Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

...Три вещи я скажу тебе. Куда ни пойдёшь, имей Бога с собой, думай о Нём, молись, и чтобы Он был с тобою. Второе: что б ты ни делал, да будет это в духе Священного Писания, т.е. чтобы оно соответствовало Евангелию. И третье: где бы ты ни был, не меняй своего места, т.е. не будь нестабильным и хаотичным в жизни...

Публикации по теме:
Преподобный Антоний Великий в окружении учеников

11 мая 2019

Архимандрит Андрей (Конанос):

Цена твоей жизни открывается, когда другой тебя отругает, унизит, обидит… Поучения святого Антония Великого

...Правда [о тебе] откроется, когда произойдёт разлад с братом твоим, когда заденут твой эгоизм, немного тебя разозлят, испортят твои планы, – вот...

(См. далее...)

3 мая 2019

Святитель Николай Сербский (Велимирович):

«Верь больше!». О жизни с Богом

...О трёх предметах не спеши рассуждать: о Боге, пока не утвердишься в вере; о чужих грехах, пока не вспомнишь о своих, и о грядущем дне, пока не увидишь рассвета...

(См. далее...)

Последние репортажи:

19 мая 2019

«Алтарь Отечества». Заключительный этап Фестиваля-конкурса в городе Балахна. Дневник поездки

19 мая 2019 года московская делегация отправилась на заключительный этап XIII Межрегионального фестиваля-конкурса «Алтарь Отечества» в городе Балахна Нижегородской области. Проведение Фестиваля в эти сроки связано с Днём памяти героя народного ополчения Кузьмы...

(См. далее...)

17 мая 2019

В Москве завершилась олимпиада «История и культура храмов столицы – 2019»

17 мая 2019 года завершилась городская культурологическая исследовательская олимпиада «История и культура храмов столицы – 2019». Её финальный этап проходил в лицее «Воробьёвы горы» в течение трёх дней: 15 мая – 1-2 классы, 16 мая – 3-4 классы, 17 мая – 5-8 и 9-11 классы.

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Архимандрит Андрей (Конанос) /

Архимандрит Андрей (Конанос)

Публикации этого автора

5 мая 2019

Московский Патриархат | Общие проблемы и вопросы | Личная позиция


 

Если ты внутренне в порядке, тогда в порядке будет всё: из поучений святого Антония Великого

Святой Антоний был одним из первых подвижников, поселившихся в пустыне. Однажды, недоумевая, как ему жить, чтобы спастись, он обратился в молитве к Богу...
5 мая 2019 г.


Преподобный Антоний Великий

Святой Антоний был одним из первых подвижников, поселившихся в пустыне. Однажды, недоумевая, как ему жить, чтобы спастись, он обратился в молитве к Богу:

«Господи, что мне делать, как проводить дни, как жить?»

И увидел перед собой ангела, который принял его образ и стал исполнять разную работу: плести корзины, ибо этим занимались в пустыне, затем ― читать книгу, потом он видит, что тот молится, затем отдыхает, а после этого ест. Так ангел показал ему, как должен проходить его день, и сказал:

– Если будешь делать так, спасешься! [1]

Потому и ты приведи в порядок свою жизнь, и когда просыпаешься, чтобы знал, что ты будешь делать и как жить. Это связано и со словами святого Антония:

«Кто хочет ковать железо, тот заранее обдумывает, что будет создавать и какую форму этому придаст» [2].

Надо знать, чего ты хочешь в жизни. Хочешь выковать из железа серп? Топор? Нож? Вот так ты будешь ударять молотом, если хочешь сделать нож, и вот так – если серп, топор и прочее. Не правда ли? Мы ведь не куем железо как попало.

Святой говорит, чтобы у нас была цель и чтобы мы знали, что делать в жизни. Я говорю это потому, что многие ребята садятся читать и много времени проводят над книгами, но у них нет системы, нет порядка и дисциплины, чтобы сказать себе: «Два часа я буду учить математику». Хлопают ушами, зевают налево и направо, а время проходит, и потом оказывается, что они ничего не сделали и не добились хорошего результата. Ты ковал железо, но не знал как, и поэтому утруждал себя напрасно. Иногда и двух-трех движений достаточно, чтобы достичь результата, надо знать только способ, каким мы будем действовать.

Это очень хорошие и мудрые советы, сказанные в III веке по Рождестве Христовом.

