я вспоминаю беседу с одним милым человеком – из такой серьезной системы нашей безопасности. И он начал как-то возникать в отношении веры. А отец его, большой чин в этой области, так спокойно говорит:

«Как ты думаешь, я человек глупый или умный?»

– «Ну, батя, ты вроде человек серьезный».

– «А мой отец был умнее меня».

А отец жил еще до революции, верующим был, естественно.

«Я понял»,

– говорит сын.

– Отец Валериан, а можно ребенка с родовым грехом перевоспитать?

– С Божией помощью – только так это возможно. Со своей-то душой без Божией помощи не справишься, а уж с душой другого человека…

Матушка недавно прочитала пример, как один молодой человек пропивал, проматывал состояние отца. И однажды увидел над храмом Матерь Божию. Он ужаснулся, вошел в церковь и там увидел свою мать у иконы Богородицы – перед ней была лужа слез. Он стал позади, начал молиться и пришел в ужас от своего безумного поведения, своей жизни и исправился совершенно.

Молитва матери со дна морского достает. Наш старец, отец Кирилл (Павлов), рассказывал: его мать по тысяче поклонов в день делала. Такие были матери.

Меня иногда спрашивают: что делать? Я говорю: молитесь.

«Ну я молюсь».

– «Евангелие читайте».

– «Да я читаю».

– «А сколько?»

– «Одну главу».

Ничего себе! Там сколько глав-то во всех Евангелиях? А она одну главу прочитала – и все.

Как говорил старец Сергий Орлов, для спасения нужен подвиг, а без подвига не спастись. А какой же это подвиг, если она одну главу прочитала, три поклона положила?

– Батюшка, да мы немощные.

– Но это тот самый пример, когда действительно для спасения нужен подвиг. Вот поэтому у нас и не получается-то. А может, и получается, но не так быстро. Потому что мы тоже очень расслаблены. И ленивы.

– А есть примеры помощи новомучеников и исповедников российских нашим современникам?

– Конечно есть. Старец Николай Гурьянов всегда очень почитал царя Николая, еще до прославления, естественно. И вот мой сын едет как-то на машине после ночной смены. Его останавливает работник ГАИ, начинает придираться, а у него глаза воспаленные от бессонной ночи. А тот думает в меру своей испорченности. Сын отдал ему документы, спокойно сидит в машине, но взмолился:

«Господи, молитвами отца Николая и царя Николая, Господи, помоги мне!»

И вдруг тот подходит, говорит:

«Забирай документы, поезжай».

Не спрашивая ничего.

Новомученики помогают – конечно, без сомнения. Просто дело в том, что наша молитва, как вы говорите, – писк комариный. А нужно взывать-то как. Как Господь сказал Моисею: ты что вопиешь ко мне?

Мне недавно рассказывали такой случай: является современному подвижнику греческий святой Нектарий Эгинский – грустный такой. Тот спрашивает:

«А что это вы такой грустный?»

Он отвечает:

«Да у нас безработица, никто не просит нас ни о чем».

Безработица у них там, понимаете? Мы там устраиваем безработицу, не прося! Просить-то нужно! Макарий Великий, когда на него бесы нападали, молился, молился, а потом уже возопил: Господи! Господь ему явился, Макарий и говорит:

«Где ж Ты был?»

«Я, – говорит, – все время был около тебя, но ждал, когда ты как следует попросишь».

ПОДВИГ МАТЕРИ

– Батюшка, что может сделать государство для воспитания будущих поколений?

– Прежде всего – не мешать родителям воспитывать своих детей и не мешать семьям, особенно многодетным, строить на своей земле жилище и вести хозяйство. Ну а если помогут – это святое дело.

Говорят, у нас сейчас наркомания, разврат, и что же? У меня милостью Божией 35 внуков, у одной из дочерей 10 детей. И вот недавно совсем: она находится у своей мамы, моей жены, и один из детей заплакал на крыльце. И вдруг приходит полиция, какие-то люди: «У вас тут истязают ребенка». Ребенок спокоен уже. Но они начинают дочь допрашивать, требуют какие-то документы, объяснения. Чего объяснение? Что ребенок заплакал? Они не знают, что такое дети, понимаете?! Чем они занимаются? Не занимаются теми, кто убивает детей, аборты творит, не занимаются несовершеннолетними, которые курят, пьют, а занимаются матерью, которая 10 человек растит, пример, можно сказать, по сравнению с другими! По-человечески это не объяснишь. Логике не подчиняется. Таков мир. Не все, конечно, слава Богу, такие, поэтому и живет еще человечество.

– Раньше говорили: мать-героиня, теперь – объект для ювенальной юстиции. И как в таком государстве можно воспитать кого-то?

– Да, но воспитывает семья. Директор 31-й школы, замечательный педагог, кандидат педагогических наук Григорий Иванович Суворов, говорил в свое время:

«Все желают построить идеальное общество. Я вам скажу путь к построению такого общества: дайте мне воспитанную мать, и я вам такое общество построю».

