Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

Почти все русские эмигранты, не смирившиеся с тем, что навсегда покинули свою Родину, верили, что когда-нибудь обязательно вернутся в Россию. Последнее желание автора «Лета Господня», оставленное им в завещании, было выполнено: в мае 2001 года, с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, прах русского писателя-эмигранта Ивана Сергеевича Шмелёва и его жены был перевезён из Франции в Москву – в некрополь Донского монастыря.

Публикации по теме:
Последние репортажи:

25 января 2023

В Кремле прошло торжественное пленарное заседание XXXI Международных Рождественских образовательных чтений

25 января 2023 года в Государственном Кремлевском дворце в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось торжественное пленарное заседание XXXI Международных Рождественских образовательных чтений «Глобальные...

(См. далее...)

24 января 2023

XXXI Международные Рождественские образовательные чтения: Научно-практическая конференция «Будущее наследие»

24 января 2023 года в Белом зале Храма Христа Спасителя под председательством епископа Тольяттинского и Жигулёвского Нестора в рамках XXXI Международных образовательных чтений прошла XV Межрегиональная научно-практическая конференция «Моделирование...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Майер Ольга Константиновна /Литературный редактор газеты «Православный Собеседник»

4 ноября 2022

Святыни и святые | Московский Патриархат | Святейший Патриарх


 

Иван Шмелёв, заново родившийся в горе

Почти все русские эмигранты, не смирившиеся с тем, что навсегда покинули свою Родину, верили, что когда-нибудь обязательно вернутся в Россию. Последнее желание автора «Лета Господня», оставленное им в завещании, было выполнено: в мае 2001 года, с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, прах русского писателя-эмигранта Ивана Сергеевича Шмелёва и его жены был перевезён из Франции в Москву – в некрополь Донского монастыря. Господь вернул России православного писателя-праведника!


Почти все русские эмигранты, не смирившиеся с тем, что навсегда покинули свою Родину, верили, что когда-нибудь обязательно вернутся в Россию. Последнее желание автора «Лета Господня», оставленное им в завещании, было выполнено: в мае 2001 года, с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, прах русского писателя-эмигранта Ивана Сергеевича Шмелёва и его жены был перевезён из Франции в Москву – в некрополь Донского монастыря. Господь вернул России православного писателя-праведника!

Родился Иван Шмелёв в купеческой семье, где соблюдались каноны православного благочестия. В патриархальном мире Замоскворечья он был счастлив. Здесь обрёл и самое важное – православную веру, которая впоследствии помогла пережить писателю самые страшные испытания, выпавшие на его долю.

Детство Шмелёва можно представить по «Лету Господню» и «Богомолью», где страница за страницей открывается перед нами мир русского человека, который наполнен по-детски простой и тёплой верой. И трудно поверить, что страницы эти писались в минуты тяжких переживаний:

«Если бы Вы знали, как я страдал, как был близок к утрате себя. Были дни, когда я чувствовал, что пропадаю, идёт на меня тьма, ужас... потеря рассудка. <...> И вот, Господь сохранил. Я нашёл себя. О, сколько усилий! Меня, может быть, ‟Богомолье” спасало и ‟Лето Господне”».

Трудно представить и то, что в юности, увлекшись модными позитивистскими учениями, Шмелёв отошёл от Церкви. И лишь судьбоносный случай, связанный со свадебным путешествием, помог ему вновь обрести совсем было утраченную веру:

«И вот, мы решили отправиться в свадебное путешествие. Но – куда? Крым, Кавказ?.. Манили леса Заволжья /…/. Я разглядывал карту России, и взгляд мой остановился на Севере/…/ Петербург? Веяло холодком от Петербурга. Ладога, Валаамский монастырь?.. Туда поехать? От Церкви я уже шатнулся, был если не безбожник, то ‟никакой”. Я с увлечением читал Бокля, Дарвина, Сеченова, Летурно /…/. Я питал ненасытную жажду ‟знать”. И я многое узнавал, и это знание уводило меня от самого важного знания – от источника Знания, от Церкви. И вот, в каком-то полубезбожном настроении, да ещё в радостном путешествии, в свадебном путешествии, меня потянуло... к монастырям!»

В Троице-Сергиевой лавре, у старца Варнавы Гефсиманского, молодожёны не только получили благословение, но преподобный Варнава самым чудесным образом предрёк писательское будущее Шмелёва:

«Смотрит внутрь, благословляет… Кладёт мне на голову руку, раздумчиво так говорит: ‟Превознесёшься своим талантом”».

В «Старом Валааме» Шмелёв впоследствии очень тонко передал состояние человека, поворачивающегося от маловерия к православной вере, передал глубокое ощущение Иисусовой молитвы:

«Великая от этой молитвы сила, – говорит один из монахов, – но надо уметь, чтобы в сердце как ручеёк журчал... Этого сподобляются только немногие подвижники. А мы, духовная простота, так, походя пока, в себя вбираем, навыкаем. Даже от единого звучанья и то может быть спасение».

