Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

Почти все русские эмигранты, не смирившиеся с тем, что навсегда покинули свою Родину, верили, что когда-нибудь обязательно вернутся в Россию. Последнее желание автора «Лета Господня», оставленное им в завещании, было выполнено: в мае 2001 года, с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, прах русского писателя-эмигранта Ивана Сергеевича Шмелёва и его жены был перевезён из Франции в Москву – в некрополь Донского монастыря.

Публикации по теме:

28 ноября 2023

Святейший Патриарх Кирилл:

«Русский мир — это прежде всего общность святынь». Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на пленарном заседании XXV Всемирного русского народного собора

28 ноября 2023 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на пленарном заседании...

(См. далее...)

21 ноября 2023

Протоиерей Александр Шаргунов:

«В имени ангелов – радостная тайна...». Проповедь в день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

...Дивная тайна: непостижимые по своим силе и величию существа общаются с нами и служат нам, несовершенным и грешным. Бог, ставший человеком...

(См. далее...)

Последние репортажи:

28 февраля 2024

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Исход, главы 21-22. Февраль (+ ВИДЕО)

28 февраля 2024 года, в среду седмицы сплошной, память апостола от 70-ти Онисима, в дистанционном формате состоялась очередная, пятьдесят девятая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной...

(См. далее...)

15 февраля 2024

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Исход, главы 19-20. Февраль (+ ВИДЕО)

15 февраля 2024 года, в четверг седмицы тридцать седьмой по Пятидесятнице, Сретение Господа Нашего Иисуса Христа, в дистанционном формате состоялась очередная, пятьдесят восьмая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества»...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Майер Ольга Константиновна /Литературный редактор газеты «Православный Собеседник»

4 ноября 2022

Святыни и святые | Московский Патриархат | Святейший Патриарх


 

Иван Шмелёв, заново родившийся в горе

Почти все русские эмигранты, не смирившиеся с тем, что навсегда покинули свою Родину, верили, что когда-нибудь обязательно вернутся в Россию. Последнее желание автора «Лета Господня», оставленное им в завещании, было выполнено: в мае 2001 года, с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, прах русского писателя-эмигранта Ивана Сергеевича Шмелёва и его жены был перевезён из Франции в Москву – в некрополь Донского монастыря. Господь вернул России православного писателя-праведника!


Почти все русские эмигранты, не смирившиеся с тем, что навсегда покинули свою Родину, верили, что когда-нибудь обязательно вернутся в Россию. Последнее желание автора «Лета Господня», оставленное им в завещании, было выполнено: в мае 2001 года, с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, прах русского писателя-эмигранта Ивана Сергеевича Шмелёва и его жены был перевезён из Франции в Москву – в некрополь Донского монастыря. Господь вернул России православного писателя-праведника!

Родился Иван Шмелёв в купеческой семье, где соблюдались каноны православного благочестия. В патриархальном мире Замоскворечья он был счастлив. Здесь обрёл и самое важное – православную веру, которая впоследствии помогла пережить писателю самые страшные испытания, выпавшие на его долю.

Детство Шмелёва можно представить по «Лету Господню» и «Богомолью», где страница за страницей открывается перед нами мир русского человека, который наполнен по-детски простой и тёплой верой. И трудно поверить, что страницы эти писались в минуты тяжких переживаний:

«Если бы Вы знали, как я страдал, как был близок к утрате себя. Были дни, когда я чувствовал, что пропадаю, идёт на меня тьма, ужас... потеря рассудка. <...> И вот, Господь сохранил. Я нашёл себя. О, сколько усилий! Меня, может быть, ‟Богомолье” спасало и ‟Лето Господне”».

Трудно представить и то, что в юности, увлекшись модными позитивистскими учениями, Шмелёв отошёл от Церкви. И лишь судьбоносный случай, связанный со свадебным путешествием, помог ему вновь обрести совсем было утраченную веру:

«И вот, мы решили отправиться в свадебное путешествие. Но – куда? Крым, Кавказ?.. Манили леса Заволжья /…/. Я разглядывал карту России, и взгляд мой остановился на Севере/…/ Петербург? Веяло холодком от Петербурга. Ладога, Валаамский монастырь?.. Туда поехать? От Церкви я уже шатнулся, был если не безбожник, то ‟никакой”. Я с увлечением читал Бокля, Дарвина, Сеченова, Летурно /…/. Я питал ненасытную жажду ‟знать”. И я многое узнавал, и это знание уводило меня от самого важного знания – от источника Знания, от Церкви. И вот, в каком-то полубезбожном настроении, да ещё в радостном путешествии, в свадебном путешествии, меня потянуло... к монастырям!»

В Троице-Сергиевой лавре, у старца Варнавы Гефсиманского, молодожёны не только получили благословение, но преподобный Варнава самым чудесным образом предрёк писательское будущее Шмелёва:

«Смотрит внутрь, благословляет… Кладёт мне на голову руку, раздумчиво так говорит: ‟Превознесёшься своим талантом”».

В «Старом Валааме» Шмелёв впоследствии очень тонко передал состояние человека, поворачивающегося от маловерия к православной вере, передал глубокое ощущение Иисусовой молитвы:

«Великая от этой молитвы сила, – говорит один из монахов, – но надо уметь, чтобы в сердце как ручеёк журчал... Этого сподобляются только немногие подвижники. А мы, духовная простота, так, походя пока, в себя вбираем, навыкаем. Даже от единого звучанья и то может быть спасение».

