Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

Доклад митрополита Волоколамского Илариона на пленарном заседании конференции «Духовно-нравственное образование в современной школе: социально-философский, научно-педагогический и межрелигиозный аспекты», прошедшей 14 февраля 2018 года в Центральном доме ученых в Москве.

Публикации по теме:
Святейший Патриарх Кирилл на пленарном заседании II съезда Общества русской словесности, 06.11.2019

18 ноября 2019

Святейший Патриарх Кирилл:

«Подумать о контурах нового подхода к воспитанию школьной и студенческой молодёжи…» Выступление на пленарном заседании II съезда Общества русской словесности

...знание местной культуры, любовь к своему дому, любовь к городу или к деревне, в которой ты...

(См. далее...)

15 ноября 2018

Святейший Патриарх Кирилл:

«Роль учителя приобретает в нынешних условиях огромное значение». Слово на пленарном заседании Всероссийского съезда учителей русской словесности

...мы призваны научить молодых людей ценить настоящую культуру и отличать в лавинообразном информационном...

(См. далее...)

Последние репортажи:

30 июня 2020

Клуб «Я шагаю по Москве» («Активное долголетие»): посещение храма иконы Божией Матери «Троеручица» в Орехово-Борисове

30 июня 2020 года - последний день первого летнего месяца, и последний день пребывания клуба «Я шагаю по Москве» в этом году на земле Южного викариатства Москвы. Сегодня для нас распахнул свои двери храм иконы Божией Матери «Троеручица»...

(См. далее...)

29 июня 2020

«Алтарь Отечества»: паломническая поездка к святыням Костромы, Костромской и Ивановской областей

В понедельник, 29 июня 2020 года, в день памяти преподобного Тихона Луховского, святого Костромской епархии, началась паломническая поездка московских педагогов к святыням Костромы, Костромской и Ивановской областей. Это паломничество является традиционным...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Иларион (Алфеев) /Митрополит Волоколамский, Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата

Иларион (Алфеев)

Митрополит Волоколамский
Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата

Публикации этого автора

15 февраля 2018

Образование и наука | Основы Православной культуры | Изучение традиционных религий


 

Теология и преподавание религии в школе

Доклад митрополита Волоколамского Илариона на пленарном заседании конференции «Духовно-нравственное образование в современной школе: социально-философский, научно-педагогический и межрелигиозный аспекты», прошедшей 14 февраля 2018 года в Центральном доме ученых в Москве.


Митрополит Иларион в Центральном доме ученых в Москве. 14.02.2018

Уважаемые члены президиума!

Уважаемые участники пленарного заседания!

Прежде всего хотел бы передать организаторам и участникам конференции приветствие и благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Его Святейшество как Предстоятель Русской Православной Церкви и глава Межрелигиозного совета России с деятельной заботой относится к развитию российского образования и особенно к той сложной сфере, которую мы обсуждаем сегодня. Высоко оценивая внимание, которое в последние годы высшая государственная власть России уделяет возвращению ценностно-мировоззренческой, нравственной составляющей в наше образование, Святейший Патриарх выражает надежду, что работа конференции позволит в сотрудничестве Министерства образования и науки, традиционных религий России, научно-педагогического сообщества, всех, как принято сейчас говорить, «участников  педагогических отношений», подготовить необходимые на новом этапе решения, стратегически важные для устойчивого и безопасного развития нашей страны.

В выступлении первого заместителя министра образования и науки Валентины Викторовны Переверзевой отмечен положительный опыт преподавания «Основ религиозных культур…» в воспитании школьников на основе российских традиционных ценностей. Осмысливая имеющийся опыт внедрения предметной области ОРКСЭ, нужно отметить повышение уровня взаимодействия государства, семьи и традиционных религий, а также межрелигиозное сотрудничество в этой сфере. Устойчивый общественный интерес к этой теме также свидетельствует о важности и сложности выбранного пути, о необходимости сделать следующие шаги.

Сегодня мы обсуждаем вопросы развития предметной области, предназначенной для преподавания в более старших классах, с 5-го по 9-й. Эта предметная область носит название «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР). Она открывает возможности реализации учебных дисциплин, учитывающих не только общие, но и специфические религиозные, этнические, иные черты культуры российских народов, которые на протяжении многих столетий в дружбе и добрососедстве живут в России.

Полагаю правильным всемерно поддержать развитие этой предметной области, опираясь как на имеющийся успешный опыт подготовки и повышения квалификации работников образования, так и на новые возможности, открывающиеся в связи с развитием теологии как отрасли знания и направления подготовки в вузах.