***

В другой раз святой Антоний размышлял о жизни человеческой и о противоречиях в ней и говорил себе:

«Богатые и бедные, красивые и безобразные, молодые и старые, больные и здоровые… Боже мой, почему в жизни есть такие противоречия? Почему существуют такие проблемы? Почему молодые умирают так бесславно, так рано, хоть были хорошими людьми? А в то же самое время старики иногда живут в разврате, роскоши и грехе, но здоровы, совершают столько несправедливостей и умирают в столетнем возрасте? Почему случаются землетрясения и исчезают с лица земли города и люди?»

Говоря это, я вкладываю и свое, поскольку передаю сам дух его вопроса. Передаю смысл его слов. Он задавал себе вопросы о парадоксах жизни. Говорил то почему, которое задаешь себе и ты: «Господи, почему происходит то-то, то-то и то-то?» – и без конца это повторяешь.

Бог ответил на его молитву:

– Антоний, не занимайся Моими делами! То, о чем ты спрашиваешь, тебя не касается, – это относится к Моей жизни. Такие вопросы – это Божественные суды. Ты хочешь понять Мой Божественный ум? Но тебе это не под силу. Ты не выдерживаешь этого, ты еще маленький, не вмещаешь ума Божия, чтобы понять все тайны мира.

С тех пор святой Антоний перестал спрашивать и понял, что существует нечто такое, что превышает его силы, и всецело положился на Бога [3].

***

Некто спросил его:

– Отче, скажи мне, что делать? Дай мне добрый совет на всю жизнь!

Святой Антоний сказал ему:

Три вещи я скажу тебе. Куда ни пойдешь, имей Бога с собой, думай о Нем, молись, и чтобы Он был с тобою. Второе: что б ты ни делал, да будет это в духе Священного Писания, т.е. чтобы оно соответствовало Евангелию. И третье: где бы ты ни был, не меняй своего места, т.е. не будь нестабильным и хаотичным в жизни, но чтобы у тебя был порядок [4].

Хочешь пойти куда-нибудь? Один ребенок сказал мне:

– А можно мне пойти на стадион?

– Да, хорошо, но если пойдешь туда, молись, чтобы Бог был рядом с тобой: «Боже, просвети меня и будь со мной!» – и чтобы ты так ощущал Бога.

«Надо ли всё время произносить молитвы?» – спрашиваешь ты. Нет, если не можешь. Но если можешь, тогда сознавай, что Бог присутствует, что Он рядом с тобой. Это не какая-нибудь философия и не так уж и трудно. Говори себе: «Я нахожусь в присутствии Бога».

***

Надо быть постоянным. А то начинаешь делать что-нибудь – тебе это не нравится, начинаешь другое – тоже не нравится, находишь себе какой-нибудь дом – он тебе не нравится, находишь другой – тоже не нравится.

К сожалению, у некоторых людей этот беспорядок присутствует и в более серьезных вопросах. Один человек женился и говорит мне:

– Что же мне сейчас делать? Я что, всегда буду с ней?

Я спросил его:

– Ты это серьезно? А что ты еще можешь сделать?

Выход не в том, чтобы постоянно менять свое положение, внешнее и внутреннее, а чтобы изменить сам способ, каким ты смотришь на всё, и «пустить корни». Преуспевший духовно преуспевает во всем: и в одном доме, и в другом, и с супругой тоже – и не нуждается в другой жене, потому что если бы надо было брать другую, то он сделал бы это раньше.

И зачем тебе брать другую?

– Потому что, – говорит, – другая будет лучше! Я совершил ошибку, заключив брак, и с другой буду жить лучше!

Но даже если ты разведешься и возьмешь другую, у тебя всё равно опять будет беспорядок в жизни, потому что если ты не изменишься, проблемы будут продолжаться. Не так ли? Разве не тот же самый ты будешь с другой? Или что, твоя жизнь магическим образом изменится?

Это напоминает монаха, который всё время переходил из одного монастыря в другой, потому что ему всегда что-то мешало. Вот где суть проблемы. Надо внутренне измениться, а не менять весь мир, потому что мир ты не изменишь, если не изменишься сам: будешь всё тем же, и у тебя опять будут проблемы. Появятся и новые трудности.

