Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

...Люди, как одежда – молью, изъедены ложью, обидами, пустой болтовней (даже не назову её высоким термином «празднословие»). А ещё – ленью, завистью, всяческой суетой. При таком душевном настрое (а исключений мало) попытки духовных подвигов очень похожи на попытки сыграть хорошую мелодию на совершенно расстроенном инструменте...

Публикации по теме:
Покушение на императора Александра II

22 марта 2019

Протоиерей Андрей Ткачёв:

Мотаем плёнку назад. Да подальше

...Осуждая Сталина за репрессии, нужно осудить весь бесовский легион отечественной истории, для которого «миллион срезанных голов» лишь историческая необходимость. Это грандиозная задача и пугающий труд. На многое нужно...

(См. далее...)

19 марта 2019

Святейший Патриарх Кирилл:

«Церковь Божия чудом сохраняет веру православную». Слово в Неделю Торжества Православия в Храме Христа Спасителя

...по милости Божией ни светской власти, ни внутренним предателям не удалось заставить Церковь отказаться от иконопочитания. Не только потому...

(См. далее...)

Последние репортажи:

19 марта 2019

Клуб «Я шагаю по Москве» («Активное долголетие»): экскурсия в Данилов монастырь

19 марта 2019 года в рамках клуба «Я шагаю по Москве» (программа «Активное долголетие») состоялась экскурсия в Данилов монастырь. Помимо традиционных участников программы, в ней приняли участие педагоги колледжей и их воспитанники.

(См. далее...)

12 марта 2019

Клуб «Я шагаю по Москве» («Активное долголетие»): экскурсия в храм Живоначальной Троицы в Останкине

12 марта 2019 года, на первой неделе Великого Поста, в рамках клуба «Я шагаю по Москве» («Активное долголетие») состоялась экскурсия в храм Живоначальной Троицы в Останкине.

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Андрей Ткачёв /Протоиерей,

Андрей Ткачёв

Протоиерей

Публикации этого автора

8 марта 2018

Московский Патриархат | Общие проблемы и вопросы


 

Каюсь, что я не ангел

Богу нужна от нас святость, а не неврозы. И принести Ему на исповеди нужно не чужие слова, пусть даже очень правильные и хорошие, а собственную жизнь, как бы ни была она неказиста …
8 марта 2018 г.


Время исповеди. Люди приносят к аналою с Евангелием и выговаривают, исторгают из души временами реальные тяжести, а временами какой-то набор церковно-славянских слов, аскетическую риторику, не всегда уместную.

 Например, человек на исповеди регулярно перечисляет то, чего у него нет. «Нет терпения», «нет смирения» и так далее. Ловлю себя на мысли: может ли быть такое время, когда ты (я, она, они) сможешь сказать:

«Со смирением у меня уже порядок. Только терпения еще не хватает»?

Конечно, представить, что время для такой фразы наступит, никто из нас не может. Недостаточность терпения, молитвенной собранности, того самого смирения, которое у всех на устах, но, кажется, никто толком не понимает, что это такое… Отсутствие, говорю, всех этих добродетелей представляется в виде некоей вечной недостаточности. И я бы убежал со страхом от человека, говорящего о себе, что он «весьма смирен».

Следовательно, рождается вопрос: так ли уж необходимо всякий раз на исповеди повторять эти священные очевидности? По умолчанию они должны быть понятны и исповедующему священнику, и пришедшему на исповедь человеку. По умолчанию вообще многое понятно. А если пришел на исповедь не в первый раз к одному и тому же батюшке, то тем более. Стоит ли, например, женщине, которой за 50, объяснять знакомому священнику, что ей не 19? Вряд ли. Разве что по принципу «а поговорить?».

Так, может, за скобками оставлять временами некоторые очевидные вещи, включая понятную и неизбежную нехватку у всех нас вышеупомянутых добродетелей?

Я просто спрашиваю и ничего не утверждаю.

Покаянные речи мирянина не должны отличаться избытком аскетических терминов. «Полное послушание», «сведение ума в сердце», «непрестанный плач о грехах». Есть люди, в устах которых эти слова полны смысла. Но есть люди, которым слова эти произносить нельзя, поскольку ни смысла, ни цены, ни вкуса их они еще не знают. И когда человек говорит, что он «на молитве рассеивается», а «вера у него не огненная», и «сомнения посещают», то все это уместно время от времени, но никак не всякий раз, как затверженное наизусть стихотворение. Тогда лучше просто сказать: каюсь, что я не ангел.