На собрании родители Григорию Ивановичу задали вопрос: чем мы можем помочь школе в воспитании наших детей? Он сказал:

«Простите, школа может стараться вам помочь, но воспитывать должны родители».

Но у нас не дают воспитывать не только новомучеников, вообще не дают воспитывать детей! Ювенальная юстиция занимается теми, у кого много детей, у кого действительно проблем с воспитанием нет. Но придется в этой жизни как-то выживать.

Милостью Божией мы, мои дети, все семеро, выросли в атеистическое советское время и сохранили веру. Вот это и есть подвиг матери, подвиг семьи – с Божией помощью совершаемый.

О православной основе педагогики сказал классик Константин Ушинский. По его словам, «современная педагогика исключительно выросла на христианской почве, и для нас нехристианская педагогика есть вещь немыслимая – безголовый урод и деятельность без цели, предприятие без побуждения позади и без результатов впереди».

«Человек – это его вера»,

– говорил Иван Кириевский.

Поэтому среди террористов православных настоящих-то ни одного нет. Среди тех, кто жертвовал собой при действиях террористов, есть православные. Я лично знал офицера, который пошел на смерть для того, чтобы спасти людей в Беслане.

Воспитание без православной основы просто невозможно в полноте. Без духовной основы, без внутреннего содержания внешнее на чем держится? Ни на чем.

Протоиерей Валериан Кречетов

Записала Ольга Каменева

Источник: Журнал «Покров»

8 ноября 2017 года


Источник:      Православие.ру

Последние публикации:
Святейший Патриарх Кирилл в Храме Христа Спасителя, 20.11.2017

21 ноября 2017

Святейший Патриарх Кирилл:

«К сожалению, значительная часть нашей интеллигенции повторяет губительную ошибку своих предшественников...». Слово в Храме Христа Спасителя

...Искусство, которое призвано культивировать человеческую личность, обогащать её, поднимать её к небу, становится гирей, которая не даёт человеку взлететь. Конечно, я имею в виду не всё искусство, но то, которое...

(См. далее...)

18 ноября 2017

Протоиерей Андрей Ткачев:

Библейские требования к власти

...Святым не было всё равно, кто правит народом и как правит. Уже одно то, что Иоанн Предтеча, больший из всех рождённых женщинами, обличал Ирода за незаконный брак с женою брата, говорит об этом. Оно ему надо, вроде бы, кто с кем спит и кто кому изменил? Кто от кого ушёл и к кому пришёл? Оказывается, надо. Потому что разврат...

(См. далее...)

15 ноября 2017

Старец Паисий Святогорец:

Начинай с сострадания…10 поучений о молитве

...Чтобы духовная жизнь стала легкой, нам не надо на себя давить. Мы должны спрашивать наш ум: «Хочешь, совершим богослужение суточного круга? Хочешь, почитаем Псалтирь? Или погуляем по тропинке, творя Иисусову молитву? Или, может быть, споём молебный канон Пресвятой Богородице с великими поклонами?»...

(См. далее...)

8 ноября 2017

Наталья Нарочницкая:

Чем грозит России демонизация советского государства?

Интервью «Аргументам и фактам». Кто был самым кровожадным диктатором в истории? Почему наши западники Сталина проклинают, а про Ленина и Троцкого всё больше молчат? Зачем ставят на одну доску тоталитарные режимы в СССР и в нацистской Германии? Об этом разговор с руководителем Европейского института...

(См. далее...)

Публикация:

Православие.ру

14.11.2017

Также у этого автора:

12 сентября 2017

Зачем человеку зубы? Избранные притчи и рассказы

...Мама меня всегда наставляла: «Валюшка, молчи! Старшим не смей отвечать». Тогда воспитывали так, что даже старшим братьям нельзя было перечить, не говоря уже о взрослых, тем... (Далее)

8 августа 2016

На подвиг Отчизна зовёт...

...духовное пробуждение или выздоровление начинается с того времени, когда человек начинает о ком-то заботится. Часто с этого и начинается. Человек о ком-то заботится, а потом чувствует, что тот... (Далее)


Архив публикаций:
Святые и святыни:
Феодор Студит

24 ноября

Преподобный Феодор Студит, исповедник (826)

...царствование императрицы Ирины преподобный был возвращён из ссылки и получил в управление запустевший Студийский монастырь. Скоро в обители собралось до тысячи иноков. Для управления монастырем преподобный Феодор составил общежительный устав монашеской жизни...

(См. далее...)

Фотоальбомы

4 сентября 2016

Дорогами паломников: Москва - Пюхтицы - Новый Валаам

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов по маршруту Москва – Санкт-Петербург – Пюхтицы – Таллинн – Хельсинки – Новый Валаам – Санкт-Петербург.

(См. далее...)

Анонсы

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2017