Итак, этот монах ходил из монастыря в монастырь, потому что его всё время что-нибудь раздражало. В первом – влажность: «Ой, как же у меня ноют кости по утрам!» В другом раздражал игумен: «Тут влажности нет, зато игумен нехорош! Не нравится он мне. Пойду в другой монастырь, с хорошим игуменом и сухим климатом». Пошел в третий, но там его раздражало стрекотание кузнечиков: «Не могу сосредоточиться и помолиться! Уйду в другой монастырь!»

И только собрался уходить в другой и уже завязывал сандалии, как увидел рядом с собой диавола, в точности в его образе, который также завязывал сандалии. Монах спросил его:

– Куда ты идешь?

– Я? Это не я куда-то иду. Куда идешь ты? Это я тебя заставил уйти из первого, и второго, и третьего монастыря ― и заставлю уйти и из следующего! Потому что у меня такая работа – постоянно находить для тебя проблемы, чтобы ты не понял, что, если внутренне успокоишься, то, где бы ты ни был, ты преуспеешь и сможешь творить великие дела. Это моя работа – приводить тебя в замешательство и говорить: «Виновато одно, виновато другое!» – чтобы ты всегда забывал о том, что виноват один ты.

Проблема во мне. Дело не в том, чтобы снаружи не было проблем: если ты внутренне в порядке, тогда в порядке будет всё. Тогда внешнее решается и гораздо легче преодолевается [5 ].

***

Святой Антоний говорит, что человеку надо всегда ждать искушений в жизни. В противном случае он не сможет спастись. Надо ждать искушений до последнего вздоха. В жизни всегда что-нибудь будет тебя искушать [6].

Не надо также воспринимать это как что-то внезапное, говорить: «Ой, что это свалилось на мою голову?» – а осознать, что если одно искушение исчезнет, то через пару месяцев, через пять, через год начнется еще что-нибудь. Это жизнь. Такова жизнь человеческая: осенью собираешь листья, опадающие с деревьев, тротуар очищается, и ты видишь, что он чист, но это не значит, что он будет чистым во веки веков. Потом опять придет весна, листья зазеленеют, а осенью увянут, потом снова начнут опадать, и ты снова будешь их убирать. Снова и снова. Таков круговорот жизни: проблемы – затишье, спокойствие – трудности, искушения – затишье, спокойствие.

Как-то пришла одна девушка исповедаться. Она исповедовалась у меня несколько лет, в течение которых проходила через разные испытания, болезни. И когда она говорила, я в какой-то момент вспомнил ее минувшее и сказал:

– Подумать только! Ты помнишь, как ты маленькой девочкой начинала исповедоваться? А сейчас стала уже такой большой (если начинаешь исповедоваться 17-летним, то через 10 лет тебе уже будет 27. И одно дело – когда тебе 17, а другое – когда 27)! Ты представляла себе тогда, что переживешь всё это? Тогда ты была радостным и спокойным ребенком, и у тебя не было проблем. Ты представляла себе, что пройдешь через это?

Она растрогалась и сказала:

– Я вообще не представляла себе, что в жизни у меня будет такое, что я пройду через это, перенесу операцию, пройду через такие опасности, трудности и неудачи.

– Такова жизнь. Но так ты созревала, и сейчас, после всего этого, стала зрелым человеком.

Так укрепляется человек, так созревает плод и становится сладким, и после этого Бог забирает его в рай. Это говорит святой Антоний: жди искушений до конца жизни ― и спасешься.

***

Кто-то спросил его еще:

– Отче, а что делать мне? Дай и мне совет!

Он сказал ему:

– Вот что ты будешь делать! Всегда думай о себе смиренно, имей смирение и не будь эгоистом. Второе: забудь прошлое – что было, то было.

Не копайся в прошлом, чтобы без конца возвращать его и заново переживать. Это прошло, это уже случилось, и ты в этом исповедался. Ладно, ты совершил ошибки, но ведь жизнь продолжается! «Я дал неправильное воспитание своему ребенку, давил на него, и теперь он за это расплачивается». Ну, и чего ты сейчас хочешь? Сойти с ума, покончить с собой? Совершил ошибки по отношению к своему ребенку – и он будет совершать их по отношению к своему. Мы люди, тебе за это не отрубят голову. Да, ты совершил ошибки, но они в прошлом; вопрос в том, что делать дальше.