У светлых ангелов вера огненная, молитва нерассеянная, уныния в помине нет, мирского страха и малодушия тоже. Нет усталости. А у меня всё это есть. И еще кое-что есть. То есть я хочу быть как ангел, но у меня совсем не выходит. Даже ни капельки. В этом и каюсь. Да что там «каюсь»! От этого разрыва между желанием и действительностью можно впасть в уныние или отчаяться. Хочу жить на небе, а ползаю в грязи, и конца не видно этому болезненному разрыву. Из этого страдания рождается много проблем и, как результат, много отпадших душ.

Вот почему отцы сказали, что, если увидишь новоначального, который возносится на небо, дерни его за ноги. И вот почему так важно соизмерять (при помощи мудрого совета со стороны и собственного рассуждения) степень личного духовного здоровья с мерой поднятых на плечи подвигов. Непомерный духовный труд способен поломать, покалечить человека. А там, глядишь, и подлинное уныние, и полный отказ от веры. Не дай Бог!

Кроме того, в грехах и недочетах аскетического характера нужно каяться вовсе не в первую очередь. Например, такие грехи, как «не дочитал правило», «пропустил чтение Псалтири», «съел кусок рыбы» и прочее, не имеют право приковывать к себе главное внимание кающегося человека. Люди, как одежда – молью, изъедены ложью, обидами, пустой болтовней (даже не назову ее высоким термином «празднословие»). А еще – ленью, завистью, всяческой суетой. При таком душевном настрое (а исключений мало) попытки духовных подвигов очень похожи на попытки сыграть хорошую мелодию на совершенно расстроенном инструменте. И ноты правильные (читай – аскетические рекомендации), и музыкант хорош (благодать Божия не истощается). Но все равно из-под клавиш звучит какой-то «собачий вальс». И не мудрено, потому что инструмент расстроен.

Богу нужна от нас святость, а не неврозы. И принести Ему нужно не чужие слова, пусть даже очень правильные и хорошие, а собственную жизнь, как бы ни была она неказиста. А добродетель, как говорил преподобный Серафим, она «не груша, ее за раз не съешь».

Протоиерей Андрей Ткачев

Книги протоиерея Андрея Ткачева в интернет-магазине «Сретение»

 

5 марта 2018 года


Источник:      Православие.ру

Последние публикации:
Покушение на императора Александра II

22 марта 2019

Протоиерей Андрей Ткачёв:

Мотаем плёнку назад. Да подальше

...Осуждая Сталина за репрессии, нужно осудить весь бесовский легион отечественной истории, для которого «миллион срезанных голов» лишь историческая необходимость. Это грандиозная задача и пугающий труд. На многое нужно будет посмотреть свежим взглядом. А свежий взгляд – это такая вещь, которая способна превратить террориста...

(См. далее...)

19 марта 2019

Святейший Патриарх Кирилл:

«Церковь Божия чудом сохраняет веру православную». Слово в Неделю Торжества Православия в Храме Христа Спасителя

...по милости Божией ни светской власти, ни внутренним предателям не удалось заставить Церковь отказаться от иконопочитания. Не только потому, что с иконопочитанием связываются обычаи благочестивой христианской жизни, но и потому, что иконопочитание...

(См. далее...)

11 марта 2019

Святейший Патриарх Кирилл:

Два условия выхода из уныния… Проповедь после великого повечерия в понедельник первой седмицы Великого поста в Храме Христа Спасителя

...Нам нужно во многом пересматривать наше отношение к окружающему миру, к нам самим. Чем больше в жизни комфорта, чем больше материальных возможностей, тем слабее становится человек. Ему есть, что терять, он боится понизить...

(См. далее...)

11 марта 2019

Святейший Патриарх Кирилл:

Многие пороки проистекают от праздности… Проповедь в понедельник первой седмицы Великого поста после утреннего богослужения в Зачатьевском монастыре

...святые отцы особо подчеркивают опасность праздности как губительного для человека порока. В Церкви, особенно в дни Святого и Великого поста, мы имеем возможность, проанализировав своё состояние, сделать...

(См. далее...)

Публикация:

Православие.ру

8.03.2018

Также у этого автора:

22 марта 2019

Мотаем плёнку назад. Да подальше

...Осуждая Сталина за репрессии, нужно осудить весь бесовский легион отечественной истории, для которого «миллион срезанных голов» лишь историческая необходимость. Это грандиозная задача и пугающий... (Далее)

3 марта 2019

О Страшном суде

...Стремление к добру вложено в человека. Но в случае отсутствия веры человек жар сердца растратит на дела странные и сомнительные...... (Далее)


Архив публикаций:
Святые и святыни:
Фотоальбомы

22 июня 2018

Родная земля. Дорогами паломников: Кострома - Нерехта - Плёс

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов в Кострому 22-24 июня 2018 года.

(См. далее...)

Анонсы

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2019