Жизненный путь писателя – это два временных отрезка, кардинально отличающихся друг от друга: жизнь в дореволюционной России и жизнь в эмиграции – в Берлине и Париже.

Дореволюционный Шмелев – это глубокий знаток провинциальной жизни (во Владимирской казённой палате 7 лет был чиновником особых поручений). Послереволюционный Шмелёв – это русский писатель, который заново родился в своём двойном горе: гибели Российской Империи и смерти единственного сына.

Сыну Шмелёва, поверившему в официально объявленную большевиками амнистию и вернувшемуся в Феодосию из ВСЮР, пришлось сразу же лечь в госпиталь, дабы лечиться от туберкулёза, но в ноябре 1920 года он был арестован чекистами Бела Куна. Несколько месяцев больной юноша провёл в смрадных арестантских подвалах, а в январе 1921 года его расстреляли, как и 12 тысяч других участников «Белого движения» – по приговору «тройки».

Ужасы Гражданской войны, голод, неустроенность и нищета в Крыму, потеря Родины… Но все эти нечеловеческие страдания не бросили Шмелёва на дно отчаяния, а заставили из недр памяти достать ушедшее детство, в котором осталось и ожидание Пасхи, и свет молитвенного песнопения в церквах, и радость Крестного хода… Без сгущающейся вокруг писателя тьмы не появился бы, наверное, и свет «Лета Господня». Чем гуще мрак – тем храм светлей в ночи!

Из всех писателей-эмигрантов Шмелёв в Париже жил беднее всех – не умел и не хотел заискивать перед богатыми издателями, не желал искать себе покровителей, не мог, в силу своих принципов, ради куска хлеба проповедовать чуждые ему идеи. От отчаяния спасала православная вера – в дорогих сердцу православных традициях и обрядах Шмелёв нашёл потерянную Родину. Часто молился преподобному Серафиму Саровскому.

Последние годы жизни писатель, похоронив любимую жену, провёл в полном одиночестве… Испытывая тяжёлые физические страдания от болезней, подтачивавших его силы, Иван Сергеевич Шмелёв решил переехать в обитель Покрова Пресвятой Богородицы в Бюсси-ан-Отт, что под Парижем. Там, в первый же день пребывания, сердечный приступ оборвал его жизнь.

Монахиня Феодосия, присутствовавшая при его кончине, написала:

«Мистика этой смерти поразила меня – человек приехал умереть у ног Царицы Небесной, под Её покровом».

Автор «Лета Господня» покинул землю в День памяти своего Небесного покровителя – преподобного Варнавы Гефсиманского, благословившего когда-то молодого путешественника заниматься литературой.

«Солнцем перед закатом» стал для И.С. Шмелёва его последний роман «Пути небесные». Писатель, не успев завершить его, так и ушел в вечность с мыслями о Небе...


Источник:      Православие.ru

Последние публикации:

9 февраля 2024

Президент России В.В. Путин:

«Мы защищаем своих людей, себя, свою Родину и наше будущее». Интервью Президента России Владимира Путина Такеру Карлсону

9 февраля 2024 года в Кремле Президент России Владимир Владимирович Путин ответил на вопросы Такера Карлсона, американского журналиста, основателя видеоплатформы Tucker Carlson Network. 10 февраля 2024 г.

(См. далее...)

30 декабря 2023

Геннадий Дорофеев:

9 дней. Памяти Педагога

Незаменимых людей нет. Смерть есть лишь дверь в Вечную жизнь, а лучшая память о ушедшем – продолжение его дела. Эти истины мы знаем и повторяем многократно другим людям. Но вот снова приходит неумолимая гостья – смерть, забирает дорогого человека, и куда скрыться от нахлынувшей боли? И сколько времени должно пройти, чтобы она...

(См. далее...)

28 ноября 2023

Президент России В.В. Путин:

«Мы сражаемся сейчас за свободу не только России, но и всего мира». Выступление Президента России В.В. Путина на пленарном заседании Всемирного русского народного собора

28 ноября 2023 года Президент Российской Федерации В.В. Путин в формате видеоконференции выступил на пленарном заседании XXV Всемирного русского народного собора.

(См. далее...)

28 ноября 2023

Святейший Патриарх Кирилл:

«Русский мир — это прежде всего общность святынь». Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на пленарном заседании XXV Всемирного русского народного собора

28 ноября 2023 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на пленарном заседании XXV Всемирного русского народного собора «Настоящее и будущее Русского мира».

(См. далее...)

Публикация:

Православие.ru

4.11.2022

Также у этого автора:
Архив публикаций:
Святые и святыни:
Святитель Макарий, митрополит Московский и Коломенский

1 марта

Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Коломенский (1926)

...16 марта 1861 года он принимает монашеский постриг с именем Макария, в честь преподобного Макария Великого. На следующий день его рукополагают в иеродиакона, а 19 марта — в иеромонаха. Теперь начинается его самостоятельное миссионерское служение. Сначала в Чемальском...

(См. далее...)

Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Анонсы

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2024