Жизненный путь писателя – это два временных отрезка, кардинально отличающихся друг от друга: жизнь в дореволюционной России и жизнь в эмиграции – в Берлине и Париже.

Дореволюционный Шмелев – это глубокий знаток провинциальной жизни (во Владимирской казённой палате 7 лет был чиновником особых поручений). Послереволюционный Шмелёв – это русский писатель, который заново родился в своём двойном горе: гибели Российской Империи и смерти единственного сына.

Сыну Шмелёва, поверившему в официально объявленную большевиками амнистию и вернувшемуся в Феодосию из ВСЮР, пришлось сразу же лечь в госпиталь, дабы лечиться от туберкулёза, но в ноябре 1920 года он был арестован чекистами Бела Куна. Несколько месяцев больной юноша провёл в смрадных арестантских подвалах, а в январе 1921 года его расстреляли, как и 12 тысяч других участников «Белого движения» – по приговору «тройки».

Ужасы Гражданской войны, голод, неустроенность и нищета в Крыму, потеря Родины… Но все эти нечеловеческие страдания не бросили Шмелёва на дно отчаяния, а заставили из недр памяти достать ушедшее детство, в котором осталось и ожидание Пасхи, и свет молитвенного песнопения в церквах, и радость Крестного хода… Без сгущающейся вокруг писателя тьмы не появился бы, наверное, и свет «Лета Господня». Чем гуще мрак – тем храм светлей в ночи!

Из всех писателей-эмигрантов Шмелёв в Париже жил беднее всех – не умел и не хотел заискивать перед богатыми издателями, не желал искать себе покровителей, не мог, в силу своих принципов, ради куска хлеба проповедовать чуждые ему идеи. От отчаяния спасала православная вера – в дорогих сердцу православных традициях и обрядах Шмелёв нашёл потерянную Родину. Часто молился преподобному Серафиму Саровскому.

Последние годы жизни писатель, похоронив любимую жену, провёл в полном одиночестве… Испытывая тяжёлые физические страдания от болезней, подтачивавших его силы, Иван Сергеевич Шмелёв решил переехать в обитель Покрова Пресвятой Богородицы в Бюсси-ан-Отт, что под Парижем. Там, в первый же день пребывания, сердечный приступ оборвал его жизнь.

Монахиня Феодосия, присутствовавшая при его кончине, написала:

«Мистика этой смерти поразила меня – человек приехал умереть у ног Царицы Небесной, под Её покровом».

Автор «Лета Господня» покинул землю в День памяти своего Небесного покровителя – преподобного Варнавы Гефсиманского, благословившего когда-то молодого путешественника заниматься литературой.

«Солнцем перед закатом» стал для И.С. Шмелёва его последний роман «Пути небесные». Писатель, не успев завершить его, так и ушел в вечность с мыслями о Небе...


Источник:      Православие.ru

Последние публикации:
Святая равноапостольная Нина

27 января 2023

Святитель Иоанн (Максимович):

«Не обладая учёными знаниями и никакими сокровищами, она привела к Свету Истины целый народ». Ко дню памяти св. равноапостольной Нины

...Пришла она туда, ничего не имея, кроме креста и свитка, данных ей Божией Матерью, и одежды, которая была на ней. Всё то совершила она силою своей веры, и молитвою непрестанною, и неустанными трудами с помощью Христа...

(См. далее...)

26 января 2023

Святейший Патриарх Кирилл:

«Все больше людей понимают, насколько важна любовь к Родине, верность своей стране, готовность защитить её священные рубежи…» Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на XI Рождественских Парламентских встречах

26 января 2023 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с докладом на открытии XI Рождественских Парламентских встреч,...

(См. далее...)

25 января 2023

Протоиерей Александр Шаргунов:

Чтобы во Христа крестившись, мы во Христа облеклись… Слово в день памяти святой мученицы Татианы

...отвержение зла, лжи и греха — это не просто отрицание, это — утверждение нашей истинной духовной жизни. Это наше участие в Истине. Это наша причастность Божественной любви. Это наше участие в жизни Самого Бога и в Крестной тайне Его Искупления...

(См. далее...)

22 января 2023

Святейший Патриарх Кирилл:

«Он явил нам и простоту, и смирение, и величие церковного служения». Слово после Божественной литургии в день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского

...Пример святителя Филиппа говорит об очень многом. Он свидетельствует, что Церковь всегда находится вне каких-либо политических схваток. Именно благодаря этой отвлечённости от мирских стихий...

(См. далее...)

Публикация:

Православие.ru

4.11.2022

Также у этого автора:
Архив публикаций:
Святые и святыни:
Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Анонсы

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2023