Не возвращайся же без конца к старым делам. Это второй совет. А первый – смирение, чтобы у тебя не было о себе высокого мнения. Второй – чтобы ты не возвращался к прошлому, а третий: где бы ты ни был, следи за своим языком, что ты говоришь, за желудком – что ешь, а более всего – сколько ты ешь. Чтобы у тебя был самоконтроль. Если соблюдешь эти моменты: внимание к языку, к желудку, смирение и чтобы не возвращаться к старым делам, – ты обретешь покой в жизни.

Так ответил святой Антоний [7].

***

Однажды святой увидел в видении, будто вся земля покрыта капканами. Из тех, которые расставляют в полях и лесах, чтобы поймать животных: лис и другую дичь.

«Я увидел искусителя, искушающего людей, и ужаснулся. Увидел повсюду капканы и сказал Богу в молитве: ‟Боже мой, как нам пройти через все эти ловушки? Как здесь пробраться, чтобы тебя не уловили и ты не погиб?” – и услышал голос, сказавший мне:

– Есть только один способ спастись от этих капканов – через смиренномудрие» [8].

Через смирение, о котором я в точности не знаю, что это такое. Смирение, которое означает правду – что ты должен признать свое истинное лицо. Это не значит, что ты должен начать осуждать себя без причины, нет, притворяться смиренным не надо, но когда кто-нибудь укажет тебе на ошибку, чтобы тебе не становилось от этого дурно, чтобы у тебя не подкашивались ноги от неожиданности, стыда и обиды, но чтобы ты сказал:

– Да, это так! Простите меня! Я совершил ошибку!

Смирение – очень трудное дело, но оно избавляет от всех капканов. Трудно, когда тебе делают замечания, принимать их со смирением и говорить: «Хорошо, простите меня! Я не повторю этого больше!», не оскорбляться и не начать думать: «Сейчас мне испортили самооценку. У меня было другое представление о себе, но его разрушили!» – и чтобы начались помыслы и чувство уязвимости, как будто ты лишился собственного достоинства.

Всё это говорит о том, что эгоизм еще жив в нас. В нас живет эгоизм, который не выносит ни замечаний, ни критики, независимо от того, по-хорошему ли они высказаны или с неприязнью. Мы вообще не научились смирению.

***

В другой раз святой сказал:

«Недостаточно подвизаться – надо делать это с рассудительностью. Потому что я видел некоторых подвизавшихся, которые иссохли от аскезы, совершая непомерные подвиги, однако они не имели рассудительности и погубили всё» [9].

Будь осторожен в этом. Помнишь, я говорил тебе, как не доходить до крайностей? Однажды ты взял все святоотеческие книги, прочел их и стал применять всё самое суровое, написанное в них. А потом, поскольку на Святой Горе Афонской кто-то дал тебе толстую книгу с молитвами (да, на Святой Горе читают и молятся часами подряд), – и кто-то из отцов сказал тебе: «Если хочешь, почитай ее!» – то ты взял ее и дома стал читать эти молитвы, которых было чрезвычайно много.

Ты, однако, не приложил рассудительности. Ты ведь живешь в миру, у тебя жена, дети, обязанности, работа, – ты не можешь образцово каждый вечер по два-три часа вычитывать молитвы только потому, что так делают на Святой Горе. Ты сделал очень многое, но без рассудительности. И в результате потом не захотел делать уже ничего. Потом ты дошел до такого изнеможения, что тебе опостылело всё, и ты сказал: «Ничего не хочу! Я ведь остался без прогулок, кафе, футбольных матчей, фильмов!»

Говорю это потому, что не ты один – многие так делают: не прилагают рассудительности, доходят до крайностей и отказываются от всего, связанного с жизнью в городе, с семьей, детьми и т.д., называя это грехом. У них вдруг разгорается крайняя ревность, идущая не из сердца, а из внешнего принуждения, которому они сами же себя и подвергают, и из эгоизма.

Эгоизм может сделать человека чрезвычайно аскетичным, чтобы он после этого сорвался. Из эгоизма можно поститься очень строго и истощить себя до такой степени, что потом и слышать не захочешь о постах и будешь говорить: «Не хочу я ничего такого, не говори мне о посте!»

Ты говоришь ему:

– Когда я говорил тебе, чтобы ты не отказывался от этого, например, от растительного масла (или какому-нибудь ребенку говоришь, чтобы пил молоко: «Если родители сказали тебе пить, пей!»), – ты отвечал:

– Нет! Я буду делать то, чего хочет Бог!