Выступая перед участниками Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1 декабря 2017 года, Президент России Владимир Владимирович Путин отметил, что никакое лидерство в технологической сфере, в экономике не поможет, если мы не будем заботиться о мировоззрении, которое формируем у молодого поколения наших сограждан. Если мы не сумеем сохранить, сказал Президент, традиционные ценности и «здравое человеческое бытие» в нашем «стремительно меняющемся мире», то духовную пустоту заполнят радикалы, экстремисты и идеологи терроризма.

Безграмотность в религиозных вопросах — та почва, на которой террористическая идеология дает обильные всходы. Этой безграмотностью пользуются представители сект, сетевых псевдорелигиозных структур. Она порождает суеверия, которые являются антиподом религии. Мы должны с самого детства делать прививку нашим согражданам от такого рода идеологий, наносящих своей деятельностью непоправимый вред психике людей, их духовному, душевному, а подчас и физическому здоровью.

Эта тема находится в фокусе внимания религиозных организаций, входящих в Межрелигиозный совет России. Напомню, что религиозные общины в составе Межрелигиозного совета России совместно с Русской Православной Церковью участвовали в реализации программы преподавания Основ религиозных культур и светской этики. На заседании Президиума МСР, состоявшемся 21 февраля 2017 года, Предстоятель Русской Православной Церкви и лидеры других традиционных религий нашей страны указали на особую значимость повышения уровня религиозной грамотности для эффективной борьбы с экстремизмом. Ликвидация безграмотности в религиозных вопросах – наша общая первоочередная задача.

Изучение основ религиозных культур на уровне общего образования будет способствовать ее решению. Оно может стать хорошей профилактикой экстремизма в образовательной среде, будет способствовать моральному и патриотическому воспитанию молодых людей, поскольку позволит школьникам осознать истоки и природу нравственных ценностей, их укорененность в культуре и истории нашей Родины, будет способствовать уважению к другим культурам и религиям.

Исходя из опыта предшествующих лет и новых задач, в своем выступлении остановлюсь на двух моментах.

Первый – подходы к преподаванию этих предметных областей, учитывающие определенный законодательством светский характер образования в государственной и муниципальной школе.

Второй – связь развития теологии в высшей школе с обсуждаемыми сегодня предметными областями в школьном образовании.

Содержание образования по основам религиозных культур и светской этики строится на культурологическом подходе. Что предполагает этот подход? Он включает в себя благожелательный рассказ о каждой из мировых религий,или о так называемой светской этике с точки зрения их места в культуре. Он означает, что в преподавании религии, в том числе когда избран предмет, посвященный определенному вероисповеданию, образовательный процесс не будет включать в себя приобщение учащихся к религиозной жизни, вовлечение школьников в религиозную практику.

Такой подход призван обеспечить объективное знакомство школьников с   избранной традицией. Важно, однако, чтобы это знакомство было глубоким, серьезным, а преподавание – компетентным.

Для этого во взаимодействие участников педагогического процесса заложена норма, позволяющая привлекать к работе над содержанием образования, к разработке учебной и методической литературы, а также к подготовке учителей соответствующие религиозные организации. Культурологический подход не противоречит привлечению представителей религиозных традиций к разработке содержания образования. Я бы сказал, и к преподаванию, если эти представители имеют педагогическое образование. Ведь более качественное и глубокое представление о традиции может дать тот, кто знает традицию изнутри.

В подготовке специалистов для преподавания религиозных культур мы пока опираемся только на сложившуюся систему подготовки и повышения квалификации работников образования. Известно, что эти предметы подчас преподаются учителями, которые получили образование в совсем иных областях, их компетенции в религиозной сфере лишь формально подкреплены удостоверениями или свидетельствами о повышении квалификации.

Я думаю, участникам конференции не нужно объяснять, в чем причины такой ситуации. Когда в 2009 году начался эксперимент по введению ОРКСЭ, в нашей системе образования практически не было подготовленных учителей. Мы должны быть благодарны тем педагогам, которые откликнулись на призыв преподавать основы религиозных культур и светской этики.

Однако сейчас мы должны заявить: при преподавании предметов ОДНКНР на новом этапе краткосрочных курсов недостаточно. Культурологический подход не должен стать синонимом поверхностного преподавания. Культурология как комплекс наук о культуре не только содержательно, но мировоззренчески и нравственно опирается на ценности, лежащие в конкретной религиозной или духовно-нравственной традиции.

Поэтому создание условий, при которых учащиеся будут получать качественные знания о религиозных традициях, должно стать одним из приоритетов государственной образовательной политики. Быть или не быть религиозным человеком, какой религиозной традиции принадлежать – это личное дело человека. Но для того, чтобы сознательно сделать выбор, принять решение, молодой гражданин должен получить знания о религиозных традициях. Безграмотность в религиозных вопросах столь же опасна, как и незнание родного языка, отечественной литературы и истории.

Итак, вопрос стоит следующим образом: где и как мы найдем нужное число педагогов, отвечающих требованиям?

Базой для подготовки учителей к преподаванию основ религиозных культур могут служить кафедры теологии, прежде всего – в педагогических университетах. Напомню, что в июне прошлого года при поддержке Администрации Президента и Министерства образования и науки, при поддержке и личном участии министра, а также при участии многих присутствующих сегодня в президиуме и в этом зале мы подготовили и провели Всероссийскую конференцию по теологии.

Среди выводов и рекомендаций конференции было отмечено общегуманитарное и междисциплинарное значение теологии, ее ценностно-мировоззренческая и воспитательная роль в высших учебных заведениях. Кроме того, участники конференции отметили важнейшее педагогическое значение теологии, ее роль в подготовке учителей средней школы, в том числе преподавателей религиозных культур.

Не противоречит ли это предложение принципу светскости государственного и муниципального школьного образования и культурологическому подходу?

Теология – систематическая форма выражения доктрины определенной религиозной традиции, ее вероучения, нравственных принципов, духовно-нравственной культуры. Подчеркну: определенной традиции. Теология не может быть «внеконфессиональной» или «межрелигиозной». Соответственно, мы говорим о привлечении к преподаванию в школе специалистов по православной теологии, исламской теологии или иудейской теологии, которые, при этом, должны обладать педагогическими компетенциями, дающими право на педагогическую деятельность.

Разумеется, педагоги, являющиеся специалистами в определенной религиозной традиции, должны преподавать именно ее. Но ничто не мешает им оставаться в рамках культурологического подхода и, при необходимости, нейтрально и благожелательно рассказать о других мировых религиях, и об основных понятиях российской светской этики, поскольку последняя в своих основаниях, в понимании добра и зла, долга и совести, других категорий, в понимании роли семьи, воспитания все равно восходит к традиционной духовно-нравственной культуре народов России.

Теология имеет ценностное и мировоззренческое значение. Изучать религиозные феномены с теологической точки зрения – не значит замыкаться в конфессиональных рамках. Это значит изучать их в обширном контексте традиции, истории и культуры.

Теология открывает путь к пониманию людей других этно-конфессиональных традиций, учит уважительному и деликатному вниманию к их духовным запросам и религиозно обусловленным особенностям образа жизни.  Иначе говоря, систематическое теологическое образование не только формирует личность, не только оттачивает ее интеллект и расширяет культурный горизонт, но и развивает способность социальной адаптации в многоконфессиональном обществе.

В этом состоит мысль Святейшего Патриарха Кирилла: выпускники теологических кафедр могут и должны в долгосрочной, а может быть, и в среднесрочной перспективе стать теми, кто преподает ОРКСЭ и ОДНКНР в школах. Помимо этого, разумеется, они будут востребованы в высших учебных заведениях в качестве преподавателей, поскольку роль религиозного фактора в жизни людей, нашего общества не только не уменьшается, но, наоборот, очевидным образом возрастает. А значит, нужны люди, способные этот фактор интерпретировать, сообщая знания о религии студенческой молодежи.

Однако и здесь тоже остро стоит вопрос качества подготовки специалистов. И решать его можно только совместными усилиями, в сотрудничестве и взаимодействии. В частности, полагаю очень важным учесть особенности направления подготовки «теология» при процессе подготовки и принятия стандартов по теологии в бакалавриате и магистратуре нового поколения 3++, прислушаться к голосу теологического сообщества в лице кафедр теологии, Федерального УМО по теологии, других объединений вузов. В частности, хотел бы заметить, что по инициативе ректоров нескольких ведущих российских вузов создается Научно-образовательная теологическая ассоциация. Она будет выполнять, в том числе, функции общественной экспертизы в сфере теологического образования. На ближайшее заседание Президиума Межрелигиозного совета России мы планируем вынести вопрос о поддержке этой Ассоциации со стороны ведущих религиозных организаций России и пригласить к участию в ней не только светские, но и религиозные вузы.