Но только ты делаешь это не ради Бога, потому что тут имеется эгоизм. И не слушаешься. А потом эта крайность, до которой ты доходишь, не имея рассудительности, делает своё, и ты начинаешь терзаться и ничего уже делать не хочешь. Доходишь до другой крайности.

Поэтому давайте идти царским путем, путем смиренным, средним. Чтобы не получилось, что я изнурил себя от аскезы, но не приложил рассудительности и в итоге потерял всё.

Архимандрит Андрей (Конанос)

Перевела с болгарского Станка Косова

Книги архимандрита Андрея (Конаноса) в интернет-магазине «Сретение»

Двери.бг

30 января 2019 года

 

_______

[1] Древний патерик. Глава 7, 1; Достопамятные сказания. Об авве Антонии, 1.

[2] Добротолюбие. Т. 1. Изречения св. Антония Великого и сказания о нем, 4а, 15; Древний патерик. Глава 11, 3 (2); Достопамятные сказания. Об авве Антонии, 35.

[3] Древний патерик, 15, 1; Достопамятные сказания, 2.

[4] Добротолюбие. Т. 1, Изр. 2, 5; Древний патерик, 1, 1; Достопамятные сказания, 3.

[5] Добротолюбие. Т. 1, Изр. 3, 12.

[6] Добротолюбие. Т. 1, Изр. 2, 4; Древний патерик, 15, 2; Достопамятные сказания, 4.

[7] Добротолюбие. Т. 1, Изр. 2, 4; Древний патерик, 1, 2; Достопамятные сказания, 6.

[8] Добротолюбие. Т. 1, Изр. 6, 44; Древний патерик, 15, 3; Достопамятные сказания, 7.

[9] Древний патерик, 10, 1; Достопамятные сказания, 8.


Источник:      Православие.ru

Последние публикации:
Преподобный Антоний Великий в окружении учеников

11 мая 2019

Архимандрит Андрей (Конанос):

Цена твоей жизни открывается, когда другой тебя отругает, унизит, обидит… Поучения святого Антония Великого

...Правда [о тебе] откроется, когда произойдёт разлад с братом твоим, когда заденут твой эгоизм, немного тебя разозлят, испортят твои планы, – вот тогда видно будет, проявишь ли ты благостыню и любовь. А когда тебя хвалят, ты, естественно, проявляешь...

(См. далее...)

3 мая 2019

Святитель Николай Сербский (Велимирович):

«Верь больше!». О жизни с Богом

...О трёх предметах не спеши рассуждать: о Боге, пока не утвердишься в вере; о чужих грехах, пока не вспомнишь о своих, и о грядущем дне, пока не увидишь рассвета...

(См. далее...)

1 мая 2019

Архимандрит Андрей (Конанос):

Сделай что-нибудь малое!

...Не можешь одного, не можешь другого. А что ты можешь? Ты что, болен, дорогой мой человек? Говорю одно – это тебе кажется тяжёлым, говорю другое – это неподъёмно. Я не хочу, чтобы ты становился подвижником. Не говорю, чтобы ты ушёл на Святую Гору Афон, остался там и подвизался весь год. Там ведь не вкушают растительного масла...

(См. далее...)

28 апреля 2019

Святейший Патриарх Кирилл:

«Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога!» Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви

...Подобно евангельским женам-мироносицам и иным ученикам Спасителя, которые стали первыми свидетелями воскресения, мы призваны...

(См. далее...)

Публикация:

Православие.ru

5.05.2019

Также у этого автора:

11 мая 2019

Цена твоей жизни открывается, когда другой тебя отругает, унизит, обидит… Поучения святого Антония Великого

...Правда [о тебе] откроется, когда произойдёт разлад с братом твоим, когда заденут твой эгоизм, немного тебя разозлят... (Далее)

1 мая 2019

Сделай что-нибудь малое!

...Не можешь одного, не можешь другого. А что ты можешь? Ты что, болен, дорогой мой человек? Говорю одно – это тебе кажется тяжёлым, говорю другое – это неподъёмно. Я не хочу, чтобы ты становился подвижником... (Далее)


Архив публикаций:
Святые и святыни:
Фотоальбомы

22 июня 2018

Родная земля. Дорогами паломников: Кострома - Нерехта - Плёс

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов в Кострому 22-24 июня 2018 года.

(См. далее...)

Анонсы

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2019