Одна из задач, которые стоят перед нами, – продумывать такие пути интеграции, чтобы систематическое теологическое образование снабжалось педагогическими компетенциями, а педагогические навыки сочетались если не с религиозным опытом преподавателей, то, по крайней мере, с глубоким пониманием ими религиозных учений и традиций. Такой опыт есть, его нужно развивать. В частности, Общецерковная аспирантура и докторантура реализует магистерскую программу «Теология образования». В 2017 году состоялся ее первый выпуск, и Ольга Юрьевна Васильева вручила магистерские дипломы выпускникам. Мы должны делиться опытом, используя для этого все площадки и возможности, включая ассоциации, учебно-методические объединения.

Очень рассчитываю на плодотворное взаимодействие Русской Православной Церкви, других религиозных традиций, входящих в Межрелигиозный совет России, с Министерством образования и науки в этом вопросе, чтобы на уровнях бакалавриата и магистратуры сотрудничество развивалось так же конструктивно и динамично, как это удается осуществлять на уровне аспирантуры и докторантуры.

Хотел бы подчеркнуть еще раз, что, по моему глубокому убеждению, использование ресурса теологии не противоречит культурологическому подходу, не означает индоктринацию и не приводит к разделению и конфликтам, но обеспечивает компетентное преподавание религиозных культур. А глубокое знание своей религии и максимально широкое знакомство с другими традициями позволят внести значительный вклад в укрепления гражданского согласия. Ведь именно верность своей религии и культуре, а также добрососедские, уважительные и дружеские отношения с носителями иных идентичностей, являются краеугольным камнем прочного межрелигиозного мира и устойчивого развития России.


Источник:      ОВЦС

Последние публикации:
Архимандрит Андрей (Конанос)

28 июня 2020

Архимандрит Андрей (Конанос):

Настоящему христианину нет дела до других. Как помочь тем, кого хочется поучать?

...Хочешь помогать окружающим? Помоги себе сам. И это не эгоизм, это настоящая забота о ближнем. Почему? Хороший донор, говорил старец Паисий, сперва очищает свою кровь от токсинов, чтобы не передать их больному. А мы бросаемся спасать всех вокруг, не желая избавляться от...

(См. далее...)

14 июня 2020

Архимандрит Андрей (Конанос):

О самой большой тайне всех святых

...найди своё призвание. Ищи. Обрати внимание на свою харизму. Прислушайся к своим сердечным чаяниям и глубинным желаниям. Молюсь, чтобы ты пробудился, чтобы зажглась в твоей душе искра и превратилась в пламенное желание, которое изменит все твои 24 часа...

(См. далее...)

14 июня 2020

Протоиерей Александр Шаргунов:

«Мы празднуем память всех святых, чтобы научиться жить». Слово в неделю Всех святых

...печать благородства личности всегда определяется способностью к благодарности. Многим дано было узнать, какую жизнь приносит Христос, какая вечная жизнь открывается им Воскресением Христовым, но не очень многие смогли после этого отдать всю свою жизнь Господу...

(См. далее...)

11 июня 2020

Протоиерей Андрей Ткачёв:

«Спасибо тебе, святитель Лука! Мы сегодня пришли в храм Божий благодаря тебе…»

...Он операции делает до сегодняшнего дня. Вот тот священник, который первый приехал в Симферополь и подарил раку серебряную для мощей Луки. У него рука не поднималась. Не мог руку поднять. Что-то там заклинило в области лопатки. Он так любил Луку и так ему молился. И Лука...

(См. далее...)

Публикация:

ОВЦС

15.02.2018

Также у этого автора:

11 октября 2019

«Призвание и цель Церкви – менять мир и людей к лучшему». Интервью Болгарскому телеграфному агентству

Отвечая на вопросы корреспондента БТА, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит... (Далее)

27 декабря 2018

Над Поместной Православной Церковью нет какой-либо иной власти, кроме власти самого Бога

В интервью журналу «Босс» председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион рассказал... (Далее)


Архив публикаций:
Святые и святыни:
Преподобный Максим Грек

4 июля

Обретение мощей преподобного Максима Грека (1996)

...Лишь через двадцать лет пребывания в Твери преподобному разрешили проживать свободно и сняли с него церковное запрещение. Последние годы своей жизни преподобный Максим Грек провёл в Троице-Сергиевой Лавре...

(См. далее...)

Фотоальбомы

22 июня 2018

Родная земля. Дорогами паломников: Кострома - Нерехта - Плёс

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов в Кострому 22-24 июня 2018 года.

(См. далее...)

Анонсы

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2020